Мой друг, она прошла…но с первыми друзьями 2 страница
Но сторонники нового восторженно приветствовали поэму. Они видели в этом произведении свое знамя и зарю литературного будущего. Величайшую объективность в восприятии поэмы проявил Жуковский. Прослушав ее в чтении самого автора, он подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя… 1820 марта 26».
Поэмой «Руслан и Людмила» завершается первый этап творчества Пушкина, во многом ученический. Своею ярко выраженной самобытностью, оригинальностью и новизной она окончательно закрепила славу Пушкина как первостепенного русского поэта, породив многочисленные подражания: «Восточная лютня» А.А. Шишкова (1824), «Илья Муромец» М. П. Загорского (1825) и т. д. Об историко-литературном значении поэмы великолепно сказал Белинский: «Выход в свет „Руслана и Людмилы“ и возбужденные этою поэмою толки и споры о классицизме и романтизме были эпохою обновления русской литературы».
Евгений Онегин"
Белинский справедливо назвал «Онегина» «самым задушевным произведением Пушкина», в котором с наибольшей полнотой отразились «вся жизнь, вся душа, вся любовь» поэта, «его чувства, понятия, идеалы». Около девяти лет, почти половину своей творческой жизни, отдал Пушкин делу создания своего романа, вложив в него плоды «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
В черновых бумагах Пушкина сохранилось ука- создания ^анис- поэта, что он начал спою работу над рома- романа. ном «Евгении Онегин» 9 мая 1823 толп в Кишинёве, а закончил в основном 25 сентября 1830 года в Болдине, что составило 7 лет 4 месяца 17 дней. Но этот итог нельзя признать окончательным: в 1831 году Пушкин вновь обратился к роману и написал несколько строф для последней главы романа, в частности.«Письмо Онегина к Таяние».
По первоначальному замыслу роман «Евгений Онегин» должен был состоять из девяти глав, которые в черновике Пушкин озаглавил так. разделив их на три части:
Часть 1-я. 1 песнь — Ханлра. 11 — Поэт. Ill — Барышня. Часть 2-я. IV песнь — Деревня. V —Именины. VI — Поединок. Часть 3-я. VII песнь—Москва. VIII — Странствие. IX — Большой свет.
Впоследствии Пушкин изъял восьмую главу и отрывки из неё поместил в качестве приложения к роману. Была написана и десятая глава, но поэт сжёг ее. Осталось лишь несколько неполных строф.
Такова внешняя история создания романа. Из "нее видно, кок долго над ним работал Пушкин. Эта неторопливость объясняется грандиозными замыслами поэта как в области содержания задуманного им романа, так и его художественного оформления.
Ешё в «Кавказском пленнике» Пушкин залумг.т дать образ типичного для начала XIX века представителя дворянской интеллигенции, который не являлся членом тгиных политических обществ, но критически относился к светскому образу жизни, протестовал против условностей <'свста», сковывающих свободу человеческой личности.
Этот же образ он продолжал раскрывать и в поэме < Цыганы». Но поэт увидел, что рамки романтический поэмы не позволяют ему выполнитi свою задачу с надлежащей полнотой. Основное вн;:\к:пнс в нормах было обращено на одинокую личность героя, на изображение его сложной душенной жизни. Условия, под влиянием которых сложился его характер, та среда, в которой он вырос и жил, отношения его с обществом — всё это в поэме не давались. оставалось неизвестным читатели?. Такой односторонней зарисовки личности героя требовал самый жанр романтической поэмы. Это препятствовало широкому изображению действительности. к чему стремился Пушкин.
