Стратегии поведения ПЛ и проблемы их соц и психол поддержки
Социально-психологические черты пожилого человека могут быть как в степени высокой сохранности, так и полностью разрушены, для их компенсации должны разрабатываться различные меры как государственного, так и индивидуального порядка. ПЛ люди реагируют на неблагоприятные условия жизни двояко. - - конструктивно-обращаются к стратегиям, смягчающим патогенный х-р кризисной ситуации, и приемам активного совладания с трудностями. Напр., техника “антиципирую-щего совладания”. Она предполагает поиск новых путей в общественной жизни, планирование свободного времени, предвидение негативных состояний и событий в позднем периоде жизни, способность человека построить новую систему идентификации. . Псих. сопротивление: реагирование на потерю личной автономии и свободы, увели-чение мотивации в приобретении свободы и контроля над значим. события-ми жизни. Пример такого способа реагирования – д-ть организации “Серые пантеры”, которая объединяет известных юристов и адвокатов, пытающихся контролировать соблюдение прав пожилых людей в экономике, политике и социальной жизни. Они борются за свои интересы с уверенностью в себе и с большой напористостью, пробуя новые формы жизни, такие как коммуны пожилых, где песси-мизм считается недопустимым. Авторы этого движения утверждают, что подобные тенденции будут расти, потому что поколение, которое было воспитано на покорности, численно умень-шается, а число напористых, воспитанных на самостоятельности, растет. Мотивация псих сопротивления – сохранить или вернуть контроль над ситуацией и личностную свободу. Она обеспечивает самостоятельность в принятии решений, право выбора среди неск-х альтернатив, спос-ть интерпретировать стрессовые события в жизни и вырабатывать творческие отношения...Другой путь- компетентность, т.е. успешное представление ПЛ о своих соц. ролях, спос-ть адаптироваться к окружающей среде, изменениям в соц ситуации, что дает чув-во интегрального контроля. Можно сделать вывод, что псих сопротивление является мех-мом псих защиты. Рассматривая эту проблему, некоторые авторы считают, что “эрудиро-ванная беспомощность” пожилых и сверхусердное, “полагающее” поведение родствен-ников инфантилизируют пожилых, разрушают их компетентность. Соц поддержка помогает П ощущать себя компетентными Л, она имеет разные виды: эмоц поддержка, материальная помощь, информационное содействие, помощь, оказывае-мая другими. Большую роль играет интенсивность взаимоотношений. Тесная, близкая дружба позволяет противост-ть стрессам и может предотвратить псих расстр-во. Немалую роль играет общение с родственниками, соседями. Установлено- по значимости функциональной поддержки близкие люди распределяются так: супруг, друзья, взрослые люди. Влияние поддержки не связано с возрастными различиями и полом. Соц поддержка должна быть частью реабилитац-х мероприятий в ПВ. Участие в группе, контакты с другими людьми повышают с-ку ПЛ и облегчают их социализацию вне группы. Соц поддержка ЛПВ включает следующие факторы: * пожилой человек должен знать, что о нем заботятся, его ценят и уважают; * понимать, что негативные чувства, которые он испытывает в стрессовой ситуации (ситуации старения), – вполне нормальны, т. е. соответствуют возрасту и положению; * общество должно стимулировать пожилого человека к открытому выражению своих чувств и мыслей; * общество д-но учитывать важность обратной связи (“взаимно-ответное действие пожилого на социальное одобрение”); Социальная поддержка от любого человека, включая членов семьи и друзей, должна признавать потребность пожилого в его собственном контроле самоопределения и найти альтернативные способы улучшения условий жизни пожилых. Социальная поддержка должна стать частью реабилитационных мероприятий в пожилом возрасте. Таким образом, расширение компетентности в пожилом возрасте – это решение таких задач развития, как: 1) приспособление – к потере физической силы и здоровья; – выходу на пенсию; потере супруга; 2) эксплицитное присоединение к возрастной группе пожилых; 3) гибкое и пластичное принятие социальных ролей пожилых. . Неконструктивное реагирование1) следствие внутреннего противоречия: ПЛ находятся в сос-и поиска ср-тв для самореализации при наличии консервативности сложившихся форм соц пов-я. 2) агрессивное поведение, когда ПЛ создают нетерпимую обстановку вокруг ся. Основн. способ псих поддержки стареющих людей – обращение к тем их спос-тям, которых лишены молодые люди. Во-первых, это мудрость. Представление о здоровой и нормальной старости включает участие человека в общественной жизни, поддержание индивидуальных, семейных и других связей. Социально-психологическое положение пожилого человека определяется многими