Профессиональная этика таможенника.
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ
Каждому роду человеческой деятельности (производственно-экономической, научной, педагогической, художественной, таможенной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики. Профессиональные виды этики - это специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений, а также специфичность содержания и форм моральных требований каждой профессии. Так, например, этика ученого предполагает, в первую очередь, такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, гражданское мужество, демократичность. Судебная этика требует честности, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности духу и букве закона. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, стойкости, выносливости, преданности Родине. Во врачебной этике все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. В таможенной этике все нормы, принципы направлены на эффективный таможенный контроль в интересах обеспечения экономической безопасности республики, защиты здоровья и нравственности людей. Особенности таможенной деятельности определяют необходимость наличия у таможенника профессионально важных специальных качеств и способностей:
- способность принимать правильное решение при недостатке необходимой информации при отсутствии времени для ее осмысления;
- способность сохранять устойчивое внимание, несмотря на постоянные раздражители и усталость;
- быстрота действий в условиях дефицита времени;
- умение распределить внимание при выполнении нескольких действий, функций и задач;
-способность выделять существенные признаки, подмечать незначительные изменения в исследуемом объекте;
- гибкость и критичность мышления;
- способность устанавливать контакты, четко и ясно излагать свои мысли.
Профессиональная этика сотрудников таможенных органов регламентируется Конституцией Республики Беларусь, Законами Республики Беларусь «О государственной службе», «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией», Таможенным Кодексом, Дисциплинарным Уставом должностных лиц таможенных органов, Кодексом профессиональной этики таможенника, Перечнем грубых нарушений порядка осуществления государственного таможенного контроля должностными лицами таможенных органов, нормативными актами и инструкциями.
Профессия таможенника своими корнями уходит в глубокую древность. Издавна к таможенным служащим предъявлялись высокие требования, веками шлифовались ее грани, формировались нормы, правила, традиции, Так, согласно Уставу 1857 года, начальниками таможенных округов, управляющими и членами таможен не могли назначаться лица ''не служившие по таможенной части", поскольку "таможенная служба требует чиновников опытных, в верности испытанных и доверия достойных". Таможенное начальство, управляя значительным числом чиновников, было обязано выбирать среди "способнейших и усерднейших к пользам казны и, открывая таковым путь по службе, замещать ими высшие места". Особо выделялось, что таможенные чиновники не должны требовать и принимать подарки ни деньгами, ни вещами, ни услугами. За взятку наказывались и чиновник, и лицо, вовлекшее таможенника в служебное преступление. Устав регламентировал и вопросы этики таможенной службы. В частности, предписывалось, что "торгующие и другого звания люди обязаны вести в таможнях вежливо и благопристойно, а таможенным чиновникам под строжайшей ответственностью обходиться взаимно вежливым и благопристойным образом, доставляя с учтивостью всем, кому надлежит, нужные сведения и наставления, не причиняя не только никаких притеснений, но ниже малейшего оскорбления, под опасением взысканий". Не без оснований была введена правовая норма, заключающаяся в том, что "...никто из таможенных чиновников, равно офицеров и нижних чинов пограничной стражи, не вправе наказывать телесно контрабандистов и кого бы то ни было из лиц, не принадлежащих к таможенному ведомству".
Какие же требования предъявляются к специалистам таможенных органов сегодня?
Инспектор таможенной службы должен обладать глубокими профессиональными знаниями, высокими моральными качествами: быть честным и принципиальным; бережно относиться к государственной собственности и собственности граждан; проявлять настойчивость и инициативу; оберегать честь и достоинство граждан; соблюдать правила общения с участниками внешнеэкономической деятельности; уважительно относиться к традициям и обычаям других народов; повышать уровень своих профессиональных знаний; не разглашать информацию, которая может быть использована против интересов государства; быть психологически и физически подготовленным к работе в таможенных органах.
Непосредственно выполняя работу по осуществлению государственного таможенного контроля, сотруднику таможни необходимо знать:
- положения, правила, инструкции и другие нормативные документы по осуществлению деятельности таможенного органа;
- правила внутреннего распорядка, техники безопасности и производственной санитарии;
- свои права и обязанности, закрепленные в должностных инструкциях;
- основные направления экономического и социального развития страны, связанные с деятельностью таможенных органов;
- основы трудового законодательства;
- принципы организации таможенного оформления;
- характеристики и назначение технических средств, применяемых при осуществлении таможенных операций;
- иностранный язык в объеме, позволяющем владеть профессиональной лексикой.
Сотрудник должен уметь:
- выполнять работу по осуществлению деятельности таможенного подразделения;
- применять на практике положения, инструкции и другие нормативные документы вышестоящих органов;
- в пределах своей компетенции проводить разъяснительную работу по таможенным вопросам.
Сотруднику необходимо иметь навыки:
- использования технические средств, применяемых при осуществлении таможенного контроля;
- использования электронно-вычислительной техники;
- применения знаний иностранного языка в непосредственной работе;
- оформления документов, входящих в круг его функциональных обязанностей.
Эти требования, совместно сдругими качествами личности такими, как высокая дисциплинированность, ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность, верность духу закона, создают подлинный профессионализм и являются важными качественными характеристиками личности таможенника.
Безразличие должностных лиц таможни, их пренебрежительное отношение к подконтрольным лицам в ходе таможенного контроля нередко вызывает справедливое возмущение граждан и побуждает их обращаться с жалобами и заявлениями в высшие органы.
За несоблюдение норм служебной этики, другие действия, унижающие честь и достоинство граждан при производстве таможенных операций к должностным лицам таможенных органов применяются дисциплинарные взыскания.
