Практические занятия 17-19
Мотивация и стимулирование персонала
Вопросы темы:
1. Система стимулирования персонала: понятие и цели.
2. Теории мотивации.
3. Принципы, виды и типы организации зарплаты.
4. Формы и методы стимулирования персонала.
5. Удовлетворённость работой.
Практические задания:
1)Браткин А. и Скоробогатова И. выделяют следующие общие стимулы, побуждающие людей лучше работать:
• возможность учиться;
• возможность сделать карьеру;
• товарищеские отношения в коллективе;
• признание заслуг;
• вознаграждение;
• возможность работать дома;
• бесплатная газировка в столовой;
• скидки в магазинах компании;
• пенсионные льготы;
• независимость;
• наличие премий;
• творческая атмосфера;
• благодарность за сверхурочную работу;
• чувство уверенности в себе;
• возможность сотрудничать с другими людьми;
• устоявшийся рабочий процесс;
• доверие со стороны руководства.
Ответьте на вопросы (письменно):
- Просмотрите список стимулов и отметьте, какие из них годятся для индивидуального применения, а какие – для группового (что-то относится к обоим вариантам). Поясните свою точку зрения.
- Какие стимулы, по вашему мнению, чаще всего реально используются в организациях?
- Каким образом данные стимулы можно применять?
- Какие из стимулов вам кажутся наиболее эффективными?
2) Проанализируйте любые пять из предложенных десяти ситуаций, сложившихся на фирме, обоснуйте причины и источники их возникновения (явные и неявные) и предложите способы мотивации сотрудников с целью устранения конфликтной ситуации с максимальной пользой для фирмы. Причины возникновения выбранных вами ситуаций сформулируйте сами. В связи с этим будут различны результаты решений данных ситуаций.
Анализ ситуации проведите по предложенной ниже схеме мотивационного процесса.
Схема мотивационного процесса:
1. Анализ ситуации:
■ место сложившейся ситуации (фирма, рабочее место);
■ участники ситуации (взаимосвязи, кандидатуры, мотивации).
2. Определение проблемы:
■ формулировка проблемы;
■ причины и мотивы.
3. Постановка целей мотивации.
4. Планирование мотивации работника (работников):
■ выявление потребностей работников;
■ определение иерархии потребностей;
■ анализ изменения потребностей;
■ стратегия, способ мотивации.
5. Осуществление мотивации:
■ создание условий, отвечающих потребностям;
■ обеспечение вознаграждения за результаты;
■ создание впечатления от ценности вознаграждения.
6. Управление мотивацией:
■ контроль за ходом мотивационного процесса;
■ сравнение полученных результатов с требуемыми;
■ корректировка стимулов.
Ситуации.
1. Ценного специалиста по маркетингу переманивает конкурент.
2. Организация находится на начальной стадии формирования коллектива. Люди с большим трудом «притираются» друг к другу. Происходит много разногласий.
3. Отдел-победитель внутрифирменного соревнования прошлого года в новом году занял предпоследнее место.
4. В плановом отделе в третий раз возникают громкие скандалы между сотрудниками.
5. Из офиса генерального директора происходит утечка информации конкуренту.
6. В организации работают преимущественно женщины, межличностные отношения напряжены.
7. Молодые сотрудники постоянно участвуют в проектах НИР на стороне.
8. В адрес руководства корпорации постоянно поступают анонимки на генерального директора.
9. Работники крупной корпорации противятся слиянию с другой крупной компанией.
10. Опытный (10 лет стаж работы) специалист стал хуже выполнять задания.
3) Прочитайте в приложении 15 краткую характеристику нескольких сотрудников компании Y. Определите их основные мотиваторы и предложите способы их стимулирования.
4) Для осуществления нематериального стимулирования менеджеры должны иметь психологические знания, хорошо разбираться в мотивации каждого сотрудника, т.к. эффективность использования нематериальных стимулов напрямую зависит от степени индивидуализации подхода. Ниже приведены некоторые потребности по классификации А. Маслоу. Предложите действия (хотя бы по три на каждую потребность), которые могут быть реализованы в организации для удовлетворения этих потребностей.
Группы потребностей по классификации А. Маслоу
■ Социальные потребности (напр., создавайте условия для социальной активности членов организации вне её рамок).
■ Потребности в уважении (напр., продвигайте подчинённых по служебной лестнице).
■ Потребность в самовыражении (напр., поощряйте и развивайте у подчинённых творческие способности).
5)Прочитайте ситуацию «Как вернуть сотрудников?».
Руководитель компании узнал, что через две недели уходят 5 сотрудников. Компания небольшая, 15 человек, и фактически лишается целого подразделения (менеджер отдела плюс 4 сотрудника), а также кадрового обеспечения одного из направлений своего бизнеса.Компания занимается рекламной деятельностью, один из отделов работает с городскими заказчиками, второй, уходящий, – с региональными. Сам руководитель работу с регионами оценивает как более перспективную, так как в городе «давно все поделено» и «развернуться негде». По его информации, велика вероятность, что сотрудники намерены всем отделом перейти в компанию-конкурент.У директора осталось еще 2 недели, чтобы попытаться отговорить сотрудников: другого выхода сохранить компанию на прежнем уровне он не видит.Ответьте на вопросы:
- Что может предпринять директор?
- Как бы вы могли удержать этих сотрудников?
- Какая схема мотивации в данном случае будет предпочтительна?
Литература:
1. Браткин, А. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов / А. Браткин, И. Скоробогатова. – М.: Генезис, 2006. – 208 с.
2. Иванова, С. Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / С. Иванова, Д. Болдогоев, А. Глотова, Э. Борчанинова, О. Жигилий. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
3. Лукаш, Ю. Персонал фирмы: подбор, контроль, оценка, профилактика негатива / Ю. Лукаш. – М: Издательство «Дело и Сервис», 2007.
4. Лукичёва, Л. И. Управление персоналом : курс лекций : практические задания : учеб. пособие по специальности «Менеджмент орг.» / Л. И. Лукичёва; под ред. Ю. П. Анискина. – М. : Омега-Л, 2007. - 264 с.
5. Психология менеджмента : учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб. : Питер, 2004. - 639 с.
6. Столяренко, Л. Д. Психология управления : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 5