Тема 2.1 Личность и ее развитие
План
1. Понятие о личности в психологии.
2. Психологическая структура личности.
3. Закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса.
Психология изучает закономерности развития и формирования личности. В психологической науке существует множество определений личности, это говорит о многогранности и сложности феномена личности. Рассмотрим ряд определений.
А.Н.Леонтьев «Личность – это субъект деятельности».
К.К.Платонов «личность – дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем. Человек, наделенный сознанием».
В.Богословский «Личность – это сознательный индивид, включенный в систему общественных отношений, деятель общественного развития.
Анализ данных психологических понятий позволяет выделить признаки личности:
1) Личность – это сознательный индивид;
2) Личность – дееспособный член общества;
3) Личность имеет социальную роль, т.е. включена в систему общественных
отношений, развивается как личность только в обществе людей.
Наряду с понятием «личность» в психологии используется понятие «человек». Оно является исходным, родовым понятием.
Человек это одновременно и биологическое существо и общественное.
Как биологическое существо принадлежит к классу млекопитающих, имеет специфически особую телесную организацию: прямохождение, наличие рук, высокоразвитый мозг и т.п.
Как социальное существо личность наделена сознанием, способна познавать мир, изменять его. Термин личность подчеркивает социальную природу человека, а термин «индивид» подчеркивает биологическую природу человека.
Индивид – отдельно взятый человек, рассматриваемый как часть природы, принадлежащий к человеческому роду.
Понятие «индивидуальность» - это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его оригинальность, его отличие от других.
Личность человека неповторима в ее индивидуальности. Индивидуальность проявляется в чертах характера, привычках, темпераменте, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов.
Понятие «человек», «личность», «индивидуальность» тесно взаимосвязаны, но не тождественны.
Человек рождается индивидом, а становится личностью. Возникает вопрос: когда индивид превращается в личность?
Л.И. Божович считала, что личностью становится индивид тогда, когда достигает такого уровня психического развития, которое делает ее способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием.
А.Н.Леонтьев говорил: «Личность рождается дважды – впервые во фразе «Я сам», а затем как «сознательная личность». (возраст дошкольного детства).
В современной психологии дискуссионным является вопрос о соотношении биологического и социального в структуре личности.
Рассматривая психологическую структуру личности по С.Рубинштейну, выделяют 3 компонента:
1) направленность, 2) ЗУНЫ, 3) индивидуально-типологические особенности личности.
Природные предпосылки развития индивида, его телесная организация, особенности нервной, эндокринной системы, преимущества и недостатки физического развития индивида сильно влияют на формирование психических качеств. Но природные черты существуют в структуре личности как социально обусловленные.
Под биологическим фактором понимают наследственность и врожденность. К социальному фактору относят воспитание и обучение, СМИ, общественный строй, непосредственное окружение, общение с людьми, обстоятельства жизни.
Природная среда сказывает косвенное влияние на формирование личности.
Центральным компонентом в структуре личности является направленность личности – система побуждений, определяющих активность личности и избирательность отношений.
Основные формы направленности: мировоззрения, идеалы, убеждения, влечения, склонности, желания, интересы.