Глава 1. потребности и мотивы деятельности 4 страница
С начала ХХ века создано множество глубинно-психологических теорий личности. При всем различии в их содержании, их объединяет признание того, что в психике каждого человека важное место занимает изначальный конфликт между человеком и социумом, между бессознательным и сознанием, между внешним поведением и его глубинной причиной и т.п. Развитие личности есть преодоление этого конфликта. Психическое здоровье достигается при полном и удачном завершении этого преодоления. Трансформированные следы первоначального конфликта лежат в основе психологических и даже психиатрических проблем человека. Для разрешения этих проблем необходимо осознать конфликт, на что и направлены все психоаналитические процедуры.
Основные принципы теории З.Фрейда.
Основатель психоаналитической теории З.Фрейд предложил модель структуры личности, состоящую из 3-х взаимосвязанных компонентов: "Оно" (Id), "Я" (Ego) и "Сверх-Я" (Super-ego).
Согласно глубинной психологии, созданной З.Фрейдом и развитой его последователями-психоаналитиками, бессознательное занимает центральное место в психике. Фрейд считал, что личность человека состоит из трех основных "блоков". (Рисунок 13). "Оно" - движущий центр человеческой личности, единственный источник ее энергии. Эта часть психики полностью бессознательна. Его содержание составляют врожденные инстинкты: либидо - созидание, сексуальное влечение и танатос - разрушение, смерть. "Оно" существует по принципу удовольствия. "Оно" противостоит "Сверх-Я" -влияние общества, система общественно-приемлемых ограничений и требований. "Сверх-Я" тоже в значительной степени бессознательное, но частично осознаваемое как совесть, чувство долга, чувство вины и т.п. Для функционирования "Сверх-Я" характерен принцип необходимости. Собственно "Я" стремиться гармонизировать порывы "Оно" и требования "Сверх-Я". "Я" существует исходя из принципа реальности. Именно "Я" в максимальной степени, хотя и не полностью осознано. С помощью сложной системы психологических защит энергия либидо направляется в приемлемое русло и факторы, способные нарушить гармонию "Я" не допускаются в сознание.
Согласно этой теории, "Оно" и "Сверх-Я" изначально и постоянно находятся в состоянии конфликта между "основными инстинктами" и социальными требованиями за "влияние" на "Я", на сознание и поведение человека. "Оно" "прорывается" в сознание сквозь "цензуру" "Сверх-Я" в неявной форме в виде символов в сновидениях, произведениях искусства, "случайных" ошибках и оговоках и т.п. Система анализа символов разработана довольно подробно, но общий принцип заключается том, что все образы длинных и твердых предметов символизируют мужское начало, а образы объемных и круглых предметов символизируют женское начало. По взаимодействию между ними в сновидениях или в произведениях искусства можно судить о содержании подсознания человека, прежде всего – о внутренних конфликтах и проблемах.
Адаптация человека к реальности в условиях постоянного внутреннего конфликта происходит с помощью психологических защит. Психологическая защита – форма разрешения конфликта между бессознательными влечениями социальными требованиями и запретами. Она является продуктом индивидуального опыта и научения и выполняет функцию адаптации к социальному окружению. Всего Фрейд описал более 20 видов психологических защит. Основными из них являются:
- сублимация преобразование энергии сексуального влечения в социально приемлемые формы активности; это единственная продуктивная форма психологической защиты, все, что создано людьми, вся цивилизация – продукты сублимации;
- вытеснение – устранение из сознания неприемлемых влечений и переживаний, в том числе мнестическая и перцептивная защиты; проявляется в "забывании" и игнорировании любых слов, образов, объектов, прямо или ассоциативно связанных с источником неприемлемых переживаний;
- изоляция - блокировка отрицательных эмоций, вытеснение из сознания связей между эмоциональными переживаниями и их источником; может выражаться в неадекватном поведении или психосоматичесих симптомах;
- рационализация – рациональное объяснение человеком своих желаний и действий, истинные причины которых коренятся в иррациональных бессознательных социально или личностно неприемлемых влечениях;
- проекция – приписывание другим людям или группам людей собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера;
- реактивное изменение – трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на противоположное, социально одобряемое;
- идентификация – бессознательное уподобление угрожающему объекту;
- регрессия – возврат к более примитивным формам поведения и мышления.