Поэтому, ешё не работая над поэмой «Бахчисарайский фонтан», Пушкин задумывает перейти от романтической поэмы к роману, широкие и свободные рамки которого позволили бы ему всесторонне охватить-жизнь и показать личность героя в его отношении к обществу. Стремившийся к «верности изображения» действительности и в.поэма.х. П\шкии в своём романе окончательно переходит к реализму. В лирических отступлениях романа «Евгений Онегина Пушкин, ра.чмитриьая все существовавшие в его время литературные направления — классицизм, сентиментализм и романтизм, осуждает их зз односторонность внзобра- женни человека и жизни. В своём романе он борется за реализм, за всестороннее, верное и глубокое изображение человека в его многообразных связях с обществом, с действительностью.
Теперь Пушкин раскрывает образы героев полнее и глубже, показывает их не только в исключительных обстоятельствах, но н в обычной, будничной жизни. Он не переносит их на Кавказ или в Крым: они живут и действуют в обстановке русской действительности того времени, в кругу своих родных, в своём обществе. Их поступки перестают быть загадочными. Наоборот, всё в их поведении объяснено пли общественными условиями, или их душевными качествами.
Такого широкого охвата жизни, какой дан в романе «Евгений Онегин», ещё не было ни в одном произведении мировой литературы. Не было ни одного романа в западноевропейской литературе, который, изображая молодого человека начала XIX века дворянской или буржуазной среды, рисовал бы одновременно и жизнь крестьянства. А в романе Пушкина перед нами проходят яркие образы и картины жизни и «высшего света», и провинциального дворянства, и крепостного крестьянства.
За этот-то широчайший охват современной Пушкину жизни России, а также за глубину типических образов и богатство идей Белинский и назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни».
«Прежде всего в. «Онегине» мы видим поэтически Изображение воспроизведённую картину русского общества,
дворянства взятого в один из интереснейших моментов его
начала г- «г»
XIX века* развития»,— говорит Белинскии. В своем романе
Пушкин нарисовал жизнь России конца 10-х — первой половины 20-х годов XIX века.
Это было время подъёма национального самосознания, пробуждённого войной 1812 года, усиления недовольства передовой дворянской интеллигенции самодержавно-крепостническим строем.
Усиливается интерес к мыслителям и писателям Запада. Онегин читает сочинения английского экономиста Адама Смита. Он вместе с Ленским обсуждает вопросы, поставленные французскими философами конца XVIII века. Руссо — один из любимых авторов Татьяны. Ленский учился в Геттингенском университете; его поэзия созревала «под небом Шиллера и Гёте»; оттуда он привёз «вольнолюбивые мечты».
Растёт знакомство с английской художественной литературой. Ричардсон и Байрон— любимые писатели.
Появляются новые потребностп, особенно у столичного дворянства, разрушается патриархальный уклад жизни.
На фоне этих сдвигов в общественно-экономической и культурной жизни России Пушкин в свете декабристских взглядов
рисует быт и нравы разных групп дворянства: петербургского, московского и поместного, живущего в своих усадьбах.
Петербургский «свет» — аристократическое общество — выведен в первой и восьмой главах романа. Показывая всю пустоту жизни светского общества. Пушкин резко сатирически рисует образы его типичных представителей. Тут «необходимые глупцы», и «на всё сердитые господа*, и «диктаторы бальные» К «с виду злые» дамы, и не -«улыбающиеся* девицы.
В седьмой главе перед нами столичное московское дворянство. Оно отличается косностью и консервативностью быта н привычек, ограниченностью интересов, пошлостью и бессодержательностью жизни. Глухой провинцией веет от этой дворянской Москвы.
Всё в них так бледно, равнодушно, Они клевещут даже скучно; В бесплодной сухости речей. Расспросов, сплетен н вестей Не вспыхнет мысли в иелы сутки, Хоть невзначай, хоть наобум...
Третья группа дворянства, представленного в романе,— это провинциальное поместное дворянство. Длинной вереницей проходят перед читателями гости, съехавшиеся на именины Татьяны Лариной. Тут и «толстый Пустяков*, Гвозднн, «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», и знакомые нам по «Недорослю» Скотпнины, из XVIII века благополучно перекочевавшие в XIX, и «отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут», и другие. Рисуя это общество в сне Татьяны в образах разных чудовищ, Пушкин характеризует дикий мир провинциального дворянства как воплощение косности, невежества, умственного отупения, слепой приверженности старине. Поэт беспощаден в своём сатирическом описании «дикого барства».
