Мой друг, она прошла…но с первыми друзьями 2 страница

Но сторонники нового восторженно приветствовали поэму. Они видели в этом произведении свое знамя и зарю литературного будущего. Величайшую объективность в восприятии поэмы проявил Жуковский. Прослушав ее в чтении самого автора, он подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя… 1820 марта 26».

Поэмой «Руслан и Людмила» завершается первый этап творчества Пушкина, во многом ученический. Своею ярко выраженной самобытностью, оригинальностью и новизной она окончательно закрепила славу Пушкина как первостепенного русского поэта, породив многочисленные подражания: «Восточная лютня» А.А. Шишкова (1824), «Илья Муромец» М. П. Загорского (1825) и т. д. Об историко-литературном значении поэмы великолепно сказал Белинский: «Выход в свет „Руслана и Людмилы“ и возбужденные этою поэмою толки и споры о классицизме и романтизме были эпохою обновления русской литературы».

Евгений Онегин"

Белинский справедливо назвал «Онегина» «самым задушев­ным произведением Пушкина», в котором с наибольшей полно­той отразились «вся жизнь, вся душа, вся любовь» поэта, «его чувства, понятия, идеалы». Около девяти лет, почти половину своей творческой жизни, отдал Пушкин делу создания своего романа, вложив в него плоды «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

В черновых бумагах Пушкина сохранилось ука- создания ^анис- поэта, что он начал спою работу над рома- романа. ном «Евгении Онегин» 9 мая 1823 толп в Киши­нёве, а закончил в основном 25 сентября 1830 го­да в Болдине, что составило 7 лет 4 месяца 17 дней. Но этот итог нельзя признать окончательным: в 1831 году Пушкин вновь обратился к роману и написал несколько строф для последней главы романа, в частности.«Письмо Онегина к Таяние».

По первоначальному замыслу роман «Евгений Онегин» дол­жен был состоять из девяти глав, которые в черновике Пушкин озаглавил так. разделив их на три части:

Часть 1-я. 1 песнь — Ханлра. 11 — Поэт. Ill — Барышня. Часть 2-я. IV песнь — Деревня. V —Именины. VI — Поединок. Часть 3-я. VII песнь—Москва. VIII — Странствие. IX — Большой свет.

Впоследствии Пушкин изъял восьмую главу и отрывки из неё поместил в качестве приложения к роману. Была написана и десятая глава, но поэт сжёг ее. Осталось лишь несколько не­полных строф.

Такова внешняя история создания романа. Из "нее видно, кок долго над ним работал Пушкин. Эта неторопливость объясняет­ся грандиозными замыслами поэта как в области содержания за­думанного им романа, так и его художественного оформления.

Ешё в «Кавказском пленнике» Пушкин залумг.т дать образ типичного для начала XIX века представителя дворянской интел­лигенции, который не являлся членом тгиных политических об­ществ, но критически относился к светскому образу жизни, про­тестовал против условностей <'свста», сковывающих свободу че­ловеческой личности.

Этот же образ он продолжал раскрывать и в поэме < Цыганы». Но поэт увидел, что рамки романтический поэмы не позволяют ему выполнитi свою задачу с надлежащей полнотой. Основное вн;:\к:пнс в нормах было обращено на одинокую личность героя, на изображение его сложной душенной жизни. Условия, под влия­нием которых сложился его характер, та среда, в которой он вы­рос и жил, отношения его с обществом — всё это в поэме не дава­лись. оставалось неизвестным читатели?. Такой односторонней зарисовки личности героя требовал самый жанр романтической поэмы. Это препятствовало широкому изображению действитель­ности. к чему стремился Пушкин.

Поэтому, ешё не работая над поэмой «Бахчисарайский фон­тан», Пушкин задумывает перейти от романтической поэмы к роману, широкие и свободные рамки которого позволили бы ему всесторонне охватить-жизнь и показать личность героя в его от­ношении к обществу. Стремившийся к «верности изображения» действительности и в.поэма.х. П\шкии в своём романе оконча­тельно переходит к реализму. В лирических отступлениях романа «Евгений Онегина Пушкин, ра.чмитриьая все существовавшие в его время литературные направления — классицизм, сентимента­лизм и романтизм, осуждает их зз односторонность внзобра- женни человека и жизни. В своём романе он борется за реализм, за всестороннее, верное и глубокое изображение человека в его многообразных связях с обществом, с действительностью.

