Радикал – структурно-функциональный элемент характера индивида, устойчивая совокупность черт (качеств поведения), имеющих одинаковое происхождение (однородных, однокоренных)
Автор методики исходит из общепринятого и научно обоснованного представления, что в основе тех или иных поведенческих феноменов (явлений) лежат врожденные особенности темперамента и интеллекта.
Темперамент – это обобщенное название свойств нервной системы человека, обеспечивающих динамику психической деятельности: её скорость, силу, реактивность. В частности, количество энергии, которое человек может расходовать на свои поступки, не истощая себя; скорость переключения с одного информационного потока на другой; степень яркости эмоциональных переживаний и проявлений; способность улавливать органами чувств то, что происходит вокруг.
Интеллект – это набор психических инструментов, позволяющих человеку познавать окружающий и собственный внутренний мир. Воспринимать форму и осознавать существо происходящего, понимать взаимосвязь событий, делать выводы прогностического характера из полученной информации и т.д. К инструментам интеллекта относятся, прежде всего, внимание (способность сосредоточивать сознание на потоке информации), память (способность закреплять полученную информацию «внутри головы» и извлекать ее, когда это нужно), мышление (способность выделять в получаемой информации нечто главное, стержневое, сущностное, отбрасывая все случайное и второстепенное) и речь (способность устанавливать информационные контакты с окружающими).
Радикал – это, по сути, проявление конкретных особенностей темперамента и интеллекта в поведении. Но радикал – элемент характера, а не, скажем, темперамента. Следовательно, его базовые свойства проявляются не непосредственно. Они опосредуются адекватными им технологиями (способами) поведения.
Темпераментную (или интеллектуальную) основу радикал получает от природы. Она, чаще всего, генетически детерминирована. А способы поведения, ей соответствующие, радикал обретает в процессе социализации, интеграции в общественные отношения.
Общество, воздействуя на индивида средствами обучения и воспитания, предоставляет ему на выбор целый спектр технологий (способов, образцов) поведения. Эти технологии сформировались за многотысячелетнюю историю развития социума и остались в его культуре, в его традициях, как наиболее результативные приспособительные инструменты, обеспечивающие выживание. Индивид избирательно усваивает предоставленные ему образцы поведения – не все, а только те, которые воплощают его природный темперамент и интеллект. Так формируются радикалы.
Радикал, таким образом, это совокупность технологий (способов, образцов) поведения, усвоенных индивидом, благодаря особенностям его природного темперамента и интеллекта.
Важно понимать, что темпераментно-интеллектуальная основа поведения индивида сложна, мозаична. Она может парадоксально включать в себя, казалось бы, взаимоисключающие свойства темперамента. Например, сила (работоспособность) и слабость (истощаемость) нервной системы; подвижность (быстрое переключение сознания между потоками информации) и ригидность («застревание» в русле одного информационного потока); чувствительность и нечувствительность к слабым внешним сигналам – эти свойства темперамента могут формировать самые различные структурно-функциональные комбинации. Это, в свою очередь, дает возможность индивиду усваивать разнообразные технологии поведения, формирующие радикалы его характера. В результате, индивид может, к примеру, проявлять в поведении и агрессивность, и доброту; и бесшабашность, и осторожность; и скупость, и расточительность. Более того, как темперамент не может быть «нарисован одной краской», выражен одним свойством, так и реальный характер никогда не состоит из одного радикала (поэтому и не вписывается в рамки одного типа). Это всегда – результат взаимовлияния, взаимодействия нескольких радикалов, каждый из которых – относительно самостоятельное психологическое явление.
Автор методики утверждает, основываясь на собственном практическом опыте, а также на информации, получаемой регулярно от других подготовленных и практикующих пользователей, что для содержательного, управленчески значимого анализа поведения индивида достаточно знания семи радикалов.
Их названия: истероидный, эпилептоидный, паранойяльный, эмотивный, шизоидный, гипертимный, тревожный.
Близкое по значению к понятию «радикал» слово в русском языке – «начало». Говорят: «в нём развито творческое начало», «в ней отсутствовало материнское начало» и т.п. Исходя из этого, приведенные выше «технические» названия радикалов можно так перевести на русский язык:
· Истероидный радикал – демонстративное начало.
