А. Распределение испытуемых по видам асиммет­рии и типам ПЛО

Сопоставлялись особенности межполушарной организации мозга у студентов МГУ (520 чел.: 375 муж­чин, 145 женщин) и студентов Московской консерва­тории (62 чел.: 23 мужчины, 39 женщин). Оценка выраженности асимметрии в моторной, слухо-рече-вой и зрительной системах показала, что указанные выше две выборки испытуемых различаются по каж­дому виду асимметрий. Эти различия отмечаются и у мужчин, и у женщин.

Моторная (мануальная асимметрия) правосторон­него типа чаще наблюдается у студентов МГУ по сравнению со студентами консерватории (больше у мужчин — 75,0% и 66,8%, чем у женщин — 47,8% и 35,9%). Амбидекстрия в моторной системе у мужчин-музыкантов встречается чаще, чем у нсмузыкантов (26,2% и 16,5% соответственно), однако особенно ве­лика разница по симметричным отношениям — у жен­щин музыкантов и немузыкантов (53,8% и 26,1% соответственно). Левосторонняя асимметрия у мужчин приблизительно одинакова, у женщин чаще встреча­ется в выборке студентов МГУ (табл. 4).

В слухо-речевой системе правосторонние пока­затели чаще наблюдаются у мужчин — студентов МГУ, чем у студентов консерватории (54,6% и 44,8%).

1 Экспериментальное исследование выполнено И.В.Ефимовой, Е.В.Будыка, Е.В.Ениколоповой.

Те же отношения имеют место и у женщин (50,0% и 30,8%). Амбидекстрия в слухо-речевой системе встре­чается приблизительно одинаково часто в обеих вы­борках и у мужчин, и у женщин, а левосторонняя асимметрия явно преобладает у музыкантов (мужчин и особенно у женщин) по сравнению с немузыканта­ми. У женщин-музыкантов левосторонняя асимметрия встречается почти в два раза чаше, чем у женщин-немузыкантов (41,0% и 22,7%) (табл. 4).

В зрительной системе в целом различия между двумя выборками испытуемых выражены меньше. Однако общая тенденция сохраняется. Правосторон­няя асимметрия чаще встречается у мужчин-нему­зыкантов, чем у музыкантов (63,3% и 52,4%); у женшин разнииьг нет.

Таблица 4

Распределение (в %) показателей асимметрии в моторной, слухо-речевой и зрительной систе­мах у студентов МГУ (I — мужчин, II — женщин) и студентов Московской консерватории (III — мужчин, IV — женщин)

Система Группа испыт. Асимметрия
Правосто­ронняя Отсутст' вует Левосто­ронняя
Моторная 1 1 75,7 16,5 7,8
И 47,8 26J_ 26,1
N1 66,8 26,2 6,9
IV 35,9 53.8 10,2
Слухо-речевзя 54,6 20,4 25,0
II 50,0 27.2 22,7
III 44,8 21,3 33,8
IV 30,8 28,2 41,0
Зритель­ная 61,3 26,4 12,3
II 52,2 30,4 17,4
Til 52,4 31,7 15,9
TV 51,3 30,8 17,9

Амбидекстрия несколько преобладает у мужчин-музыкантов по сравнению с немузыкаитами (31,7% и 26.4%); у женщин разницы нет; левосторонняя асим­метрия также несколько чаще встречается у мужчин-музыкантов (15,9% и 12,3%); у женщин разницы нет (табл. 4). Таким образом, зрительная система по пока­зателям асимметрии различается у двух выборок мень­ше, чем мануальная и слухо-речевая, и различия отмечаются только у мужчин.

В целом, во всех трех анализаторных системах (особенно в моторной и слухо-речевой) у учащихся в консерватории по сравнению с учащимися в МГУ на­блюдается «сдвиг* в левую сторону, т.е. накопление симметричных и левосторонних признаков изучаемых функций.

Как уже говорилось выше, моторная (мануальная) асимметрия оценивалась по 12-балльной системе. Ана­лиз материала показал, что максимальные значения правосторонней асимметрии (12—11 баллов) обнару­живает 24% студентов МГУ и только 11,3% студентов консерватории; высокие, но не максимальные значе­ния (10-9 баллов) - 41% студентов МГУ и 33,6% -консерватории; еще меньшие (8—7 баллов) — 26% и 28% соответственно; а значения ниже 7 баллов среди студентов МГУ встречались у 9%, а среди студентов консерватории у 22,2%; у 14,4 % музыкантов право­сторонняя моторная асимметрия выражена еще мень­ше (6—5 баллов).