Психологические защиты (особенно сублимация) обеспечивают адаптацию человека к реальности при небольших конфликтах, разрешение которых может обойтись без изменения ситуации. При глубоком конфликте, требующем реальных изменений ситуации или самой личности психологические защиты мешают и могут приводить к неадекватному или патологическому повелению.
В составе теории З.Фрейда есть и периодизация развития психики ребенка. Ее описание выходит за пределы данного пособие, т.к. составляет предмет психологи развития. Остановимся только на одном пункте. В течение детства, начиная с раннего возраста, у мальчика формируется "Эдипов комплекс" а у девочки – "комплекс Электры". (Названия взяты из греческой мифологии. Напомним, что царь Эдип случайно, по незнанию, убил своего отца и женился на матери, а Электра организовала убийство своей матери, мстя за супружескую измену и гибель отца.) Комплексы заключаются в том, что ребенок испытывает бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и ненависть к родителю своего пола.
С социально-культурной точки зрения эти влечения абсолютно недопустимы, поэтому ребенок постоянно испытывает чувство вины, сомнения, внутренний психологический дискомфорт, смысл которого ему самому непонятен. Это приводит к периодическим "немотивированным" конфликтам. В семьях, где оба родителя относятся к ребенку чутко и с любовью энергия конфликта может быть сублимирована в деятельность, полезную для самого человека и общества. При неблагоприятных семейных обстоятельствах конфликт углубляется и переходит в агрессию, невроз и девиантное поведение.
Бессознательные психологические защиты и комплексы могут приводить к различным патологическим отклонениям в поведении и состоянии здоровья человека. Тогда прибегают собственно к процедуре психоанализа – в ходе длительной, специально организованной беседы выявляют скрытые бессознательные мотивации, вытесненные из памяти события и т.п. После осознания этих факторов они становятся управляемыми и перестают оказывать на психику человека патологические влияния.
Основные принципы теории К.Юнга.
К.Юнг, сначала ближайший ученик, а затем – оппонент З.Фрейда, критиковал его за преувеличение роли основных инстинктов и недооценку социальных факторов и индивидуальных различий между людьми. Он создал собственную теорию – Аналитическую психологию. Входящая в нее типология личности по Юнгу описана выше, в подразделе "Психосоциотипы".
Ключевые понятия Аналитической психологии - понятия коллективного и индивидуального бессознательного и архетипа. К.Юнг считал, что содержание бессознательного не ограничивается двумя инстинктами, которые упоминал З.Фрейд, оно значительно шире. Он ввел понятие коллективного бессознательного - природного фактора, который наследуется каждым человеком и является условием формирования его психики. Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы - психологические структуры, первичные образы, унаследованные от предков, в которых в концентрированном виде зафиксированы все психологические реалии, с которыми может столкнуться человек. Архетипы выражены в мифологических образах, в которых отражены свойственные данной культуре представления об основных компонентах жизни человека и этапах его становления: матери и отце, мужчине и женщине, друге и враге, о себе самом желаемом и реальном и т.п. В жизненном опыте архетипы воплощаются в образы индивидуального бессознательного. В сознание они проникают в виде снов и символов и в значительной степени управляют поведением человека.
Архетипы усваивается личностью, поэтому они имеют внешнюю и внутреннюю часть. Часть архетипа личности, направленная вовне образует "персону", сторона архетипа, обращенная внутрь – это "тень". Упрощенно можно сказать, что "персона" это человек такой, каким он хотел бы, чтобы его видели другие, "правильный" человек, "тень" – прямо противоположный, "неправильный" человек. "Тень" может проявлять себя в комплексах – внешне немотивированных сильных эмоциональных реакциях типа страха или агрессии. Вытеснение "тени" и связанных с ней комплексов мешает индивидуации, для нормального развития личности необходимо ее самооосознание в максимальном объеме.
Кроме "персоны" и "тени" важнейшим архетипом, связанным с развитием личности, является "Анима" и "Анимус" (от корня "анима" – оживляющая душа). "Анима" – образ женщины в психике мужчины, а "Анимус" – образ мужчины в психике женщины. Этот архетип складывается у ребенка под влиянием членов семьи и ближайшего окружения противоположного пола. Его функция заключается не только в подборе будущего брачного партнера, но и в преодолении эгоцентризма, создании представления о других людях. Чем лучше сформирован и осознан этот архетип, тем легче человеку общаться и понимать не только себя, но и других.
Третий важный архетип развития – "самость" – это представление человека о том, каким он станет на пике своего развития, психологическая цель жизни. Несформированность или утеря "самости" может привести к потере внутреннего стержня, смысла жизни человека.
