Вслед за раскрытием случая насилия
(Специальный комитет Канады по насилию над детьми)
Будучи учителем, вы можете наблюдать, что ребенок начинает проявлять агрессивное или деструктивное поведение в классе, столовой или на школьном дворе, что может быть прямым результатом совершенного над ним насилия.
В классе ребенок может быть чрезмерно угодлив, не способен сосредоточить внимание и испытывает трудности в общении со сверстниками. Реакции некоторых детей могут быть внутренними, они переживают все в себе, и им может быть необходима помощь, чтобы они смогли рассказать о своих чувствах, доверить их другим. Их доверие подорвано, и им необходимо заново учиться доверять людям.
В дополнение к моделированию ненасильственного поведения и созданию среды, безопасной и дружественной для детей, педагог играет двойную роль в обеспечении непрерывности реакции на раскрытие случая сексуального насилия над ребенком, являясь обязательным лицом, сообщающим о насилии, атакже педагогом, способствующим профилактике.
Однако роль педагога не кончается после раскрытия случая насилия. Педагог может и должен играть существенную роль как участник команды реагирования (полиция — организация по защите детей (ОЗД) — родители — социальные работники — органы здравоохранения — школьная администрация), помогающей детям восстанавливаться после сексуального насилия. То, что происходит в классе, может иметь весьма существенное значение для тех учеников, которые подверглись сексуальному насилию.
Важно помнить, что дети могут восстановиться и восстанавливаются после сексуального насилия и что педагоги могут, а также и обязаны четко донести до ребенка, что «жизнь продолжается», обращаясь к еле -дующим проблемам:
1) защита от повторного насилия;
2) защита от позора;
3) нормализация среды.
Оказывая поддержку ребенку, который стал жертвой сексуального насилия, вы можете представить себе другие ситуации, с которыми вы хорошо справились (например, смерть в семье, тяжелая болезнь ребенка, сепарация или развод родителей ребенка), и перенесите в настоящую ситуацию подходящие навыки и язык.
Например, если у ребенка украли велосипед, ему помогают понять, что у него что-то отняли. Аналогично, если ребенок подвергся сексуальному насилию, это значит, что у него отняли возможность самому испытать свою собственную сексуальность. Таких детей надо утешить и проявить к ним понимание. Вы не станете избегать разговора об украденном велосипеде, если ребенок хочет об этом поговорить, то же самое вы должны сделать и в ситуациях, касающихся сексуального насилия.
Вы можете помочь ребенку, обеспечивая следующее:
1. Нормальность: поддерживайте нормальный статус ребенка в классе.
2. Интимность: выражайте подходящим способом. Не решайте за
ребенка, что он хочет и чего не хочет. Спрашивайте! Это помо
жет вам проявлять теплое отношение на уровне, комфортном для
ребенка.
3. Теплое отношение: используйте нормальные выражения теплого
отношения; пусть в вашем голосе звучит тепло.
4. Одобрение: кивните, подмигните ребенку, поставьте какой-нибудь
знак на его работе, — что угодно, чтобы подчеркнуть значитель
ность ребенка, чувство его ценности, принятия.
5. Постоянство и предсказуемость: жизнь ребенка вне класса может
стать хаотичной. Класс может быть единственным местом, где ре
бенок будет чувствовать себя нормально. Четко обозначайте ваши
требования и ожидания.
6. Чувство принадлежности и включенности: демонстрируйте работу
ребенка, вовлекайте ребенка в дискуссии и т. д.
7. Структура: вначале ребенок может хотеть, чтобы ему говорили,
что он должен делать и как реагировать, пока он не сможет мо
билизовать собственные ресурсы. Структура станет их безопас
ностью.
8. Безопасность и конфиденциальность: поддерживайте привычный
образ жизни. Не обсуждайте детали случившегося с ребенком с
кем бы то ни было. Ищите подходящую поддержку для себя. Пе
реживания ребенка не предназначены для персонала.
Раздел 4. Приложения
Руководства для педагогов по поддержке ребенка в классе...
9. Поведенческие ограничения: деструктивное и антисоциальное поведение должно быть твердо и постоянно пресекаться. 10. Поощрение и стимуляция: доступность полезного материала для чтения и художественное творчество (например, рисование) — это возможности для ребенка выразить свои чувства.
Вымажете помочь ребенку, говоря следующее:
Дети, которые подверглись насилию, могут «отреагировать» свои чувства во время кризиса (либо во время кризиса фазы раскрытия насилия, либо по мере приближения суда). Следующие утверждения могут помочь им лучше понять свое поведение:
1. «Некоторые дети так себя ведут (назовите характер поведения),
когда они чувствуют себя ... (назовите, как ребенок может чув
ствовать себя, например: печально, одиноко)».
2. «Дети, которые сталкиваются с такой проблемой, иногда... (на
зовите поведение)».
3. «Когда это (назовите поведение) происходит, у детей обычно бы
вает очень много забот».
4. «Ты не будешь так себя чувствовать всегда. Но тебе может пона
добиться помощь, направляющая рука, поддержка, чтобы прой
ти через это сегодня».