Теория иерархии потребностей Маслоу 3 страница

Унификация способствует узнаваемости и запоминаемости пред­мета рекламы, существенно снижает расходы на разработку и ти­ражирование рекламной продукции. Последнее представляется весь­ма существенным, поскольку стоимость производства рекламы со­ставляет значительную часть стоимости рекламных кампаний и по­стоянно возрастает. Рекламная идея, выраженная в словесной фор­ме, прежде всего в слогане, в ходе кампании обычно эксплуатиру­ется практически во всех рекламных объявлениях вне зависимости от того, в каких средствах распространения рекламы они размеща­ются. При создании запоминающегося образа, в частности, когда изделие или услугу рекламируют при участии известных личностей или с помощью героев популярных мультфильмов, этот образ при­сутствует в самой разнообразной рекламной продукции, например, не только в рекламных обращениях, но и на упаковке, в сувенирах.

С увеличением степени унификации рекламы уменьшается ве­роятность "попадания в десятку", так как происходит снижение целевого воздействия на потребительскую аудиторию. Вот почему так остро встает вопрос создания мегабрэндов — брэндов, которые бы удовлетворяли требованиям многих рынков.

Судить о том, какие результаты принес брэндинг, можно, отве­тив на следующие вопросы: достигнуты ли полная индивидуализа­ция и персонализация товара или товарного семейства, выделяю­щие его среди конкурентов? внес ли брэндинг новое, отличное от конкурентов эффективное обращение к здравому смыслу и эмоци­ям? приходит ли на ум потребителям первым именно тот товар, в рекламе которого применили технологию брэндинга?

Огромное значение в создании эффективного брэнда имеет то­варный знак. Представляется важным и актуальным отслеживание комплекса отношений между товарным знаком и брэндом, оценка возможности защиты отдельных "брэндоформирующих" элемен­тов на основе действующего законодательства о товарных знаках. Бесспорно, компонентами создания эффективного брэнда являют­ся рекламный образ, цвет, шрифт, упаковка товара, слоган и др. Однако, несомненно то, что именно товарный знак и, прежде все­го, словесный является наиболее сильным и запоминающимся "идентификатором" конкретного товара в сознании покупателя. Так, например, видный голландский специалист Каспер Веркман выде­ляет такие функции товарных знаков, как давать товарам имена, облегчать опознавание и запоминание товара, указывать на проис­хождение товара, символизировать гарантированное качество то­вара, сообщать информацию о нем и стимулировать желание его купить.*

* Веркман К. Товарные знаки. Создание, психология, восприятие. —М.: Про­гресс, 1986.

2.4.6. Комплекс маркетинга

Очевидно, что максимальный спрос на товары компании воз­никнет при следующих условиях. Во-первых, когда покупатель в наивысшей степени удовлетворен потреблением товара. Это имеет место в том случае, когда товар соответствует желанию покупателя. Во-вторых, когда затраты покупателя на приобретение товара све­дены к минимуму.

Спрос на свои товары компания может регулировать (в сторону повышения или снижения) путем изменения тех факторов, кото­рые находятся под ее непосредственным контролем, т.е. компания может менять степень удовлетворенности покупателя или величину его затрат на приобретение товара.

Эти факторы можно подразделить на четыре категории (соглас­но определению Э. Дж. Маккарги). Факторы комплекса маркетинга иногда называют также инструментами маркетинга, которые вклю­чают: товар (качество); цену; размещение (распределение, доступ­ность); продвижение (сбыт/реклама, информирование или убеж­дение).

В определении оптимального взаимного соотношения факторов маркетинга заключаются наука и искусство маркетинга. Конечно, число возможных комбинаций факторов маркетинга весьма боль­шое, поскольку манипулировать можно всеми четырьмя фактора­ми.

Первый фактор —товар. Реальное качество товара можно ме­нять. Его имидж (квази качество) можно также менять путем вари­аций в области рекламы и организации сбыта. Представление о то­варе и то, как он воспринимается, можно менять посредством использования различной упаковки.

Второй фактор —цена. Цену можно менять в направлении как стимулирования, так и снижения спроса, что отчетливо проявля­ется в действии механизма цены.

Третий фактор —размещение. Доступность товара (а следова­тельно, и те усилия, которые приходится приложить покупателю, чтобы приобрести товар) можно менять путем более или менее широкого размещения товара или путем изменения используемых каналов распределения.

