Диагностика общей готовности к школе

Методика Йирасека - Керна

Цель: Определение уровня готовности ребенка к обучению в школе.

Инструкция: Задания выполняются на стандартных листах бума­ги. Желательно проводить занятия за один прием.

Задание 1. Нарисовать человека.

"Возьми этот листок бумаги и нарисуй человека. Можно мальчи­ка или девочку, дядю или тетю, или того, кого ты хочешь".

Задание 2.

Дать ребенку лист бумаги размером 0,5 стандартного нелинованого листа, на котором заранее исследователь для образца напи­сал прописными буквами следующую фразу:

˝Ей дан чай˝.

"Посмотри внимательно, как здесь нарисовать буквы, постарай­ся написать их сам точно так же".

Задание 3.

Исследователь на 0,5 стандартного нелинованого листа рисует прямоугольник, состоящий из 10 точек, и предлагает ребенку скопи­ровать фигуру.

"Посмотри внимательно на эти точки и нарисуй их сам точно так же".

. . .

. . .

. . .

.

Анализ результатов:

Задание 1.

1 балл ставится за нарисованную фигуру человека, в которой есть следующие части: голова, 2 уха, 2 глаза, брови, рот, туловище, шея, две руки с 5 пальцами на каждой, ноги (в обу­ви или без), нижняя часть туловища отделена от верхней.

2 балла - могут отсутствовать такие детали: волосы, пальцы (или они не все).

3 балла - может отсутствовать изображение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев.

4 балла - примитивное изображение.

5 баллов - головоногое существо.

Задание 2.

1 балл - полная схожесть букв. Буквы по размеру соответству­ют образцу (или отличаются по размеру не больше чем в два раза). Заглавная буква выше строчных, между буквами выраженная связь, наклон не более 30 градусов вправо.

2 балла - изображение легко читать, но отсутствует общий наклон букв.

3 балла - правильное изображение не больше 4 букв.

4 балла - набор штрихов.

5 баллов - сумбурное изображение.

Задание 3.

1 балл - полная схожесть, допускается незначительное откло­нение от образца отдельных точек или всего столбца. Общее изобра­жение не должно быть увеличенным или уменьшенным больше чем вдвое.

2 балла - количество точек должно соответствовать образцу. Допускается отклонение трех точек по вертикали или горизонтали не больше чем на половину расстояния между ними.

3 балла - общее сходство сохраняется, но количество точек не соответствует образцу. В рисунке не должно быть больше 20 или меньше 7 точек. Допускается поворот изображения на 180 градусов.

4 балла - схожесть отсутствует. Изображение состоит из отдель­ных точек, но они все-таки находятся в определенном порядке. Раз­мер и количество точек не соответствует образцу.

5 баллов - сумбурное изображение.

Суммарно от 3 до 5 баллов получают дети с высокой школьной зрелостью, от 5 до 9 - со средней, 11 баллов с низкой и более 11 получают дети с отклонением в психическом развитии.

Развитие социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций, диагностирует опросник Я. Йирасека.

Опросник ориентировочного теста школьной зрелости

Я.Йирасека

1. Какое животное больше - лошадь или собака?

Лошадь = 0 бал.

Неправильный ответ = -5 бал.

2. Утром вы завтракаете, а днем ...?

Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 балл.

Ужинаем, спим и др. ошибочные ответы = -3 бал.

3. Днем светло, а ночью ...

Темно = 0 бал.

Неправильный ответ = -4 бал.

4. Небо голубое, а трава ...

Зеленая = 0 балл.

Неправильный ответ = -4 бал.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки ... Это что?

Фрукты = 1 бал.

Неправильный ответ = -1 бал.

6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не по­пал под поезд (и т.д.) = 0 бал.

Неправильный ответ = -1 бал.

7. Что такое Москва, Ростов, Киев?

Города = 1 бал.

Станции = 0 бал.

Неправильный ответ = -1 бал.

8. Который час показывают часы (показать на часах)?

Хорошо показано = 4 бал.

Показаны только четверть, целый час, четверть и час, пра­вильный ответ = 3 бал.

Не знает часов = 0 бал.

9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это..., маленькая овечка - это ...?

Щенок, ягненок = 4 бал.

Только один ответ из двух = 0 бал.

Неправильный ответ = -1 бал.

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожи, что у них общего?

На кошку, потому что у нее тоже 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 бал.

На кошку (без приведения знаков подобия) = -1 бал.

На курицу = -3 бал.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте; ос­тановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 бал.

1 причина = 0 бал.

Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = -1 бал.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака = 3 бал. (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструметы, ими можно забивать гвозди).

1 подобие = 2 бал.

Неправильный ответ = 0 балл.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные, или приведение двух общих признаков (у них по четыре лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 бал.

Одно подобие = 2 бал.

Неправильный ответ = 0 бал.

14. Чем отличается гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь пред тобой?

У них есть разные признаки: у винта - нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 бал.

Винт завинчивается, а гвоздь забивается: у винта гайка = 2 бал.

Неправильный ответ = 0 бал.

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание ... это?

Спорт, физкультура = 3 бал.

Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 бал.

Неправильный ответ = 0 бал.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземные транспортные средства, самолет или корабль = 4 бал.

Только три наземных транспортных средства или полный пере­чень, с самолетом или кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства - это то, на чем можно куда-нибудь передви­гаться = 2 бал.

Неправильный ответ = 0 бал.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы, морщины, уже не может работать, плохо видит, слышит, часто болеет и др.) = 4 бал.

Одно или два различия = 2 бал.

Неправильный ответ = 0 бал.

18. Почему люди занимаются спортом?

По двум причинам (быть здоровыми, закаленными, добиться ре­корда и др.) = 4 бал.

Одна причина = 2 бал.

Неправильный ответ (чтобы что-то уметь) = 0 бал.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы? Остальные должны за него работать (указание, что кто-то ос-

тается в ущербе) Ленивый, мало зарабатывает и не может что-то ку­пить = 2 бал.

Неправильный ответ = 0 бал.

20. Почему на конверт нужно приклеить марку?

Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 бал. Неправильный ответ = 0 бал.

После проведения подсчитывается общая сумма баллов:

1 группа - 24 и более бал.,

2 группа - 14–23 бал.,

3 группа - 0–13 бал.,

4 группа - от –1 до –10 бал.,

5 группа - менее –11.

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие от 24 до 13 бал., считаются готовыми к школьному обучению.

[1] Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской пси­хологии. - М.: Валдос, 1995. – 291 с.

Наши рекомендации