Случилось несчастье — что делать?

Уход за онкологическими больными

Чернова О.В.

445 Уход за онкологическими больными. Серия «Ме­дицина для вас». Ростов н/Д: «Феникс», 2002 -224 с.

В книге подробно рассматриваются особенности ухода за онкологическими больными. Читатель, прочитав ее, поймет сущность этой болезни, научит­ся жить с ней и одолеет ее. Даны эффективные ме­тоды, мобилизующие все силы организма, а также основные сведения об этом заболевании, его фор­мах и лечении.

Для широкого круга читателей.

ББК 48я2

ISBN 5-222- 02172-6

1 Чернова О.В., 2002

1 Оформление: из-во «Феникс», 2002

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное пособие по уходу за онкологическими боль­ными отражает не только проблемы ухода, но и ре­комендации по поводу проведения лечебных мани­пуляций, диетического питания и реабилитации па­циентов в послеоперационном периоде.

Медицинский уход является формой помощи или медицинской заботы, осуществляемой не только ме­дицинскими работниками, но и самими пациента­ми и его родственниками.

Элементы самоухода, которые пациент может и должен выполнять самостоятельно, зависят от его самочувствия и здоровья.

Люди пожилого возраста нуждаются в полном уходе или частичной помощи, поскольку ухудшаю­щиеся физические и умственные способности огра­ничивают сферу их самостоятельной деятельности, связанной с самоуходом.

Больные люди или инвалиды частично или пол­ностью зависят от обеспечиваемого им ухода, либо помощи в форме руководства или инструктажа.

Уход за больными требует соответствующей под­готовки. Книга поможет ухаживающему за больным человеку правильно выполнить определенные дей­ствия (манипуляции) по уходу. Пациент, обраща­ясь за помощью, сможет ее принять только в том случае, если будет уверен, что оказывающий помощь

человек обладает достаточными знаниями и умени­ями, знает, что необходимо пациенту.

Онкологические больные - это особая категория людей, которые испытывают не только физические, но и психологические страдания. В связи с этим, хотелось бы привести слова американской медсест­ры Вирджинии Хендерсон, написавшей в 50-е годы об основополагающих принципах ухода за такими пациентами.

Вирджиния Хендерсон утверждает, что в основе ухода лежит концепция человека, согласно которой «...тело и душа человека взаимозависимы и неотде­лимы друг от друга. Психический недуг оказывает влияние на тело, а недуг телесный — на душу. Не­возможно выхаживать тело, не выхаживая одновре­менно и душу;

...человек стремится к независимости, как можно дольше он стремится обойтись без посторонней по­мощи и как можно скорее вернуть себе эту способ­ность*.

От родственников в равной степени, как и от ме­дицинских работников, зависит степень надежды пациента на поддержание необходимого качества жизни. Только в том случае удастся поддержать эту надежду, если он будет верить, что его ценят как личность, если видит, что его взаимоотношения с окружающими значимы для обеих сторон.

Настоящее пособие дает возможность самому па­циенту и его родственникам выполнить ту или иную манипуляцию, воспользоваться рекомендациями в период реабилитации.

ВВЕДЕНИЕ

Здорового человека редко занимает мысль о серь­езных заболеваниях, влекущих за собой смерть. На­верное, это естественно для людей, занятых повсед­невными заботами, работой.

Каждый человек, как только ему поставят этот грозный диагноз, реагирует по-своему. Но, тем не менее, есть группа определенных реакций.

В 1969году одна из основательниц движения «Осознание смерти» доктор Элизабет Каблер-Росс (США)определила 5 эмоциональных стадий, кото­рые проходит человек, заболевший одним из серь­езных недугов.

Время, которое необходимо каждому человеку для того, чтобы пройти эти 5 стадий, сугубо индивиду­ально. Причем, часто человек может переходить из одной стадии к другой, как вперед, так и возвра­щаться к уже пройденной стадии.

Психологический шок при постановке диагноза может перейти в психические припадки и истери­ку. Шок приводит к реакции отрицания: «Этого не может быть!» - это первая стадия эмоций. По мере того, как самочувствие пациента ухудшается, отри­цание возможности близкой смерти может сочетаться . с предчувствием истинного положения, а в некото­рых случаях даже с полным осознанием неизбежно­сти смерти. Иногда человек начинает с того, что признает наличие болезни и вероятность смерти, а затем вновь «соскальзывает» в стадию отрицания, которая поддерживает его до того момента, когда он готов признать реальность. Иногда отрицание приводит к желанию изоляции от окружающих. Всякие попытки утешения отвергаются. В то же время у отдельных пациентов реакция отрицания сохраняется до последней минуты жизни, сопровож­даясь в некоторых случаях неоправданным оптимиз­мом.

Следующая реакция - обостренная реакция зло­сти, гнева, направленная как на самого себя, так и на того, кто несет ответственность за случившееся. Злость может быть направлена на семью или обслу­живающий персонал. Человек спрашивает себя: «Почему это выпало именно мне?» Он страдает от этой мысли. Гнев и злость часто порождают другие, более глубокие эмоции, такие, как страх, разочаро­вание.

Попытка «заключить сделку», «вести перегово­ры» с высшим духовным существом является сле­дующей, третьей стадией горевания. Человек обе­щает и «Ему» что-то сделать, если «Он» даст воз­можность дожить до определенной даты или исце­лит самого больного.

В некоторых случаях ощущение горя может сме­ниться депрессией. Человек, переживающий депрес­сию, испытывает растерянность и отчаяние, грусть в связи с прошлыми потерями, обиду но поводу не­реализованных планов. Он реально ощущает бли­зость смерти. В этот период человек часто плачет, отчужден, теряет интерес к дому и к собственной внешности. В это время нужно дать возможность человеку выговориться, не пытаясь его ободрить или убедить в том, что нужно быть благодарным судьбе за прошлые радости в жизни.

И, наконец, последняя стадия - принятие потери — может рассматриваться, как наиболее положитель­ная реакция, поскольку она сопровождается боль­шим желанием сделать все возможное, чтобы смяг­чить боль утраты. Но в некоторых случаях приня­тие безысходности положения приводит лишь к од­ному - желанию отдохнуть, уснуть. Это означает прощание с жизнью.

Перечисленные реакции нередко проявляются в различной последовательности, и некоторые из них могут наступить одновременно. Иногда смирение сменяется реакцией отрицания. Пациент строит не­реальные планы на ближайшее или даже отдален­ное будущее.

Случилось несчастье — что делать?

Одни впадают в длительную депрессию, другие стараются уединиться. Многие, будучи не в состоя­нии справиться с переживаниями, «ставят на себе крест» и живут только воспоминаниями о былом счастье.

Психоаналитики считают, что очень часто за фа­садом затянувшейся скорби стоит несостоятельность, страх перед новой жизнью. Отказ от общения с ми­ром и погружение в депрессию в этом случае — сво­его рода психологическая защита. Надо уметь пере­жить несчастье, само слово «переживание» означает некоторый процесс, имеющий начало и конец. Это - переход через жизненную трудность, в про­цессе которого обретается нечто новое, доселе неиз­вестное. Поэтому человек, изведавший страдание, всегда считался мудрее и опытнее того, кто его не пережил.

Наши рекомендации