С иронией говорит Пушкин и о «жизни мирной» семьи Лариных, верной «привычкам милой старины». Сам Ларин «был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый»; он не читал книг» хозяйство передоверил жене, «а сам в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом».
Но и в поместье Лариных, при всей их мирной жизни и известной близости к народу, царят крепостнические нравы. Так же привычно, как она «солила на зиму грибы» и «ходила в баню по субботам», Ларина «брила лбы», т. е. отдавала в солдаты провинившихся крестьян, и «служанок била, осердясь».
Онегин Bceil шмРоте тем а тики {роман «Евгении Оне-
е™н* гин» — это прежде всего роман об умственной жизни и исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века, перед декабристским восстанием 1825 года. Основная тема его —передовая личность в её отношении к дворянскому обществу и народу. Эту тему Пушкин и раскрывает в образах представителей прогрессивной дворянской интеллигенции — Онегина, Ленского и Татьяны.,;
Назвав свой роман по имени одного из героев, Пушкин тем самым подчеркнул центральное положение среди них {н во всём романе) Евгения Онегина.
Онегин — «светский петербургский молодой человек», столичный аристократ.
Рисуя образ своего героя, Пушкин подробна говорит о его воспитании и образовании, о жизни в петербургском «свете». «Забав и роскоши дитя», Онегин получил типичное для аристократической молодёжи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра. Он был воспитан в духе аристократической культуры, оторванной от национальной и народной почвы.
Растлевающее влияние «света» ещё более удаляло Онегина от народа.[Онегин ведёт типичную для «золотой молодёжи» того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет.
Но Онегин по своей натуре выделяется из общей массы аристократической молодёжи. Пушкин отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражателькую странность и резкий, охлаждённый ум», чувство чести, благородство души^ Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, сложившейся в России после Отечественной войны 1812 года, в годы усиления реакции, в годы господства аракчеевщины. гХгГВдра и скука овладели Онегиным. Покинув светское общество, он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло: у него не оказалось призвания («зевая, за перо взялся») и привычки к труду, сказалось его барское воспитание («труд упорный ему был тошен»). Попытка борьбы с «душевной пустотой» посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их.
Пытается Онегин заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:
Ярем он баршнны старинно» Оброком лёгким заменил...
Но вся его деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась.1 Прежние настроения, хотя и несколько смягчённые жизнью на лоне природы, продолжают владеть им.
Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и
•обрекали, при отсутствии общественной деятельности, на полное одиночество.
Лор вав со светским обществом, в котором он не на-шёл ни высоких нравов, ни настоящих чувств,' а лишь пародию на них, и будучи оторван от жизни народа; Онегин теряет связь с людьми.
Сласти от «душевной пустоты» не смогли Онегина и сильней- | шне чувства, объединяющие челорека с человеком: любовь н ; дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше ьссго ценил «вольность и покой», не сумел разгадать всю глубину её натурь! и её чувства к нему. Он убил своего друга Ленского," т^к как не смог воззыснться над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал: Сословные предрассудки взяли верх в тех колебаниях, которСГе он испытывал после получения вызова па дуэль. Он испугался «шёпота, хохотни глупцов», сплетен Зарсиких.
-ГВ подавленном состоянии духа Онегин уехал из деревни. Он Ч^«начал странствия», го и это не рассеяло его.
'Возвратившись в Петербург, он встретил Татьяну замужней ' женщиной, женой своего родственника и друга. В нём Еспыхнула к ней любовь, но Татьяна разгадала себялюбие, лежавшее в основе его чувства к ней: он опять, не понял глубины её запросов.