Теперь Пушкин раскрывает образы героев полнее и глубже, показывает их не только в исключительных обстоятельствах, но н в обычной, будничной жизни. Он не переносит их на Кавказ или в Крым: они живут и действуют в обстановке русской дей­ствительности того времени, в кругу своих родных, в своём об­ществе. Их поступки перестают быть загадочными. Наоборот, всё в их поведении объяснено пли общественными условиями, или их душевными качествами.

Такого широкого охвата жизни, какой дан в романе «Евгений Онегин», ещё не было ни в одном произведении мировой литера­туры. Не было ни одного романа в западноевропейской литера­туре, который, изображая молодого человека начала XIX века дворянской или буржуазной среды, рисовал бы одновременно и жизнь крестьянства. А в романе Пушкина перед нами проходят яркие образы и картины жизни и «высшего света», и провинци­ального дворянства, и крепостного крестьянства.

За этот-то широчайший охват современной Пушкину жизни России, а также за глубину типических образов и богатство идей Белинский и назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни».

«Прежде всего в. «Онегине» мы видим поэтически Изображение воспроизведённую картину русского общества,

дворянства взятого в один из интереснейших моментов его

начала г- «г»

XIX века* развития»,— говорит Белинскии. В своем романе

Пушкин нарисовал жизнь России конца 10-х — первой половины 20-х годов XIX века.

Это было время подъёма национального самосознания, про­буждённого войной 1812 года, усиления недовольства пере­довой дворянской интеллигенции самодержавно-крепостническим строем.

Усиливается интерес к мыслителям и писателям Запада. Оне­гин читает сочинения английского экономиста Адама Смита. Он вместе с Ленским обсуждает вопросы, поставленные француз­скими философами конца XVIII века. Руссо — один из любимых авторов Татьяны. Ленский учился в Геттингенском университете; его поэзия созревала «под небом Шиллера и Гёте»; оттуда он привёз «вольнолюбивые мечты».

Растёт знакомство с английской художественной литературой. Ричардсон и Байрон— любимые писатели.

Появляются новые потребностп, особенно у столичного дво­рянства, разрушается патриархальный уклад жизни.

На фоне этих сдвигов в общественно-экономической и куль­турной жизни России Пушкин в свете декабристских взглядов

рисует быт и нравы разных групп дворянства: петербургского, московского и поместного, живущего в своих усадьбах.

Петербургский «свет» — аристократическое общество — вы­веден в первой и восьмой главах романа. Показывая всю пустоту жизни светского общества. Пушкин резко сатирически рисует образы его типичных представителей. Тут «необходимые глуп­цы», и «на всё сердитые господа*, и «диктаторы бальные» К «с виду злые» дамы, и не -«улыбающиеся* девицы.

В седьмой главе перед нами столичное московское дворянство. Оно отличается косностью и консервативностью быта н привычек, ограниченностью интересов, пошлостью и бессодержательностью жизни. Глухой провинцией веет от этой дворянской Москвы.

Всё в них так бледно, равнодушно, Они клевещут даже скучно; В бесплодной сухости речей. Расспросов, сплетен н вестей Не вспыхнет мысли в иелы сутки, Хоть невзначай, хоть наобум...

Третья группа дворянства, представленного в романе,— это провинциальное поместное дворянство. Длинной вереницей про­ходят перед читателями гости, съехавшиеся на именины Татьяны Лариной. Тут и «толстый Пустяков*, Гвозднн, «хозяин превос­ходный, владелец нищих мужиков», и знакомые нам по «Недо­рослю» Скотпнины, из XVIII века благополучно перекочевавшие в XIX, и «отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут», и другие. Рисуя это общество в сне Татьяны в образах разных чудовищ, Пушкин характеризу­ет дикий мир провинциального дворянства как воплощение кос­ности, невежества, умственного отупения, слепой приверженно­сти старине. Поэт беспощаден в своём сатирическом описании «дикого барства».