факторами. Считается, что наиболее важны для него две сферы: общение с окружающими и повседневная индивидуальная деятельность. Поэтому комплекс реабилитационных мероприятий, организуемых для пожилых людей, может быть успешно построен только с учетом важности этих двух сфер. Индивидуальная повседневная деятельность имеет огромное значение в наполнении социальным смыслом позднего периода жизни. Если на первых этапах начала старости для пожилого человека это сохранная или частично сохранная общественная деятельность, то затем (уже в возрасте “старой старости”) речь может идти лишь о тех или иных формах повседневной занятости. Часто психогеронтологи включают в курсы подготовки к выходу на пенсию или к позднему периоду жизни различные кружки по интересам (вязание, кулинария и др.) или клубы общения. Однако самое распространенное заблуждение состоит в том, что эту занятость легко организовать. Попытки искусственно возбудить интерес у пожилого человека к кулинарии, садоводству, филателии обычно оказываются безрезультатными. Точно так же для него редко оказываются интересными специально организуемые диспуты, экскурсии и т. п. Интерес к конкретному виду занятости возникает в позднем возрасте обычно в том случае, когда эта занятость “замыкается” на себя. Возможность выбрать самому себе вид деятельности и отдыха (в соответствии с внутренними привязанностями и интересами) более значима для пожилого человека, чем дорогое и хорошо организуемое мероприятие. Успех или разочарование при попытках внести новое содержание в жизнь пожилых людей зависит от того, в какой степени принимается во внимание факт личного участия П чка в организуемом мероприятии. Для пожилого человека, включенного в клубную или общественную деятельность, важно иметь свой собственный социальный статус. Для этого создаются различные группы: по активности и интересам, программно ориентированные тренинговые, дискуссионные, родственников, самопомощи исоциально-коммуникативные. Выступление перед слушателями повышает его значение для окружающих непосредственно в момент самовыражения, привлекая их внимание к собственной проблеме, а также устанавливая контакты с другими людьми, имеющими схожие проблемы. При этом под клубной деятельностью пожилых подразумевается процесс их взаимодействия, общения и культурный обмен, в результате которого изменяются личностные установки, развивается творческое мышление, что способствует развитию личности и противоборствует процессам ее угасания в позднем периоде жизни. Как отмечают многие авторы, при таком разнообразии возможностей трудно определить, а еще труднее увидеть, чего хотят сами пожилые.
Теоретические вопросы психол р-ты с ПЛ Многие психогеронтологи считают, что психоаналитическая теория не является полезной для стареющих людей. С ростом экзистенциальной и гуманистической психологии, трансакционного анализа и других школ терапии, родоначальниками которых являются К. Роджерс, Э. Берн и другие, индивидуальное и групповое обсуждение проблем пожилых людей получило легитимный статус для широкого использования в практике. Интересно то, что еще до распространения этих школ терапии многое из их практики использовали в уходе за недееспособными ПЛ профессионалы-непсихологи: священники, социальные работники, добровольцы. Обсуждение – групповая и индивидуальная работа с пожилыми – “случайный” продукт их деят-ти, 'который (они выяснили) имеет значит эффект в плане под-держки любого уровня (мораль ная, псих, социальная и пр.). Поэтому в их прак-тику и в практику психол-в, работающих с ПЛ, вошел термин “обсуждающие терапевты”.Они обратили внимание на то, что в такой р-те для терапевтов необходимы такие л-тные кач-ва как эмпатия, сердечность, искренность. Сравнительн.исследования разл. м-дов псих возд-я с позиций глубинной псих и поведенческой терапии по результатам групп терапии П дают хорошие рез-ты, прежде всего, в области с-ки. Для ПЛ рекоменд-ся аналитически ориентирован-ные беседы, личн-ориентир. консультир-ние и групп занятия. Желат-ное направ-ление психотерапевт. р-ты с П подчеркивание приятных сторон жизни, обогаще-ние соц контактов и стимулир фантазии. Без этого любая реабилитация оказыв-ся неполноценной. Однако, возрождая общую культуру клинич беседы, необх-мо выработать особые техники обсуждения сложных жизненных ситуаций. Упор должен делаться не на прошлом или настоящем, а на будущем, т. е. на том, как продлить жизнь и наполнить ее действием в оставшиеся годы. ……проблема - круг общения по мере старения сужается, и вдобавок у ПЛ имеются трудности коммуникации. Наиболее подходящее при коммуникативных трудностях псих возд-е обеспечит группа.