О содержании коллективного бессознательного можно судить по мифологии и народному искусству. Персонажи мифов отражают основные архетипы, присущие данному народу. Кроме того, каждый архетип сопровождается множеством ассоциированных с ним символов, значение которых понятно каждому носителю данной культуры. Например, по европейской традиции в архетипе "добро-зло" полюс "добро" связан со светом, верхней и правой сторонами пространства, легкостью, мягкостью, светлой птицей и т.п. Полюс "зло" ассоциируется с темнотой, низом, змеей, черной птицей и т.д.
Содержание индивидуального бессознательного отражается прежде всего в сновидения, а также в произведениях искусства и любых действиях, которые человек производит без полного контроля со стороны сознания - "случайных" рисунках, свободных ассоциациях, толковании неясных изображений и т.п.
Согласно теории К.Юнга, цель психического развития человека – индивидуация – особая интеграция содержания сознательного и бессознательного при непрерывном обмене энергией между ними, благодаря которой личность реализует себя как уникальное неделимое целое.
Основные принципы теории А. Адлера.
А.Адлер начинал как ученик З.Фрейда, но впоследствии отошел от него и создал собственную теорию, называемую «Индивидуальной психологией». А.Адлер критиковал З.Фрейда за преувеличение значения либидо и недооценку других стремлений и социальных факторов. Согласно его теории, между сознанием и бессознательным нет четкой границы и глубокого антагонизма. С первых дней жизни человек испытывает чувство неполноценности из-за своей физической и психической неразвитости. От рождения каждому человеку присуще стремление к превосходству. Цель жизни человека состоит в преодолении конфликта между этими двумя чувствами и в самоутверждении. К 5-ти годам складывается специфический для каждого человека стиль жизни, с помощью которого человек пытается приобрести способности, необходимые для решения своих проблем.
Адлер указал , что у каждого человека имеются три жизненные задачи, три сферы, в которых может происходить личностный рост:
1. дружба дает человеку чувство сопричастности и кооперации с другими и, одновременно, дает опыт приспособления к другим людям;
2. работа, профессиональная деятельность, полезная другим, создает удовлетворение и чувство собственной значимости;
3. любовь к человеку другого пола, удачный брак создает наилучшие условия для воспитания навыков кооперации у человека и общественного чувства у детей.
Если цели, которые ставит человек и методы их реализации реалистичны, личность развивается нормально, происходит постоянный личностный рост. Но если возникает серьезный конфликт с внешним миром, прежде всего с миром взрослых, включаются механизмы компенсации и сверхкомпенсации. У ребенка, страдающего от своей физической или умственной слабости, обделенного вниманием или, наоборот, чересчур опекаемого, развивается комплекс неполноценности, делающий человека неспособным бороться с трудностями жизни и вынуждающий его использовать психологические защиты. Наиболее распространенная из них в этом случае – реактивное поведение, демонстрация именно того качества, которого, по мнению человека, ему не достает. (Например: человек, чувствующий себя трусливым, всячески демонстрируют признаки храбрости, любит рассказывать о своих "подвигах"; человек, не умеющий завоевать внимание окружающих, привлекает его эксцентричным поведением и т.п.)
Стремление добиться превосходства может быть позитивным, если оно побуждает человека к самосовершенствованию и заботам об общественном благополучии. Однако, в результате сверхкомпенсации может возникнуть комплекс превосходства и стремления к власти, при котором человек стремится к доминированию всегда и везде, любыми средствами, в том числе – агрессией.
Основные принципы теории В.Райха.
В.Райх придавал основным инстинктам и телесным влечениям еще большее значение, чем сам Фрейд. Он считал, что тело новорожденного младенца совершенно свободно. Воспитание состоит, в значительной степени, из ограничения движений человека. В результате формируются "мышечные панцири", которые сковывают и тело, и психику взрослого человека. Именно это сковывание тела и является источником неврозов и всех психологических проблем человека. Для их разрешения необходимо снятие "мышечных панцирей" с помощью специального массажа, гимнастики и раскрепощенного поведения, в том числе сексуального.
Позже он выдвинул теорию "оргонной энергии" – всеобщего животворного начала, общего источника всякой активности как в живом, так и в неживом мирах, и, в том числе – психики. Сама теория и практика В.Райха не нашли большого распространения, но, в настоящее время, легли в основу телесно-ориентированнго подхода к психотерапии.