Таким образом, студенты консерватории (и муж­чины, и женщины) отличаются от студентов МГУ меньшей выраженностью мануальной правосторонней асимметрии, меньшей частотой лиц с высокими зна­чениями этой асимметрии, большей частотой — с низкими.

Степень выраженности слухо-речевой асимметрии оценивалась по 4-х балльной шкале. Анализ этого по­казателя выявил следующие различия между двумя выборками испытуемых: сильно выраженная слухо-ре-чевая асимметрия (3—4 балла) чаше отмечается у сту­дентов МГУ (58%), чем у студентов консерватории (37,6%), слабо выраженная асимметрия (2—1 балл) несколько чаще наблюдается у музыкантов (27,8% и 21% соответственно), левосторонняя асимметрия (О баллов) существенно чаще встречается у студентов кон­серватории по сравнению со студентами МГУ (32,6% и 21%). В целом, низкие значения слухо-речевой асим­метрии существенно чаще встречались среди музыкан­тов, чем среди немузыкантов (60,4% и 42%).

Распределение степеней зрительной асимметрии (оцениваемой по двухбалльной системе) — имело ту же тенденцию, что и слухо-речевой. У студентов кон­серватории симметричность зрительных функций и левосторонняя зрительная асимметрия выражены силь­нее (48,5%), чем у студентов МГУ (35%).

Таким образом, можно констатировать явное накопление в группе музыкантов лиц с малыми значениями правосторонней асимметрии (по всем анализаторным системам, особенно — по моторной) по сравнению с симметричным распределением фун­кций и левосторонней асимметрией.

Распределение типов ПЛО среди студентов МГУ и студентов консерватории представлено в табл. 5. Вид­но, что группы студентов МГУ и консерватории разли­чаются: среди мужчин-студентов МГУ больше правшей и праворуких (группы А и Б), чем среди студентов консерватории. Амбидекстров, леворуких и левшей (группы В, Г и Д ) больше среди студентов консерва­тории. Значимые различия выявлены только среди женщин-амбидекстров (группа В), их больше среди студенток консерватории.

Таблица 5

Распределение (в % ) типов ПЛО в двух группах

испытуемых: студентов МГУ (I — мужчин и

II — женщин) и студентов консерватории

(III — мужчин и IV — женщин)

Группа испытуемых Тип ПЛО
А Б В Г Д
II
III
IV

Примечание. А, Б, В, Г, Д —типы ПЛО.

Б. Анализ эмоционального статуса

В исследовании приняли участие студенты раз­ных факультетов МГУ (160 чел.) и студенты вокаль­ного класса консерватории (66 чел.).

Статистическая обработка полученных данных заключалась в анализе таблиц сопряженности при­знаков с помощью критерия %-.

Анкетные данные показали, что большинство студентов консерватории отмечают у себя признаки эмоциональной дезадаптации. Это были жалобы на наличие тревоги, выраженное внутреннее напряже­ние, повышенную раздражительность, пониженное или тоскливое настроение, иногда — навязчивые страхи. Сравнение результатов заполнения анкет сту­дентами консерватории и МГУ свидетельствовало о том, что указанные жалобы значимо чаще наблюда­лись у студенте в-вокал истов. У них же была большая выраженность эмоциональной дезадаптации в целом. Так, среди обследованных студентов консерватории 86% предъявляли одновременно более трех жалоб, свидетельствующих об эмоциональной дезадаптации. В группе студентов МГУ таких лиц было 67%.

Более частыми и выраженными были у студен­тов консерватории и жалобы на психосоматические и вегетативные расстройства — нарушения сна, го­ловные боли, боли в сердце, сердцебиение, боли в области живота, холодные кисти и стопы и т.д. Сту­денты-вокалисты чаще, чем студенты МГУ, одно­временно предъявляли три и более жалобы. Более часты и более выражены были вегетативные и пси­хосоматические жалобы у женщин (особенно у сту­денток консерватории). (...)

Таким образом, по данным опроса большое число студентов консерватории и МГУ имеют признаки эмоциональной, психосоматической и вегетативной дезадаптации, более выраженной — у студентов кон­серватории. В большей степени эти симптомы отмеча­ются у студенток консерватории.

Наши рекомендации