Сиеной свидания Онегина с Татьяной роман заканчивается, дальнейшей судьбе Онегина ничего не говорится] Однако Пушкин думал продолжать роман. Осенью 1830 годЯон писал десятую главу, в которой собирался рассказать о возникновении I псрЕых тайных обществ декабристов.;Не/по цензурным услови- ям он не смог бы её напечатать; бо.1сс т^ого, и хранить её у себя I было опасно.(П Пушкин тон же осенью сжёг нгписг.нное! В бумагах поэта сохранились лишь немногочисленные, разрозненные кусочки начальных строф главы.
Как думал Пушкин развернуть действие в X главе? Привёл ли бы он Онегина в общество декабристов? Есть свидетельство одного из знакомых Пушкина о том. что. по словам поэта, «Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов». Но насколько точно это свидетсльстно, неизвестно. ( В лице Онегина Пушкин первым из писателей изобразил тот тип просвещённого дворянина, который сложился в России в 20-е годы XIX века и был широко известен в годы, последовав- . шие за разгромом декабристов. Онегин— типичный представитель этой просвещённой части дворянской интеллигенции, которая критически относилась к укладу ж нзнн дворянского общества и к правительственной политике.1 Эта дворянская интеллигенция избегала служить царизму, не желая встать в ряди рюлчалиных, но она стояла и в стороне от обшествспно-полнти- . м'ской деятельности. А такой путь, хотя и являлся своеобразным протестом против общественно-политического строп, неизбежно пбрскал на бездейственность, на отход от народа, на замыкание о узкий круг эгоистических интересов. Это закономерно n'JJI\SJXl«"-1* wio таких людей к «тушевной пустоте», лишало их жизнь высокой цели, положительной программы. Белинский прекрасно сказал об Онегине njLCM-Самым- о людях такого типа: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется.'»но он... очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».
Отсутствие положительной программы обрекает Онегина на бездействие. Герцен справедливо сказал о нём:
«...Юноша* не'встречает никакого живого интереса в этом мире раболепия и мелочного честолюбиями однако в этом-то обществе он осуждён жить, так как народ ещё более от него отдалён... нет ничего общего между ним и народом...»
. Образ Онегина—обладает -огромной обобщугошеГг- стпой.. , «Факт тот, что все мы — более или менее Онегины, раз только мы не предпочитаем быть чиновниками или помещиками».— говорил Герцен. Типичность Онегина была настолько сильна, что с этого времени, по словам Герцена, «каждый роман, кзлсд-.-я поэма имела своего Онегина, т. е. человека, осуждённого на праздность, бесполезного, сбитого с пути, человека, чужого в своей семье, чужого в своей стране, не желающего делать зло и бессильного делать добро, не делающего в конце концов нич^гэ. хотя и берущегося за всё. исключая, впрочем, двух гешеи: во- первых. он никогда :ie становится на сторону правительства, и, во-вторых, он никогда не умеет стать па сторону народа».
(На образе Онегина Пушкин показал тот путь, которым шла часть дворянской интеллигенции его времени.'-f искания в отрыве от общества и от народа.^П\шкнн осудил это;г путь герэя-ин- дивидуалиста. делающего его общественно бесполезным, «лишним» человеком. •
Другой путь, которым шла дворянская интелп- ск ' генiiitя 20-х годов XIX века, раскрыт в образе Ленского. Это путь увлечения модными в то время философскими учениями и оторванной от жизни, мечтательной романтической поэзией.
В Ленском много прекрасных задатков. Пушкин указыззет на присущие Ленскому «благородное стремленье и чувств и мыслей молодых,-высоких, нежных, удалых*, «жажду знаний и труда и страх порока и стыда».
Но Ленскому недостаёт знания и понимания действительности . «Сердцем милый невежда», он воспринимает людей и жизнь как романтик-мечтатель. Как и Онегину, ему чуждо общество провинциального дворянства с его узкими интересами, но он идеализирует1 Ольгу, обыкновенную девушку. Непонимание людей,
| Идсалюйрочоть — считат» совершенством, приписывать качества, которыми данное лнцо не оОладаег.
