Контур задней стены значительно толще (ярче)
по сравнению с другими деталями. Субъект стремится сохранить (не потерять) контакт с реальностью.
Стена, отсутствие ее основы— слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).
Стена с акцентированным контуром основы. Субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.
Стена с акцентированным горизонтальным измерением— плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды.
Стена с боковым контуром слишком тонким и неадекватным— предчувствие (угроза) катастрофы.
У стены контуры линии слишком акцентированы— сознательное стремление сохранить контроль.
Стена в одномерной перспективе— изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.
Прозрачные стены— неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.
Стена с акцентированным вертикальным измерением— субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.
Двери
Их отсутствие— субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).
Двери(одни или несколько) задние или боковые — отступление, отрешенность, избегание.
Двери открыты— первый признак откровенности, достижимости.
Двери открытые.Если дом жилой — это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).
Двери боковые (одна или несколько)— отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность.
Двери очень большие— чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.
Двери очень маленькие— нежелание впускать в свое Я. Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.
Двери с огромным замком— враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.
Дым
Дым очень густой— значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).
Дым тоненькой струйкой— чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.
Окна
Окна — первый этаж нарисован в конце— отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности.
Окна сильно открытые. Субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрывать свои чувства.
Окна сильно закрытые (занавешанные)— озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).
Окна без стекол— враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже — враждебность, отчужденность. Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже — пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.
Крыша
Крыша— сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, — символическое выражение чув-
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
ств субъекта, что им повелевают независимо от собственной силы воли.
Крыша, жирный контур, не свойственный всему рисунку, — фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.
Крыша, тонкий контур края— переживание ослабления контроля над фантазией.
Крыша, толстый контур края— чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).
Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом,— плохая личностная организация.
Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлеванием за стены— усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.
Комната
Ассоциации могут возникнуть в связи с:
1) человеком, проживающим в комнате;
2) интерперсональными отношениями в комнате;
3) предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым ей). Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску.
Комната, не поместившаяся на листе,— нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.
Комната.Субъект выбирает ближайшую комнату — мнительность.
Ваннавыполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций.
Труба
Отсутствие трубы. Субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.
Труба почти невидима (спрятана)— нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.
Труба нарисована косо по отношению к крыше— норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.
Водосточные трубы— усиленная защита и обычно мнительность.
Водопроводные трубы (или водосточные с крыши)— усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность).
Дополнения
Прозрачный, стеклянный ящик.Символизирует переживание, выставление себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, ограничиваясь лишь визуальным контактом.
Деревья.Часто символизируют различные лица. Если они как будто прячут дом, может иметь место сильная потребность зависимости при доминировании родителей.
Кусты. Иногда символизируют людей. Если они тесто окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.
Кусты хаотично разбросаны по пространству или находятся по обе стороны дорожкиуказывают на незначительную тревогу в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.
Дорожка (хорошие пропорции, свободно нарисована)— показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.
Дорожка очень длинная— уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.
Дорожка очень широкая вначале и сильно сужающаяся у дома— попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.
Солнце.Символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.