Вопрос. особенности психического развития детей с большим риском зпр на первом году жизни

По данным отечественных и зарубежных клиницистов и психологов, большая вероятность ЗПР связана со следующими проявлениями;

· Недоразвитие двигательных функций;

· Позднее развитие сенсомоторных функций;

· Слабая психическая и познавательная активность.

Показатели нервно-психического развития у младенцев с ЗПР разной степени тяжести.

Блоки оценки Здоровые дети Степень ЗПР
Лёгкая Средняя Тяжёлая
Развитие ощущений Сосредотачиваются на сенсорных стимулах, способны различать цвет, форму и величину предметов. Функция сосредоточения развивается незначительно позже на 1-2 недели. Возможна выработка дифференцировок цвета, формы и величины предметов Более позднее развитие фиксации взгляда, трудности слежения за предметами. Затруднена выработка дифференцировок на цвет, форму предметов. Выраженная задержка в формировании зрительных, слуховых и тактильных сосредоточений. Движения глаз не согласованы с поворотом головы, а движения рук хаотичны.
Ориентировочно-познавательная деятельность Высокая активность познавательной деятельности, устойчивость внимания. Проявляет интерес ко всему новому, длительно использует игрушку. Ориентировочные реакции на зрительные и слуховые раздражители достаточно устойчивые, но не длительные. Иногда наблюдаются защитно-оборонительные реакции на любой слуховой раздражитель (реакция вздрагивания и плача). Зрительно-оборонительные реакции на слуховые и зрительные раздражители (страх при предъявлении новых игрушек) Проявляет равнодушие к игрушкам. Ориентировочные реакции возникают при постоянной стимуляции
Предметно-практические действия В 4 месяца сформирована интерсенсорная связь «рука-глаз» Задержка в формировании интерсенсорной связи «рука-глаз» на 1-1,5 месяца. Задержка в формировании интерсенсорной связи на 1-2 месяца. Недлительно сосредоточивается на предмете, который находится в руках. Выраженная задержка в формировании интерсенсорной связи на 3-4 месяца позже, чем у здоровых младенцев. В процессе манипуляций с предметами сосредотачивается недолго, наблюдаются стереотипные манипуляции
Развитие внимания К концу первого месяца следит за яркими, блестящими предметами. В 5 месяцев объектом внимании становится определённый (любимый) предмет. Выраженных нарушений не наблюдается. Зрительное сосредоточение более длительно, чем слуховое. Недлительное сосредоточение на объектах, быстрая насыщаемость. Выраженные трудности сосредоточения на предметах, особенно в слуховой модальности.
Эмоционально-волевые особенности В 4 месяца реагирует на мать, выделяет её среди других лиц. В 9-10 месяцев тянется к матери, выражая своё удовольствие от её присутствия Отклонений в особенностях эмоционального реагирования не выявлено Адекватно и в срок реагирует на появление матери. При появлении посторонних лиц отмечается выраженная оборонительная реакция: скованность, страх Позже выделяет мать среди посторонних лиц в отличие от здоровых детей. При появлении малознакомых лиц проявляет эмоциональное беспокойство, крик, плач, ухудшение сна, причём эти реакции носят стойкий и длительный характер.
             


Т.о. на основании этих данных можно выделить психологические критерии задержки психического развития у детей первого года жизни:

· Задержка в формировании двигательных функций, что проявляется в замедленном угасании некоторых безусловных рефлексов;

· Замедленное и часто непоследовательное формирование локомоторных функций, таких как удержание головы, переворот туловища, сидение , вставание , ползание, ходьба и др.

· Более позднее развитие фиксации взгляда, обнаруживающееся в трудностях слежения за предметами;

· Недоразвитие зрительно-моторной координации, то есть позднее развитие сенсомоторных связей;

· Снижение познавательной активности;

· Незрелость эмоционально-волевой сферы, проявляющаяся в позднем появлении улыбки и комплекса оживления, в запаздывании дифференциации эмоциональных реакций на окружающее;

· Задержка в развитии общей психической активности младенца

Наши рекомендации