С иронией говорит Пушкин и о «жизни мирной» семьи Лари­ных, верной «привычкам милой старины». Сам Ларин «был доб­рый малый, в прошедшем веке запоздалый»; он не читал книг» хозяйство передоверил жене, «а сам в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом».

Но и в поместье Лариных, при всей их мирной жизни и из­вестной близости к народу, царят крепостнические нравы. Так же привычно, как она «солила на зиму грибы» и «ходила в баню по субботам», Ларина «брила лбы», т. е. отдавала в солдаты про­винившихся крестьян, и «служанок била, осердясь».

Онегин Bceil шмРоте тем а тики {роман «Евгении Оне-

ен* гин» — это прежде всего роман об умственной жизни и исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века, перед декабристским восстанием 1825 года. Основная тема его —передовая личность в её отношении к дворянскому обществу и народу. Эту тему Пушкин и раскрывает в образах представителей прогрессивной дворянской интеллигенции — Онегина, Ленского и Татьяны.,;

Назвав свой роман по имени одного из героев, Пушкин тем самым подчеркнул центральное положение среди них {н во всём романе) Евгения Онегина.

Онегин — «светский петербургский молодой человек», столич­ный аристократ.

Рисуя образ своего героя, Пушкин подробна говорит о его воспитании и образовании, о жизни в петербургском «свете». «Забав и роскоши дитя», Онегин получил типичное для аристо­кратической молодёжи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра. Он был вос­питан в духе аристократической культуры, оторванной от нацио­нальной и народной почвы.

Растлевающее влияние «света» ещё более удаляло Онегина от народа.[Онегин ведёт типичную для «золотой молодёжи» того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому про­спекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет.

Но Онегин по своей натуре выделяется из общей массы аристократической молодёжи. Пушкин отмечает его «мечтам не­вольную преданность, неподражателькую странность и резкий, охлаждённый ум», чувство чести, благородство души^ Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, сложившейся в России после Отечественной войны 1812 года, в годы усиления реакции, в годы господства аракчеев­щины. гХгГВдра и скука овладели Онегиным. Покинув светское общество, он пробует заняться какой-либо полезной деятельно­стью. Из попытки писать ничего не вышло: у него не оказалось призвания («зевая, за перо взялся») и привычки к труду, ска­залось его барское воспитание («труд упорный ему был тошен»). Попытка борьбы с «душевной пустотой» посредством чтения то­же оказалась безуспешной. Книги, которые он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чув­ствам и только укрепляли их.

Пытается Онегин заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:

Ярем он баршнны старинно» Оброком лёгким заменил...

Но вся его деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась.1 Прежние настроения, хотя и несколько смягчён­ные жизнью на лоне природы, продолжают владеть им.

Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и

•обрекали, при отсутствии общественной деятельности, на полное одиночество.

Лор вав со светским обществом, в котором он не на-шёл ни высоких нравов, ни настоящих чувств,' а лишь пародию на них, и будучи оторван от жизни народа; Онегин теряет связь с людьми.

Сласти от «душевной пустоты» не смогли Онегина и сильней- | шне чувства, объединяющие челорека с человеком: любовь н ; дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше ьссго ценил «вольность и покой», не сумел разгадать всю глубину её натурь! и её чувства к нему. Он убил своего друга Ленского," т^к как не смог воззыснться над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал: Сословные предрас­судки взяли верх в тех колебаниях, которСГе он испытывал после получения вызова па дуэль. Он испугался «шёпота, хохотни глуп­цов», сплетен Зарсиких.

-ГВ подавленном состоянии духа Онегин уехал из деревни. Он Ч^«начал странствия», го и это не рассеяло его.

'Возвратившись в Петербург, он встретил Татьяну замужней ' женщиной, женой своего родственника и друга. В нём Еспыхнула к ней любовь, но Татьяна разгадала себялюбие, лежавшее в ос­нове его чувства к ней: он опять, не понял глубины её запросов.

