Упражнение на знакомство между собой. (10 минут)
Материалы – мягкая игрушка
Встаньте в круг. Я приглашаю вас к участию в ритуале, который совершают при приветствии жители тропических островов.
Повторяйте за мной: я поднимаю игрушку над головой и громко называю свое имя. Затем передаю предмет своему соседу справа. Он также должен представиться и передать предмет своему соседу, и так далее: каждый, кто получает ирушку, называет свое имя и передает ее своему соседу справа. Когда игровой предмет, пройдя полный круг, снова окажется у меня в руках, игра начинается по второму кругу, но в противоположном направлении.
Теперь предмет может передаваться во всех направлениях. Я начинаю, устанавливаю визуальный контакт с одним из участников, громко называю его по имени и бросаю ему игрушку. Поймавший продолжает игру, также называя по имени другого участника и передавая предмет ему. Игра продолжается до тех пор, пока предмет не побывает в руках у каждого участника хотя бы 2 раза.
3. Упражнение «Команда похожа на то, потому что» (5 минут)
Цели и возможности применения: упражнение помогает вовлечь группу в размышление о проблематике тренинга, стимулирует творческую активность участников;
Инструкция: каждому из участников предлагается фраза:
«Команда похоже на …., потому что…», после чего участникам необходимо быстро придумать почему команда похоже на этот предмет. Например «Команда похоже на скрепку, потому что она объединяет. (Фразы указаны в приложении).
Обсуждение
4. Упражнение «Оле Неле Нишников» (10 минут)
Цель упражнение: создание благоприятной и неформальной атмосферы.
Тренер выберает человека, который начнет игру. Он должен обратиться к своему соседу справа и сказать: «Ты не видел Оле Неле Нишиков?» При этих словах нельзя улыбаться даже губами, а тем более смеяться. Сосед справа отвечает установленной фразой: «Жаль, но я не видел его. Я спрошу моего соседа».Он задает тот же вопрос соседу справа, не улыбаясь и не смеясь. Но при этом он может добавить что-то свое, чтобы вызвать смех у остальных участников. Тот, кто улыбнется или засмеется, выбывает из игры.
Обсуждение
5. Упражнение «Коллективный счет» (15 минут)
Цели: показать участникам возможности группы при условии ориентации на командный результат каждого из участников.
Инструкция: Ваша задача досчитать до 33. При условии, что после даннойинструкции Вы не сможете общаться между собой, подавать друг другу сигналы икаким-либо образом осуществлять коммуникацию.Задача досчитать до 33 при соблюдении следующих условий:
· - разговаривать и договариваться нельзя;
· - использовать какие-либо закономерности (считать по очереди, через одного и т.д.);
· - поучаствовать должны все;
· - одно число называет только один человек, если число называют одновременно 2 и более лиц, счет начинается заново;
Обсуждение
6. Упражнение «Вместе мы сильнее» - обсуждение (15 минут)
Цели: упражнение позволяет осознать, что возможности команды больше, чем сумма возможностей ее отдельных участников.
Инструкция: в течении 5 минут в рабочей тетради вы составляете список своих сильных и слабых сторон в своей деятельности, далее в группе, Вам необходимо составить совместный список сильных и слабых сторон всей команды. При этом, если чей-то недостаток компенсируется сильной стороной другого человека, то этот недостаток можно вычеркнуть (Например прямолинейность одного может компенсироваться тактичностью другого). если Вы видите командные недостатки и достоинства их следует дописать.
Выводы: важен вклад каждого в команду. Слабые стороны каждого в эффективной команде компенсируются сильными сторонами других. Важно внимательно относиться к возможностям других людей и ценить из особенности, а не видеть только свои «сильные» стороны и считать их достаточными и эталонными для общих результатов.
Обсуждение
7. Упражнение «Доверительный подъем» (10 минут)
Цель: снятие тактильных барьеров, получение навыка доверительного отношения с членами команды;
Инструкция: постарайтесь довериться команде. Ваша поднять одного члена команды на пальцах.
Один участник ложиться на стол. Все остальные встают вокруг. Руки участников сжаты в кулак, работают только указательные пальцы. С помощью указательных пальцев команда поднимает участника лежащего на столе. Выглядит как фокус и для многих участников (особенно тех, кого поднимают), это становится очень сильным упражнением.
Обсуждение
8. Упражнение «Команда это дом»
Необходимые материалы: Листы, карандаши, фломастеры.
Инструкция: Представим, что ваша команда – это дом, а вы часть этого дома. Какую функцию вы бы выполняли в этом доме? какой частью дома вы бы были? почему? Команда рисует дом, после чего его защищает.