восторженная мечтательность и приводят Ленского к трагическому концу при первом же столкновении с действительностью.
Ленский — образованный, культурный человек. В его беседах с Онегиным затрагиваются вопросы философские, общественные, научные. Пушкин отмечает у него «вольнолюбивые мечты». Ленский — поэт, сентиментальный романтик. В строфе X второй главы П>шкин перечисляет главные мотивы поэзии Ленского, а в строфах XXI и XXII шестой главы приводит как образец романтической поэзии его элегию.
Те мотивы, которые Пушкин отмечает в поэзии Ленского, близки Жуковскому и другим позтам — сентиментальным романтикам того времени. Мотивы «любви, печали, разлуки», таинственного «нечто», воспевание «поблеклого цвета жизни», «туманной дали» и «романтических роз» типичны именно для поэзии Жуковского.-
Такие романтики, как Ленский, не могут противостоять ударам жизни: они или примиряются с царящим укладом, или погибают при первом же столкновении с действительностью. Ленский погиб. Но если бы он остался жив, то. вероятнее всего, превратился бы в обыкновенного помещика-обывателя. Крупным поэтом он вряд ли стал бы: этого не обещала «томная и вялая» поэзия Ленского. '
Сентиментальный романтизм был неприемлем для Пушкина. Татьяна Онегину и Ленскому, воспитанием и культурой
а ьян " оторванным от народа, Пушкин противопоставляет Тахьяиу Ларину. Татьяна для Пушкина — «милый идеал».
Что же ценил в Татьяне Пушкин, почему он с такой теплотой нарисовал этот образ?
Прежде всего Татьяна — это цельная натура. Белинский так разъясняет: «Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры: Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких прнделок и примесей. Вся жизнь её проникнута той целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения. Страстно влюблённая, простая деревенская девушка, потом светская дама, Татьяна во всех положениях своей жизни всегда одна и та же». Её нравственные правила тверды и постоянны. От природы она одарена
Воображением мятежным.
Умом и волею живон.
И своенравной головом.
И сердцем пламенным и нежкым.
В характере Татьяны есть черты, которые роднят ее и с Онегиным, и с Ленским. В Онегине Пушкин подчёркивает «неподражательную странность», натура Татьяны поражает своеобразием, самобытностью; Онегин — «нелюдим», живёт «анахоретом» (отшельником), Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой», одинокой она чувствует себя и в деревне, и в высшем свете. Разочарованный в светском обществе и в общественно-политической жизни, Онегин впадает^ хандру и тоску. Неудовлетворённость окружающей средой вызывает и у Татьяны чувство тоски. Так же как и Онегин, Татьяна видела и понимала всю пошлость н пустоту не только усадебного, но и московского и петербургского дворянского общества.
Но в ней есть черты, сближающие её и с Ленским: мечтательность, любовь к приводе, романтическая вера в предчувствия и предназначения. Подобно Ленскому, который «верил, что душа родная соединиться с ним должна», Татьяна пишет Онегину:
То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой...
Но при всём сходстве отдельных черт Татьяна глубже и Онегина н Ленского.
Привлекают и её нравственные качества: душевная простота, искренность, безыскусственность. Есть у Татьяны и ещё огромное преимущество: Татьяна близка к национальной и народной почве. Уже самым именем своей героини, распространённым в то время главным образом в простом народе, Пушкин хочет подчеркнуть близость Татьяны к народной массе. «Русская душою», по характеристике поэта, Татьяна любила родную природу и народные обычаи. Через дворовых девушек и особенно через няню она познакомилась с народной поэзией и полюбила её, Татьяна «думает о поселянах», помогает бедным.