· Эпилептоидный радикал – упорядоченно-агрессивное начало.
· Паранойяльный радикал – лидерское начало.
· Шизоидный радикал – творческое начало.
· Гипертимный радикал – общительно-развлекательное начало.
Эмотивный и тревожный радикалы в подобном переводе не нуждаются. Первый означает эмоциональную восприимчивость, способность реагировать на нюансы происходящего, отличать гармоническое состояние воспринимаемой системы (предметов и человеческих отношений) от дисгармонического. Второй – склонность пасовать перед новизной, уклоняться от психических и физических нагрузок, стрессов, ответственности.
Технические названия радикалов необходимы для того, чтобы обозначить содержательную взаимосвязь феноменов, описанных в данной методике, и феноменов, выявленных и описанных другими авторами в рамках клинического подхода. В ряде случаев автор «7Радикалов» использует принятые в психологической практике объяснения существа и описания формы поведенческих феноменов, в иных случаях – предлагает собственную оригинальную трактовку, полемизирующую с общепринятой, но логически обоснованную.
Каждый радикал методики «7Радикалов» подробно описан автором по определенной схеме.
Первый пункт описания – общая характеристика радикала. Здесь присутствуют два подпункта: происхождение и социальное значение радикала.
В подпункте «происхождение радикала» автор выдвигает гипотезу, объясняющую, с его точки зрения, природные условия формирования данного радикала. Это необходимо для того, чтобы логично объяснить, почему радикал привлекает, интегрирует в себя в процессе саморазвития, именно такие технологии поведения, а не иные.
Так, например, основа истероидного радикала описывается как сочетание слабости (истощаемости) и подвижности (быстрого и легкого переключения между информационными потоками) нервной системы.
Логика подсказывает, что при такой темпераментной базе характер индивида будет по преимуществу включать в себя технологии поведения, направленные не на достижение реального, трудоемкого результата, а на создание иллюзии, имитации деятельности. Что подтверждается наблюдением за поступками обладателей выраженного (доминирующего) истероидного радикала: даже имея возможность добиться чего-то реального, они часто предпочитают имитацию, с которой им легче управляться.
Основа шизоидного радикала представляется автору не темпераментной, а интеллектуальной. Данный радикал формируется на базе своеобразного мышления – не способного отличить наиболее важный, сущностный признак объекта от его второстепенных, необязательных признаков. В результате чего представление о назначении объекта, о его функциональной нагрузке у обладателей шизоидного радикала меняется. Один и тот же объект предстает перед ними в самых разных смысловых ракурсах. Взаимопониманию с окружающими людьми, большинство из которых мыслят ортодоксально (в данном контексте, однозначно), это не способствует. Зато создает возможности для неограниченной фантазии на тему привычных, банальных явлений и предметов, для безудержных интеллектуальных экспериментов.
В подпункте «социальное значение» автор показывает, что каждый радикал представляет собой надежное и полезное средство, обеспечивающее выживание индивида и его окружения.
С этой точки зрения, не существует отрицательных черт характера, «плохих» радикалов. Всё, чем природа одаривает индивида, изначально позитивно и конструктивно. Любой радикал (все входящие в него черты характера, свойства) потенциально востребован, необходим для обеспечения высокого качества жизни. Он вполне может быть реализован в общественно-полезном труде.
В то же время, попытки сформировать характер индивида, игнорируя его природные задатки, а также попытки поставить перед индивидом задачи, не соответствующие его основным радикалам, изначально деструктивны. Они приводят к протестам со стороны индивида, к объективному снижению его поведенческой эффективности (ухудшению результатов при увеличении затрат), к поискам суррогатных форм самореализации, среди которых могут появиться и отчетливо антисоциальные формы поведения.
Второй пункт описания радикала – внешние (наблюдаемые) признаки поведения. Автор исходит из представления о том, что каждый индивид заинтересован быть правильно понятым, воспринятым адекватно. Поэтому никто не скрывает от окружающих присущих ему свойств и качеств (разумеется, выраженных в формах, соответствующих запросам и ожиданиям социальной среды).