Но попытки расширить круг общения и модернизировать коммуникативные умения ПЛ будут иметь успех в том случае, если в группах общения или в дискуссии П чк сам будет проявлять активность, т. е. когда он не только получает информацию, но и несет ее. С точки зрения адлеровской психологии, основной проблемой ПЛ яв-ся не столько депрессия, сколько отсутствие адекватного понимания жизненной задачи в конце жизненного пути. Создание гр. поддержки – это способ развития соц интересов и осозн-я жизненных задач. Участники учатся находить общую почву для общения, разделять чувства друг друга, обеспечивать для себя обратную связь. С этой целью их просят повторять слова друг друга, определять свои и чужие сильные стороны и отмечать то, что им нравится в других. В гр. обсужд-ся жизненные задачи, осущ-ся индивидуальн. постановка целей на каждую неделю. ……Если чк живет в эмоц значимой для него с-ции, то он не видит, не замечает иных событий. Это приводит к тому, что р-ры соб-ной проблемы вырастают до “вселенских”, что еще больше затрудняет выход из кризиса. Выход из травмирую-щей ситуации “вверх” предполагает расширение кругозора чка, возможность увидеть множ-во вар-тов решения и выбор наиболее подходящего для него. Любая проблема переживается как уникальная, присущая только данному чку. Однако информация о том, что другие люди сталкив-ся с такой же проблемой и успешно решают ее, может принести облегчение. Это предполагает возможность сравнить себя, свое отношение к проблеме с мнениями других людей. Необходимо дать пожилому человеку возможность понять, что отношение и позиция многое определяют в его жизни. Все это можно назвать абстрагирова-нием от ситуации:уточнение понятий, нахождение новых ценностей, смыслов, интересов. Но это действенно только в т.случае, если будет воплощено в реаль-ной конкретной жизненной ситуации, в поступках чка. Поэтому одновременно с абстрагированием необходим противоположный процесс: конкретизация тех или иных представлений. Например, обсуждая такие понятия, как добро или любовь, нена-висть или вражда, необходимо привести какой-либо пример из жизни, очень подробно описывающий конкретных людей в конкретной ситуации. Цель такого психотерап.возд-вия – преодолеть фиксированность на травмирующих переживаниях, направить внимание не внутрь себя, а вовне. Это даст возможность переоценить ситуацию в более широком контексте, увидеть множество вариантов поведения, скорректировать неадекватные запросы, прийти к больш принятию и лучшему пониманию себя и других. . Практические вопросы психологической помощи При работе с пожилыми людьми применяется широкий спектр соц-псих м-дов: беседа, дискуссия, личн-ориентированная психотер, ролевые игры и др. Места работы с ПЛ могут быть разл-ми: дома престарелых, центры дневного пребыва-ния, центры соц обслужива-ния населения. Важно только, чтобы включе-ние в любую психотерапевт р-ту П чка было проведено не просто с его согласия, а по его инициативе. В этом случае возможен какой-то (+). Несмотря на то что сущ-ют различные формы психотерапии для ПЛ, большинству из них недостает теор обоснования. Т.о., приступая к работе с П чком, необходимо разработать концепт. основу психотерапевтического воздействия или вмешательства. Возвращаясь к проблеме расширения компетентности в старости, необходимо заметить, что она решается в наст. время в ряде зарубежных стран. Было прове-дено иссл-ние роли познават-ной мотивации в продолжении образования и построении жизненных планов ПЛ. Исследователей интересовало взаимод-вие между такими переменными, как потребность и опыт получения образования, реальный процесс обучения и его рез-ты., Анализ показал, что П начинают учить-ся в случаях переживания одиночества и феминизации о-ва, увеличения коли-чества ПЛ. Было выделено пять мотивов учения: возможность изучить новую д-ть; после-профессиональная д-ть на обретение нового жизненного смысла; исполне-ние юношеской мечты; возможность новых контактов; “терапия самих себя”. Прогр. псих профилактики с целью создания и укрепления связей м-ду П и о-вом. На 1 этапе П чк знакомится с возможностями соц--псих помощи и условиями вовлеченности в психокорр программу. На 2– исп-ся м-ды психокорр, направлен-ные на создание атмосферы общности и сопричастности к полезной для о-ва группе (трудовая занятость или клубы по интересам). На 3 поддержив-ся и развив-ся самостоят-сть и инициатива П чка и образовавшегося кол-ва. . Пр-ма - цель выработка стратегии независимости для П, их интеграция в о-ве и повышение кач-ва их жизни. В основе - представление о творч. духе как основе жизнен-ных сил чка. Состоит из трех этапов. . 1 цель возд-я – пробуждение у П желания узнавать новое, стимуляция воображения, любопытства. Для этого применяются двигат. упражнения, танцы, упражнения на воображение, игры. . 2 этап возд-я – стимуляция мышления, восприятия, постановки и решения проблем. . . 