Свою жизнь она хочет устроить не по обычаям, принятым в помещичьей среде. Она желает сама решить свою судьбу, сама определить свой жизненный путь. Татьяна хочет сама избрать себе спутника жизни. Она не выберет себе в мужья ни Петуш- кова, ни Буянова или гусара Пыхтина; она мечтает о таком человеке, который внёс бы в её жизнь высокое содержание, был бы похож на героев её любимых романов. Такого человека, ей показалось, она нашла в Онегине.
Но Онегин, хотя и «тронут был» письмом Татьяны, не ответил на её любовь. Мечты Татьяны о счастье рухнули. Её любовь принесла ей одни страдания.
Трагедия Татьяны была в том, что ей встретился человек, который был «эгоистом», хотя и «страдающим», «печальным чудаком», который не мог внести в её жизнь того, о чём она мечтала.
Через три гола Татьяна вновь встретилась с Онегиным. К этому времени она была уже замужем, стала светской дамой, княгиней, всеобщее уважение и преклонсни»- встречает она в «высшем свете». Но как она относится к роскоши, се окружаю- uu\i, к споим успехам и свете?
А мне, 0:ктш1. пышность эта. Постылом жизни мишура. Мин \encMi и вихре света. Мои молнии лом и вечера. .
Что в им\? Сей1ис отдать я рада Всю эту встань маскарада. Весь этот блеск, и ш\м. чад За полку Kiftn. за диким сад За наше Огднг.о жилищу...
Этими предельно искренними словами выражает Татьяна всё свое презрение к пошлости светского общества, к праздной и пустой сто жизни.
В сиене последнего сзпдання Татьяны с Онегиным ещё полнее раскрываются её высокие душевные качества: нравственная безупречность, правдивость, верность долгу, решительность.
"Судьба Татьяны трагична не менее, чем судьба Онегина, но трагедия её иная. Жизнь изломала, исковеркала характер Онегина, превратила его в «умную ненужность» (по выражению Герцена). Характер Татьяны не изменился, хотя жизнь принесла ей одни страдания и она не нашла того, к чему стремилась своей возвышенной душой.
Пушкин подробно рассказывает о тех условиях, под влиянием которых сформировался характер Татьяны. Она разделила увлечение дворянской интеллигенции модной в то время западноевропейской сентиментальной и романтической литературой. Но чтение этой литературы не оторвало её от родной почвы, так как гораздо сильнее были те влияния, которые шли от народа, от деревин, от сельской природы. Близость к крестьянам, сильное влияние няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна, воспитывали в Татьяне простоту, искренность, твёрдые основы нравственности, верность долгу и демократизм настроений.
Если в Печорине и во многих героях романов Тургенева мы увидим Онегина последующих десятилетий, то Татьяна Ларина начинает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, верной долгу, ищущей глубоко содержательной жизни. Таковы Ольга Ильинская в романе Гончарова «Обломов», героини тургеневских романов: Наталья из «Рудин::», Елена из «Накануне», жёны декабристов, воспетые Некрасовым.'
Спыа Полной противоположностью Татьяне является
её младшая сестра Ольга. Если с детских лет Татьяна была «дика, вечальна, молчалива, как лань лесная, боязлива^, то Ольга «всегда как утро весела, как жизнь поэта простодушна». В Ольге -много жизнерадостности, резвости, жизненные силы бьют в пей ключом. Она всегда «с улыбкой лёгкой на устах», в доме Ларины* всюду слышен её «звонкий голос».
Но внешняя привлекательность и чарующая жизнерадостность Ольги не могут скрыть бедности её душевного мира. Её натура лишена тон самобытности и глубины, которые характеризуют Татьяну. Ольга живёт бездумно, руководствуясь в своей жизни установившимися в дворянском поместном быту взглядами и привычками. «Всегда скромна, всегда послушна», она, не задумываясь глубоко, следует принятым в дворянской среде жизненным правилам. Она не может понять Татьяны, её не заставляет задумываться поведение и настроение Ленского в вечер накануне дуэли. Её чувства не отличаются топ глубиной и устойчивостью, как у Татьяны. «Недолго плакала» она о Ленском и скоро вышла замуж, «повторив свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время» (Белинский).