Четвертый фактор —продвижение. Число и местонахождение торговых представителей можно менять. Затраты на рекламу можно уменьшать, содержание рекламы также можно менять. Аудитория, на которую воздействует реклама, также может быть изменена.

Профессор Нейл Борден из Гарвардской школы бизнеса, пред­ложивший идею комплекса маркетинга, в частности, писал, что комплекс маркетинга — это пропорциональное соотношение уси­лий, комбинация мероприятий, проектного замысла и интеграция элементов маркетинга в программу или "комплекс", который на основе оценки рыночных сил в наибольшей степени будет содей­ствовать предприятию в достижении поставленных перед ним задач и целей в данное время.

Хотя число возможных вариантов комплекса маркетинга прак­тически неограничено, необходимо придерживаться определенных принципов.

Принцип последовательности. Важно, чтобы каждая переменная величина согласовывалась со всеми другими переменными. Напри­мер, у товара высокого качества должны быть и высококлассное распределение, и такого же уровня реклама.

Принцип взвешенного подхода. Разные рынки проявляют различ­ную степень чувствительности к переменным факторам рынка. Уп­равление (менеджмент) должно выявить наиболее важные пере­менные, уделить им должное внимание, но также учитывать и дру­гие переменные. Например, если рынок весьма чувствителен к уров­ню, то в рекламе целесообразно подчеркнуть ценовые преимуще­ства товара.

Принцип учета снижения отдачи на вложенный капитал, роста бюджетных и иных расходов. Несмотря на тот факт, что некая пере­менная величина может в какое-то время являться ключевой, ред­ко бывает разумным весь акцент делать именно на этой одной пе­ременной. Темпы роста продаж в зависимости от той или иной переменной, как правило, сначала растут, а затем уменьшаются.

Все решения по маркетингу должны приниматься в строгом со­ответствии с бюджетной дисциплиной. Коммерческие затраты на каждое увеличение продаж, достигнутое за счет повышения расхо­дов на одну из переменных, есть рост продаж вследствие увеличе­ния расходов на другую переменную, что, по сути, неизбежно.

2.5. Основные концепции управления маркетингом

Очевидно, что тип маркетинга определяет и способ управления им. Управление маркетингом, по определению Филиппа Котлера, — это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за про­ведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепле­ние и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как полу­чение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п.

Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это по­могло организации в достижении стоящих перед ней целей. Проще говоря, управление маркетингом — это управление спросом.

Выделяют пять основных подходов (концепций), на основе ко­торых коммерческие организации осуществляют свою маркетинго­вую деятельность, т.е. деятельность по управлению спросом: кон­цепция совершенствования производства, концепция маркетинга и концепция социально-этического маркетинга. Использование каж­дой из них обязательно и, в первую очередь, ставит вопрос о том, каким должно быть соотношение интересов производителей, по­требителей и общества в целом. Ведь довольно часто эти интересы вступают в противоречие друг с другом.

Эти концепции характеризуют различные периоды и основные социальные, экономические и политические перемены, произо­шедшие в развитых странах в уходящем столетии. В качестве доми­нирующей тенденции произошедших изменений выступает пере­нос акцента с производства и товара на сбыт, а также на пробле­мы, которые стоят перед потребителями и обществом в целом.

Далее мы кратко рассмотрим сущность названных ранее кон­цепций управления маркетингом.

1. Производственная концепция, или концепция совершенствова­ния производства. Согласно этой концепции потребитель ориенти­руется на доступные для себя товары, имеющие невысокую цену. Предприятия, придерживающиеся такой концепции, имеют пре­имущественно серийное или крупносерийное производство с вы­сокой эффективностью и низкой себестоимостью, а продажа вы­пускаемых ими товаров производится с помощью многочисленных торговых предприятий. К основным предпосылкам существования этой концепции управления маркетинговой деятельности можно отнести следующие: а) большая часть реальных и потенциальных потребителей имеют невысокие доходы; б) спрос равен или не­много превышает предложение; в) происходит быстрое снижение высоких производственных расходов (обычно по новой продукции), что приводит к завоеванию большей доли рынка.

Усилия предприятии, следующих этой концепции, как прави­ло, должны быть нацелены на совершенствование процесса произ­водства, а следовательно, на снижение уровня издержек и повы­шение производительности труда и эффективности производства.

Производственной концепции придерживаются производители, которые четко ориентированы на отрасль с хорошими перспекти­вами роста, имеют невысокую диверсификацию и действуют в условиях минимального политического и социального контроля.

