А. Распределение испытуемых по видам асимметрии и типам ПЛО
Сопоставлялись особенности межполушарной организации мозга у студентов МГУ (520 чел.: 375 мужчин, 145 женщин) и студентов Московской консерватории (62 чел.: 23 мужчины, 39 женщин). Оценка выраженности асимметрии в моторной, слухо-рече-вой и зрительной системах показала, что указанные выше две выборки испытуемых различаются по каждому виду асимметрий. Эти различия отмечаются и у мужчин, и у женщин.
Моторная (мануальная асимметрия) правостороннего типа чаще наблюдается у студентов МГУ по сравнению со студентами консерватории (больше у мужчин — 75,0% и 66,8%, чем у женщин — 47,8% и 35,9%). Амбидекстрия в моторной системе у мужчин-музыкантов встречается чаще, чем у нсмузыкантов (26,2% и 16,5% соответственно), однако особенно велика разница по симметричным отношениям — у женщин музыкантов и немузыкантов (53,8% и 26,1% соответственно). Левосторонняя асимметрия у мужчин приблизительно одинакова, у женщин чаще встречается в выборке студентов МГУ (табл. 4).
В слухо-речевой системе правосторонние показатели чаще наблюдаются у мужчин — студентов МГУ, чем у студентов консерватории (54,6% и 44,8%).
1 Экспериментальное исследование выполнено И.В.Ефимовой, Е.В.Будыка, Е.В.Ениколоповой.
Те же отношения имеют место и у женщин (50,0% и 30,8%). Амбидекстрия в слухо-речевой системе встречается приблизительно одинаково часто в обеих выборках и у мужчин, и у женщин, а левосторонняя асимметрия явно преобладает у музыкантов (мужчин и особенно у женщин) по сравнению с немузыкантами. У женщин-музыкантов левосторонняя асимметрия встречается почти в два раза чаше, чем у женщин-немузыкантов (41,0% и 22,7%) (табл. 4).
В зрительной системе в целом различия между двумя выборками испытуемых выражены меньше. Однако общая тенденция сохраняется. Правосторонняя асимметрия чаще встречается у мужчин-немузыкантов, чем у музыкантов (63,3% и 52,4%); у женшин разнииьг нет.
Таблица 4
Распределение (в %) показателей асимметрии в моторной, слухо-речевой и зрительной системах у студентов МГУ (I — мужчин, II — женщин) и студентов Московской консерватории (III — мужчин, IV — женщин)
Система | Группа испыт. | Асимметрия | ||
Правосторонняя | Отсутст' вует | Левосторонняя | ||
Моторная | 1 1 | 75,7 | 16,5 | 7,8 |
И | 47,8 | 26J_ | 26,1 | |
N1 | 66,8 | 26,2 | 6,9 | |
IV | 35,9 | 53.8 | 10,2 | |
Слухо-речевзя | 54,6 | 20,4 | 25,0 | |
II | 50,0 | 27.2 | 22,7 | |
III | 44,8 | 21,3 | 33,8 | |
IV | 30,8 | 28,2 | 41,0 | |
Зрительная | 61,3 | 26,4 | 12,3 | |
II | 52,2 | 30,4 | 17,4 | |
Til | 52,4 | 31,7 | 15,9 | |
TV | 51,3 | 30,8 | 17,9 |
Амбидекстрия несколько преобладает у мужчин-музыкантов по сравнению с немузыкаитами (31,7% и 26.4%); у женщин разницы нет; левосторонняя асимметрия также несколько чаще встречается у мужчин-музыкантов (15,9% и 12,3%); у женщин разницы нет (табл. 4). Таким образом, зрительная система по показателям асимметрии различается у двух выборок меньше, чем мануальная и слухо-речевая, и различия отмечаются только у мужчин.
В целом, во всех трех анализаторных системах (особенно в моторной и слухо-речевой) у учащихся в консерватории по сравнению с учащимися в МГУ наблюдается «сдвиг* в левую сторону, т.е. накопление симметричных и левосторонних признаков изучаемых функций.
Как уже говорилось выше, моторная (мануальная) асимметрия оценивалась по 12-балльной системе. Анализ материала показал, что максимальные значения правосторонней асимметрии (12—11 баллов) обнаруживает 24% студентов МГУ и только 11,3% студентов консерватории; высокие, но не максимальные значения (10-9 баллов) - 41% студентов МГУ и 33,6% -консерватории; еще меньшие (8—7 баллов) — 26% и 28% соответственно; а значения ниже 7 баллов среди студентов МГУ встречались у 9%, а среди студентов консерватории у 22,2%; у 14,4 % музыкантов правосторонняя моторная асимметрия выражена еще меньше (6—5 баллов).