3 - П учат находить и реализовывать творч. моменты повседневной жизни, выходить за пределы привычного круга событий и отношений. В рез-тате - у ПЛ значит-но возрастают показатели креативности, гибкости и беглости мышления. Сужение круга интересов в ПВ многие психологи и геронтологи рассматривают как приспособительный механизм, направленный на сбережение иссякающих сил и возм-тей орг-ма и поддержание наиболее важных ф-ций. Тем не менее программы о6учения или включения П в активное соц. функц-вание необходимы. Работать в таких группах ПЛ важно начинать с начала периода старения, а не в старости, т.к. догматизм и недостаточ-ная гибкость не позволят им перестроиться. Такое участие позволит П чку выйти за пределы семейных и узкопрофесс -х интересов, в большей степени взаимодействовать с макросоциальной средой.
Социально-психологическая работа с пожилыми ……Пожилые и инвалиды. Это наиболее социально уязвимые слои населения. . В настоящее время в России существует сеть домов – интернатов, в которые прини-маются пожилые (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды I и II групп старше 18 лет, которые не имеют трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. Работа с данными группами требует от персонала домов – интернатов, в особенности, от социальных работников хорошей психологической подготовки. Как уже отмечалось, важнейшим условием эфф-сти применения психотехнологий в практической СР с теми или иными группами населения, нуждающимися в соц– псих помощи, яв-ся, достаточно глубокое понимание. . . Много «болячек», которые вызваны во многом объективно самой по себе психологической перестройкой личности. В этом периоде у человека снижается жизненный тонус, возникает (или усиливается) пессимистический настрой в связи с осознанием неизбежного конца. Существенное значение играют осо-ти темперамента, характера, экстра – интровертированность психики чка и т.п. Так, у лиц, склонных к самоанализу, к самокопанию и т.д. психическая перестройка происходит сложнее, острее, болезненней. «Уход в себя» нередко становится «уходом в болезнь». На фоне психофизиологических, органических и функциональных изменений (нарушения памяти, внимания, психомоторной деятельности, ориентировки и т.д.), в целом ухудшением адаптационных процессов у пожилых людей происходят негативные изменения псих., духовного склада личности. Акцентируются некоторые черты х-ра: бережливость трансформируется в скупость, недоверчивость в подозрительность. Возникает ригидность, нетерпимость, консерватизм, неприятие нового (при одновременной переоценке прошлого) склонность к нравоучительству и т.п. ПЛ в интернатах. Исследование пожилых, поступающих в дома – интернаты свидетельствуют о развитии у них дезадаптационных процессов. Сам по себе переход из домашних условий в «казенный дом», воспринимающийся и переживающийся как последний этап перед уходом из жизни, смена старого привычного домашнего окружения новым (персоналом, часто нежелательными соседями и т.п.) может привести к психическим расстройствам. Согласно исследованиям, дезадаптационные реакции обнаружены у 43,5 % лиц, помещенных в дома – интернаты и выражаются в разных формах клиники: невротические состояния (36.5%), депрессивные реакции (слезливость, повышенная тревожность и пр.), психопатоподобные реакции (гневливость, склонность к конфликтам, недовольство персоналом, обида на родных и пр.). Формы дезадаптационных реакций во многом зависят от особенностей темперамента и характера. Например, большая часть дезадаптационных процессов обнаружена у эмоционально – лабильных лиц (66.9%). Отмеченные психологические особенности поведения пожилых требуют определенных соответствующих направлений и форм социально – психологической работы с ними. Важным направлением в этой работе является благополучное прохож-дение пожилыми соц. – психологической адаптации в доме – интернате, включающей три основных этапа: 1) прием людей, поступивших в дом – интернат, в приемно – карантин-ном отделении; 2) расселение их для проживания в доме – интернате; 3) 6 мес.пребыва-ние в учреждении, после чего они должны решить, оставаться в нем или нет. . Задача социального работника на первом этапе – снизить состояние неуверенности, тревожности у пожилых, оказавшихся в «казенном доме». Для этого необходимо дать клиентам достаточно полную информацию о жизни в доме – интернате (через стенды, альбомы с фотографиями и т.п., отражающими образ жизни, формы досуга и пр.), выяснить во время индивидуальных бесед причины поступления в интернат, ознакомить людей с условиями их будущей жизни, распорядком, функциями и т.