Диверсификация — это расширение ассортимента производи­мых изделий и видов предоставляемых услуг на основе одновре­менного развития многих, не связанных друг с другом производств.

2. Товарная (продуктовая) концепция, или концепция качествен­ного продукта, или концепция совершенствования товара. Основная идея этой концепции состоит в ориентации потребителей на те или иные товары или услуги, которые по техническим характеристи­кам и эксплуатационным качествам превосходят аналоги и тем са­мым приносят потребителям больше выгоды. Производители при этом направляют свои усилия на повышение качества своего това­ра, несмотря на более высокие издержки, а следовательно, и цены. К факторам, поддерживающим существование такой концепции маркетинга, могут быть отнесены следующие: а) общество нужда­ется не в количественных, а качественных характеристиках уровня жизни; б) неустойчивость экономической конъюнктуры; в) инф­ляция; г) монополистические ограничения рынка; д) быстрый моральный износ товаров.

3. Сбытовая концепция, или концепция интенсификации коммер­ческих усилии, предполагает, что потребители будут покупать пред­лагаемые товары в достаточном объеме лишь в том случае, если компанией приложены определенные усилия по продвижению то­варов и увеличению их продаж.

Основные предпосылки использования сбытовой концепции зак­лючаются в следующем: а) главная задача фирмы состоит в дости­жении определенного объема продаж своих товаров; б) потребители не будут покупать товары в объеме, необходимом с точки зрения фирмы, без определенного воздействия; в) потребителей можно зас­тавить купить данные товары с помощью различных методов стиму­лирования продаж; г) покупатели будут делать повторные покупки или имеется достаточное количество потенциальных потребителей.

Фирмы, которые руководствуются сбытовой концепцией, обыч­но полагают, что потребители не имеют ярко выраженного наме­рения приобрести их товары, и поэтому необходимо проводить ак­тивный поиск потенциальных покупателей.

Следует иметь в виду, что на практике реализация сбытовой концепции связана с навязыванием покупки, причем продавец стре­мится во чтобы то ни стало заключить сделку, а удовлетворение потребностей покупателя является второстепенным моментом. Иног­да подобная практика может привести к потере рынка для произ­водителя. То, что концепция сбыта все же может быть эффектив­ной в течение длительного времени, объясняется следующими при­чинами: а) многие покупатели считают, что они в состоянии за­щитить свои интересы; б) покупатели, неудовлетворенные покуп­кой, вскоре забывают о своем чувстве неудовлетворенности; в) по­купатели, недовольные покупкой, не очень часто делятся своими впечатлениями с другими покупателями; г) покупатели, неудов­летворенные покупкой, едва ли будут обращаться с жалобой в общество, защищающее их интересы; д) всегда имеется достаточ­но большое число потенциальных покупателей.

4. Рыночная, традиционная маркетинговая концепция, или кон­цепция маркетинга. Эта концепция отличается от других концепций тем, что: а) фирма видит свою задачу в удовлетворении потребно­стей определенной группы потребителей; б) фирма отдает себе отчет в том, что удовлетворение этих потребностей требует проведения целого комплекса маркетинговых исследований для их выявления; в) маркетинговая деятельность фирмы постоянно контролируется и анализируется; г) фирма уверена, что результаты ее деятельнос­ти по удовлетворению спроса приведут к повторным покупкам продукции и обеспечат благоприятное общественное мнение.

Концепция маркетинга приходит на смену сбытовой концепции и изменяет ее содержание. В чем же состоит разница между сбыто­вой концепцией и концепцией маркетинга?

Деятельность, основанная на сбытовой концепции, начинается с имеющегося в распоряжении фирмы товара. При этом главной задачей является достижение объема продаж, необходимого для получения прибыли, за счет проведения различных мероприятий по стимулированию сбыта. Деятельность же, основанная на кон­цепции маркетинга, начинается с выявления реальных и потенци­альных покупателей и их потребностей. Фирма планирует и коорди­нирует разработку определенных программ, направленных на удов­летворение выявленных потребностей. Она получает прибыль по­средством удовлетворения потребностей покупателей.

Таким образом, концепция маркетинга — это ориентация на покупателей, подкрепленная комплексом мер, нацеленных на удов­летворение потребностей рынка.

Концепция маркетинга является составной частью политики, известной как "суверенитет потребителя", когда решение о том, что следует производить, должно приниматься не фирмой, не правительством, а потребителями. Эту истину можно выразить в оче­редном определении маркетинга: "Маркетинг — это любовь к ближ­нему, за которую получаешь гонорар в виде прибыли". Следова­тельно, фирма производит то, что необходимо потребителю, и, максимизируя таким образом благополучие потребителя, обеспе­чивает себе получение необходимой прибыли.

