Язык в процессе мышления и в процессе речи

Процесс мышления состоит, как я говорил, в образовании чув­
ства соотношения между представлениями (простыми и сложными)
как составными частями одной мысли. Отдельная мысль, образуе­
мая объединением (в чувстве соотношения) одного представления с
другим, называется суждением, именно положительным суждением
(а также утвердительным суждением), по отношению как к процессу
образования этой мысли, так и по отношению к результату этого
процесса. Точно так же отдельная мысль, образуемая отделением
(в чувстве соотношения) одного представления от другого, назы­
вается суждением, именно отрицательным суждением, по отноше­
нию к процессу ее образования и к результату процесса. Всякому
суждению, как положительному, так и отрицательному, предше­
ствует, как я сказал, ассоциация представлений, а в явлениях пси­
хической ассоциации различаются, как мы знаем, ассоциация по
смежности и по сходству, поэтому всякое суждение основывается на
ассоциации представлений или по смежности, или по сходству. В со­
ставных частях, или так называемых членах суждения, различаются
подлежащее и сказуемое суждения. Подлежащим в суждении ста­
новится то представление, от которого отправляется процесс суж­
дения, т. е. подлежащее суждения образует в процессе суждения
первую часть данной мысли; сказуемым суждения является то пред­
ставление, которое в процессе суждения сознается или как объеди­
няющееся с представлением, данным в подлежащем, или как отде­
ляющееся от него. Таким образом, в сказуемом суждения заклю­
чается представление того, что мыслится о предмете мысли, данном
в подлежащем суждения.

Те суждения, которые интересуют нас по отношению к языку, т. е. суждения, в состав которых входят представления слов, могут, во-первых, быть такими, обоими членами которых являются пред­ставления слов, и, во-вторых, такими, в которых представления слов образуют только один член суждения, между тем как другой член суждения дается не в представлении слова, а в другом пред­ставлении предмета мысли. Например, такое суждение, которое высказывается в словах птица летит, заключает в обеих частях, в обоих членах суждения, представления слов, но, например, в суж­дении, которое высказывается словом птица или летит, один из членов суждения (если при этом не подразумевается другое слово) заключается не в представлении слова, а, например, в непосред­ственном представлении предмета мысли. Значит в законченной речи как в выражении мысли могут различаться: 1) речь как выражение мысли законченной и 2) речь как выражение части мысли. По­нятно, что суждения, выражающиеся в той и другой речи как суж-дения, т. е. по отношению к процессу мышления, совершенно оди­наковы. Поэтому они, будучи рассматриваемы как суждения в речи, могут получить одно общее название, как скоро мы пожелаем отличить эти суждения — суждения, выражаемые в речи,— от-

других. Именно они могут быть называемы предложениями, без отношения к тому, являются ли они в речи законченными или нет. Но по отношению к языку речь как выражение законченной мысли и речь как выражение части мысли представляют, понятно, существенное различие между собой, и потому, как скоро мы бе­рем термин «предложение» для обозначения «суждения в речи», то в языковедении, т. е. с точки зрения языка, мы не можем оди­наково называть предложением суждение, законченное в речи, и суждение, не законченное в речи; поэтому, если мы оставляем этот термин «предложение» за всяким суждением в речи, не давая ему более специального значения, то с точки зрения языка мы все же должны различать предложения полные, т. е. суждения, законченные в речи, и предложения неполные, т. е. суждения, не законченные в речи, выражающей лишь часть данной мысли. Значит, когда я говорю, например, правда, то это слово являет­ся предложением неполным, таким, где дан один член суждения, тогда как, например, сочетание отдельных слов это правда представ­ляет предложение полное, такое,- где даны оба члена сужде­ния.

Мы видели, что в суждениях различаются суждения положи­тельные (утвердительные) И отрицательные; следовательно, и предложения по отношению к процессу мышления, в котором они возникают, также являются или положительными (утвердительны­ми), или отрицательными. Вместе с тем и по отношению к процессу речи предложения представляют также известные различия. Речь как выражение мысли в произносимых нами словах или как обна­ружение в произносимых звуках речи представлений слов, вступаю­щих в мышлении, в суждении в известные сочетания, обращается к другому лицу, и по различию тех побуждений, которые заставляют нас обнаруживать, выражать для другого лица нашу мысль, в та­кой речи, а потому и в предложениях существуют известные раз­личия. Побуждением к тому, чтобы выразить свою мысль другому лицу, может быть: 1) намерение передать свою мысль другому лицу; вызвать в нем соответственную мысль, 2) намерение повлиять на вол ю другого лица, т. е. намерение выразить известное чувствование, именно желание побудить другое лицо к известному действию, и 3) намерение выразить, обнару-жить другие чувствования (помимо желания повлиять на волю другого лица), соединяющиеся с мыслью говорящего пер­вом случае речь носит название речи повествовательно^а пред­ложения, составляющие ее, называются повествовательными. Во втором случае речь может быть называема побудительной в широ­ком смысле этого термина и в свою очередь бывает двух родов: 1) речью так называемой повелительной, или, точнее, побудительной в тесном смысле этого термина (собственно повелительной и про­сительной) и 2) речью вопросительной. Повелительная речь имеет мотивом, побуждением стремление склонить другое лицо к испол­нению того, что в мысли говорящего является желаемым или тре-