Сиеной свидания Онегина с Татьяной роман заканчивается, дальнейшей судьбе Онегина ничего не говорится] Однако Пушкин думал продолжать роман. Осенью 1830 годЯон писал десятую главу, в которой собирался рассказать о возникновении I псрЕых тайных обществ декабристов.;Не/по цензурным услови- ям он не смог бы её напечатать; бо.1сс т^ого, и хранить её у себя I было опасно.(П Пушкин тон же осенью сжёг нгписг.нное! В бу­магах поэта сохранились лишь немногочисленные, разрозненные кусочки начальных строф главы.

Как думал Пушкин развернуть действие в X главе? Привёл ли бы он Онегина в общество декабристов? Есть свидетельство одного из знакомых Пушкина о том. что. по словам поэта, «Оне­гин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов». Но насколько точно это свидетсльстно, неизвестно. ( В лице Онегина Пушкин первым из писателей изобразил тот тип просвещённого дворянина, который сложился в России в 20-е годы XIX века и был широко известен в годы, последовав- . шие за разгромом декабристов. Онегин— типичный представи­тель этой просвещённой части дворянской интеллигенции, кото­рая критически относилась к укладу ж нзнн дворянского общества и к правительственной политике.1 Эта дворянская интеллиген­ция избегала служить царизму, не желая встать в ряди рюлчалиных, но она стояла и в стороне от обшествспно-полнти- . м'ской деятельности. А такой путь, хотя и являлся своеобразным протестом против общественно-политического строп, неизбежно пбрскал на бездейственность, на отход от народа, на замыкание о узкий круг эгоистических интересов. Это закономерно n'JJI\SJXl«"-1* wio таких людей к «тушевной пустоте», лишало их жизнь высо­кой цели, положительной программы. Белинский прекрасно ска­зал об Онегине njLCM-Самым- о людях такого типа: «Бездеятель­ность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется.'»но он... очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

Отсутствие положительной программы обрекает Онегина на бездействие. Герцен справедливо сказал о нём:

«...Юноша* не'встречает никакого живого интереса в этом мире раболепия и мелочного честолюбиями однако в этом-то обществе он осуждён жить, так как народ ещё более от него от­далён... нет ничего общего между ним и народом...»

. Образ Онегина—обладает -огромной обобщугошеГг- стпой.. , «Факт тот, что все мы — более или менее Онегины, раз только мы не предпочитаем быть чиновниками или помещиками».— гово­рил Герцен. Типичность Онегина была настолько сильна, что с этого времени, по словам Герцена, «каждый роман, кзлсд-.-я поэма имела своего Онегина, т. е. человека, осуждённого на праздность, бесполезного, сбитого с пути, человека, чужого в своей семье, чужого в своей стране, не желающего делать зло и бессильного делать добро, не делающего в конце концов нич^гэ. хотя и берущегося за всё. исключая, впрочем, двух гешеи: во- первых. он никогда :ie становится на сторону правительства, и, во-вторых, он никогда не умеет стать па сторону народа».

(На образе Онегина Пушкин показал тот путь, которым шла часть дворянской интеллигенции его времени.'-f искания в отры­ве от общества и от народа.^П\шкнн осудил это;г путь герэя-ин- дивидуалиста. делающего его общественно бесполезным, «лиш­ним» человеком. •

Другой путь, которым шла дворянская интелп- ск ' генiiitя 20-х годов XIX века, раскрыт в образе Ленского. Это путь увлечения модными в то время философски­ми учениями и оторванной от жизни, мечтательной романтиче­ской поэзией.

В Ленском много прекрасных задатков. Пушкин указыззет на присущие Ленскому «благородное стремленье и чувств и мыс­лей молодых,-высоких, нежных, удалых*, «жажду знаний и тру­да и страх порока и стыда».

Но Ленскому недостаёт знания и понимания действительно­сти . «Сердцем милый невежда», он воспринимает людей и жизнь как романтик-мечтатель. Как и Онегину, ему чуждо общество провинциального дворянства с его узкими интересами, но он идеа­лизирует1 Ольгу, обыкновенную девушку. Непонимание людей,

| Идсалюйрочоть — считат» совершенством, приписывать качества, кото­рыми данное лнцо не оОладаег.

