Диалектика бытия: принцип развития
В повседневной, обыденной жизни человек имеет дело по преимуществу с вещами конечными, определенными, непротиворечивыми. Соответственно, отсюда проистекает подтвержденное здравым смыслом требование к непротиворечивости нашего мышления. Поэтому в формальной логике существуют законы «тождества», «непротиворечия», «исключенного третьего» и «достаточного основания».
Cтремление полнее познать мир рано или поздно приводит к тому, что человек сталкивается с противоречиями, с необходимостью их осмысления и выведению заключений, касающихся перспектив изменения изучаемого объекта. Еще в большей мере формально-логический подход обнаруживает свою ограниченность в сфере научного знания, где явления и процессы рассматриваются в их взаимосвязи, взаимопереходе и развитии. В науке этот формально-логический подход порождает немало затруднений и коллизий. Г.Гегель даже предложил разграничивать зоны действия человеческого рассудка обыденным мышлением, а разума – диалектическим. Учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития мышления и бытия он называл диалектикой.
Однако такое понимание пришло не сразу. Первоначально диалектика (греч. dialegomai – веду беседу, полемику) трактовалась как искусство диалога, спора. Со временем в античной философии вызрело понимание мира как вечного процесса изменения, движущей силой которого является борьба противоположностей (Гераклит, Сократ, Платон). Античная диалектика носила стихийно-интуитивный характер и опиралась на наблюдение.
В немецкой классической философии диалектика предстает уже в виде стройной системы знания. Она эволюционирует от кантовской неразрешенности антиномий разума до признания Гегелем противоречия в качестве источника развития. По Гегелю, диалектика есть учение о саморазвертывании Абсолютного Духа, о самодвижении понятий. Сформулированный им тезис о тождестве мышления и бытия позволил вплотную подойти к такому способу познания реальности, при котором мир объясняется не из нашей головы, а из самого бытия.
В самом общем виде под диалектикой понимается совокупность объективно обусловленных, субъективно осознаваемых и практически выверенных познавательных приемов и навыков общественно-преобразующей деятельности человека.Диалектика - это учение об универсальных связях и всеобщих законах развития природы, общества и познания. Диалектика изучает связь и развитие не в полном объеме (в противном случае специальным наукам не оставалось бы объекта исследования), а выявляет их всеобщие черты. Ее задача состоит в том, чтобы воссоздать идеальную модель развития в его всеобщих характеристиках.
Диалектика является не только теорией, но и методом мышления (познания). Она имеет ряд альтернатив, а не выступает единственным и монопольным методом в истории философии. Под альтернативой понимается наличие взаимоисключающих друг друга возможностей и необходимости выбора между ними.
Если рассматривать диалектику как теорию развития, то ее альтернативами выступают метафизика и «негативная диалектика». Если понимать диалектику как логику, то ей противостоят эклектика и софистика. Если под диалектикой иметь в виду теорию познания, то антиподами ей выступят релятивизм и догматизм.
Понятие «метафизика» (греч. meta – после; physika – природа; так называлось приложение к трактату Аристотеля «Физика», содержащее учение «о бытии самом по себе») приобрело три самостоятельных значения: 1) метафизика как наука о всеобщем, 2) метафизика как онтология (учение о бытии) и 3) метафизика как специфический способ познания, сущностной чертой которого является односторонность, абсолютизация одной из противоположностей, закостенелость, отсутствие гибкости мышления.
Именно в последнем значении метафизика противостоит диалектике. Если она рассматривает универсальные всеобъемлющие связи, то метафизика упрощает, обедняет их, сводя все их многообразие к наиболее простым связям одного типа, как правило, механическим. Метафизика стремится к созданию однозначной, статической, законченной картины мира, к подмене действительно целостного мыслительного освоения реальности построением умозрительных конструкций, отличающихся завершенностью и непротиворечивостью. Метафизика не является чем-то алогичным, неразумным, безрезультатным. Она представляет собой исторически неизбежный и важный этап становления методологии познания.
Критическую, отрицающую какое бы то ни было постоянство, сторону диалектики абсолютизировали представители Франкфуртской школы (Т.Адорно, Г.Маркузе), назвавшие «единственно состоятельную критическую позицию» относительно современного общества «негативной диалектикой». Центральной категорией данного направления является понятие «тотальной негации», отражающее абсолютизацию отрицания, всеобщего разрушения всего сущего, отбрасывание какой-либо позитивности, самоотрицания.
Эклектика(греч. eklektikos – выбирающий) – это объединение разнородных, внутренне не связанных и несовместимых идей, концепций, стилей. В современных условиях методологического плюрализма эклектика приобретает самое широкое распространение в работах философов и ученых самых разных направлений. Поливариантность, «лоскутность» мышления достаточно типичны и для постмодернистского типа философствования, в котором даже существует специальный термин – пастиш («свободный полет», «лоскутное одеяло», «всякая всячина», коллаж, складывающийся из противоположных и несовместимых идей и взглядов). Техника пастиша не признает последовательности, логики или симметрии, основываясь на парадоксах и путанице.
Софистика (греч. sophisma – умная мысль, хитрость, ухищрение, обман) зарождается во времена античности (Протагор, Горгий) как техника словесного интеллектуального фокусничества, как искусство побеждать в словесных баталиях, как риторика. Софисты довели до крайности внутреннюю гибкость понятий, оторвав процесс мышления от его объективного содержания. Можно сказать, что софистика начинается там, где диалектика как искусство анализа понятий, отражающих действительность, уступает место искусству ее языкового конструирования.
Альтернативами диалектики как теории познания выступают также релятивизм и догматизм.
Релятивизм (лат. relativus – относительный) есть гносеологический прием, акцентирующий принципиальную относительность и бесконечность процесса познания. Релятивизм исходит из одностороннего выявления сути истины, в отрицании абсолютной истины, преувеличении ее относительности.
Догматизм(греч. dogma – мысль, учение, решение; положение, принимаемое за непреложную истину) является логическим способом рассмотрения теоретических и практических проблем, вырванных из исторического контекста. Однажды высказанная истина «застывает», «окаменевает» и в таком неизменном виде продолжает свое существование в постоянно изменяющихся условиях. Социально-психологическими корнями догматизма является слепая приверженность авторитету, некритическое восприятие ранее выработанных и усвоенных приемов и способов познания.
К сожалению, моментов догматизации не избежала и сама диалектика. В определенной мере ее судьба аналогична судьбе аристотелизма: после чрезмерного схоластического цитирования аристотелевских положений (в целом истинных и правильных) философы эпохи Возрождения просто отворачивались от них. Сегодня с диалектикой отождествляется не только научный метод освоения мира, но и та политическая идеология, которая взяла его на вооружение. После краха социалистической системы к диалектике повсеместно наблюдается, мягко говоря, спад интереса. Одним из следствий этого процесса выступает дистанцирование части современных исследователей от диалектической терминологии и стремление разработать свой собственный категориальный аппарат.
Примером тому выступает синергетика, в которой процессы развития систем рассматриваются с помощью понятий энтропия, диссипативность, хаос, бифуркация, аттрактор, флуктуация и т.д. Синергетика стала своеобразным ответом научного сообщества на заидеологизированность науки.
Каждая из названных альтернатив диалектики не столько отвергает, сколько подчеркивает необходимость дальнейшей разработки тех или иных аспектов теории развития.