Таким образом, студенты консерватории (и мужчины, и женщины) отличаются от студентов МГУ меньшей выраженностью мануальной правосторонней асимметрии, меньшей частотой лиц с высокими значениями этой асимметрии, большей частотой — с низкими.
Степень выраженности слухо-речевой асимметрии оценивалась по 4-х балльной шкале. Анализ этого показателя выявил следующие различия между двумя выборками испытуемых: сильно выраженная слухо-ре-чевая асимметрия (3—4 балла) чаше отмечается у студентов МГУ (58%), чем у студентов консерватории (37,6%), слабо выраженная асимметрия (2—1 балл) несколько чаще наблюдается у музыкантов (27,8% и 21% соответственно), левосторонняя асимметрия (О баллов) существенно чаще встречается у студентов консерватории по сравнению со студентами МГУ (32,6% и 21%). В целом, низкие значения слухо-речевой асимметрии существенно чаще встречались среди музыкантов, чем среди немузыкантов (60,4% и 42%).
Распределение степеней зрительной асимметрии (оцениваемой по двухбалльной системе) — имело ту же тенденцию, что и слухо-речевой. У студентов консерватории симметричность зрительных функций и левосторонняя зрительная асимметрия выражены сильнее (48,5%), чем у студентов МГУ (35%).
Таким образом, можно констатировать явное накопление в группе музыкантов лиц с малыми значениями правосторонней асимметрии (по всем анализаторным системам, особенно — по моторной) по сравнению с симметричным распределением функций и левосторонней асимметрией.
Распределение типов ПЛО среди студентов МГУ и студентов консерватории представлено в табл. 5. Видно, что группы студентов МГУ и консерватории различаются: среди мужчин-студентов МГУ больше правшей и праворуких (группы А и Б), чем среди студентов консерватории. Амбидекстров, леворуких и левшей (группы В, Г и Д ) больше среди студентов консерватории. Значимые различия выявлены только среди женщин-амбидекстров (группа В), их больше среди студенток консерватории.
Таблица 5
Распределение (в % ) типов ПЛО в двух группах
испытуемых: студентов МГУ (I — мужчин и
II — женщин) и студентов консерватории
(III — мужчин и IV — женщин)
Группа испытуемых | Тип ПЛО | ||||
А | Б | В | Г | Д | |
II | |||||
III | |||||
IV |
Примечание. А, Б, В, Г, Д —типы ПЛО.
Б. Анализ эмоционального статуса
В исследовании приняли участие студенты разных факультетов МГУ (160 чел.) и студенты вокального класса консерватории (66 чел.).
Статистическая обработка полученных данных заключалась в анализе таблиц сопряженности признаков с помощью критерия %-.
Анкетные данные показали, что большинство студентов консерватории отмечают у себя признаки эмоциональной дезадаптации. Это были жалобы на наличие тревоги, выраженное внутреннее напряжение, повышенную раздражительность, пониженное или тоскливое настроение, иногда — навязчивые страхи. Сравнение результатов заполнения анкет студентами консерватории и МГУ свидетельствовало о том, что указанные жалобы значимо чаще наблюдались у студенте в-вокал истов. У них же была большая выраженность эмоциональной дезадаптации в целом. Так, среди обследованных студентов консерватории 86% предъявляли одновременно более трех жалоб, свидетельствующих об эмоциональной дезадаптации. В группе студентов МГУ таких лиц было 67%.
Более частыми и выраженными были у студентов консерватории и жалобы на психосоматические и вегетативные расстройства — нарушения сна, головные боли, боли в сердце, сердцебиение, боли в области живота, холодные кисти и стопы и т.д. Студенты-вокалисты чаще, чем студенты МГУ, одновременно предъявляли три и более жалобы. Более часты и более выражены были вегетативные и психосоматические жалобы у женщин (особенно у студенток консерватории). (...)
Таким образом, по данным опроса большое число студентов консерватории и МГУ имеют признаки эмоциональной, психосоматической и вегетативной дезадаптации, более выраженной — у студентов консерватории. В большей степени эти симптомы отмечаются у студенток консерватории.