Скрытый конфликтный трансакт

Пример:

А: «Где моя папка?»

Б: «Почему вы думаете что, она у меня?»

А: «С чего вы это взяли? Я просто спросил».

Скрытая позиция раздражает больше, чем явная. Угадав ее, надо вести себя так, будто она явная, стараясь при этом не допускать конфликтной ситуации.

Чтобы разговор был конструктивным, надо постараться проигнорировать подтекст и отвечать так, как будто обращение действительно идет из позиции Взрослого и мы, естественно, отвечаем тем же.

Если бы сотрудники всегда действовали из позиции Взрослого, в коллективе не было бы конфликтов. Тем не менее, в реальной жизни существует много психологических игр, основанных на навязывании партнеру психологической позиции Родителя или Ребенка. По сути дела, эти игры представляют собой манипуляции, цель которых – получение той или иной выгоды в отношениях с партнером. Их описание дается в книге Эрика Берна «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений».

Чтобы оказаться не втянутым в манипулятивную игру, нужно вовремя распознать, какую психологическую позицию вам навязывают, и, если вам это не нравится, стимулировать у манипулятора позицию Взрослого, что, конечно же, можно сделать, лишь справившись с собственным желанием опекать, распоряжаться или подчиняться.

Таким образом, в процессе общения людей независимо от их социальных ролей, важнейшее значение приобретает возможность воспринимать или познавать друг друга. В основе этого лежит активная деятельность людей в определенном контексте межличностных отношений.

Вопросы для обсуждения

1. Структура личности по З.Фрейду.

2. Эго-состояния по Э.Берну. Общая характеристика.

3. Распознавание эго-состояния.

4. Роль эго-состояния в процессе общения.

5. Траксактный анализ Э. Берна и эффективное общение.

6. Специфика делового общения и установка на позицию Взрослого.

7. Изменение характера трансакций.

8. Типы конфликтогенов и правила бесконфликтного взаимодействия.

9. Стратегии поведения в зависимости от типа конфликта.

10.Скрытые трансакции и манипулятивное поведение.

Тематика творческих работ

1. «Круглый стол» на тему: «Психологические игры, в которые играют деловые люди».

2. Дискуссия на тему: «Этичные и неэтичные «игры» в деловом общении».

3. Интерактивная презентация проблемы «Конфликтогены и стиль управления».

4. Интерактивная презентация проблемы «Конфликтогены глазами студентами и глазами преподавателей».

5. Интерактивная презентация проблемы «Конфликтогены в межличностных отношениях».

6. Семинар-тренинг «Оптимальные стратегии поведения в деловых конфликтах».

ГЛАВА 7

Наши рекомендации