д. После 2-х недельного пребывания в приемно – карантинном отделении пожилые переводятся на постоянное место жительства. Сложность проблемы совместимости людей в процессе проживания в одной комнате, требует учета индивидуальных психологических особенностей соседей. Избегать селить вместе лидеров. Более здорового соседа нужно научить общаться с более немощным и т.д. . В целом социальный работник (вместе с…) должен создать благоприятный соц- псих. микроклимат, обеспечить по мере возможности трудовую занятость пациентов, содержательный досуг, сформировать микросоциальные группы по интересам, активно развивать навыки общения и т.д. Весь комплекс данных форм работы с пожилыми, выражающий терапию средой ведет к их более успешной СПА и реабилитации. Отметим некоторые особенности социально – психологической работы с инвалидами, находящимися в домах – интернатах. Согласно «Декларации о правах инвалидов», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1971г. инвалидом признается лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу наличия врожденных или приобрет. недостатков и нуждается в соц. помощи и защите. Ограничение жизнедеятельности инвалидов выражается в полной или частичной утрате ими спос-ти осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью. . Соц. работник должен узнать причину инвалидности. В стационаре инвалиды с детства составляют 64.8%, из них (83.3%) инв-ы с последствиями поражения ЦНС (остаточные явления д.церебрального паралича, полиемиелита, энцифалита, травм спинного мозга и т.п.) Нуждается в постоянном уходе (81%), передвигается с помощью костылей или кресел – колясок (50.4%), другие передвигаются самостоятельно, 10.9% инвалидов не могут обслуживать себя, 33.4% обслуживают себя частично. . В ходе работы с инвалидами, особенно молодыми, необходимо понимать их псих. осо-ти. - стремятся получить образование, профессию и трудоустроиться, удовлетворить потребности в создании семьи, в разнообразном досуге, в спорте и т.д. Вместе с тем, в сравнении со здоровыми для инв-дов характерен низкий ур-нь групповой сплоченности, недостаточная сформированность соц–значимых целей, дефицит инф-ции, ограничен-сть соц связей и контактов (слепые, глухие и т.п.) и отсюда обедненность соц опыта. . Необходимость разнообразных форм и методов работы. К ним относятся создание соответствующих условий жизни в интернате, проведение терапии средой, трудом, бытом, вовлечение молодых инв-дов в спорт. мероприятия, обучение возможным профессиям и …. Анкетирование, интервью, беседы дают инф-цию об интересах, запросах, пожеланиях. После проведения тех или иных мероприятий следует изучить их влияние на эмоц сферу, в целом на поведение инвалидов, выявить общность в интересах, увлечениях, стремле-ниях. С целью развития коммуникативных способностей, усиления сплоченности важно выявить в группе лидеров с положительной ориентацией, через которых можно влиять на других членов группы. Поск-ку ур-нь и темпы СПА молодых инв-дов часто зависит от «привязанности» к своей болезни (отсюда подавленность «уход в болезнь» и т.п), постоль-ку соц. работник должен выступать как психотерапевт – использовать м-ды отвлечения от пессимист. грустных мыслей и чувств и переключения умонастроения в позитивное русло. . Понимание (в необходимых пределах) и учет психофизиологических особенностей, изменений л-тного плана осо-но важны в процессе р-ты с психическими больными и инвалидами, находящимися в психоневрологических интернатах. В зависимости от степени изменений психики, умственной отсталости, нарушений эмоциональной сферы и пр. (олигофрения в разных формах, шизофрения и т.п.) социально – псих. реабилитация этой категории инвалидов требует применения специфических форм и м-дов СР. При психических заболеваниях значительно нарушаются соц связи и отношения -заболевает не орган, а в целом л-ть. Поэтому реабилитация психически больных выступает, прежде всего, как их ресоциализация. …..Коррекция личностных реакций происходит в зав-ти от успеха «основного» комплекса мер по восстановлению (реституции) или компенсации нарушенных ф-ций. С этим связана специфика основных этапов соц – псих реабилитации психически больных. В психиатр.лит-ре выделяются 3 основных этапа реабилитации: 1) Восстановительный – т.е. восст-ная терапия как ср-во достижения реадаптации и реабилитации. Осн.задача этапа– предотвращение формир-ния псих. нарушений, в част-ности, явл-я госпитализма, т.е.нивелировки инд-альных осо-тей л-ти в итоге нахождения пациента в общих однообразных условиях стационара, отрыва от внешних соц связей и т.п.Медикоментозные ср-ва лечения должны сочетаться с психосоц.м-ми (терапия средой, занятость позитивными формами д-ти, психотерапия, л/фк и т.д.). 2) Реадаптационный – т.е. терапия больных, имеющая целью приспособление их в той или иной степени к условиям внешней среды. Основными здесь являются психосоц. м-ды воздействия, стимулирующие социальную активность больных. Важн.