Предмет психологии, ее методы

ПСИХОЛОГИЯ И педагогика

Часть І Психология

Утверждено Редакционно-издательским советом

в качестве учебного пособия

Краснодар

УДК 159.9

ББК К 12

Кабанова С.В., Корнилова Л.А. Психология и педагогика. Часть І.

Психология: учеб. пособие /Кубан. гос. технол. ун-т. – Краснодар: Изд. Куб ГТУ, 2008. – 139 с.

Представлен краткий курс лекций, планы семинарско-практических занятий, задания для самостоятельной работы, вопросы и задания для самоконтроля, список рекомендуемой литературы, методические рекомендации по выполнению контрольных работ.

Предназначено для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Ил. 8. Табл. 12. Библиогр. 78 назв.

Рецензенты:

д-р филос. наук, проф. П.М. Хакуз;

канд. ист. наук, доц. Б.В. Сармабехьян

© КубГТУ, 2008

ISBN © Кабанова С.В., Корнилова Л.А., 2008

Содержание

Введение.........................................................................................................4

1 Предмет психологии, ее методы...............................................................6

1.1 Становление психологии как науки.................................................6

1.2 Методы научно-психологических исследований..........................27

2 Психология личности...............................................................................29

2.1 Понятие о личности..........................................................................29

2.2 Структура личности..........................................................................32

3 Индивидуально-типологические особенности личности.....................40

3.1 Темперамент.....................................................................................40

3.2 Характер............................................................................................43

3.3 Способности......................................................................................46

4 Психология познавательных процессов.................................................50

4.1 Сенсорно-перцептивные процессы.................................................50

4.2 Мнемические процессы...................................................................58

4.3 Интеллектуальные процессы..........................................................62

4.4 Внимание...........................................................................................67

5 Психология деятельности........................................................................71

5.1 Деятельность, поведение, действия и поступки............................71

5.2 Общение............................................................................................73

5.3 Учебная деятельность......................................................................74

6 Эмоционально-волевая сфера личности................................................78

6.1 Эмоции и чувства...................................................... ……...…78

6.2 Воля......................................................................................... .82

7 Планы семинарско-практических занятий.............................................85

8 Список рекомендуемой литературы......................................................88

9 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

для студентов заочной формы обучения...............................................91

9.1 Внимание...........................................................................................91

9.2 Изучение особенностей характера личности.................................93

9.3 Мышление и взаимосвязь познавательных процессов.................99

9.4 Темперамент...................................................................................102

9.5 Профессиональные интересы личности.......................................111

9.6 Семья как психолого-педагогическая проблема.........................115

9.7 Память. Определение индивидуальных особенностей

и типа памяти…..……………………….........................................118

9.8 Эмоции и чувства...........................................................................122

9.9 Структура личности.......................................................................124

9.10 Самооценка и групповая оценка личности................................133

10 Вопросыпо курсу.................................................................................138

11 Заключение...........................................................................................139

ВВЕДЕНИЕ

Психология и педагогика - область знания, изучающая закономерности формирования психики, функции психики в регулировании поведения человека, а также принципы педагогической социализации личности, что позволяет рассматривать изучение психологии и педагогики как важное звено гуманитарной подготовки студентов. Психология и педагогика, как учебный предмет, имеет целью познакомить студентов с научной психологией и педагогикой, помочь им разобраться в своей собственной психической деятельности: понимать мотивы своих и чужих действий, научиться регулировать свои эмоциональные состояния, избавляться от комплексов, выходить из стрессов и депрессий; активизировать познавательные усилия студентов: воспитать внимание, развить память, мышление, воображение; совершенствовать навыки общения и влияния на межличностном уровне, на уровне группы и в управленческой сфере.

Задачикурсаопределяются требованиями к знаниям, умениям и в целом к образованности будущего специалиста, изложенными в "Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования" (Москва, 2000 г.).

Будущий специалист отвечает следующим требованиям:

- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей;

- способен приобретать новые знания, продолжать обучение, используя современные информационные образовательные технологии;

- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющие конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

- способен поставить цель и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных наук;

- готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;

- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

Будущий специалист должен:

- знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимания роли насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к себе и к другим;

- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;

- понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также образовательных механизмов в поведении человека;

- уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

- понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;

- знать формы и средства, методы педагогической деятельности;

- владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных систем ситуаций, определения и решения педагогических задач.

Курс "Психология и педагогика" органически связан с философией, культурологией, историей, социологией и другими предметами, с помощью которых осуществляется процесс гуманизации и гуманитаризации высшего образования.

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ МЕТОДЫ

Психология (от греч. Psyche – душа, Logos – ученье, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

«Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука. Она имеет за собой тысячелетнее прошлое, и тем не менее она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется десятилетиями, но ее основная проблема занимает философскую мысль с тех пор, как существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны и тысячелетия практического познания психологии людей – с другой»[1].

Предмет и задачи психологии в разные времена и разными учеными мыслились по-разному. Для того, чтобы увидеть, как трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии на каждом этапе ее развития, необходимо обратиться к истории психологической науки.

Наши рекомендации