Общение человека, цели, функции, виды общения и их характеристика

ОБЩЕНИЕ - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, взаимодействие субъектов. Это процесс обмена между людьми определенными результатами их психической и духовной деятельности.

Структура общения. Структура общения включает в себя три взаимосвязанных процесса общения: перцептивный, интерактивный и коммуникативный.

- Перцептивный - это процесс восприятия и познания партнерами, а, следовательно, и понимания друг друга и возможность установления на этой основе взаимопонимания.

- Интерактивный - это организации и реализации при практических контактах стратегии и тактики взаимодействия и взаимоотношений между партнерами, исходя из их восприятия понимания взаимных статусно – ролевых позиций в данной ситуации общения. Кроме того, в зависимости от понимания ситуации и партнера каждый из них, выбирает ( с их точки зрения) наиболее оптимальную стратегию общения: кооперацию, сотрудничество, конкуренцию, уклонение или уступку.

- Коммуникативный - это практическая сторона общения, процесс обмена информацией между общающимися индивидами.

Все три стороны общения тесно взаимосвязаны, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

Употребление этих понятий условно, иногда в аналогичном смысле употребляют и другие понятия – аффективно-коммуникативная, регуляционно - коммуникативная, информационно-коммуникативная функции.

Процедура общения. В процедуре общения выделяют следующие элементы:

- Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

- Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

- Ориентировка в личности собеседника.

- Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

- Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как гово­рить, как себя вести.

- Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

- Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какой-либо из элементов акта общения нарушен, то партнерам не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Реализация каждого из указанных элементов общения требует наличия соответствующих навыков и умений и способность их реализовать в практике общения. Эти качество называют коммуникабельностью.

Этапы общения. Чтобы общение как взаимодействие происходило продуктивно, оно должно состоять из следующих этапов:

- Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

- Ориентировка в ситуации общения и личности партнера, осмысление происходящего, выдержка паузы.

- Обсуждение интересующей проблемы (изложение своих точек зрения, нахождение причин расхождения и сходства точек зрения на проблему).

- Совместное решение проблемы.

- Завершение контакта (выход из него).

Кроме того, в общении выделяют: его содержание и средства, цели и функции, формы, методы и виды, стратегии и тактики, стили, барьеры общения, а также морально - этические нормы и правила, модели общения (стереотипы – поведенческие и речевые) и манеры.

Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного человека другому. Эта информация представлена образами представлениями, мыслями и суждениями, опытом и знаниями и умениями, оценками, чувства и переживаниями, установками и др.

Средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного партнера к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью ор­ганов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

К средствам общения относятся:

- Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмыслен­ные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возмож­ным общение при помощи языка. Если я говорю "стол", я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, "субъектив­ный" смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

- Паралингвистические характеристики речи (интонация, громкость, тембр и др.) Так, например, интонация, эмоциональная выразительность речи, способны придавать разный смысл одной и той же фразе.

- Взгляд (выражение глаз), мимика могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

- Пантомимика (жесты, позы.) как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

- Расстояние (дистанции общения) и взаимное расположение в пространстве, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

- Вегетативные проявления(побледнение, покраснение и др.) как внешние жизненные проявления эмоционально - мотивационных реакцийсобеседника на условия общения.

Цели общения.

Цель общения– то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Различают одиннадцать целей общения:

- побуждение;

- предупреждение;

- передача информации;

- получение информации;

- обучение;

- воспитание;

- согласование действий (намерений) в совместной деятельности;

- установление личных взаимоотношений;

- прояснение личных взаимоотношений;

- установление деловых взаимоотношений (взаимодействий);

- прояснение деловых взаимоотношений (взаимодействий.

Функции общения.

Выделяют следующие функции общения:

1. Социальные функции общения:

- организация совместной деятельности;

- управление поведением и деятельностью;

- социальный контроль;

- социализация человека;

- интеграция;

- трансляция;

- побуждение.
2. Психологические функции общения:

- инструментальная;

- функция обеспечения психологического комфорта личности;

- удовлетворение потребности в общении;

- функция самоутверждения;

- экспрессивная.

