Технология и структура публичного выступления.
Лекция 5. Организация и технология делового разговора.
Деловой разговор как форма ситуационного контакта.
2.Телефонный деловой разговор: технология, психологические и речевые особенности.
Технология и структура публичного выступления.
1.Деловой разговор – это понимаемый в самом широком смысле устный речевой контакт между людьми, связанными интересами дела, которые имеют необходимые полномочия для установления деловых отношений и решения деловых проблем.
Деловой разговор – это в первую очередь устная деловая речь, которая имеет существенные различия с ее письменной формой. Прежде всего, деловой разговор представляет собой непосредственное общение, которое предполагает конкретного собеседника (или собеседников), что дает возможность непосредственно воздействовать на него (или на них). Наличие собеседника позволяет использовать мимику, жесты, интонацию и другую технику общения, что существенно отличает устную деловую речь от ее письменной формы.
Непосредственное общение исключает возможность предварительного обдумывания, а потому деловой разговор полон непринужденных форм общения, а также некоторых грамматических и стилистических особенностей. Так, для этой разновидности деловой речи характерен определенный отход от обычных морфологических норм общелитературного языка, которые в деловом общении нередко рассматриваются как излишество, не позволяющее точно и кратко передать смысл высказывания. Уже стало нормой употребление в деловой речи единственного числа в значении множественного тех существительных, которые имеют собирательное значение, например: «Эти агрегаты состоят из генератора постоянного тока, соединенного эластичной муфтой с двигателем внутреннего сгорания». Или: «На этом стенде представлены три токарных станка с резцом принципиально нового образца».
В деловой устной речи стало обычным употребление во множественном числе тех существительных, которые в общелитературном языке имеют форму только единственного числа (табаки, масла, стали, битумы, бумаги, ремонты и др.), а также «усечение» окончания в родительном падеже ряда имен существительных мужского рода. Например: «Напряжение сети 120 вольт» (вместо вольтов). «Сила тока в цепи не превышает 12 ампер» (вместо амперов). «Толщина пластин прибора не превышает 7 микрон» (вместо микронов).
Некоторые слова и обороты в устной речи деловых людей имеют более широкие границы сочетаемости, чем в обычном литературном языке. Например, глаголы «обеспечить», «выполнить», «осуществить» имеют здесь почти неограниченную сочетаемость.
Эти особенности разговорной деловой речи для литературного языка являются нежелательными, так как являются, строго говоря, языковыми неточностями. Здесь же рассматривать их как недостатки речи неправомерно, так как они нормированы повсеместным употреблением в деловой среде.
Высокий научно-технический уровень производства промышленных товаров предопределяет большой удельный вес в разговорной деловой речи специальной лексики, оборотов профессионального характера и речевых формул, связанных с наименованием различных товаров и их комплектующих. Среди них на первом месте производственные термины, т.е. слова и словосочетания, которые, с одной стороны, служат основой профессионального языка производителей промышленной продукции, а с другой – являются официально закрепленными названиями специальных технических и технологических понятий.
Деловым людям, особенно тем, кто имеет отношение к коммерческой деятельности, очень часто приходится сообщать практические сведения по эксплуатации и обслуживанию конкретных приборов, аппаратов и машин. Следствием этого является некоторая инструктивность деловой информации, характеризующаяся с синтаксической точки зрения обилием неопределенно-личных, безличных, инфинитивных и страдательно-возвратных конструкций.
Особенностью делового разговора является его регламентированность, т.е. подчиненность установленным правилам и ограничениям.
Эти правила определяются типом делового общения, формой, степенью официальности, конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися, а также национально-культурными традициями и общественными нормами поведения.
Они фиксируются, оформляются в виде протокола (делового, дипломатического), существуют в виде общепринятых норм социального поведения, в виде этикетных требований, ограничений временных рамок общения.
