Практические занятия 17-19

Мотивация и стимулирование персонала

Вопросы темы:

1. Система стимулирования персонала: понятие и цели.

2. Теории мотивации.

3. Принципы, виды и типы организации зарплаты.

4. Формы и методы стимулирования персонала.

5. Удовлетворённость работой.

Практические задания:

1)Браткин А. и Скоробогатова И. выделяют следующие общие стимулы, побуждающие людей лучше работать:

• возможность учиться;

• возможность сделать карьеру;

• товарищеские отношения в коллективе;

• признание заслуг;

• вознаграждение;

• возможность работать дома;

• бесплатная газировка в столовой;

• скидки в магазинах компании;

• пенсионные льготы;

• независимость;

• наличие премий;

• творческая атмосфера;

• благодарность за сверхурочную работу;

• чувство уверенности в себе;

• возможность сотрудничать с другими людьми;

• устоявшийся рабочий процесс;

• доверие со стороны руководства.

Ответьте на вопросы (письменно):

- Просмотрите список стимулов и отметьте, какие из них годятся для инди­видуального применения, а какие – для группового (что-то относится к обоим вариантам). Поясните свою точку зрения.

- Какие стимулы, по вашему мнению, чаще всего реально используются в организациях?

- Каким образом данные стимулы можно применять?

- Какие из стимулов вам кажутся наиболее эффективными?

2) Проанализируйте любые пять из предложенных десяти ситуаций, сложившихся на фирме, обоснуйте причины и источники их возникновения (явные и неявные) и предложите способы мотивации сотрудников с целью устранения конфликтной ситуации с максимальной пользой для фирмы. Причины возникновения выбранных вами ситуаций сформулируйте сами. В связи с этим будут различны результаты решений данных ситуаций.

Анализ ситуации проведите по предложенной ниже схеме мотивационного процесса.

Схема мотивационного процесса:

1. Анализ ситуации:

■ место сложившейся ситуации (фирма, рабочее место);

■ участники ситуации (взаимосвязи, кандидатуры, мотивации).

2. Определение проблемы:

■ формулировка проблемы;

■ причины и мотивы.

3. Постановка целей мотивации.

4. Планирование мотивации работника (работников):

■ выявление потребностей работников;

■ определение иерархии потребностей;

■ анализ изменения потребностей;

■ стратегия, способ мотивации.

5. Осуществление мотивации:

■ создание условий, отвечающих потребностям;

■ обеспечение вознаграждения за результаты;

■ создание впечатления от ценности вознаграждения.

6. Управление мотивацией:

■ контроль за ходом мотивационного процесса;

■ сравнение полученных результатов с требуемыми;

■ корректировка стимулов.

Ситуации.

1. Ценного специалиста по маркетингу переманивает конкурент.

2. Организация находится на начальной стадии формирования коллектива. Люди с большим трудом «притираются» друг к другу. Происходит много разногласий.

3. Отдел-победитель внутрифирменного соревнования прошлого года в новом году занял предпоследнее место.

4. В плановом отделе в третий раз возникают громкие скандалы между сотрудниками.

5. Из офиса генерального директора происходит утечка информации конкуренту.

6. В организации работают преимущественно женщины, межличностные отношения напря­жены.

7. Молодые сотрудники постоянно участвуют в проектах НИР на стороне.

8. В адрес руководства корпорации постоянно поступают анонимки на генерального директо­ра.

9. Работники крупной корпорации противятся слиянию с другой крупной компанией.

10. Опытный (10 лет стаж работы) специалист стал хуже выполнять задания.

3) Прочитайте в приложении 15 краткую характеристику нескольких сотрудников компании Y. Определите их основные мотиваторы и предложите способы их стимулирования.

4) Для осуществления нематериального стимулирования менеджеры должны иметь психологические знания, хорошо разбираться в мотивации каждого сотруд­ника, т.к. эффективность использования нематериальных стимулов напрямую зави­сит от степени индивидуализации подхода. Ниже приведены некоторые потребно­сти по классификации А. Маслоу. Предложите действия (хотя бы по три на каждую потребность), которые могут быть реализованы в организации для удовлетворения этих потребностей.

Группы потребностей по классификации А. Маслоу

■ Социальные потребности (напр., создавайте условия для социальной ак­тивности членов организации вне её рамок).

■ Потребности в уважении (напр., продвигайте подчинённых по служебной лестнице).

■ Потребность в самовыражении (напр., поощряйте и развивайте у подчи­нённых творческие способности).

5)Прочитайте ситуацию «Как вернуть сотрудников?».

Руководитель компании узнал, что через две недели уходят 5 сотрудников. Компания небольшая, 15 человек, и фактически лишается целого подразделения (менеджер отдела плюс 4 сотрудника), а также кадрового обеспечения одного из направлений своего бизнеса.Компания занимается рекламной деятельностью, один из отделов работает с городскими заказчиками, второй, уходящий, – с региональными. Сам руководитель работу с регионами оценивает как более перспективную, так как в городе «давно все поделено» и «развернуться негде». По его информации, велика вероятность, что сотрудники намерены всем отделом перейти в компанию-конкурент.У директора осталось еще 2 недели, чтобы попытаться отговорить сотрудников: другого выхода сохранить компанию на прежнем уровне он не видит.

Ответьте на вопросы:

- Что может предпринять директор?

- Как бы вы могли удержать этих сотрудников?

- Какая схема мотивации в данном случае будет предпочтительна?

Литература:

1. Браткин, А. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов / А. Браткин, И. Скоробогатова. – М.: Генезис, 2006. – 208 с.

2. Иванова, С. Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетен­ции, лидерство, коммуникации / С. Иванова, Д. Болдогоев, А. Глотова, Э. Борчанинова, О. Жигилий. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

3. Лукаш, Ю. Персонал фирмы: подбор, контроль, оценка, профилактика негати­ва / Ю. Лукаш. – М: Издательство «Дело и Сервис», 2007.

4. Лукичёва, Л. И. Управление персоналом : курс лекций : практические задания : учеб. пособие по специальности «Менеджмент орг.» / Л. И. Лукичёва; под ред. Ю. П. Анискина. – М. : Омега-Л, 2007. - 264 с.

5. Психология менеджмента : учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб. : Питер, 2004. - 639 с.

6. Столяренко, Л. Д. Психология управления : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 5

Наши рекомендации