Основные принципы теории Э.Берна
Э Берн довольно далеко ушел от классического психоанализа, но он признавал наличие исходного конфликта, который понимал приблизительно так же, как А. Адлер. Но от остальных принципов "Индивидуальной психологии" он отказался.
Для ребенка характерно ощущение своего бессилия и силы других. Если такое самоощущение сохраняется, оно превращается в жизненную позицию "Ребенок": "Я слаб и не могу ни за что отвечать" (другие могут при этом оцениваться как сильные или тоже как слабые). В дальнейшем жизнь человека разворачивается по жизненному сценарию, который во многом программируется родителями. Жизненная позиция "Взрослый" характеризуется как признание за собой и за другими достаточных, но реально ограниченных возможностей и соответствующей ответственности. Жизненная позиция "Родитель" состоит в признании только за собой способности решать проблемы и нести ответственность за решения.
Личность человека проявляется в трансакциях – единицах общения, минимальных осмысленных диалогах. Человек всегда вступает в трансакцию из какой-либо позиции и бессознательно предполагает какую-либо позицию у партнера. Конечно, структура каждой трансакции зависит от конкретных обстоятельств, но у каждого человека есть наиболее привычные структуры со скрытой мотивацией, которые Берн называет "играми". Например, человек постоянно жалуется на здоровье, неуменье, невезенье и т.п. и просит у окружающих помощи и снисхождения, т.е. занимает позицию "Ребенка" и фактически вынуждает "Взрослых" и "Родителей" помогать ему, не беря на себя никакой ответственности. Такую ситуацию Берн назвал игрой "Ну что же Вы хотите от такого больного человека, как я."
Берн проанализировал множество разнообразных "игр" из позиций "Ребенка" или "Родителя" и считает, что они могут приводить человека лишь к относительно кратковременному жизненному успеху. Но, в конечном итоге, реализуется жизненный сценарий "Побежденный", т.е. человек приходит к разочарованию в жизни и ощущает себя неудачником. (В лучшем случае может встретиться сценарий "Не побежденный-не победитель"). Только взвешенная "Взрослая" позиция позволяет строить жизнь без "игр", в реальном общении и реализовывать сценарий "Победителя".
4.2.2.5. Теории личности, основанные на принципах социального научения (бихевиористский подход).
Скиннер, Бандура, Роттер и другие рассматривали личность как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку, организованную и относительно устойчивую систему навыков. Они принципиально отказывались от построения гипотез о "многослойном" строении психики, от самих понятий "сознание, бессознательное, воля", от рассуждений о сложных причинах поведения, а стремились опираться только на непосредственные наблюдения и эксперименты. Человек становится таким, каким он есть в результате подражания поведению других людей и социальному научению, т.е. "подкрепления" одних реакций со стороны других людей и получение "наказания" за другие реакции.
Кроме внешних условий, на поведение человека влияют и внутренние условия: потребности (состояния нужды в чем-либо), ценность подкрепления, ожидания, поведенческий потенциал (доступные техники адаптации), люкус контроля (ощущение того, кто несет ответственность за исход любого события).
Причина конфликтов и даже неврозов состоит в том, что у человека нет навыков поведения, соответствующих тем или иным ситуациям. Разработана серия весьма эффективных приемов модификации поведения человека для улучшения его адаптации в социальной среде. Довольно широкое распространение получили тренинги ассертивности – особой социальной способности. На этих тренингах людей обучают специальным приемам и навыкам поведения, с помощью которых человек легко адаптируется и достигает своих целей в социуме.
4.2.2.6. Теории личности, основанные на когнитивном подходе.
Когнитивные теории (от латинского корня "знать, понимать") считают, что личность формируется за счет переработки информации, которую она получает. Главное свойство личности – понимание, оценка и использование информации. Принятие решения и поведение в любой ситуации зависит от ее субъективной интерпретации. Зрелость личности заключается в овладении механизмами сбора и анализа информации и выработки субъективной оценки, адекватной ситуации. Недостаток информации, неумение ею пользоваться и неадекватность оценок приводят к конфликтам и психологическим проблемам.