Самым распространенным контактным методом является разговор. В деловом разговоре варьируются ясно осмысленные цели, интуитивные резоны и бессознательные мотивы. В отличие от беседы разговор представляет собой форму ситуационного контакта. Цель такой коммуникации – обмен информацией по конкретному вопросу. Участников, как минимум, двое, регламент зависит от степени важности предмета и от возможности участников разговора. Коммуникативные средства, как правило, типичные для любой беседы: обмен репликами, вопросами и ответами, мнениями и оценками.
Ситуационный контакт обычно включает следующие элементы:
1) обращение;
2) запрос (вопрос, затребование информации или описание ситуации);
3) ответ (представление информации или описание ситуации);
4) согласование действий (взаимодействие);
5) ожидаемый результат (совместные акции, договоренности, решения).
Чтобы достичь ожидаемого результата, необходимо, чтобы все компоненты разговора были обоснованы и мотивированы, а пространственная среда организована таким образом, чтобы не было внешних помех, и при необходимости была сохранена конфиденциальность (без свидетелей).
Эффективность разговора, как и всех коммуникативных жанров, может зависеть не только от компетентности его участников, но и от манеры держаться, двигаться, речевой культуры и умения слушать, самоуправления и способности «вести свою линию», формулировать собственное суждение, обосновывать возражения и пр.
2.Телефонный деловой разговор: технология, психологические и речевые особенности.
Телефонные средства связи прочно вошли в нашу жизнь и, прежде всего, в деловую сферу. Разговаривать по телефону - это искусство, которым должен обладать деловой человек. Один телефонный звонок может сделать больше, чем несколько представительных бесед. Очень важно правильно общаться по телефону, используя это эффективное средство связи людей.
При отсутствии визуального контакта нельзя оценить одежду, внешний облик и выражение лица, поэтому можно воспользоваться следующими уловками:
- интонация голоса (по ней можно определить в каком настроении находится собеседник)
- усиленный или ослабленный шумовой фон (подскажет о рабочей обстановки собеседника)
- по тому, как быстро человек снял трубку (после короткого гудка), можно судить о том, насколько он занят и до какой степени заинтересован, чтобы ему звонили.
Телефонный разговор зачастую становится началом деловых отношений.
Телефон служит эффективным средством передачи информации служебного значения при невозможности личных встреч. Секретарь выступает в роли связного между должностными лицами одного или нескольких учреждений, от имени или по поручению должностного лица передавая устные распоряжения, информируя и получая справки, соединяя абонентов, обеспечивая вызов руководству, принимая сообщения. Поэтому существуют навыки ведения разговоров по телефону. Прежде всего, они должны быть предельно вежливыми, информацию следует передавать кратко, отвечать на вопросы полно, чтобы не вызвать потока новых вопросов.
Любой служебный разговор по телефону состоит из следующих частей:
- момент установления связи
- введение в курс дела
- постановка вопроса
- обсуждение ситуации
- ответ
- заключительное слово, означающее, что разговор закончен
Обычно в момент установления связи секретарь сообщает, что он ведет служебный разговор по поручению должностного лица.
В отличие от письменной, устная речь имеет ряд особенностей. Для нее характерны незаконченность фраз, наличие реплик, множество интонаций использование пауз. Собеседник через определенные промежутки времени должен подтвердить, что информация воспринята: Совершенно верно ; Разве не так? ;
Все понятно и т. д. Разговор по телефону не должен переходить в монолог. Вы хотите узнать, правильно ли вас поняли? Сделайте паузу.
Большую роль здесь играет речь. Из всех возможных способов передачи информации (с помощью жестов, мимики, пантомимы, зрительного контакта) речь - самое универсальное средство, так как она позволяет передать смысл общения.
Необходимо следить за интонацией, произношением, громкостью, точнее подбирайте слова. Многословие вредит имиджу. Будьте лаконичны, вежливы и доброжелательны. Говорите четко, спокойным голосом, не кричите. Если у вас высокий голос, используйте самую низкую часть вашего регистра. Телефон искажает голос, и это надо учитывать. Говорите любезно, избегайте сухого и властного тона. Попробуйте придать своему голосу приятную интонацию. Чаще улыбайся, собеседник этого не видит, но чувствует. Знайте, что улыбку слышно по телефону. Абоненту будет приятно слышать слова, если они произнесены с радостью, так, будто вы ждали его звонка. Избегайте монотонности, меняйте интонацию и темп разговора. Не говорите слишком быстро или медленно, попробуйте подстроиться под темп разговора. Избегайте жаргона. Если собеседник вас не понимает, не раздражайтесь, не повторяйте сказанное теми же словами, найдите новые . Помните, манера разговора по телефону, как и при личной встрече, является частью вашего имиджа.