значение имеет трудовая терапия, обучение (переобучение) новой профессии, а также спец. педагог. (воспитательная) психотерапевт р-та, проводимая с больными и их родственниками (обучение «умению жить», «умению работать», «умению общаться с людьми»). . Важную роль играет общение больных со здоровыми, лечение занятостью, культтерапия, лечебная физкультура. Биологическое лечение ограничивается приемом поддерживающих доз психотропных препаратов. 3) Реабилитационный (т.е. реабилитация в соб-ном смысле) – восстановление больного в правах, его индивидуальной и общественной ценности, прежних соц связей, помощь в трудоустройстве и быту. Реабилитация проходит во внебольничных условиях (надомный труд, работа в лечебно- производственных мастерских, спец.цехах, на предприятии). . Наряду со стационарными формами важное значение в соц.- псих.р-те с пожилыми и инвалидами имеет надомное обслуживание. Основными его организационными формами являются отделения социальной помощи на дому, отделения специализированной социальной помощи на дому, служба срочной социальной помощи, отделения дневного пребывания и др. В процессе психосоц р-ты соц. работник использует многообразные формы д-ти: выявляет и помогает в организации нуждающихся пожилых и инвалидов в прикреплении к центрам соц. обслуживания, способствует реализации льгот инвалидам, выявляет структуру семьи (полная, неполная, наличие одиноких и т.д.), оказывает помощь в восстановлении связей инвалидов с трудовыми коллективами, в ряде случаев помогает гасить внутрисемейные конфликты (с учетом всей деликатности этой сферы быта), оказывает помощь в организации медицинского обслуживания (вызов участкового врача, узких специалистов), помогает пожилым и инвалидам в социально – бытовых вопросах (в использовании услуг прачечной, химчистки и т.д., в уборке квартиры, доставке продуктов и медикаментов и т.д.). ……В целом вся эта многообразная деятельность социальных работников имеет целью оказать данным группам населения соц– организационную помощь, морально – псих поддержку и тем самым улучшить их соц. – психологическую адаптацию.
Комплекс тренингов и реабилитационных мероприятий, организуемых для пожилых людей (ПЛ) с учетом значимости двух важных сфер: общение с окружающими и индивидуальная повседневная деятельность. Индивидуальная повседневная д-ть имеет огромное значение в наполнении социальным смыслом позднего периода жизни. Если на первых этапах начала старости для П чка это сохранная или частично сохранная общественная д-ть, то затем (уже в более старом в-те) речь может идти лишь о тех или иных формах повседневной занятости. Часто специалисты включают в занятия ПЛ в отделе-ниях дневного пребывания и домах-интернатах различные кружки по интересам (вязания, кулинарии и др.) или клубы общения. Однако самое распространенное заблуждение состоит в том, что эту занятость легко организовать. Попытки искусственно возбудить интерес у П чка к кулинарии, садоводству, филателии обычно оказываются безрезультатными. Точно так же для него редко оказываются интересными специально организованные диспуты, экскурсии и тл. …..1. Интерес к конкретному виду занятости возникает в ПВ в случае, когда чк самостоятельно выбрал подходящий вид д-ти и отдыха и эта д-ть более значимы для него, чем дорогое и хорошо организованное мероприятие. Успех внести новое содержание в жизнь ЛПВ зависит от того, в какой степени принимается во внимание факт их личного участия в предлагаемой д-ти. … …Для П чка, включенного в любой вид активности, важным оказывается иметь свой соб-ный соц статус. Выступление (высказывание) перед другими повышает его значение для окружающих непоср-нно в момент самовыражения, привлекая внимание к собственной проблеме, помогая устанавливать контакты с людьми, имеющими схожие проблемы. При этом под активностью П Л подразумевается пр-сс их взаимод-я, общения и культурный обмен, в рез-те которого изменяются личностные установки, развивается творческое мышление, что способствует росту личности и противостоит процессам ее угасания в позднем периоде жизни. …..В обл-ти групповой р-ты созд-ся группы по интересам, программно-ориенти-рованные тренинговые группы, дискуссионные кружки, группы родственников, помощников, самопомощи, воспоминаний и соц-коммуникат. группы. (!!!при таком разнообразии возм-тей трудно определить чего хотят сами К. ) … ..