Способы частичной рационализации существующих отношений
Разработка способов частичной рационализации существующих отношений обусловливает необходимость обращения к личности, учитывая нормативную ориентированность индивидуальной деятельности. Задача состоит в наблюдении и поиске закономерностей и принципов.человеческого взаимодействия и объединения, природы, форм, содержания и структуры человеческих групп и их деятельности, конфликтов, приспособления личностного и группового поведения. Менеджеры и бизнесмены должны исходить из изучения и анализа реальных и многообразных действий и отношений людей в их деятельности, наблюдая и изучая те конкретные формы и пути, в которых протекает человеческая деятельность и проявляются отношения между людьми. Решающая роль при этом должна отводится анализу деятельности и отношений людей и групп, того реально существующего общего, что имеется в отношениях и деятельности людей и что является специфическим по сравнению с экономическим, юридическим и другим содержанием и формами этой деятельности и отношений, а также изучению общей природы человеческих групп, того реально существующего общего момента в отношениях и деятельности работниц, который проявляется в наличии у них, без исключения, тех или иных эмоций, чувств, настроений, позиций, ценностей людей, то есть в наличии в них момента психической деятельности. Таким образом, менеджеру и бизнесмену рекомендуется анализировать отношения, изучать и осмысливать область сознания людей, деятельность работниц и их групп, уясняя для себя их взгляды, настроения и представления, с которыми они участвуют в предпринимательской деятельности и связанных с ней отношениях между двумя и более личностями, выясняя их взаимодействие. При этом следует учитывать, что это взаимодействие является основным социальным процессом в жизнедеятельности людей и их познание определяет способность одного человека делать себя понятным другому. «Не отвечай глупому по глупости его, чтоб и тебе не сделаться подобным ему». Менеджер и бизнесмен призваны понять и использовать механизм, которому подчиняется сознательное отношение работниц друг к другу вообще, к окружающей обстановке, предпринимательской деятельности и т. п. Конечно, этот процесс является в значительной мере субъективным, поскольку определяет состояние умов, включая глубочайшие и возможно скрытые чувства и детали взаимодействия, и в то же время центральным, поскольку определяет ту степень необходимых умственных особенностей людей, которые делают возможным характерную для них кооперацию во взаимодействии. При этом следует учитывать специфические моменты в сознании каждой работницы, складывающиеся в процессе ее отношений с другими, ее представление об окружающем и происходящем, включая и других людей, ее представление о себе, ее тип понимания действительности, вырабатываемый в результате жизненной практики, то есть изучение и использование всего комплекса практически обыденного сознания человека, самые яркие и характерные черты которого являются производными от непосредственных житейских отношений, в которых участвует работница, и той деятельности, которую она повседневно осуществляет. Таким образом, предприниматель призван изучать и использовать ту или иную форму и тип человеческого сознания, вызывающего взаимное отношение, психологическое содержание взаимодействия людей и действий каждого отдельного индивида, участвующего в этом взаимодействии, являющегося конкретным проявлением реальной деятельности и отношений людей и групп, их реального поведения и отношения в структуре нанимателя и нанимаемого, в условиях конкуреции и т. п., разрабатывая способы уменьшения трений между администрацией и рабочими. По данным американских исследователей, наиболее эффективно в этом отношении перемещать и увольнять тех лиц административного персонала, которые не умеют придерживаться гибкой тактики по отношению к рабочим. Не унижать их чувства собственного достоинства, всегда иметь в переговорах с рабочими наготове «спасательные средства» — прежде всего шутку — и пускать ее в ход, как только ситуация становится напряженной; не напоминать о неприятных ситуациях, имевших место в прошлом; давать возможность рабочим заявлять о своих претензиях и т. п. Ибо «мудростью устраивается дом и разумом утверждается». Рекомендации американского ученого Нокса базируются на его наблюдениях и говорят о том, что текущие частичные требования рабочих наиболее выгодно предпринимателю удовлетворять путем уступок. Рекомендуемые меры базируются на учете самой внешней стороны отношений между предпринимателем и рабочими — того, как сталкиваются их текущие интересы, например, по поводу улучшения условий труда, повышения заработной платы, удовлетворения того или другого нового требования. Предпринимателю, бизнесмену или менеджеру необходимо определять, разрабатывать и использовать меры воздействия на групповое сознание действующих индивидов, выводя их, если надо, из состояния психологического заблуждения, которое иногда появляется у работниц. Следует учитывать также, что существо отношений, складывающихся между предпринимателем и рабочими, и основы таких явлений, как конфликты между ними, лежат в сфере коммуникации, то есть в области их понимания друг другом, в области их представлений друг о друге, а это обусловливает необходимость разработки системы поведения людей посредством преобразования их представлений, формирования изменений в сознании, которые вели бы к приспособлению работниц к данной социальной ситуации, к существующим и удовлетворяющим вас социальным условиям. Положительный эффект приносит также создание условий для отдыха и развлечения работниц, обслуживание товарными группами, формирование представлений и установок о желаемом и т. п. Помните, что «иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и одинако же беднеет».