Акустическая особенность телефонного разговора - эффект зеркальности: если на одном конце провода говорят тихо, то и отвечать будут тоже вполголоса, а если громко, то ответ будет дан повышенным тоном, поскольку у разговаривающих создается впечатление, что их плохо слышат.
Правила этикета телефонного разговора сложились почти сразу после введения телефонной связи в 80-х г.г 19 века, основное их требование – КРАТКОСТЬ, потому что, вступая в разговор с собеседником, мы лишаем его возможности контакта с другими абонентами.
А. Если звонят вам…
Помните, что начало разговора определяет его ход и его завершение.
Отвечайте на все телефонные звонки. Никогда нельзя знать заранее, какой по счету звонок принесет вам выгодный контракт или ценную информацию. Кроме того, звонящий все равно будет повторять попытку связаться с вами снова.
Отвечать на телефонные звонки необходимо быстро. Ожидание только нервирует собеседника.
Рядом с телефоном всегда держи ручку и бумагу.
Убедись в том, что правильно держите трубку.
Отвечайте обстоятельно, но кратко, избегайте монотонного перечисления.
Звонящие, особенно издалека, терпеть не могут продолжительного приветствия.
Запишите сразу фамилию звонившего и его проблему.
Если позвонивший не представился, попросите его об этом. Узнайте, как зовут человека, и используйте в разговоре его имя или ( еще лучше) имя и отчество. Прочтите следующие варианты вслух и обратите внимание на то, как по-разному они воспринимаются: У меня был хороший день и Марина, у меня был хороший день. Слыша свое имя, люди осознают свою значимость, чувствуют вашу заинтересованность.
Если вы не можете сразу ответить на вопрос, то передайте содержание разговора человеку, знающему данную проблему, или спросите, может ли собеседник подождать. Если для этого потребуется много времени, то сообщите об этом собеседнику и спросите, может ли он еще подождать или перезвонить попозже.
Выяснив вопрос, поблагодарите и извинитесь за то, что заставили его ждать.
Когда звонит телефон не следует:
- долго не поднимать трубку
- говорить: привет, да, говорите, слушаю, у телефона, на проводе
- использовать форму ответа на телефонный звонок: Алло
- спрашивать: Чем я могу вам помочь?
- вести 2 беседы сразу
- оставлять телефон без присмотра, хотя бы ненадолго
- использовать для заметок клочки бумаги и листки календаря
- передавать трубку много раз
- говорить: Все обедают, Никого нет, пожалуйста, перезвоните
В конце телефонного разговора следует:
- поблагодарить абонента за звонок
- разговаривать так, чтобы у абонента осталось приятное чувство.
По окончании разговора употребить одну из следующих фраз:
- Я рада, что мы могли вам помочь.
- До свидания, спасибо за звонок.
- Очень приятно было поговорить с вами.
- Если у вас возникнут вопросы, пожалуйста, звоните.
- Следует запомнить, что первым вешает трубку абонент: во-первых, это норма вежливости; во-вторых, вы даете ему возможность что-то добавить.
Б. Если звоните вы…
Планируйте телефонные разговоры. Прежде чем набрать номер телефона, сформулируйте в нескольких предложениях причину вашего звонка. Составляйте список лиц, с которыми нужно связаться.
Делать звонки рекомендуется в первой половине дня, так как в этом случае больше вероятность застать нужного вам человека на месте.
Считается совершенно недопустимо начинать телефонный разговор с вопросов:
- Кто это?
- Я куда попал (а)?