Профессиональная этика таможенника включает в себя систему универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, она базируется на общих правилах поведения, выработанных в обществе. Основные нормы культуры общения сотрудника таможенных органов совпадают с нравственными требованиями к поведению любого человека.
Рассмотрим основные категории этики, без которых деятельность таможенника невозможна:
Вежливость. Является свидетельством уважения личного достоинства собеседника: подчиненного, партнера, посетителя. Проявляется в доброжелательности и приветливости, выраженных в поведении, словах и даже мимике. Вежливость исключает любую грубость, хамство, унижение человеческого достоинства, бесцеремонность (особенно по отношению к подчиненным или зависимым от вас людям
Предупредительность. Непосредственно связана с вежливостью, но имеет оттенок особого - чуткого внимания к другим людям. Предполагает способность и готовность к сопереживанию. Однако чуткость и предупредительность не должны переходить в бестактность, в бесцеремонное вмешательство в чужую жизнь. В отношениях с субъектами хозяйствования, физическими лицами сотрудник таможенных органов обязан проявлять инициативу при решении законных, справедливых требований и проблемных вопросов, найти и предложить рациональный выход из сложной ситуации, при этом не допуская нарушений законодательства.
Корректность. Способность в любых (в том числе конфликтных) ситуациях сохранять верность правилам и нормам хорошего тона: не выходить из себя, не отвечать грубостью на грубость. Корректность заключается в умении должностного лица таможенной службы в любых условиях оставаться самим собой, не поддаваться негативному эмоциональному состоянию. Психологической основой корректности является самоконтроль, умение владеть ситуацией. «Сильнее всех – владеющий собой», - Сенека (римский философ)
Тактичность. Знание и чувство меры в поступках, действиях, словах: ничего не должно быть "чересчур", поэтому необходимо следить за тем, чтобы в своем сочувствии не унизить другого человека, в своей корректности - не выглядеть холодным и равнодушным и т.д. Одно из самых серьезных нарушений этики делового (и любого другого) общения - бестактность. Она проявляется во множестве иногда не замечаемых нами мелочей. Бестактно: говорить только о своих проблемах и вместе с тем проявлять неумеренное любопытство к чужим; быть излишне откровенным, демонстрировать собственные чувства и эмоции; фиксировать внимание на недостатках и ошибках человека, особенно при других людях; касаться при общении уязвимых мест партнера, специфических особенностей его статуса, жизненной ситуации и т.д. Тактичность проявляется в умении соизмерять свое поведение с интересами окружающих. «При помощи такта можно добиться успеха даже и в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы», - Д.Леббок (англ. моралист)
Скромность. Имеется в виду четкое представление о своем месте и своей роли, исключающее эгоцентрическое отношение к собственной персоне. Особенно важна скромность как норма поведения для руководящих работников, у которых сама должность как бы провоцирует исключительное отношение к самому себе. В самом общем виде требование скромности для руководителя сводится к правилу: не использовать служебное положение в личных целях - это авторитарное навязывание собственного мнения, и нежелание считаться с профессионалами, и безапелляционность тона, и руководство методом окрика и угроз, и зажим критики и оппозиции, и многое другое. Ибо во всех этих случаях руководитель поступает так, как ему хочется не на основе справедливости, целесообразности или компетентности, а пользуясь собственным служебным положением и действуя по принципу: я могу, а вы - нет, и этим я защищен от вас. Но нельзя смешивать скромность со стеснительностью, нерешительностью. Нескромность, как правило, сочетается с бесцеремонным акцентированием своей значимости, саморекламой. «Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь», - Л.Н.Толстой.
Терпимость: к взглядам, убеждениям, языку, религии, культуре другого человека. Терпимость - или толерантность - проявляется, прежде всего, в уважении к другому человеку, в признании его права быть Другим. Вошли в поговорку знаменитые слова философа Вольтера, выражающие сущность толерантности: "Я не разделяю ваших взглядов, но я готов отдать жизнь за то, чтобы вы могли высказать их". Терпимость предполагает способность войти в положение другого человека, понять, почему он таков, что заставляет его вести себя именно так, а не иначе. Антипод терпимости - наша нетерпимость. Она проявляется в стремлении навязать другим свою точку зрения, в неумении считаться с их интересами, в уничижительных оценках, насмешках, в раздражительном тоне, замечаниях вслух. Все это признак эгоистичности и отсутствия культуры общения. Терпимость с одной стороны обеспечивает искренность, открытость, откровенность во взаимоотношениях, с другой – страхует от конфликтов, острых эмоциональных переживаний, травм.
Обязательность - это своеобразное проявление в деловых отношениях такой общечеловеческой моральной ценности, как долг.
Точность, проявляющаяся в аккуратности, пунктуальности, умении ценить время - свое и другого человека, выступает одновременно и формой уважения к нему, и условием оптимизации деловых отношений.
Рассмотренные требования к личности таможенника носят идеальный характер: как это принято в этике, характер должного, которому только предстоит стать сущим. Процесс же "воплощения мечты в реальность" является не одномоментным, а постепенным. Овладение профессиональной этикой способствует успешному выполнению задач профессии, выступает как инструмент воспитания высоких профессионально-нравственных качеств таможенников.
В результате этого формируется определенный имидж таможенника. "Имидж" - сегодня модное слово, что же оно означает? Имидж - это образ, воплощающий необходимые качества, как внутренние, так и внешние, присущие представителям той или иной группы людей или отдельному человеку. Имидж можно создавать, ему можно соответствовать. Все вышеизложенные нравственные качества формируют имидж не только отдельного сотрудника, но и таможенных органов в целом, при условии, если сотрудник не только обладает этими качествами, но и умело ими пользуется.