Вслед за раскрытием случая насилия

(Специальный комитет Канады по насилию над детьми)

Будучи учителем, вы можете наблюдать, что ребенок начинает про­являть агрессивное или деструктивное поведение в классе, столовой или на школьном дворе, что может быть прямым результатом совер­шенного над ним насилия.

В классе ребенок может быть чрезмерно угодлив, не способен сосре­доточить внимание и испытывает трудности в общении со сверстника­ми. Реакции некоторых детей могут быть внутренними, они пережива­ют все в себе, и им может быть необходима помощь, чтобы они смогли рассказать о своих чувствах, доверить их другим. Их доверие подорвано, и им необходимо заново учиться доверять людям.

В дополнение к моделированию ненасильственного поведения и созда­нию среды, безопасной и дружественной для детей, педагог играет двойную роль в обеспечении непрерывности реакции на раскрытие случая сексуаль­ного насилия над ребенком, являясь обязательным лицом, сообщающим о насилии, атакже педагогом, способствующим профилактике.

Однако роль педагога не кончается после раскрытия случая насилия. Педагог может и должен играть существенную роль как участник команды реагирования (полиция — организация по защите детей (ОЗД) — родите­ли — социальные работники — органы здравоохранения — школьная ад­министрация), помогающей детям восстанавливаться после сексуального насилия. То, что происходит в классе, может иметь весьма существенное значение для тех учеников, которые подверглись сексуальному насилию.

Важно помнить, что дети могут восстановиться и восстанавливают­ся после сексуального насилия и что педагоги могут, а также и обязаны четко донести до ребенка, что «жизнь продолжается», обращаясь к еле -дующим проблемам:

1) защита от повторного насилия;

2) защита от позора;

3) нормализация среды.

Оказывая поддержку ребенку, который стал жертвой сексуального насилия, вы можете представить себе другие ситуации, с которыми вы хорошо справились (например, смерть в семье, тяжелая болезнь ребен­ка, сепарация или развод родителей ребенка), и перенесите в настоя­щую ситуацию подходящие навыки и язык.

Например, если у ребенка украли велосипед, ему помогают понять, что у него что-то отняли. Аналогично, если ребенок подвергся сексу­альному насилию, это значит, что у него отняли возможность самому испытать свою собственную сексуальность. Таких детей надо утешить и проявить к ним понимание. Вы не станете избегать разговора об ук­раденном велосипеде, если ребенок хочет об этом поговорить, то же самое вы должны сделать и в ситуациях, касающихся сексуального на­силия.

Вы можете помочь ребенку, обеспечивая следующее:

1. Нормальность: поддерживайте нормальный статус ребенка в классе.

2. Интимность: выражайте подходящим способом. Не решайте за
ребенка, что он хочет и чего не хочет. Спрашивайте! Это помо­
жет вам проявлять теплое отношение на уровне, комфортном для
ребенка.

3. Теплое отношение: используйте нормальные выражения теплого
отношения; пусть в вашем голосе звучит тепло.

4. Одобрение: кивните, подмигните ребенку, поставьте какой-нибудь
знак на его работе, — что угодно, чтобы подчеркнуть значитель­
ность ребенка, чувство его ценности, принятия.

5. Постоянство и предсказуемость: жизнь ребенка вне класса может
стать хаотичной. Класс может быть единственным местом, где ре­
бенок будет чувствовать себя нормально. Четко обозначайте ваши
требования и ожидания.

6. Чувство принадлежности и включенности: демонстрируйте работу
ребенка, вовлекайте ребенка в дискуссии и т. д.

7. Структура: вначале ребенок может хотеть, чтобы ему говорили,
что он должен делать и как реагировать, пока он не сможет мо­
билизовать собственные ресурсы. Структура станет их безопас­
ностью.

8. Безопасность и конфиденциальность: поддерживайте привычный
образ жизни. Не обсуждайте детали случившегося с ребенком с
кем бы то ни было. Ищите подходящую поддержку для себя. Пе­
реживания ребенка не предназначены для персонала.





Раздел 4. Приложения

Руководства для педагогов по поддержке ребенка в классе...



9. Поведенческие ограничения: деструктивное и антисоциальное по­ведение должно быть твердо и постоянно пресекаться. 10. Поощрение и стимуляция: доступность полезного материала для чтения и художественное творчество (например, рисование) — это возможности для ребенка выразить свои чувства.

Вымажете помочь ребенку, говоря следующее:

Дети, которые подверглись насилию, могут «отреагировать» свои чувства во время кризиса (либо во время кризиса фазы раскрытия на­силия, либо по мере приближения суда). Следующие утверждения мо­гут помочь им лучше понять свое поведение:

1. «Некоторые дети так себя ведут (назовите характер поведения),
когда они чувствуют себя ... (назовите, как ребенок может чув­
ствовать себя, например: печально, одиноко)».

2. «Дети, которые сталкиваются с такой проблемой, иногда... (на­
зовите поведение)».

3. «Когда это (назовите поведение) происходит, у детей обычно бы­
вает очень много забот».

4. «Ты не будешь так себя чувствовать всегда. Но тебе может пона­
добиться помощь, направляющая рука, поддержка, чтобы прой­
ти через это сегодня».

Наши рекомендации