Среди внешних признаков радикала автор останавливается: а) на оформлении внешности (манера одеваться, украшать себя, соблюдать и применять к себе правила гигиены и т.д.); б) на оформлении обитаемого пространства (отражение особенностей характера в предметном окружении индивида); в) на специфике двигательной активности (характерные мимика, жесты, позы). В отношении эпилептоидного и шизоидного радикалов также обсуждаются и особенности телосложения индивида.
Третий пункт – черты характера (специфичные для данного радикала технологии и качества поведения). В этом пункте радикал «достраивается до целого», т.е. к уже известным из предыдущих разделов качествам поведения добавляются и иные, которые еще не были обсуждены.
По завершении первых трех пунктов схемы формируется технологически значимое, подробное описание радикала, позволяющее не только понять его сущность, но и распознать его присутствие в реальном характере лишь на основе наблюдения за поведением индивида (без применения дополнительных тестов).
Четвертый пункт описания методики «7Радикалов» содержит указание на наиболее приемлемые и, напротив, неприемлемые для обладателя радикала профессиональные и общеповеденческие задачи (так как если бы этот радикал находился в доминантной позиции в структуре реального характера). Информация этого раздела крайне важна для целей профориентации и управления профессиональным поведением индивида. Она, по сути, дает возможность формирования самой надежной и мощной – внутренней – мотивации человека к труду, его удовлетворенности трудом.
Пятый, заключительный, пункт схемы – особенности построения коммуникации по отношению к данному радикалу. Рассматриваются наиболее эффективные способы установления и упрочения взаимоотношений с его обладателем, а также возможные грубые коммуникативные ошибки.
Автор подчеркивает, что удовлетворительных универсальных рецептов эффективного социального взаимодействия не существует. Нельзя игнорировать тот факт, что человеку свойственно дорожить отношениями с теми, кто облегчает его жизнь, и разрушать связи с людьми, которые ему жить мешают. Чтобы установить конструктивные и психологически комфортные отношения, необходимо хорошо понимать индивидуальную психологию своего партнера (партнеров).
Описывая формы проявления и качества радикалов, автор также указывает на возможность применения этих знаний при проведении деловых переговоров, выяснении потребительских предпочтений, выборе адекватных форм продвижения товаров и услуг на рынке, рациональном распределении внутрисемейных обязанностей и др. При желании эти указания могут быть развиты заинтересованными специалистами до уровня тематических исследований.
Приведенная схема отражает лишь первую часть методики «7Радикалов». Важно отдавать себе отчет в том, что реальный характер – не конгломерат из отдельных радикалов, по существу мало связанных между собой. Характер – это интегрированная система поведения, в которой каждый входящий в нее радикал тесно взаимодействует с остальными, оказывая определенное влияние на поведение в целом.
Образно говоря, радикалы – не отдельные цветки в букете, а ингредиенты смеси. В каждого индивида они «добавлены» природой в определенной номенклатуре, количестве и пропорции, что и формирует характер.
Второй частью методики является распознавание реального характера и обучение способам управления им.
С этой целью вводится понятие «психологический профиль» – схематическое изображение реального характера в виде иерархической последовательности входящих в него радикалов.
Определены два этапа разработки («построения») психологического профиля. На первом этапе специалист-пользователь методики по внешним, преимущественно, признакам поведения выявляет (распознает) наличие в реальном характере тех или иных радикалов. Принцип распознавания: если очевиден хотя бы один признак радикала (специалист может обосновать, доказать его присутствие в поведении), то и весь радикал в целом считается входящим в структуру характера. На данном этапе вопросы относительной выраженности радикалов не рассматриваются.
Второй этап – установление иерархии радикалов (доминирующего, субдоминирующего и т.д., вплоть до наименее выраженного радикала). На этом этапе применяется специально разработанная для этих целей методика попарного сравнения радикалов.
Результатом попарного сравнения является корректный (доказанный и обоснованный) психологический профиль индивида. В нем установлен доминирующий радикал, задающий приоритетную цель поведения. При этом исследователь понимает, что остальные радикалы профиля формируют специфическую среду достижения этой цели, снабжают доминирующий радикал своими характерными поведенческими инструментами.
Это взаимодействие радикалов – цель и «обслуживающие» ее достижение психологические средства – на заключительном третьем этапе методики описывается в виде психологического портрета.