Формулирование рабочих целей
Цели могут быть сформулированы с различной степенью конкретизации. Во-первых, цели можно сформулировать в общих выражениях, например, так: «Я хочу чувствовать себя менее угнетенным», «Я хочу улучшить свой брак», «Я хочу примириться со своей нетрудоспособностью и вернуться к жизни». Такие общие формулировки целей позволяют клиентам понять, чего они хотят от консультирования. Однако общие формулировки относятся в большей степени к намерениям, чем к средствам. Во-вторых, цели могут быть сформулированы в терминах навыков, необходимых для осуществления соответствующих намерений. Этот уровень конкретизации требуется для третьей стадии. Если консультант добился успеха в переопределении проблем в терминах навыков, формулирование целей не должно быть связано с трудностями. Рабочие цели — это обратная сторона переопределений: сильные стороны навыков используются для положительного формулирования, для замены имеющихся недостатков. Например, целью навыков мышления Тани является развитие следующих умений: брать на себя ответственность за осуществление выбора в процессе работы; придерживаться реалистических личных правил относительно совершенства и одобрения; адекватно оценивать свои силы и воспринимать обратную связь со стороны других людей, вести с собой внутренний разговор, помогающий справляться с ситуацией при необходимости противостояния трудным коллегам. Целью навыков действия Тани является развитие умений уверенно давать распоряжения и получать поддержку.
В-третьих, цели можно сформулировать еще точнее. Например, умения Тани уверенно давать инструкции можно разбить на цели конкретных вербальных, голосовых и невербальных сообщений, адресованных различным намеченным людям. Каждый случай требует отдельного рассмотрения. Клиенты могут справляться только с определенным объемом информации в каждый конкретный момент. При излишней детализации на начальном занятии клиенты мало что сохраняют в памяти, если вообще что-то сохраняют. К детальным описаниям целей навыков лучше прибегать на более поздних сеансах. На стадии 3 консультанты должны изложить рабочие цели ясно и кратко. При использовании доски для записей консультанты могут изменять существующие переопределения навыков с целью превращения их в рабочие цели. Консультанты должны убеждаться в том, что клиенты понимают и принимают рабочие цели.
Планирование воздействия
Формулирование рабочих целей обеспечивает выбор вариантов воздействия. Консультанты выдвигают гипотезы не только относительно целей, но и относительно способов их достижения. Между воздействиями и планами существует важное различие. Воздействия — это намеренно осуществляемые виды поведения (как консультантов, так и клиентов), направленные на оказание клиентам помощи в достижении контроля над проблемами и в достижении целей навыков, связанных с этими проблемами. Планы — это определение того, как следует комбинировать воздействия и в какой последовательности их следует осуществлять, чтобы достигнуть рабочих целей.
Клиенты приходят к консультантам с широким спектром разнообразных проблем, ожиданий, мотиваций, приоритетов, временных ограничений, сильных сторон и недостатков жизненных умений. Консультанты «подгоняют» планы воздействия под индивидуальных клиентов. При необходимости оказать конкретную помощь, например при наличии у клиента тревоги в связи с предстоящим неизбежным испытанием, консультанты, как правило, планируют развитие умения справляться с данной проблемой, уделяя меньше внимания изменению скрытых навыков, связанных с проблемой. При наличии достаточного времени для изменения навыков, связанных с проблемами, консультанты могут выбирать между структурированными и открытыми планами.
Структурированные планы — это построенные на основе принципа «шаг за шагом» тренинг и обучение основным принципам воздействий для достижения конкретных целей. Иногда структурированные планы предполагают использование существующего материала; например, консультанты развивают у клиентов навыки релаксации, применяя программу, в основе которой лежит материал, изложенный в книге Бернстайна и Борковца (Bernstein, Borkovec, 1973) «Тренинг прогрессирующей релаксации: руководство для профессий, связанных с оказанием помощи» (Progressive Relaxation Training: A Manual for the Helping Professions).
Консультанты и клиенты могут также составлять частично структурированные планы для достижения рабочих целей. Например, если клиент недавно был уволен, ему следовало бы отложить в сторону некоторые занятия и пройти тестирование с целью определения своих интересов и способностей, а также пройти краткий курс по развитию конкретных навыков действия, например навыков составления краткой автобиографии и прохождения собеседования при поступлении на работу. Повестки дня последующих занятий обсуждаются в начале каждого очередного занятия.
Открытые планы позволяют оказывающим помощь консультантам и клиентам при отсутствии заранее определенной структуры выбирать нужные воздействия, определять, каких рабочих целей следует достигать и когда. Преимущество открытых планов заключается в том, что они являются гибкими. Клиенты могут быть в большей степени мотивированы работать над навыками и имеющим к ним отношение материалом в данное время, чем проходить через заранее разработанные программы, не зависящие от текущих обстоятельств. Кроме того, ввиду того что недостатки навыков проявляются у клиентов часто, работа, проделанная на одном занятии, может иметь самое непосредственное отношение к работе, которая направлена на решение тех же самых или других проблем и проводится на других занятиях.