восторженная мечтательность и приводят Ленского к трагиче­скому концу при первом же столкновении с действительностью.

Ленский — образованный, культурный человек. В его беседах с Онегиным затрагиваются вопросы философские, обществен­ные, научные. Пушкин отмечает у него «вольнолюбивые мечты». Ленский — поэт, сентиментальный романтик. В строфе X второй главы П>шкин перечисляет главные мотивы поэзии Ленского, а в строфах XXI и XXII шестой главы приводит как образец ро­мантической поэзии его элегию.

Те мотивы, которые Пушкин отмечает в поэзии Ленского, близки Жуковскому и другим позтам — сентиментальным ро­мантикам того времени. Мотивы «любви, печали, разлуки», та­инственного «нечто», воспевание «поблеклого цвета жизни», «ту­манной дали» и «романтических роз» типичны именно для поэ­зии Жуковского.-

Такие романтики, как Ленский, не могут противостоять уда­рам жизни: они или примиряются с царящим укладом, или поги­бают при первом же столкновении с действительностью. Лен­ский погиб. Но если бы он остался жив, то. вероятнее всего, пре­вратился бы в обыкновенного помещика-обывателя. Крупным поэтом он вряд ли стал бы: этого не обещала «томная и вялая» поэзия Ленского. '

Сентиментальный романтизм был неприемлем для Пушкина. Татьяна Онегину и Ленскому, воспитанием и культурой

а ьян " оторванным от народа, Пушкин противопостав­ляет Тахьяиу Ларину. Татьяна для Пушкина — «милый идеал».

Что же ценил в Татьяне Пушкин, почему он с такой тепло­той нарисовал этот образ?

Прежде всего Татьяна — это цельная натура. Белинский так разъясняет: «Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которы­ми страдают слишком сложные натуры: Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких прнделок и при­месей. Вся жизнь её проникнута той целостностью, тем един­ством, которое в мире искусства составляет высочайшее досто­инство художественного произведения. Страстно влюблённая, простая деревенская девушка, потом светская дама, Татьяна во всех положениях своей жизни всегда одна и та же». Её нравст­венные правила тверды и постоянны. От природы она одарена

Воображением мятежным.

Умом и волею живон.

И своенравной головом.

И сердцем пламенным и нежкым.

В характере Татьяны есть черты, которые роднят ее и с Оне­гиным, и с Ленским. В Онегине Пушкин подчёркивает «непо­дражательную странность», натура Татьяны поражает своеобра­зием, самобытностью; Онегин — «нелюдим», живёт «анахоре­том» (отшельником), Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой», одинокой она чувствует себя и в деревне, и в высшем свете. Разочарованный в светском обществе и в общест­венно-политической жизни, Онегин впадает^ хандру и тоску. Неудовлетворённость окружающей средой вызывает и у Тать­яны чувство тоски. Так же как и Онегин, Татьяна видела и понимала всю пошлость н пустоту не только усадебного, но и московского и петербургского дворянского общества.

Но в ней есть черты, сближающие её и с Ленским: мечта­тельность, любовь к приводе, романтическая вера в предчувст­вия и предназначения. Подобно Ленскому, который «верил, что душа родная соединиться с ним должна», Татьяна пишет Онегину:

То в вышнем суждено совете...

То воля неба: я твоя;

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой...

Но при всём сходстве отдельных черт Татьяна глубже и Оне­гина н Ленского.

Привлекают и её нравственные качества: душевная простота, искренность, безыскусственность. Есть у Татьяны и ещё огром­ное преимущество: Татьяна близка к национальной и народной почве. Уже самым именем своей героини, распространённым в то время главным образом в простом народе, Пушкин хочет под­черкнуть близость Татьяны к народной массе. «Русская душою», по характеристике поэта, Татьяна любила родную природу и народные обычаи. Через дворовых девушек и особенно через няню она познакомилась с народной поэзией и полюбила её, Татьяна «думает о поселянах», помогает бедным.