Формы общения.

Различают три основные формы общения:

- Монологическая (доклад, сообщение, инструктаж и др.).

- Диалогическая ( деловой разговор, беседа, интервью и др.).

- Групповая ( собрание, совещание, семинар, конгресс и др.).

Кроме того, различают такие формы общения как: прямое, косвенное, непосредственное, опосредованное, массовое, межличностное

Методы общения. Формы общения определяют выбор методов общения, так, например,:

-монологическая форма требует знания техник и приемов, навыков и умений публичного выступления;

- диалогическая форма – требует знания техник и приемов, навыков и умений вести диалог:

- групповаяформа – требует знания правил и приемов, навыков и умений управлять дискуссией, участвовать в дискуссии.

Виды общения.

В зависимости от состава субъектов общения, различают такие его виды как: межличностное общение, общение в системе “индивид - группа”, публичное общение и др.

Кроме того, виды межличностного общения различаются по следующим критериям:

- По преобладанию тех или иных средств, общение может быть речевым(вербальным), неречевым(невербальным) и комбинированным. Исходя из этого критерия, межличностное управленческое общение является комбинированным, хотя соотношение речевых и неречевых средств в различных ситуациях может меняться.

- По предмету общения.

А) свободное общение

б) деловое (деятельностное) общение;

В) игровое общение;

Г) ритуальное общение;

В зависимости от содержания, целей и средств общение может также классифицировано:

1.По содержанию оно может быть:

- материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);

- когнитивное (обмен знаниями);

- кондиционное (обмен психическими или физиологическими состоя­ниями);

- мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами; потребностями);

- деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

2. По целям общение делиться на:

- биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма);

- социальное (преследует цели расширения и укрепления межлично­стных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).

- фактическое - установление контакта, как состояния обоюдной готов­ности к приему и передаче сообщения;

- информационное- передача и получение сведений, обмен мнениями и др.;

~ побудительное- направление активности партнера на вы­полнение тех или иных действий;

- координационное- взаимное ориентирование и согласование действий;

- понимание- адекватное восприятие и понимание партнерами смысла сообщения и друг друга;

- эмотивное - изменение собственных переживаний и состояний с помощью партнера;

- установление отношения -утверждение своего места в системе связей сообщества, определение своего статусно – ролевого положения в системе социальных отношениях социума;

- оказание влияния -изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в т. ч. его намерений, установок, ожиданий, целей, мнений, решений, настроения, представлений, потребностей, действий, активности, переживаний, оценок и пр.

При этом оказание влияния на партнера по общению сводится к таким процессам как:

- анализ и корректировка отношений партнера к элементам реальности;

- анализ и корректировка речевого взаимодействия и поведения партнеров;

- коррекция психического состояния партнера;

- уменьшение противодействия партнера;

- формирование диспозиций партнера (требуемой мотивации, внутренних побуждений).

3. По средствам общение может быть:

- непосредственное (осуществляемое с помощью естественных орга­нов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.);

- опосредованное(связанное с использованием специальных средств и орудий);

- прямое(предполагает личные контакты и непосредственное воспри­ятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);

косвенное(осуществляется через посредников, которыми могут вы­ступать другие люди).

Более упрощенная классификация, ориентированная на практические цели общения людей, включает следующие виды:

- Деловое общение – установление и поддержание контактов, вызванное потребностями совместной деятельности.

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, определяющий потребности совместной деятельности, который включает в себя:

- восприятие и понимание партнера по общению;

- установление отношений партнеров, выбор и реализация стратегии взаимодействия;

- обмен информацией, т. е. практические коммуникационные контакты партнеров.

- Общение межличностное (духовное). Это общение друзей, духовно близких людей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно то­гда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

Наши рекомендации