С ростом экзистенциальной и гуманистической психологии, трансакционного анализа и др. индивидуальное и групповое обсуждение проблем ПЛ получило легитимный статус для широкого использования в практике. Еще до этого многое использовали в уходе за недееспособными людьми профессионалы-непсихологи: священники, соц работники, добровольцы. Обсуждение - групповая и индивидуальная р-та с пожилыми - "случайный" продукт их д-ти, который имеет значительный эффект при поддержке любого уровня (моральной, псих, соц и проч.). И в практику вошел термин "обсуждающие терапевты". Они же обратили внимание на то, что в такой р-те необходимы личностные качества эмпатии, сердечности, искренности. .Желательное направление психосоциальной работы со ПЛ - подчеркивание приятных сторон жизни, обогащение соц контактов и стимулир-ние фантазии. Без этого любая р-та оказывается неполноценной. Но, необходимо выработать особые техники обсуждения сложных жизненных ситуаций. Главная опора должна делаться на то, как продлить жизнь и наполнить ее действием в оставшиеся годы с учетом использования прошлого опыта. …..2. Проблема состоит в том, что круг общения по мере старения сужается, и вдобавок у ПЛ имеются трудности коммуник. Наиболее подходящее при комм. трудностях псих воздействие обеспечит группа. Но попытки расширить круг общения и модернизировать коммуник умения П чка будут иметь успех только, если он сам будет проявлять активность, т. е. когда он не только получает инф-цию (занимает пассивную позицию), но и несет ее (активная позиция). …..Задача спец-та заключ-ся в определении объема и характера повседневной занятости. Основная роль здесь должна быть отведена самому П чку. Внешне это незаметная, но большая мыслительная работа, с критическим пересмотром своих возможностей и нового положения в об-ве. …Стержнем р-ты яв-ся формир-е отношения к соб-ному старению. В процессе тренинг. р-ты ПЛ должны перейти от обыденного восприятия к ощущ-ю полноценной жизни в настоящем и освободить внутренние ресурсы для изменения качества своей жизни. …Тренинг включает разъяснения и ролевую практику, демонстрацию подходов к исп-ю дискуссии о том, что не полезно, с акцентом на сверхзависимость от слов в тяжелой, горестной ситуации, конфронтацию личного и професс. страха потер-петь неудачу, а также анализ потреб-ти во "всемогуществе" спец-та, применения "помогающего пов-я", нового пов-я, способ-щего большей компет-ти спец-та. !! групп р-та, совместная практика с коллегами, использование диад помогают спец-ту осознать, что не только он, но и его коллеги могут совершать ошибки. Это позволяет смело соглашаться с К, что часто нет ответов на самые важные вопросы. …Абсолютным показанием к тренинговым занятиям является желание П чка, наличие у него мотивации. Колич-ный состав группы ПЛ не должен превышать шесть-восемь чк.Состав участников группы является const от начала до конца тренингового курса. Набор упражнений выбирается тренером в зависимости от данных тестовой диагн-ки. При формир. группы, независимо от ее целей, тренер предварительно беседует с каждым участником. Цель бесед - знакомство, формирование мотивации к групповым занятиям. Выясняют у ПЛ их сост-е здоровья. Неудовлетв-ое сост-е (температура, интоксикация, болевой синдром и проч.) является противопоказанием к участию в тренинге. ……Одним из видов групповой работы могут быть группы поддержкидля тех, кто имеет очень ограниченный круг общения. Адлер- основной проблемой ПЛ яв-ся не столько депрессия, сколько отсутствие адекватного понимания жизненной задачи в конце жизненного пути. Создание "групп поддержки" яв-ся способом развития соц.интересов и осознания жиз-х задач. Участники этих групп учатся находить общую почву для общения, разделять чув-ва друг друга, осуществлять обратную связь. С этой целью их просят повторять слова друг друга, определять сильные стороны друг друга и отмечать то, что им нравится в других. В группе обсуждаются жизненные задачи, осущ-ся индивидуальная постановка целей на каждую неделю. Под группами поддержки понимаются группы, хар-ся высокой степенью личного контакта их членов и высокой степенью сплоченности. Отношения, которые складываются между участниками группы, невозможны между двумя людьми. Группы призваны: - сближать членов так, что они ощущают свою принадлежность группе, чувствуют, что они в безопасности и приняты окружающими; - обеспечивать условия, при которых их члены могут сравнивать свои чувства и мнения с чувствами и мнениями других людей; - помогать уч-кам адекватно оцен-ть реальность и какими их видят окружающие. . Чк в любом воз-те может столкнуться с горем, тяжелыми потерями, смертью. Однако для пожилых людей это уже реальность. На них наваливаются множественные проблемы, такие как: сильное физическое страдание или потеря здоровья, смерть супруга, угроза зависимости и возможности институционали-зации, уход на пенсию и потеря возможности активного участи в общественной жизни, сильное психологическое или психическое истощение и др. . Стан-ся очевидным, что жизнь ограничена, времени остается мало. Не