Принципы подкрепления и наказания. Закон Торндайка.
Позитивное | Негативное | |
Подкрепление | Предъявление положительного стимула | Удаление неприятного стимула |
Наказание | Предъявление неприятного стимула | Удаление положительного стимула |
Позитивное подкрепление усиливает и повышает вероятность поведения тем, что демонстрирует его желаемое последствие. Негативное подкрепление усиливает и повышает вероятность поведения тем, что прекращает или устраняет его нежелательное последствие. Наказание – устранение негативных моделей поведения.
Свои наблюдения Торндайк обобщил в нескольких законах:
закон упражнения — согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе. Этот закон совпадал с принципом частоты повторений в ассоциативной психологии;
закон готовности — упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов;
закон ассоциативного сдвига — если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию.
Концепция личности в ОП.
Личность с точки зрения организационного поведения – то каким образом люди воздействуют на других и как они понимают и рассматривают сами себя в сочетании с их внутренними и внешними чертами и взаимодействием между человеком и ситуации.
R = f(S ; P)
П = f(I ; E)
R– реакция человека,S – среда,P – внутренние характеристики личности. П – поведение,
I – индивидуальные особенности,E – внешняя среда.
Подходы характеристик личности:
1.OCEAN – большая 5ка
- экстраверсия
- склонность к сотрудничеству или уживчивость
- добросовестность
- эмоциональная стабильность
- восприимчивость к приобретению нового опыта
Личность рассматривается как совокупность 3ех элементов
- направленность
- способности – навыки задатки, склонности к какому виду деятельности
- характер
Личность с точки зрения социальных характеристик.
- социально демографические характеристики
- групповая принадлежность
- ценности
-расположение
- верование
- уровень притязаний
- круг общения
- роль
- статус
- профессионализм
Этапы формирования личности.
Теории развития детей
1.Теория Фрейда – взросление ребенка происходит с момента преодоления Эдипова комплекса или комплекса Электры.
2.Джона Мида – считал что дети развиваются как социальные существа имитируют действие окружающих. К 5 годам ребенок в игре действует как взрослый. Происходит принятие роли другого, формируется понятие личности.
3.Теория Пиаже – стадии развития по Пиаже
- сенсомоторная – от рождения до 2ух лет.
- дооперациональная – с 2ух до 7 лет.
- конкретные операции – от 7 до 11 лет. Овладение абстрактным мышлением.
- период формальных операций с 11 -15лет.
Стадии развития взрослых по Ливинсону:
1.Вступление в мир взрослых 23 – 28 лет.
2.Достижение зрелости 33 – 40 лет.
3.Вступление в средний возраст 45 – 50 лет.
4.Достижение вершины среднего возраста 55 – 60 лет.
Выделяют 4 переходных периода:
1.Переходный период 30ти летних.
2.Переходный период середины жизни 40 – 45.
3.Период 50ти летних 50 – 55.
4.старшего возраста 55 -60.
11.Социализация личности: понятия, сущность.
Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Социализация выполняет в общество три основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы
социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и
ценностей;
2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими
социальных ролей;
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений
через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.