Особенности психического развития детей с большим риском ЗПР на первом году жизни
По данным отечественных и зарубежных клиницистов и психологов, большая вероятность ЗПР связана со следующими проявлениями:
• недоразвитие двигательных функций;
• позднее развитие сенсомоторных связей;
• слабая психическая и познавательная активность.
Однако эти особенности развития на первом году жизни наблюдаются и у детей с умственной отсталостью, детским церебральным параличом и другими вариантами психического дизонтогенеза.
Мы провели лонгитюдное исследование 45 детей в возрасте от 0 до 3 месяцев, у которых, по заключению невропатологов, наблюдалась угроза возникновения задержки психического развития и детского церебрального паралича (И. И. Мамайчук, 2001). В анамнезе у всех обследуемых младенцев наблюдались асфиксия, родовая травма или асфиксия с родовой травмой одновременно. Оценки по шкале Апгар у детей варьировали от 4 до 8 баллов. Были выделены 3 группы детей по степени тяжести клинических проявлений: легкие, средние, тяжелые, по 15 детей в каждой группе.
Психологическое обследование проводилось в четыре этапа: в возрасте от 0 до 3 месяцев, от 3 до 6 месяцев, от 6 до 9 месяцев и 9—12 месяцев, по специально разработанной нами схеме, состоящей из четырех основных блоков:
• исследование ощущений;
• исследование предметных действий;
• исследование произвольной активности;
• исследование особенностей эмоциональных проявлений.
Психологическое исследование особенностей ощущений у младенцев с угрозой ЗПР в возрасте от 0 до 3 месяцев позволило нам разделить детей на три группы по степени успешности выполнения заданий.
В первую группу вошли младенцы, у которых не наблюдалось выраженных нарушений в развитии ощущений, несмотря на недоразвитие двигательных функций, повышенный мышечный тонус и другие неврологические симптомы, указывающие на церебрально-органическую недостаточность. В этой группе оказалось 7 человек с легкой степенью церебрально-органической недостаточности (48%), у остальных наблюдались средняя и тяжелая степень церебрально-органической недостаточности. Достоверных корреляций между успешностью выполнения заданий и степенью тяжести клинических проявлений получено не было.
Во вторую группу вошли младенцы, у которых наблюдалась задержка в развитии сенсорных функций. У них имел место комплекс оживления при предъявлении предмета, но, в отличие от предыдущей группы, он проявлялся не в реакции сосредоточения на нем, а в беспорядочных, хаотичных движениях конечностей. Только у троих детей (33%) наблюдалась легкая форма церебрально-органической недостаточности.
У детей третьей группы обнаружилась выраженная задержка в формировании зрительных и слуховых сосредоточений. Движения их глаз были не согласованы с поворотом головы, движения рук хаотичны.
Уровень развития ощущений мы рассматривали как важный прогностический критерий дальнейшего психического развития детей. Поэтому к первой группе мы отнесли детей с нормальным уровнем психического развития и с негрубой задержкой психического развития. Вторая группа — дети со средней степенью ЗПР, и третья группа .— это дети с выраженной ЗПР и с умственной отсталостью.
В процессе повторного обследования детей спустя два-три месяца, в возрасте от 3 до 6 месяцев был сделан упор на анализ взаимодействия зрительных и двигательных функций у ребенка.
Как отмечалось выше, у здорового ребенка в этот период активно развиваются хватательные движения, что является важной предпосылкой для развития предметно-практических действий, формируются такие действия, как захватывание, притягивание, отталкивание, качание, бросание и пр. В основе развития этих действий лежит формирование интерсенсорной связи «рука-глаз», которая появляется у здорового ребенка в четыре месяца.
Исследования показали, что только у 5 детей первой группы наблюдалось своевременное развитие этого типа связей, у остальных детей выявлено отставание в развитии этих функций на 1,5—2 месяца.
У детей второй группы интерсенсорная связь «рука—глаз» также сформировалась позднее, чем у здоровых детей, хотя многие дети могли одновременно удерживать предмет и смотреть на него. У них наблюдалось кратковременное сосредоточение на предмете, и они быстро выпускали его из рук. Это, вероятно, связано, с одной стороны, с несформированностью двигательных функций рук, а с другой — с нарушением внимания.
В третьей группе детей интерсенсорная связь «рука—глаз» сформировалась значительно позже, в отличие от младенцев предыдущих групп, в период от 7 до 24 месяцев. Мы наблюдали резкое снижение познавательной активности у некоторых детей этой группы, несмотря на достаточный объем движений рук.