Набрав номер и услышав ответ, начните разговор с приветствия:
- Здравствуйте
Далее сделайте паузу, чтобы собеседник мог ответить на ваше приветствие.
Затем представьтесь . В начале разговора уместно поинтересоваться, имеет ли ваш абонент время и возможность разговаривать с вами, не отвлекается ли он от дел. Если абонент занят, договоритесь о времени разговора, удобном для обеих сторон. Не прерывайте его.
Не воспринимайте как пренебрежение фразу абонента:
- Я сейчас очень занят. Прошу перезвонить через 20-25 минут.
Вы выбрали для звонка удобное для вас время, а у вашего собеседника в данный момент вполне могут быть срочные дела.
Во время разговора записывайте наиболее существенные моменты. Это надежнее, чем держать информацию в памяти.
Самый большой недостаток при телефонном общении - равнодушие. Кто не заинтересован, тот не может убедительно разговаривать по телефону.
В. Особенности разговора по мобильному телефону…
Настало время обратить ваше внимание на изобретение конца 20 века- мобильный телефон. Оно принесло с собой и свой собственный этикет.
- Если вам звонят по мобильному телефону, прежде всего назовите себя.
- Если вы звоните кому-либо по его мобильному телефону, то назовите себя и спросите, удобно ли ему разговаривать с вами в данный момент.
- Если в приемной или в зале заседаний идет совещание или вы общаетесь с посетителями, необходимо уменьшить звук либо вообще на время отключить телефон. Оставить его включенным можно лишь в том случае, если вы ожидаете срочный звонок. Считается неэтичным громко разговаривать по мобильному телефону в присутствии окружающих.
- По мобильному телефону обсуждайте только неотложные дела.
- Остальные звонки делайте из офиса.
Помните, что несоблюдение правил ведения служебных телефонных разговоров - серьезный пробел в профессиональной подготовке не только секретаря, но и руководителя, так как может привести к потери времени и ненужным конфликтам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В деловом общении, как вы уже успели заметить, учитываются все факторы произведения положительного впечатления на собеседника:
- его речь
- манера одеваться
- воспитание
- профессиональные навыки
- умение объяснить
- коммуникабельность
- тактичность
- эрудиция,
- эти и многие другие.
Деловое общение будет эффективным, если вы будете соблюдать правила и нормы служебного этикета, что в свою очередь ведет к созданию позитивного имиджа.
В деловом общении важно уметь всё:
- вести переговоры
- отвечать на телефонные звонки
- беседовать с посетителями или деловыми партнёрами
Основная литература
1.Аминов И. И. Психология делового общения: учеб. пособие / 7-е изд., стер. - Москва: Омега-Л, 2011. 304 с.
2.Кибанов А. Я. Этика деловых отношений: учеб. для студентов вузов. М.: ИНФРА-М, 2007. 368 с. (Гриф УМО).
3.Чернышова, Лидия Ивановна. Деловое общение: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ, 2008. 415 с.
Дополнительная литература
1.Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студентов вузов./ Изд. 29-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 539 с.
2.Мальханова И. А. Деловое общение: учеб. пособие для студентов вузов / 6-е изд., испр. и доп. – М.: Фонд "Мир" : Академический Проект, 2008. 256 с.
3.Петрова А. Н. Искусство речи. М.: Аспект Пресс, 2009. 125 с.
4.Пиз А. Язык разговора (пер. с англ.). М.: Эксмо, 2009. 224 с.
5.Пост П. Деловой этикет. Персональные коммуникации для профессионального успеха (пер. с англ.). М.: Эксмо, 2008. 304 с.
6. Стороженко З. С. Мастерство делового общения: путь к успеху: учеб.- метод. практикум. М.: Литера, 2009. 128 с.
7.Станкин М. И. Психология общения: учеб. пособие/ 4-е изд., испр. и доп. М.: МОДЭК, 2008. 352 с.
8.Титова Л. Г. Технологии делового общения: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 239 с.
9.Чернов И. В. Современная практика делового общения: ключевые моменты. М.: ГроссМедиа : Российский Бухгалтер, 2008. 136 с.