Контур задней стены значительно толще (ярче)

по сравнению с другими деталями. Субъект стремит­ся сохранить (не потерять) контакт с реальностью.

Стена, отсутствие ее основы— слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).

Стена с акцентированным контуром основы. Субъект пытается вытеснить конфликтные тенден­ции, испытывает трудности, тревогу.

Стена с акцентированным горизонтальным из­мерением— плохая ориентировка во времени (до­минирование прошлого или будущего). Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды.

Стена с боковым контуром слишком тонким и неадекватным— предчувствие (угроза) катаст­рофы.

У стены контуры линии слишком акцентирова­ны— сознательное стремление сохранить конт­роль.

Стена в одномерной перспективе— изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.

Прозрачные стены— неосознаваемое влече­ние, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

Стена с акцентированным вертикальным изме­рением— субъект ищет наслаждения прежде все­го в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

Двери

Их отсутствие— субъект испытывает трудно­сти при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Двери(одни или несколько) задние или боковые — отступление, отрешенность, избегание.

Двери открыты— первый признак откровенно­сти, достижимости.

Двери открытые.Если дом жилой — это сильная потребность к теплу извне или стремление демон­стрировать доступность (откровенность).

Двери боковые (одна или несколько)— отчуж­дение, уединение, неприятие реальности. Значи­тельная неприступность.

Двери очень большие— чрезмерная зависи­мость от других или стремление удивить своей со­циальной коммуникабельностью.

Двери очень маленькие— нежелание впускать в свое Я. Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.

Двери с огромным замком— враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Дым

Дым очень густой— значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).

Дым тоненькой струйкой— чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.

Окна

Окна — первый этаж нарисован в конце— от­вращение к межперсональным отношениям. Тен­денция к изоляции от действительности.

Окна сильно открытые. Субъект ведет себя не­сколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсут­ствие занавесок — отсутствие стремления скры­вать свои чувства.

Окна сильно закрытые (занавешанные)— оза­боченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).

Окна без стекол— враждебность, отчужден­ность. Отсутствие окон на первом этаже — враж­дебность, отчужденность. Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже — про­пасть между реальной жизнью и жизнью в фан­тазиях.

Крыша

Крыша— сфера фантазии. Крыша и труба, сор­ванные ветром, — символическое выражение чув-



Часть 1. Личность, мотивация, потребность

ств субъекта, что им повелевают независимо от собственной силы воли.

Крыша, жирный контур, не свойственный всему рисунку, — фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.

Крыша, тонкий контур края— переживание ослабления контроля над фантазией.

Крыша, толстый контур края— чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обуз­данием).

Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом,— плохая личностная организация.

Карниз крыши, его акцентирование ярким кон­туром или продлеванием за стены— усиленно за­щитная (обычно с мнительностью) установка.

Комната

Ассоциации могут возникнуть в связи с:

1) человеком, проживающим в комнате;

2) интерперсональными отношениями в комнате;

3) предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым ей). Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску.

Комната, не поместившаяся на листе,— нежела­ние субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.

Комната.Субъект выбирает ближайшую ком­нату — мнительность.

Ваннавыполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима, возможно на­рушение этих функций.

Труба

Отсутствие трубы. Субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.

Труба почти невидима (спрятана)— нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

Труба нарисована косо по отношению к крыше— норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.

Водосточные трубы— усиленная защита и обыч­но мнительность.

Водопроводные трубы (или водосточные с кры­ши)— усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность).

Дополнения

Прозрачный, стеклянный ящик.Символизирует переживание, выставление себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, ограничиваясь лишь визуальным контактом.

Деревья.Часто символизируют различные лица. Если они как будто прячут дом, может иметь место сильная потребность зависимости при доминиро­вании родителей.

Кусты. Иногда символизируют людей. Если они тесто окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.

Кусты хаотично разбросаны по пространству или находятся по обе стороны дорожкиуказыва­ют на незначительную тревогу в рамках реально­сти и сознательное стремление контролировать ее.

Дорожка (хорошие пропорции, свободно нари­сована)— показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.

Дорожка очень длинная— уменьшенная до­ступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.

Дорожка очень широкая вначале и сильно су­жающаяся у дома— попытка замаскировать жела­ние быть одиноким, сочетающаяся с поверхност­ным дружелюбием.

Солнце.Символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.

Наши рекомендации