217



язык в процессе мышления и в процессе речи - student2.ru буемым от другого лица, а вопросительная речь своим побужде­нием имеет стремление вызвать другое лицо обнаружить в своей речи мысль о том, что говорящий в своей речи выражает как являю­щееся в его мысли неизвестным или вызывающим сомнение. Соот­ветственно с этим как предложения в речи повествовательной назы­ваются повествовательными, так и в последних двух видах речи, различаются предложения повелительные (собственно повелитель­ные и просительные), например берите/, молчать/, и вопроситель­ные, например правда это?.

Речь, имеющая мотивом, побуждением намерение обнаружить другие чувствования говорящего, соединяющиеся с его мыслью, называется речью восклицательной в тесном смысле этого тер­мина (а иначе восклицательной речью называет также и повели­тельную речь). Предложения в такой речи являются, следовательно, восклицательными, например молодец/.

Итак, речь как выражение наших мыслей вместе с тем может заключать в себе и выражение чувствований, испытываемых го­ворящим; чувствования говорящего выражаются не только в речи восклицательной и побудительной (как повелительной, так и вопросительной), но, кроме того, могут быть выражаемы говоря­щим также и в речи повествовательной, именно, как мы видели, при посредстве знаков речи (см. выше). Речь как выражение чувствова­ний может заключать в себе и такие слова, которые не входят в состав предложений, т. е. вовсе не принадлежат речи как выраже­нию мыслей. Такими словами являются междометия (например, ах/, эй!) и слова-воззвания (например, Ваня!). Относительно первых я говорил уже, что это— знаки языка для выражения наших чув­ствований. Что же касается слов-воззваний, то они представляют со­бой такое видоизменение в речи (при посредстве знака речи) из­вестных слов, являющихся в языке знаками для мысли, при кото­ром эти слова выражают желание говорящего возбудить к себе, к своей речи внимание того лица, которое обозначается данным сло­вом как знаком для мысли. Междометия и слова-воззвания могут быть называемы вместе словами-восклицаниями; слова-восклица­ния составляют, следовательно, такой отдел речи (не повествова­тельной), который не образует предложения, т. е. не выражает су­ждения.

Речь, обращенная к другому лицу, есть речь намеренная, но произнесение слов может быть также и «невольным», не для другого лица; такая речь является, как мы знаем, тогда, когда движения ор­ганов речи, связывающиеся с представлениями слов, получают не­зависимо от нашей воли силу, вполне достаточную для образования звуков речи. Невольное выражение мысли в произносимых словах может быть названо «мышлением вслух», так же как, с другой сто­роны, мышление в представлениях слов мы можем называть «ум­ственной» или «внутренней речью».

СЛОВА ЯЗЫКА

Я обращаюсь теперь к общему обзору фактов, явлений языка. Язык состоит из слов, которые, за исключением лишь некоторых, вступают между собой в сочетания в суждениях, в предложениях; поэтому в словах языка мы должны различать слова отдельные и слова в их сочетаниях в мышлении, а потому и в речи, в предло­жениях. Сочетание одного слова с другим в предложении образует то, что я называю, в отличие от отдельных слов, словосочетанием. Последнее может быть законченным, представляющим целое, за­конченное предложение, и незаконченным, представляющим часть другого словосочетания, законченного. Например, слова хорошая погода являются не отдельными словами, а известным словосоче­танием, как скоро они даются в речи вследствие сочетания в мышле­нии одного из этих слов с другим словом, как с частью предложения. Взятое нами для примера словосочетание хорошая погода само по себе, как законченное словосочетание, есть предложение, но оно же явится словосочетанием незаконченным, т. е. образующим часть другого словосочетания, например в словосочетании настала хорошая погода.

ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОВА ЯЗЫКА

Мы остановимся сперва на отдельных словах языка, а по от­ношению к ним мы должны прежде всего определить, что такое слово как известная единица в языке, т. е. что представляет от­дельное целое слово в отличие от ряда слов,, соединенных одно с другим, а также и в отличие от каких-либо частей в слове.