все утраты и потери могут быть чем-то компенсированы. ПЛ вынуждены смириться с тем, что в их годы const приходится иметь дело со смертью близких. Более трудная адаптация к новой ситуации. Смерть супруга - наиболее значит-ное жизненное событие. Поздний возраст может рассматривать-ся как непрерывный ряд потерь: кроме смерти супруга, друзей, семьи, он может включать сенсорные потери (слуха, зрения), памяти, занятости (выход на пен-сию), мобильности, независимос-ти. Возможны потери жизненных ожиданий. Кроме этих проблем- потеря радости от активности, д-ти - один из биол. симп-в депрессии. Более того, депрессия в старом возрасте часто не диагностируется и не лечится. Депрессия в поздней жизни часто следует за главным неблагоприятным жизненным событием, таким как тяжелое горе или обострение болезни. Но именно депрессия и может быть причиной потери. Люди в депрессии не заботят-ся о себе и стан-ся больны, могут попасть в аварию, умереть от небрежности. …..3. У ПЛ процесс горевания длиннее. Их реакции могут включать замешательство, депрессию, мысли о смерти. Иногда они сочетаются с такой болезнью, как деменция. Проблема, которая может влиять на П, - "перегрузка" от тяжелого горя или множественных потерь. ….. Среди источников горя, для П, выделяют потерю р-ты. Проблема волнует П в том случае, если они не желают ее оставлять. Чаще П уже не работают в силу своих возрастных осо-тей, связанных со здоровьем. . Наиболее очевидная помощь ПЛ в группах "тяжелой утраты"-социальная поддержка. Она помогает ПЛ уменьшить чув-во одиночества и изолированности, дать ощ-е принятия. Предоставление чку места, где он может выразить свое горе и печаль без осужде-ния со стороны других, играет терапевти-ческую роль. Пребывание среди людей, которые пережили то же самое и могут понять переживания другого, трудно переоценить. Поддержка и принятие чув-в страдающего П чка спос-ет норм-му процессу переживания им тяжелой утраты и может стать началом исцеления. Польза групповой работы: - и новички и люди, не так давно пришедшие в группу, могут видеть тех ее членов, кто уже далеко продвинулся в процессе переживания утраты. - группа может оказывать людям поддержку и поощрение в трудных начина-ниях. Иногда члены группы не способны заметить свои успехи до тех пор, пока другие не обратят на это их внимание. - позволяет людям увидеть, как далеко они продвинулись, так как новые члены, вступающие в группу, находятся на уже пройденной стадии переживания утраты. . Группа может предоставить три вида поддержки: инструментальную, эмоциональную и оправдывающую. - Инструментальная - дает представление о практических способах д-я, основываясь на чьем-то опыте: от обсуждения способов совладания с одиночест-вом до обсуждения того, что делать с оставшими-ся после умершего одеждой и имуществом. Полезными являются советы, которые одни члены группы могут дать другим, основываясь на собственном опыте, а также способность членов группы обсуждать эти вопросы (подобные проблемы испытывают не они одни) - Эмоциональная поддержка- основная нагрузка при работе с горем. Группа может дать эмоциональную поддержку, выслушивая тяжело страдающего чка и позволяя (без осуждения) неоднократно обсуждать смерть, дает возм-ть чку плакать и свободно выражать свои чув-ва, что облегчает ему процесс горевания. Члены группы испытывают эмпатию по отношению к говорящему, так как они переживают или пережили то же самое. И эта действенная эмоциональная поддержка облегчает тяжелейшие эмоц. переживания. . Другая сильная эмоция, проявляющаяся в группе, это гнев. Гнев может быть от конкретных претензий, например, к супругу-алкоголику, умершему от цирроза печени, или может быть направлен на любимого чка, на доктора, семью, друзей или кого-то еще. На групповой встрече гнев может быть перенесен на какого-нибудь члена группы, напоминающего супруга или супругу. - Оправдывающая поддержка состоит - группа нормализует процесс пережива-ния горя у своих членов и дает им знать, чего ожидать в дальнейшем. Этот вид поддержки помогает уменьшить страхи. . Занятия в группах "тяжелой утраты" дают возможность страдающим людям узнать про то, что может ожидать их дальше.о стадиях переживания утраты, симптомах. Это дает лю-дям чув-во контроля над ситуацией, в которой они находятся. Группа предоставляет новые возм-ти для социализации, приобретения друзей и развития взаимной поддержки. Популяция ПЛ постоянно увеличивается, поэтому для спец-та важно знать, что групп. терапия не только продуктивный с точки зрения стоимости и времени метод лечения, но и действ-но эффект. м-д для помощи ПЛ, переживающим тяжелую потерю близкого чка. …..!! польза разл видов групп р-ты для ПЛ не получила системат-ой оц-ки. !! ! неостаток практ-го позитивного опыта !!! .