Диагностика общей готовности к школе
Методика Йирасека - Керна
Цель: Определение уровня готовности ребенка к обучению в школе.
Инструкция: Задания выполняются на стандартных листах бумаги. Желательно проводить занятия за один прием.
Задание 1. Нарисовать человека.
"Возьми этот листок бумаги и нарисуй человека. Можно мальчика или девочку, дядю или тетю, или того, кого ты хочешь".
Задание 2.
Дать ребенку лист бумаги размером 0,5 стандартного нелинованого листа, на котором заранее исследователь для образца написал прописными буквами следующую фразу:
˝Ей дан чай˝.
"Посмотри внимательно, как здесь нарисовать буквы, постарайся написать их сам точно так же".
Задание 3.
Исследователь на 0,5 стандартного нелинованого листа рисует прямоугольник, состоящий из 10 точек, и предлагает ребенку скопировать фигуру.
"Посмотри внимательно на эти точки и нарисуй их сам точно так же".
. . .
. . .
. . .
.
Анализ результатов:
Задание 1.
1 балл ставится за нарисованную фигуру человека, в которой есть следующие части: голова, 2 уха, 2 глаза, брови, рот, туловище, шея, две руки с 5 пальцами на каждой, ноги (в обуви или без), нижняя часть туловища отделена от верхней.
2 балла - могут отсутствовать такие детали: волосы, пальцы (или они не все).
3 балла - может отсутствовать изображение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев.
4 балла - примитивное изображение.
5 баллов - головоногое существо.
Задание 2.
1 балл - полная схожесть букв. Буквы по размеру соответствуют образцу (или отличаются по размеру не больше чем в два раза). Заглавная буква выше строчных, между буквами выраженная связь, наклон не более 30 градусов вправо.
2 балла - изображение легко читать, но отсутствует общий наклон букв.
3 балла - правильное изображение не больше 4 букв.
4 балла - набор штрихов.
5 баллов - сумбурное изображение.
Задание 3.
1 балл - полная схожесть, допускается незначительное отклонение от образца отдельных точек или всего столбца. Общее изображение не должно быть увеличенным или уменьшенным больше чем вдвое.
2 балла - количество точек должно соответствовать образцу. Допускается отклонение трех точек по вертикали или горизонтали не больше чем на половину расстояния между ними.
3 балла - общее сходство сохраняется, но количество точек не соответствует образцу. В рисунке не должно быть больше 20 или меньше 7 точек. Допускается поворот изображения на 180 градусов.
4 балла - схожесть отсутствует. Изображение состоит из отдельных точек, но они все-таки находятся в определенном порядке. Размер и количество точек не соответствует образцу.
5 баллов - сумбурное изображение.
Суммарно от 3 до 5 баллов получают дети с высокой школьной зрелостью, от 5 до 9 - со средней, 11 баллов с низкой и более 11 получают дети с отклонением в психическом развитии.
Развитие социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций, диагностирует опросник Я. Йирасека.
Опросник ориентировочного теста школьной зрелости
Я.Йирасека
1. Какое животное больше - лошадь или собака?
Лошадь = 0 бал.
Неправильный ответ = -5 бал.
2. Утром вы завтракаете, а днем ...?
Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 балл.
Ужинаем, спим и др. ошибочные ответы = -3 бал.
3. Днем светло, а ночью ...
Темно = 0 бал.
Неправильный ответ = -4 бал.
4. Небо голубое, а трава ...
Зеленая = 0 балл.
Неправильный ответ = -4 бал.
5. Черешни, груши, сливы, яблоки ... Это что?
Фрукты = 1 бал.
Неправильный ответ = -1 бал.
6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) = 0 бал.
Неправильный ответ = -1 бал.
7. Что такое Москва, Ростов, Киев?
Города = 1 бал.
Станции = 0 бал.
Неправильный ответ = -1 бал.
8. Который час показывают часы (показать на часах)?
Хорошо показано = 4 бал.
Показаны только четверть, целый час, четверть и час, правильный ответ = 3 бал.
Не знает часов = 0 бал.
9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это..., маленькая овечка - это ...?
Щенок, ягненок = 4 бал.
Только один ответ из двух = 0 бал.
Неправильный ответ = -1 бал.
10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожи, что у них общего?
На кошку, потому что у нее тоже 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 бал.
На кошку (без приведения знаков подобия) = -1 бал.
На курицу = -3 бал.
11. Почему во всех автомобилях тормоза?
Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте; остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 бал.
1 причина = 0 бал.
Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = -1 бал.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два общих признака = 3 бал. (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструметы, ими можно забивать гвозди).
1 подобие = 2 бал.
Неправильный ответ = 0 балл.
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Определение, что это животные, или приведение двух общих признаков (у них по четыре лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 бал.
Одно подобие = 2 бал.
Неправильный ответ = 0 бал.
14. Чем отличается гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь пред тобой?
У них есть разные признаки: у винта - нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 бал.
Винт завинчивается, а гвоздь забивается: у винта гайка = 2 бал.
Неправильный ответ = 0 бал.
15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание ... это?
Спорт, физкультура = 3 бал.
Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 бал.
Неправильный ответ = 0 бал.
16. Какие ты знаешь транспортные средства?
Три наземные транспортные средства, самолет или корабль = 4 бал.
Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства - это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 бал.
Неправильный ответ = 0 бал.
17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
Три признака (седые волосы, морщины, уже не может работать, плохо видит, слышит, часто болеет и др.) = 4 бал.
Одно или два различия = 2 бал.
Неправильный ответ = 0 бал.
18. Почему люди занимаются спортом?
По двум причинам (быть здоровыми, закаленными, добиться рекорда и др.) = 4 бал.
Одна причина = 2 бал.
Неправильный ответ (чтобы что-то уметь) = 0 бал.
19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы? Остальные должны за него работать (указание, что кто-то ос-
тается в ущербе) Ленивый, мало зарабатывает и не может что-то купить = 2 бал.
Неправильный ответ = 0 бал.
20. Почему на конверт нужно приклеить марку?
Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 бал. Неправильный ответ = 0 бал.
После проведения подсчитывается общая сумма баллов:
1 группа - 24 и более бал.,
2 группа - 14–23 бал.,
3 группа - 0–13 бал.,
4 группа - от –1 до –10 бал.,
5 группа - менее –11.
По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие от 24 до 13 бал., считаются готовыми к школьному обучению.
[1] Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Валдос, 1995. – 291 с.