Всякий звук речи, имеющий в языке значение отдельно от других звуков, являющихся словами, есть слово; например, в русском языке звук речи а представляет собой отдельное слово, так как этот звук а имеет у нас известное значение (союз а) отдельно от других звуков, являющихся словами. Обыкновенно, как я сказал, слово состоит из нескольких звуков речи, т. е. представляет известный комплекс звуков речи, и в этом случае отдельным словом является такой комплекс звуков речи, который имеет в языке значение от­дельно от других звуков и звуковых комплексов, являющихся сло­вами, и который при этом не разлагается на два или несколько от­дельных слов без изменения или без утраты значения хотя бы той или другой части этого звукового комплекса. Например, в русском языке комплекс звуков речи книга есть одно слово, так как не разлагается на какие-либо другие слова. Точно так же, например, звуковой комплекс неправда (ложь) представляет одно слово, хотя это слово по составу не простое, так как, будучи разложено на от­дельные слова не и правда, теряет данное значение.

Так как словами являются звуки речи в их значениях, то поэтому различия в звуковой стороне образуют, различия самих слов, хотя бы значения таких слов и совпадали (как совпадают, например,

219

218

язык в процессе мышления и в процессе речи - student2.ru язык в процессе мышления и в процессе речи - student2.ru значения слов неправда и ложь, которые тем не менее представ­ляют собой два различных слова), если только при этом различие в звуковой стороне не есть такое частичное (т. е. касающееся части звуковой стороны), которое сознается говорящими как видоизме­нение в части звуков одного и того же слова не изменяющее значения этого слова; таково, например, в русском языке частичное различие в звуковой стороне слова зимою и зимой или слова ttod и подо. Видо­изменение в части звуков одного и того же слова может существовать потому, что отдельные слова, вступая в сочетания между собой, подвергаются при этом по отношению к звуковой стороне влия­нию одного слова на другое слово; кроме того, могут влиять и раз­личия в темпе речи. С другой стороны, так как словами являются звуки речи не сами по себе, но в их значениях,то поэтому тожде­ство звуковой стороны при различии в значении не образует еще, понятно, тождества самих слов (например, в таких случаях в рус­ском языке мой — местоимение = meus и мой — повелительное на­клонение от глагола мыть или бес и без), если только при этом раз­личие в значении не есть такое, которое сознается говорящими как видоизменение значения одного и того же слова. Одно и то же слова с видоизменением 'его значения является в языке тогда, когда различные значения, соединяющиеся с одной и той же звуковой стороной слова, связываются между собой в сознании говоря­щих так, что при этом одно значение сознается или как огра­ничение, специализирование другого, более общего значения, или как распространение, обобщение другого значения, или как перенесение слова как знака с одного предмета мысли на другой предмет мысли, как связанный с первым в известно отношении. Например, слово город со значением города вообще, а, для нас, жи­телей Москвы, также и со значением «Москва» представляет собой одно и то же слово с видоизменением значения, поскольку мы соз­наем в слове город значение «Москва» как ограничение, специали­зирование другого значения. С другой стороны, например, слово язык со значением «совокупность слов» и язык со значением «сово­купность каких бы то ни было знаков для выражения мысли» яв­ляется одним и тем же словом с видоизменением значения, как скоро последнее значение сознается как распространение, обобщение пер­вого значения. Распространение, обобщение значения слова пред­полагает предшествующее перенесение слова как знака с одного предмета Мысли на другой, как однородный с первым в известном отношении, и в нашем примере обобщению значения слова язык пред­шествовало перенесение этого слова как знака. Но не всякое пере­несение слова как знака (т. е. перенесение значения слова) с одного предмета на Другой ведет за собой распространение и обобщение зна­чения слова. Например, в слове подошва в выражении подошва горы мы сознаем перенесение собственного значения слова подошва, но это перенесение слова как знака с одного предмета мысли на другой, однородный с ним в известном отношении, не ведет за собой в дан­ном случае обобщения значения слова подошва. Одно и то же слово,

220

представляющее известное видоизменение значения, с течением вре­мени в истории языка может обратиться в различные слова, имею­щие тождественную звуковую сторону, как скоро различные значе­ния слова в их изменениях настолько удалятся в истории языка одно от другого, что уже не связываются между собой в сознании говорящих как видоизменения значения одного слова (например, город с значением города вообще, а также того или другого города, в частности и город с значением известной части Москвы). В языко­ведении, которое имеет задачей, как мы знаем, исследование языка в его истории, слово с различными значениями в его отличие от различных слов, имеющих тождественную звуковую сторону, может быть определяемо и по отношению к истории языка, а именно: мы можем определить одно слово с различными значениями и такой комплекс звуков речи (или такой звук речи), в котором в данном периоде жизни языка уже соединяются значения, не связываю­щиеся между собой в сознании говорящих, если только эти различ­ные значения в истории языка оказываются видоизменениями зна­чения одного и того же слова.

