Общение человека, цели, функции, виды общения и их характеристика
ОБЩЕНИЕ - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, взаимодействие субъектов. Это процесс обмена между людьми определенными результатами их психической и духовной деятельности.
Структура общения. Структура общения включает в себя три взаимосвязанных процесса общения: перцептивный, интерактивный и коммуникативный.
- Перцептивный - это процесс восприятия и познания партнерами, а, следовательно, и понимания друг друга и возможность установления на этой основе взаимопонимания.
- Интерактивный - это организации и реализации при практических контактах стратегии и тактики взаимодействия и взаимоотношений между партнерами, исходя из их восприятия понимания взаимных статусно – ролевых позиций в данной ситуации общения. Кроме того, в зависимости от понимания ситуации и партнера каждый из них, выбирает ( с их точки зрения) наиболее оптимальную стратегию общения: кооперацию, сотрудничество, конкуренцию, уклонение или уступку.
- Коммуникативный - это практическая сторона общения, процесс обмена информацией между общающимися индивидами.
Все три стороны общения тесно взаимосвязаны, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.
Употребление этих понятий условно, иногда в аналогичном смысле употребляют и другие понятия – аффективно-коммуникативная, регуляционно - коммуникативная, информационно-коммуникативная функции.
Процедура общения. В процедуре общения выделяют следующие элементы:
- Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
- Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
- Ориентировка в личности собеседника.
- Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
- Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
- Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
- Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какой-либо из элементов акта общения нарушен, то партнерам не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Реализация каждого из указанных элементов общения требует наличия соответствующих навыков и умений и способность их реализовать в практике общения. Эти качество называют коммуникабельностью.
Этапы общения. Чтобы общение как взаимодействие происходило продуктивно, оно должно состоять из следующих этапов:
- Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.
- Ориентировка в ситуации общения и личности партнера, осмысление происходящего, выдержка паузы.
- Обсуждение интересующей проблемы (изложение своих точек зрения, нахождение причин расхождения и сходства точек зрения на проблему).
- Совместное решение проблемы.
- Завершение контакта (выход из него).
Кроме того, в общении выделяют: его содержание и средства, цели и функции, формы, методы и виды, стратегии и тактики, стили, барьеры общения, а также морально - этические нормы и правила, модели общения (стереотипы – поведенческие и речевые) и манеры.
Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного человека другому. Эта информация представлена образами представлениями, мыслями и суждениями, опытом и знаниями и умениями, оценками, чувства и переживаниями, установками и др.
Средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного партнера к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
К средствам общения относятся:
- Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю "стол", я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, "субъективный" смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.
- Паралингвистические характеристики речи (интонация, громкость, тембр и др.) Так, например, интонация, эмоциональная выразительность речи, способны придавать разный смысл одной и той же фразе.
- Взгляд (выражение глаз), мимика могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
- Пантомимика (жесты, позы.) как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
- Расстояние (дистанции общения) и взаимное расположение в пространстве, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
- Вегетативные проявления(побледнение, покраснение и др.) как внешние жизненные проявления эмоционально - мотивационных реакцийсобеседника на условия общения.
Цели общения.
Цель общения– то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Различают одиннадцать целей общения:
- побуждение;
- предупреждение;
- передача информации;
- получение информации;
- обучение;
- воспитание;
- согласование действий (намерений) в совместной деятельности;
- установление личных взаимоотношений;
- прояснение личных взаимоотношений;
- установление деловых взаимоотношений (взаимодействий);
- прояснение деловых взаимоотношений (взаимодействий.
Функции общения.
Выделяют следующие функции общения:
1. Социальные функции общения:
- организация совместной деятельности;
- управление поведением и деятельностью;
- социальный контроль;
- социализация человека;
- интеграция;
- трансляция;
- побуждение.
2. Психологические функции общения:
- инструментальная;
- функция обеспечения психологического комфорта личности;
- удовлетворение потребности в общении;
- функция самоутверждения;
- экспрессивная.
Формы общения.
Различают три основные формы общения:
- Монологическая (доклад, сообщение, инструктаж и др.).
- Диалогическая ( деловой разговор, беседа, интервью и др.).
- Групповая ( собрание, совещание, семинар, конгресс и др.).
Кроме того, различают такие формы общения как: прямое, косвенное, непосредственное, опосредованное, массовое, межличностное
Методы общения. Формы общения определяют выбор методов общения, так, например,:
-монологическая форма требует знания техник и приемов, навыков и умений публичного выступления;
- диалогическая форма – требует знания техник и приемов, навыков и умений вести диалог:
- групповаяформа – требует знания правил и приемов, навыков и умений управлять дискуссией, участвовать в дискуссии.
Виды общения.
В зависимости от состава субъектов общения, различают такие его виды как: межличностное общение, общение в системе “индивид - группа”, публичное общение и др.
Кроме того, виды межличностного общения различаются по следующим критериям:
- По преобладанию тех или иных средств, общение может быть речевым(вербальным), неречевым(невербальным) и комбинированным. Исходя из этого критерия, межличностное управленческое общение является комбинированным, хотя соотношение речевых и неречевых средств в различных ситуациях может меняться.
- По предмету общения.
А) свободное общение
б) деловое (деятельностное) общение;
В) игровое общение;
Г) ритуальное общение;
В зависимости от содержания, целей и средств общение может также классифицировано:
1.По содержанию оно может быть:
- материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);
- когнитивное (обмен знаниями);
- кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями);
- мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами; потребностями);
- деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
2. По целям общение делиться на:
- биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма);
- социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).
- фактическое - установление контакта, как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения;
- информационное- передача и получение сведений, обмен мнениями и др.;
~ побудительное- направление активности партнера на выполнение тех или иных действий;
- координационное- взаимное ориентирование и согласование действий;
- понимание- адекватное восприятие и понимание партнерами смысла сообщения и друг друга;
- эмотивное - изменение собственных переживаний и состояний с помощью партнера;
- установление отношения -утверждение своего места в системе связей сообщества, определение своего статусно – ролевого положения в системе социальных отношениях социума;
- оказание влияния -изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в т. ч. его намерений, установок, ожиданий, целей, мнений, решений, настроения, представлений, потребностей, действий, активности, переживаний, оценок и пр.
При этом оказание влияния на партнера по общению сводится к таким процессам как:
- анализ и корректировка отношений партнера к элементам реальности;
- анализ и корректировка речевого взаимодействия и поведения партнеров;
- коррекция психического состояния партнера;
- уменьшение противодействия партнера;
- формирование диспозиций партнера (требуемой мотивации, внутренних побуждений).
3. По средствам общение может быть:
- непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.);
- опосредованное(связанное с использованием специальных средств и орудий);
- прямое(предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);
косвенное(осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).
Более упрощенная классификация, ориентированная на практические цели общения людей, включает следующие виды:
- Деловое общение – установление и поддержание контактов, вызванное потребностями совместной деятельности.
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, определяющий потребности совместной деятельности, который включает в себя:
- восприятие и понимание партнера по общению;
- установление отношений партнеров, выбор и реализация стратегии взаимодействия;
- обмен информацией, т. е. практические коммуникационные контакты партнеров.
- Общение межличностное (духовное). Это общение друзей, духовно близких людей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.