5. Социально-этическая концепция маркетинга. Социально-эти­ческая концепция маркетинга, характерная для современного эта­па развития человеческой цивилизации, базируется на новой фи­лософии предпринимательства, ориентированной на удовлетворе­ние разумных, здоровых потребностей носителей платежеспособ­ного спроса. Ее цель состоит в обеспечении долговременного бла­госостояния не только отдельного предприятия, но и общества в целом.

Нормы социально-этического маркетинга лимитируют, в извес­тном смысле, предпринимательскую инициативу и производствен­ную деятельность, ставят ее в зависимость от ориентиров обще­ственного развития и от безусловного требования сохранения сре­ды обитания.

Стремление предприятия к постоянному расширению, моно­польному положению на рынке, максимизации прибыли за счет снижения издержек производства и повышения цен продаж было до недавнего времени общепринятой и признанной мотивационной основой предпринимательской деятельности. Маркетинг эпо­хи массового производства и массового сбыта являет собой типич­ный пример именно такого содержания предпринимательской де­ятельности, которая, в конечном счете, приводила в условиях пло­хо регулируемого рынка к перепроизводству товарной массы, уг­лублению циклических кризисов и другим разрушительным для об­щества экономическим и социальным последствиям.

Постоянное стремление многих предприятий к неограниченно­му росту до сих пор является главной движущей силой экономи­ческой политики, но одновременно и причиной надвигающейся глобальной катастрофы сообщества из-за накопления оружия мас­сового уничтожения, разрушения среды обитания, истощения при­родных ресурсов и других реальных угроз для человеческой циви­лизации. Поэтому возникла необходимость исключения принципа неограниченного экономического роста, который понимается преж­де всего в таких чисто количественных терминах, как максимиза­ция прибыли и увеличение валового национального продукта.

Люди связывают рост не только с увеличением размеров дохо­дов, но и с развитием, т.е. с другой системой ценностей. Происхо­дит постепенное осознание того, что научно-технический прогресс до определенной стадии служит интересам человека, но, пройдя пик полезности, начинает играть противоположную роль, хотя и продолжает способствовать экономическому росту.

Для того чтобы правильно оценить полезность экономического роста, необходимо разработать критерии его приемлемости. Мно­гие ученые все чаще склоняются к мысли, что в качестве главного критерия следует использовать равновесие, которое, однако, не означает полного отказа от любого роста или развития. Такое рав­новесие можно определить как состояние общества, при котором удовлетворение нормальных сегодняшних здоровых потребностей не уменьшает шансов будущих поколений на достойную жизнь. Экономический рост будет считаться допустимым только в тех слу­чаях, когда он поддерживает или обогащает внутренние и внешние связи системы, в том числе и системы предприятия как основной хозяйствующей единицы.

Необходимо расширить и обогатить новыми подходами саму концепцию управления маркетингом, для того чтобы защита окру­жающей среды стала одной из значимых целей управления марке­тингом на предприятии. Даже в самом современном выражении маркетинг имеет исключительно экономические цели и стремится к балансу экономических интересов потребителя и товаропроизво­дителя. Однако растущая взаимозависимость экономических и со­циальных процессов, в конечном счете, привела к тому, что в мар­кетинг постепенно включались серьезные социальные задачи — обес­печение занятости, гуманизация условий труда, постоянная подго­товка и переподготовка менеджеров, технического персонала и про­изводственных рабочих, расширение участия членов коллектива в управлении предприятием.

В середине 80-х годов концепция маркетинга обогатилась за счет введения в хозяйственную деятельность системы экологических оценок. Начало было положено рядом предпринимателей, обратив­ших в своей практической деятельности внимание на то, что по­требители как носители платежеспособного спроса во все возраста­ющей мере стремятся в процессе удовлетворения потребностей к росту качества жизни.

Понятие качества жизни включает в себя не только изобилие и доступность высококачественных товаров и услуг, но и сохранение и даже улучшение качества среды обитания. Предприниматели-но­ваторы в своих компаниях начали разрабатывать и реализовывать программы переработки вторичного сырья и других отходов произ­водства, утилизацию городского мусора, внедрения новых безот­ходных и энергосберегающих технологий, других экологически и социально-этически ориентированных нововведений.