В отдельных словах языка различаются слова полные,, слова частичные и междометия. Мы остановимся сперва на полных словах,

ПОЛНЫЕ СЛОВА

Полные слова обозначают предметы мысли и по отношению к предложениям образуют или части предложений, или целые пред­ложения. Например, в русском языке слово дом является полным словом, обозначающим известный предмет мысли, и образует часть предложения, хотя бы получалось в речи неполное предложение (последнее является, когда, например, при виде известного пред­мета я образую суждение и высказываю его в слове дом, при­чем, следовательно, один член этого суждения дан не в предста­влении слова). А, например, такие полные слова в русском языке, как иди, морозит, образуют целые предложения, так как каждое из них обозначает известные предметы мысли в их сочетании в суждении. Полные слова последнего рода, в их отличие от других, я называю словами-предложениями и буду говорить об них впо­следствии, после того как скажу о формах слов, так как для су­ществования таких полных слов требуется присутствие в них из­вестных форм, между тем как полные слова, являющиеся знаками отдельных предметов мысли и образующие части предложений, не предполагают сами по себе присутствия в них каких бы то ни

было форм.

Отдельными предметами мысли, обозначаемыми полными сло­вами, являются или признаки, различаемые в других предметах мысли, или вещи, предметы как вместилища известных признаков. Признаки предметов мысли, обозначаемые в словах, могут быть как признаками, существующими независимо от данной речи, дан-

221

язык в процессе мышления и в процессе речи - student2.ru ной мысли, так и признаками, являющимися именно при суще­ствовании данной речи, данной мысли, т. е. могут быть отношени­ями предметов мысли к данной речи, мысли (к лицу говорящему, думающему, к предмету его речи, мысли). Соответственно с этим в полных словах различаются знаки двоякого рода: слова-назва­ния и слова -местоимення; последние обозначают или вещи, пред­меты по их отношениям к данной речи, к данной мысли (например, в русском языке ты, он, этот), или самые отношения данных пред­метов мысли к данной речи, мысли (например, этот или тот в со­единений с названием известного предмета). В тех признаках пред­метов мысли, которые обозначаются в словах-названиях, различа­ются признаки, представляющиеся без отношения к их' изменениям во времени, и признаки в их изменениях во времени; к первым принадлежат: качество, количество, различные отношения пред­метов мысли, ко вторым — действия и состояния. Те слова-назва­ния, которыми обозначаются или самые признаки второго рода (действия и состояния), или вещи, предметы как вместилище таких признаков, могут быть называемы по их значениям для отличия от других слов-названий глагольными словами, без отношения к тому, являются ли они по форме глаголами или именами (т. е. в русском языке к глагольным словам по значению, без отношения , к форме, принадлежат, например, не только ношу, носить, но также, например, и ноша).

Те слова-названия, которыми обозначаются вещи, предметы, т. е. вместилища признаков, могут быть знаками двоякого рода: или 1) названиями общими, нарицательными именами (неглаголь­ными и глагольными), или 2) названиями собственными, собствен­ными именами. Общие названия обозначают те или другие пред­меты мысли как вместилища признаков и вместе с тем соозна-чают и самые эти признаки, а собственные названия, собственные имена, обозначают индивидуальные вещи, предметы без отноше­ния к их признакам, в самой их индивидуальности, поскольку такое обозначение предметов представляет интерес для говоря­щих. Собственные названия, или собственные имена, не должно смешивать с общим названием такой вещи, такого предмета, который известен нам в опыте как единичный; например, слово солнце, хотя в непереносном значении и представляет предмет единичный, является, однако, несобственным именем, а общим назва­нием, обозначающим данный предмет в его признаках, и потому то же значение это слово сохраняет и тогда, когда мы представ­ляем себе существование многих солнц.

Полные слова-названия, обозначающие предметы одушевлен­ные или представляемые одушевленными, могут изменяться в ре­чи, как я говорил, в слова-воззвания и в этом видоизменении не принадлежат уже к предложениям, существуют вне их, хотя бы предмет, обозначенный в воззвании, являлся вместе с тем и пред­метом данной мысли (например, Коля, иди!).

222

Наши рекомендации