Предмет психологии, ее методы
ПСИХОЛОГИЯ И педагогика
Часть І Психология
Утверждено Редакционно-издательским советом
в качестве учебного пособия
Краснодар
УДК 159.9
ББК К 12
Кабанова С.В., Корнилова Л.А. Психология и педагогика. Часть І.
Психология: учеб. пособие /Кубан. гос. технол. ун-т. – Краснодар: Изд. Куб ГТУ, 2008. – 139 с.
Представлен краткий курс лекций, планы семинарско-практических занятий, задания для самостоятельной работы, вопросы и задания для самоконтроля, список рекомендуемой литературы, методические рекомендации по выполнению контрольных работ.
Предназначено для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
Ил. 8. Табл. 12. Библиогр. 78 назв.
Рецензенты:
д-р филос. наук, проф. П.М. Хакуз;
канд. ист. наук, доц. Б.В. Сармабехьян
© КубГТУ, 2008
ISBN © Кабанова С.В., Корнилова Л.А., 2008
Содержание
Введение.........................................................................................................4
1 Предмет психологии, ее методы...............................................................6
1.1 Становление психологии как науки.................................................6
1.2 Методы научно-психологических исследований..........................27
2 Психология личности...............................................................................29
2.1 Понятие о личности..........................................................................29
2.2 Структура личности..........................................................................32
3 Индивидуально-типологические особенности личности.....................40
3.1 Темперамент.....................................................................................40
3.2 Характер............................................................................................43
3.3 Способности......................................................................................46
4 Психология познавательных процессов.................................................50
4.1 Сенсорно-перцептивные процессы.................................................50
4.2 Мнемические процессы...................................................................58
4.3 Интеллектуальные процессы..........................................................62
4.4 Внимание...........................................................................................67
5 Психология деятельности........................................................................71
5.1 Деятельность, поведение, действия и поступки............................71
5.2 Общение............................................................................................73
5.3 Учебная деятельность......................................................................74
6 Эмоционально-волевая сфера личности................................................78
6.1 Эмоции и чувства...................................................... ……...…78
6.2 Воля......................................................................................... .82
7 Планы семинарско-практических занятий.............................................85
8 Список рекомендуемой литературы......................................................88
9 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ
для студентов заочной формы обучения...............................................91
9.1 Внимание...........................................................................................91
9.2 Изучение особенностей характера личности.................................93
9.3 Мышление и взаимосвязь познавательных процессов.................99
9.4 Темперамент...................................................................................102
9.5 Профессиональные интересы личности.......................................111
9.6 Семья как психолого-педагогическая проблема.........................115
9.7 Память. Определение индивидуальных особенностей
и типа памяти…..……………………….........................................118
9.8 Эмоции и чувства...........................................................................122
9.9 Структура личности.......................................................................124
9.10 Самооценка и групповая оценка личности................................133
10 Вопросыпо курсу.................................................................................138
11 Заключение...........................................................................................139
ВВЕДЕНИЕ
Психология и педагогика - область знания, изучающая закономерности формирования психики, функции психики в регулировании поведения человека, а также принципы педагогической социализации личности, что позволяет рассматривать изучение психологии и педагогики как важное звено гуманитарной подготовки студентов. Психология и педагогика, как учебный предмет, имеет целью познакомить студентов с научной психологией и педагогикой, помочь им разобраться в своей собственной психической деятельности: понимать мотивы своих и чужих действий, научиться регулировать свои эмоциональные состояния, избавляться от комплексов, выходить из стрессов и депрессий; активизировать познавательные усилия студентов: воспитать внимание, развить память, мышление, воображение; совершенствовать навыки общения и влияния на межличностном уровне, на уровне группы и в управленческой сфере.
Задачикурсаопределяются требованиями к знаниям, умениям и в целом к образованности будущего специалиста, изложенными в "Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования" (Москва, 2000 г.).
Будущий специалист отвечает следующим требованиям:
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей;
- способен приобретать новые знания, продолжать обучение, используя современные информационные образовательные технологии;
- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющие конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;
- способен поставить цель и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных наук;
- готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;
- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.
Будущий специалист должен:
- знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимания роли насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к себе и к другим;
- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;
- понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также образовательных механизмов в поведении человека;
- уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;
- понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;
- знать формы и средства, методы педагогической деятельности;
- владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных систем ситуаций, определения и решения педагогических задач.
Курс "Психология и педагогика" органически связан с философией, культурологией, историей, социологией и другими предметами, с помощью которых осуществляется процесс гуманизации и гуманитаризации высшего образования.
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ МЕТОДЫ
Психология (от греч. Psyche – душа, Logos – ученье, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
«Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука. Она имеет за собой тысячелетнее прошлое, и тем не менее она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется десятилетиями, но ее основная проблема занимает философскую мысль с тех пор, как существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны и тысячелетия практического познания психологии людей – с другой»[1].
Предмет и задачи психологии в разные времена и разными учеными мыслились по-разному. Для того, чтобы увидеть, как трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии на каждом этапе ее развития, необходимо обратиться к истории психологической науки.