Вначале меры по охране окружающей среды рассматривались в рамках предпринимательской деятельности как нежелательные, ибо их реализация требовала больших затрат и могла с этой точки зре­ния ухудшить конкурентные позиции предприятия. Однако вскоре деловые круги и общественность перестали оценивать природоох­ранные мероприятия только с точки зрения непроизводительных затрат. Более того, эти затраты стали рассматриваться как инвести­ции в будущее и даже как средство достижения превосходства над конкурентами. Экологически осознанный маркетинг сегодня харак­терен для наиболее дальновидных предпринимателей.

Мощным толчком для предпринимателей в деле увеличения числа природоохранных мероприятий послужило появление и организа­ционное оформление массового движения за охрану окружающей среды, которое выступает не против маркетинга и разумного здо­рового потребления, а за то, чтобы вся хозяйственная деятельность осуществлялась на основе экологической безопасности и безвред­ности и ради повышения качества жизни.

Важным фактором ограничения хозяйственной деятельности и переориентации ее на удовлетворение потребностей граждан яви­лось формирование в начале XX в. движения в защиту прав потре­бителей. Это организованное движение граждан и некоторых госу­дарственных органов и институтов направлено на расширение прав и возможностей воздействия покупателей (потребителей) на про­давцов (товаропроизводителей).

К традиционным правам покупателей (потребителей) относят­ся: право отказа от покупки предлагаемого продавцом товара; пра­во рассчитывать на то, что товар безвреден и безопасен в обраще­нии, что товар при пользовании будет точно соответствовать утвер­ждениям продавца (например, инструкции по эксплуатации); пра­во на получение полной информации о наиболее важных качествах товара; право на защиту от сомнительных товаров и недобросовес­тных маркетинговых приемов (например, недобросовестной рек­ламы); право влиять на совершенствование товаров и маркетинго­вой деятельности ради повышения качества жизни.

У потребителей имеются все законные основания для охраны своих интересов от различных видов недобросовестной деятельно­сти товаропроизводителей и продавцов. Это обращение с письмами к руководству предприятий или в средства массовой информации, обращения с жалобами в государственные и местные органы уп­равления и даже в общие или специальные суды.

Если рассматривать деятельность предприятия в международном плане в рамках организации и проведения сделок купли-продажи с иностранными контрагентами, международной научно-техничес­кой и производственной кооперации, каждому предпринимателю следует знать, что любой из перечисленных видов деятельности на международном рынке регулируется помимо национальных зако­нов и подзаконных актов рядом международных кодексов. Эти ко­дексы, вносящие единые правила в международные экономичес­кие отношения, а также определенные стандарты и нормы делово­го общения разработаны Международной торговой палатой (МТП) при поддержке и участии ряда международных специализирован­ных организаций. Содержание международных кодексов, опреде­ляющее добросовестную коммерческую практику, носит диспозитивный характер. Тем не менее, если соответствующие специали­зированные общественные национальные организации согласны с положениями международных кодексов и устанавливают для наци­ональных участников международных экономических отношений аналогичные нормы и правила, то считается, что члены таких на­циональных специализированных организаций добровольно при­нимают на себя обязательство соблюдать в своей коммерческой практике все основные положения международных кодексов.

Использование в коммерческой практике международных ко­дексов в значительной мере повышает ответственность предприни­мателей и их профессиональных специализированных организаций, союзов и объединений перед потребителями и обществом в целом, помогает преодолевать и устранять из коммерческой практики не­добросовестные методы конкуренции, регулирует и вводит в опре­деленные законные рамки все виды предпринимательской деятель­ности.

Более того, МТП считает международные кодексы важнейшим элементом саморегулирования деловой активности, поскольку ус­танавливаемые этими документами правила поведения вырабаты­ваются самими предпринимателями, в том числе и в интересах их предпринимательской деятельности. В деловых кругах существует убеждение, что подобное саморегулирование предпринимательс­кой деятельности более предпочтительно, чем меры государствен­ного регулирования, в частности, потому, что их проще приспо­сабливать к динамично меняющимся условиям внешней и внутрен­ней среды предприятий, к современному научно-техническому про­грессу и социально-экономическим изменениям в обществе. Ак­тивное использование в повседневной коммерческой деятельности положений международных кодексов способствует широкому рас­пространению в предпринимательских структурах положительного опыта деловой практики.

Международные кодексы, разработанные МТП, регулируют предпринимательскую деятельность в области добросовестной кон­куренции, рекламы, стимулирования сбыта, маркетинговых соци­альных исследований и т.д.

