Теоретико-множественные модели Мейера
Модели, основанная на семантических признаках.
Виды и теории научения. Формирование навыков и умений.
Виды и теории научения.
1) Научение - определение
- неассоциативное и ассоциативное (Торп).
- Классическое обусловливание (Павлов).
- Бихевиористы. Обусловливание. Перенос. Интеграция. Уотсон.
- Инструментальное или оперантное научение. Скиннер
- Необихевиоризм. Латентное научение Толмен.
- Инсайт и импринтинг. Реакция следования, К. Лоренц. Боровский. Половое запечатление.
- Гештальт: Инсайт — Келер
- Зоопси: Взаимная стимуляция. Подражание. Аллеломиметическое поведение vs имитационное научение. Облигатное и факультативное научение.
Опыты Эйбе-Эйбесфельдт
2) Навык – определение. Виды:
ü Локомоция
ü Самообслуживание и бытовые навыки
ü Когнитивные навыки и умения (чтение, умение слушать и говорить, письмо, вождение автомобиля)
ü Спортивные навыки и умения (вырабатываются годами)
ü Аффективные навыки (навыки и умения наблюдать и контролировать свои эмоции и наблюдать чужие эмоции, эмпатия)
ü Социальные умения (способность взаимодействовать с другими людьми в определенном социальном контексте таким образом, чтобы это было полезно: а) самому субъекту; б) взаимно полезно; в) полезно для других людей). Совокупность социальных навыков – социальная компетентность.
Норман. Характеристики навыков.
Степень автоматизации. Роль навыка. + знания и умения.
Степень обобщенности и произвольности. Сложные навыки, автоматизмы.
Идиомоторная тренировка. Навык в спорте и искусстве. Факторы: 1) мотивация, обучаемость, прогресс 2) уровень развития субъекта 3)полнота уяснения
Механизмы формирования навыков и умений.
Принципы и фазы по Бернштейну.«Повторение без повторения». Общие положения.
1. Выбор ведущего уровня и двигательного состава
2. Выявление и роспись коррекций.
3. Развертка фонов
4. Автоматизация
5. Срабатывание фоновых коррекций
6. Стандартизация
7. Стабилизация
Норманн –научение без понимания и понимание без научения.
Кривая научения.Начальная площадка, плато, конечная площадка: мотивационный и физиологический предел
Эффект переноса.
5. Внимание: явления, функции, виды и свойства. Основные подходы к изучению внимания. Теории внимания.
Основные определения:
1. Феномены
· Ясность и отчетливость (Вундт)
· Избирательность сознания (Джеймс)
· возможности удержания определенных содержаний в сознании (Т. Рибо)
· направленность и сосредоточенность
2. Вопрос о существовании внимания:
1) как самостоятельный активный процесс
· Вундт - апперцепция
· Джеймс – преперцепция (мысленная антиципация)
Аналоги преперцепции - Дж. Брунер (перцептивная готовность), Найсер (когнитивная схема), современная когнитивная психология.
§ Рисунок внимания. Метафора прожектора.
§ Н.Ф. Добрынин Выборе и поддержание тех или иных процессов деятельности внимания.
2) как одна из характеристик сознания, другой функции, деятельности
§ Э. Титчнер. Внимание – сенсорная ясность.
§ С.Л. Рубинштейн: «Внимание – динамическая характеристика протекания познавательной деятельности.
§ Свойства: направленность; сосредоточенность; углубленность.
Основные виды внимания
§ В. Джеймс. Произвольное – непроизвольное, каждое из них делится на непосредственное – опосредованное, каждое из них делится на чувственное – интеллектуальное.
§ Добрынин. 1.Вынужденное 2. Аффективное 3. Привычное 4. Произвольное 5. Послепроизвольное
Классификация основных видов внимания
1. 1. Титченер. Объем. Интенсивность, устойчивость.
2 Рубинштейн. Концентрация. Объем. Распределение. Устойчивость. Переключение внимания.
Примеры исследования свойств внимания:
Ранние эксперименты. Гамильтон. Джевонс.
Опыты с тахистоскопом.
Эксперимент Оберли
1) Различные объемы. Эксперимент Гленвилля и Далленбаха