Обследование детей в возрасте от 6 до 9 месяцев показало, что соотносящие действия вызывали некоторые трудности у детей первой группы, так как выполнение этих действий требует тонких и дифференцированных движений кисти. Однако у всех детей наблюдалась познавательная активность, дети сосредоточивались на предметах более длительно, активно брали интересовавший их предмет в руки, рассматривали его, пытались перекладывать его в другую руку и пр.
У детей второй группы соотносящие действия появились только к концу первого года жизни, но, так же как в первой группе, у них наблюдался интерес к предмету, желание взять его в руку. А такие действия как постукивание, всовывание, вынимание, были им практически недоступны.
У детей третьей группы соотносящие действия начали формироваться только на втором году жизни.
В процессе оценки предметно-практических манипуляций ребенка мы учитывали не только специфику и уровень их развития, а также длительность сосредоточения на предметах и эмоциональное отношение к ним.
Обследование младенцев в возрасте 6—9 месяцев включало и анализ их произвольной активности, особенностей внимания. Здоровый ребенок к концу первого года способен сосредоточиться на объектах в течение 8—10 минут, активно с ними манипулируя. У детей с угрозой ЗПР, в отличие от здоровых сверстников, наблюдалось недлительное сосредоточение на предметах, особенно у детей третьей группы (не более 3—4 минут).
Особое значение в формировании устойчивости внимания играет поисковая активность ребенка и уровень развития его предметно-практических действий. У обследуемых детей, особенно во второй группе, уровень развития предметно-практических манипуляций был незначительно снижен, наблюдалась поисковая активность, однако внимание оставалось неустойчивым и слабо сконцентрованным. С наибольшими трудностями концентрации внимания сталкивались дети третьей группы.
В отличие от младенцев предыдущих групп, недоразвитие внимания у них тесно коррелировало с недоразвитием предметно-практических манипуляций. Эти данные подчеркивают тотальность недоразвития всех психических функций у младенцев третьей группы по сравнению с младенцами групп 1 и 2, где четко прослеживалась парциальность недоразвития психических функций: внимания, локомоторных функций.
Обследование младенцев в возрасте 9—12 месяцев было направлено на анализ эмоциональных реакций.
У младенцев первой и второй групп существенных отклонений в особенностях эмоционального реагирования не было выявлено. В третьей группе задержка в развитии эмоциональных реакций проявлялась у большинства младенцев. У них не наблюдалось комплекса оживления даже при появлении матери, на ее голос или улыбку. Матери обращали внимание психолога, что дети не отличают их от других взрослых. Кроме того, у них наблюдались негативные эмоциональные реакции: частый плач или смех без соответствующей внешней стимуляции. Позитивных эмоциональных реакций предметы у них не вызывали. Нарушение эмоциональных реакций, особенно на близкие и знакомые предметы, является важным прогностическим показателем наличия у ребенка отставания в психическом развитии.
Обследование этих же детей через год показало правильность оценки психологом уровня психического развития детей. У детей первой группы наблюдалась негрубая задержка психического развития, которая проявлялась в недоразвитии речевой активности, в незначительной психомоторной расторможенности. Родители не обращали внимания на проблемы психического развития ребенка, а чаще предъявляли жалобы на плохой сон, аппетит, капризность и пр.
Для детей второй и третьей групп, напротив, были характерны более выраженные отклонения в психическом развитии, что особенно наглядно проявлялось в неустойчивости внимания, замедленном формировании манипулятивной деятельности, а в некоторых случаях — значительным снижением речевой активности.
Итак, на основании полученных данных мы можем выделить психологические критерии задержки психического развития у детей первого года жизни:
• задержка в формировании двигательных функций, что проявляется в замедленном угасании некоторых безусловных рефлексов;
• замедленное и часто непоследовательное формирование локомоторных функций, таких как удержание головы, переворот туловища, сидение, вставание, ползание, ходьба и др.;
• более позднее развитие фиксации взгляда, обнаруживающееся в трудностях слежения за предметами;
• недоразвитие зрительно-моторной координации, то есть позднее развитие сенсомоторных связей;
• снижение познавательной активности;
незрелость эмоционально-волевой сферы, проявляющаяся в позднем появлении улыбки и комплекса оживления, в запаздывании дифференциации эмоциональных реакций на окружающее; задержка в развитии общей психической активности младенца.
ОСОБЕННОСТИ