Переход к развитым товарно-денежным отношениям, социаль­но ориентированному рыночному хозяйству неизбежно приводит к формированию в недрах управленческих структур государственных, частных и других предприятий маркетингового подхода к решению проблем производства и реализации товаров и услуг. Естественно, что такой подход предусматривает прежде всего переориентацию всей производственно-хозяйственной деятельности на потребите­ля, учет его интересов, вкусов и предпочтений, отказ от диктата со стороны производителей и поставщиков товаров и услуг.

Для социально-этической концепции маркетинга характерны следующие наиболее типичные и обязательные требования:

1. Основная цель предприятия должна состоять в удовлетворе­нии разумных, здоровых потребностей потребителей в соответствии с гуманными интересами общества.

2. Предприятие должно быть постоянно занято поиском возмож­ностей создания новых товаров, полнее удовлетворяющих потреб­ности покупателей. Оно должно быть готовым к систематическому внесению в товары усовершенствований в соответствии с интере­сами покупателей.

3. Предприятие должно отказываться от производства и продажи таких товаров, которые противоречат интересам потребителей во­обще и особенно, если они могут причинить вред потребителю и обществу в целом.

4. Потребители, опираясь на собственные действия и обществен­ное мнение, должны поддерживать только те предприятия, кото­рые подчеркнуто проявляют заботу об удовлетворении нормаль­ных здоровых потребностей носителей платежеспособного спроса.

5. Потребители, заботясь о сохранении и повышении качества жизни, не будут покупать товары таких предприятий, которые ис­пользуют экологически вредные технологии даже для производства нужного обществу товара.

6. Предприятие должно создавать и внедрять в практику такие программы социально-экономического развития, которые служат не только интересам самого предприятия и его трудового коллек­тива, но и полезны для социального развития региона, в котором это предприятие функционирует.

Так как цель социально-этической концепции маркетинга — обеспечение долговременного благополучия не только отдельного предприятия, но и общества в целом, то при управлении марке­тингом на уровне предприятия необходимо учитывать, по крайней мере, четыре момента: потребности покупателя (потребителя), жизненно важные интересы потребителя, интересы предприятия, интересы общества.

3. Предмет и цели маркетинга

Для определения предмета маркетинга как науки мы воспользу­емся подходом с позиции объективно-значимого и сущностного, стоящего в ряду взаимосвязи и взаимоподчиненности таких наук, как философия и экономическая теория. Таким образом, если пред­метом философии является прежде всего изучение законов и зако­номерностей развития природы и общества, а экономическая тео­рия призвана изучать законы и закономерности развития производ­ственных и экономических отношений в обществе, то маркетинг, базируясь на предметах этих наук, имеет свой собственный предмет.

Предметом маркетинга являются законы и закономерности разви­тия рыночных отношений, включая механизм их использования, под которым понимаются не только механизм реализации основных зако­нов, регулирующих рыночные отношения, таких, как закон спроса и пред­ложения, закон возвышения потребностей и другие, но и принципы и методы их реализации.

Особенность маркетинга как научной дисциплины состоит в том, что именно эта теория должна ответить на вопрос, как, используя конкретное экономическое пространство и соответствующее ему соотношение спроса и предложения в границах той или иной сфе­ры производства, распределения, обмена и потребления благ, выб­рать определенный вариант поведения (действий), спрогнозировать и получить оптимальный результат.

Маркетинг так или иначе затрагивает интересы каждого члена общества: производителя, покупателя, простого гражданина. Инте­ресы и цели этих групп людей в большинстве случаев различны, а иногда противоречат друг другу.

На вопрос, нужен ли маркетинг обществу и каковы при этом его цели, ответ однозначен: маркетинг является наиболее эффек­тивным инструментом развития рыночной экономики, ориентиро­ван на удовлетворение потребностей покупателей, а покупателем периодически становится каждый член общества, и потому марке­тинг необходим.

Цели маркетинга различны для производителей и потребителей про­дукции, так как интересы этих групп существенно различаются. Цели маркетинга по отношению к производителям состоят в совершенство­вании продукции в интересах покупателей и стимулировании сбыта с целью получения высоких коммерческих результатов и прибыли.

Что же касается целей маркетинга по отношению к остальной части общества, то здесь, по мнению большинства теоретиков мар­кетинга, возможны четыре альтернативных варианта:

1. Достижение максимально возможного высокого уровня по­требления.

2. Достижение максимальной потребительской удовлетворенно­сти тем или иным товаром.

Наши рекомендации