Свою жизнь она хочет устроить не по обычаям, принятым в помещичьей среде. Она желает сама решить свою судьбу, сама определить свой жизненный путь. Татьяна хочет сама избрать себе спутника жизни. Она не выберет себе в мужья ни Петуш- кова, ни Буянова или гусара Пыхтина; она мечтает о таком че­ловеке, который внёс бы в её жизнь высокое содержание, был бы похож на героев её любимых романов. Такого человека, ей показалось, она нашла в Онегине.

Но Онегин, хотя и «тронут был» письмом Татьяны, не отве­тил на её любовь. Мечты Татьяны о счастье рухнули. Её любовь принесла ей одни страдания.

Трагедия Татьяны была в том, что ей встретился человек, который был «эгоистом», хотя и «страдающим», «печальным чудаком», который не мог внести в её жизнь того, о чём она мечтала.

Через три гола Татьяна вновь встретилась с Онегиным. К этому времени она была уже замужем, стала светской дамой, княгиней, всеобщее уважение и преклонсни»- встречает она в «высшем свете». Но как она относится к роскоши, се окружаю- uu\i, к споим успехам и свете?


 


А мне, 0:ктш1. пышность эта. Постылом жизни мишура. Мин \encMi и вихре света. Мои молнии лом и вечера. .

Что в им\? Сей1ис отдать я рада Всю эту встань маскарада. Весь этот блеск, и ш\м. чад За полку Kiftn. за диким сад За наше Огднг.о жилищу...


 


Этими предельно искренними словами выражает Татьяна всё свое презрение к пошлости светского общества, к праздной и пустой сто жизни.

В сиене последнего сзпдання Татьяны с Онегиным ещё пол­нее раскрываются её высокие душевные качества: нравственная безупречность, правдивость, верность долгу, решительность.

"Судьба Татьяны трагична не менее, чем судьба Онегина, но трагедия её иная. Жизнь изломала, исковеркала характер Оне­гина, превратила его в «умную ненужность» (по выражению Герцена). Характер Татьяны не изменился, хотя жизнь принесла ей одни страдания и она не нашла того, к чему стремилась своей возвышенной душой.

Пушкин подробно рассказывает о тех условиях, под влияни­ем которых сформировался характер Татьяны. Она разделила увлечение дворянской интеллигенции модной в то время запад­ноевропейской сентиментальной и романтической литературой. Но чтение этой литературы не оторвало её от родной почвы, так как гораздо сильнее были те влияния, которые шли от народа, от деревин, от сельской природы. Близость к крестьянам, силь­ное влияние няни, прототипом которой поэту послужила чудес­ная Арина Родионовна, воспитывали в Татьяне простоту, искрен­ность, твёрдые основы нравственности, верность долгу и демо­кратизм настроений.

Если в Печорине и во многих героях романов Тургенева мы увидим Онегина последующих десятилетий, то Татьяна Ларина начинает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, верной долгу, ищущей глубоко содер­жательной жизни. Таковы Ольга Ильинская в романе Гон­чарова «Обломов», героини тургеневских романов: Наталья из «Рудин::», Елена из «Накануне», жёны декабристов, воспе­тые Некрасовым.'

Спыа Полной противоположностью Татьяне является

её младшая сестра Ольга. Если с детских лет Татьяна была «дика, вечальна, молчалива, как лань лесная, бояз­лива^, то Ольга «всегда как утро весела, как жизнь поэта про­стодушна». В Ольге -много жизнерадостности, резвости, жизнен­ные силы бьют в пей ключом. Она всегда «с улыбкой лёгкой на устах», в доме Ларины* всюду слышен её «звонкий голос».

Но внешняя привлекательность и чарующая жизнерадост­ность Ольги не могут скрыть бедности её душевного мира. Её натура лишена тон самобытности и глубины, которые характе­ризуют Татьяну. Ольга живёт бездумно, руководствуясь в своей жизни установившимися в дворянском поместном быту взгля­дами и привычками. «Всегда скромна, всегда послушна», она, не задумываясь глубоко, следует принятым в дворянской среде жизненным правилам. Она не может понять Татьяны, её не за­ставляет задумываться поведение и настроение Ленского в вечер накануне дуэли. Её чувства не отличаются топ глубиной и устой­чивостью, как у Татьяны. «Недолго плакала» она о Ленском и скоро вышла замуж, «повторив свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время» (Белинский).