На распространённость такого типа женщины и в жизни, и в литературе того времени указывает сам Пушкин:
...любом ромам Возьмите м найдёте, верно, Её портрет...
Но под пером Пушкина этот образ, хотя и эскизно1 данный, приобрёл такую художественную выразительность, что оказал воздействие на создание целого ряда женских образов в произведениях позднейших писателей (например, Марфинька в романе Гончарова «Обрыв»).
Рядом с героями выступает автор не только как иораз ав ора. рассказчик, но и как действующее лицо романа. Он друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге. Он любит Татьяну, «свято бережёт» её письмо к Онегину. У него «на случай сохранились» стихи Ленского «Куда, куда вы удалились».
Рассказывая о своих друзьях и знакомых, астор не является равнодушным созерцателем происшествий их жизни, спокойным наблюдателем. Он принимает живейшее участие в их судьбе, откликается на их переживания, говорит о них то с любовью, с участием, а то и иронически, а иногда строго осуждает поведение своего героя (например, Онегина за то, что он принял вызов Ленского).
В некоторых же строфах (лирических отступлениях) автор выступает уже как один нз основных героев романа: рассказывает о своих лицейских годах, о ссылке, о жизни в деревне, делится с читателями своими планам}!, мыслями, высказывается по общественно-бытовым вопросам, о литературе, о театре и т. п.
Рассматривая господствовавшие в его время в русской и западноевропейской литературе течения, Пушкин отрицательно относится и к сентиментализму, и к романтизму за свойственную им односторонность в изображении действительности. Сам Пуш- кнн стремится к реалистическому изображению жизни, к её осмыслению, созданию типических характеров, мечтает написать роман в прозе (гл. 3, XI—XIII).
Любитель и знаток театра, Пушкин даёт выразительные характеристики драматургов, чьи пьесы ставились в его время на сиене (гл. I, XVIII).
В отдельных замечаниях, щедро разбросанных в романе, отражены интересы Пушкина, его свободолюбие, патриотизм.
А. С. Пх'шкип. Портрет работы D. А. Тропинича. |
Ко образ поэта предстает перед нами не только в лирических отступлениях. Он отражён и самим тоном повествования, оценкой явлении жизни.
Критическое отношение к крепостническому укладу жизни, губительно действующему на человеческую личность, сатирическое изображение дворянства, осуждение дворянской интеллигенции за её отрыв от национальной, народной почвы — всё это характеризует Пушкина как единомышленника декабристов, как лучшего представителя проезещённой дворянской интеллигенции, сумевшего высоко подняться над эгоистическими интересами своего класса.
Художествен- Когда Пушкин задумал писать роман «Евгений ные особенности Онегин», у него была напечатана только первая из романтических поэм — «Кавказский пленник».
Своеобразие друГ01-, поэмой — «Бахчисарайский фон-
его жднрз . — g, • *
^ таи» — он еще не работал и к «Цыганам» не приступал. И все же «Евгений Онегин» уже с первой главы представлял собой произведение нового типа творчества — не романтического, а реалистического.
В ходе работы над романом «Евгений Онегин» Пушкин перешёл от романтизма к реализму. Даже гениальному Пушкину этот переход дался нелегко, так как в 20-х годах ни в России, ни на Западе реализм ещё не сформировался как направление. Создав «Евгения Онегина», Пушкин раньше всех — и в России, и на Западе —дал первый высокий образец подлинно реалистического произведения.
Южные поэмы не могли осуществить творческий замысел Пушкина создать образ типичного представителя прогрессивного молодого дворянского поколения, показать его в многообразных связях с обычной окружающей его жизнью и русской действительностью той поры. Кроме того, поэт хотел разъяснить, истолковать читателям этот образ.
Всё это обусловило следующие художественные особенности романа как реалистического произведения.
1. Введение широкого исторического, общественного, бытового и культурно-идейного фона.