На распространённость такого типа женщины и в жизни, и в литературе того времени указывает сам Пушкин:

...любом ромам Возьмите м найдёте, верно, Её портрет...

Но под пером Пушкина этот образ, хотя и эскизно1 данный, приобрёл такую художественную выразительность, что оказал воздействие на создание целого ряда женских образов в произ­ведениях позднейших писателей (например, Марфинька в романе Гончарова «Обрыв»).

Рядом с героями выступает автор не только как иораз ав ора. рассказчик, но и как действующее лицо романа. Он друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Пе­тербурге. Он любит Татьяну, «свято бережёт» её письмо к Оне­гину. У него «на случай сохранились» стихи Ленского «Куда, куда вы удалились».

Рассказывая о своих друзьях и знакомых, астор не является равнодушным созерцателем происшествий их жизни, спокойным наблюдателем. Он принимает живейшее участие в их судьбе, от­кликается на их переживания, говорит о них то с любовью, с участием, а то и иронически, а иногда строго осуждает пове­дение своего героя (например, Онегина за то, что он принял вызов Ленского).

В некоторых же строфах (лирических отступлениях) автор выступает уже как один нз основных героев романа: рассказы­вает о своих лицейских годах, о ссылке, о жизни в деревне, де­лится с читателями своими планам}!, мыслями, высказывается по общественно-бытовым вопросам, о литературе, о театре и т. п.

Рассматривая господствовавшие в его время в русской и западноевропейской литературе течения, Пушкин отрицательно относится и к сентиментализму, и к романтизму за свойственную им односторонность в изображении действительности. Сам Пуш- кнн стремится к реалистическому изображению жизни, к её осмыслению, созданию типических характеров, мечтает написать роман в прозе (гл. 3, XI—XIII).

Любитель и знаток театра, Пушкин даёт выразительные характеристики драматургов, чьи пьесы ставились в его время на сиене (гл. I, XVIII).

В отдельных замечаниях, щедро разбросанных в романе, от­ражены интересы Пушкина, его свободолюбие, патриотизм.

Мой друг, она прошла…но с первыми друзьями 2 страница - student2.ru А. С. Пх'шкип. Портрет работы D. А. Тропинича.

Ко образ поэта предстает перед нами не только в лирических отступлениях. Он отражён и самим тоном повествования, оцен­кой явлении жизни.

Критическое отношение к крепостническому укладу жизни, губительно действующему на человеческую личность, сатириче­ское изображение дворянства, осуждение дворянской интелли­генции за её отрыв от национальной, народной почвы — всё это характеризует Пушкина как единомышленника декабристов, как лучшего представителя проезещённой дворянской интеллиген­ции, сумевшего высоко подняться над эгоистическими интереса­ми своего класса.

Художествен- Когда Пушкин задумал писать роман «Евгений ные особенности Онегин», у него была напечатана только первая из романтических поэм — «Кавказский пленник».

Своеобразие друГ01-, поэмой — «Бахчисарайский фон-

его жднрз . — g, • *

^ таи» — он еще не работал и к «Цыганам» не при­ступал. И все же «Евгений Онегин» уже с первой главы пред­ставлял собой произведение нового типа творчества — не ро­мантического, а реалистического.

В ходе работы над романом «Евгений Онегин» Пушкин перешёл от романтизма к реализму. Даже гениальному Пушки­ну этот переход дался нелегко, так как в 20-х годах ни в России, ни на Западе реализм ещё не сформировался как направление. Создав «Евгения Онегина», Пушкин раньше всех — и в России, и на Западе —дал первый высокий образец подлинно реалисти­ческого произведения.

Южные поэмы не могли осуществить творческий замысел Пушкина создать образ типичного представителя прогрессивного молодого дворянского поколения, показать его в многообразных связях с обычной окружающей его жизнью и русской действи­тельностью той поры. Кроме того, поэт хотел разъяснить, истол­ковать читателям этот образ.

Всё это обусловило следующие художественные особенности романа как реалистического произведения.

1. Введение широкого исторического, общественного, быто­вого и культурно-идейного фона.

Наши рекомендации