Человек воспринимает и перерабатывает информацию не как бесстрастная машина, а, прежде всего, оценивая каждый объект. Эта субъективная оценка опосредует все психические акты. Согласно теории, предложенной Осгудом, человек испытывает определенное пристрастное отношение к любому объекту (в том числе - к другому человеку). Это отношение можно описать и измерить с помощью специального подхода - "семантического дифференциала". Отношение человека к различным объектам не однородно, а содержит ряд факторов: оценки (приятное - неприятное, грязное - чистое и т.п.), активности (энергичное - скованное, быстрое - медленное и т.п.), силы (сильное - слабое, большое - маленькое), дискретности (единое - многочисленное, плотное - разбросанное и т.п.), точности и определенности (точное - неопределенное, постоянное - изменчивое и т.п.), вероятности (возможное - невозможное, типичное - исключительное и т.п.) и др. С помощью специальных опросников можно выявить, к каким полюса оценок тяготеет конкретный человек.
Методы "семантического дифференциала" используются в психодиагностике при исследовании личности, а также в прикладных областях психологии, таких как психология потребителей, бизнеса и рекламы, политическая психология.
Когнитивные стили
Когнитивные стили - относительно устойчивые индивидуальные особенности переработки информации, особенности познавательных процессов субъекта, которые выражаются в используемых им познавательных стратегиях, приемах, способах работы, манере поведения, эмоциональных оценках. Система свойственных субъекту средств, обеспечивающих оптимальный вариант "стыковки" индивидуальности и требований среды и деятельности. Генотипические (врожденные) различия имеют определенное значение для формирования когнитивного стиля, особенно на начальных этапах обучения и в экстремальных условиях, но реально в нем переплетены гено- и фенотипы (врожденные и приобретенные свойства).
Когнитивный стиль - в большей степени характеристика процесса деятельности, а не ее результата. Приспособительная роль когнитивного стиля связана не с дефектом какой-либо функции, а определяется яркой ее выраженностью.
Полезависимость - поленезависимость – способность дифференцировать информацию, вычленять нужную информацию из потока. Экспериментальные исследования показали, что поленезависимые люди обычно имеют внутреннею мотивацию, у них более развиты познавательные способности. При обучении они лучше переносят знания с одной сферы на другую. У этих людей стабильный образ "Я", они склонны к автономному поведению. Они стараются принимать решения самостоятельно и испытывают трудности при совместной работе, особенно при необходимости вырабатывать совместные решения.
Полезависимые люди склонны к внешней мотивации, более чувствительны к внешним поощрениям и порицаниям, в том числе социальным. Они более социально ориентированы и склонны к коллективной деятельности. У них более выражены социальные способности. Девочки и женщины обычно более полезависимы, чем мальчики и мужчины тех же возрастов.
Аналитичность - синтетичность – склонность выявлять различия или сходства в любом ряду объектов.
Люди этих стилей по-разному понимают происходящее. "Аналитики" имеют тенденцию выделять и запоминать фактические данные. Обычно они отличаются наблюдательностью и эрудицией. Кроме того, они часто центрированы на собственном "Я", недоверчивы, подозрительны и тревожны, склонны к астеническим переживаниям, имеют хороший самоконтроль.
"Синтетики" склонны подводить под одну категорию большое число примеров. Они стремятся сопоставлять данные, искать суть и глубинные причины любых событий. Для них свойственны стенические преживания.
Ригидный (инертный) - гибкий(подвижный) – степень субъективной трудности в смене способов переработки информации в ситуации когнитивного конфликта. Для людей с ригидным стилем характерны прочные условные связи, способность произвольно концентрировать внимание и противостоять отвлекающим влияниям. Все мотивы, в т.ч. связанные с общением - стойкие, особенно по отношению к привычным ситуациям и знакомым людям. В деятельности такие люди осторожны, решают задачи относительно медленно, но правильно, причем правильность увеличивается при повторении.
Люди с гибким стилем реактивны, чувствительны. Мотивы их действий не стойкие, общительность проявляется ко всем подряд. Человек с таким стилем быстро реагирует на все новое, для него характерны: быстрая выработка стереотипов и их перестройка, быстрое привыкание к новым людям и условиям, быстрая смена состояний и видов деятельности, быстрота возникновения и смена чувств и яркость их проявлений. Частые переключения внимания. высокий темп действий, движений, в т.ч. речи, но не очень большая точность. У него выражена способность к успешному выполнению трудовых и спортивных действий в повышенном темпе, который долго сохраняется стабильным, без рывков.
Толерантность к нереалистическому опыту – способность воспринимать внешние воздействия такими, какие они есть на самом деле, с минимальной предубежденностью. Способность организовать интеллектуальное поведение в условиях, когда нарушается "нормальное" течение событий. Этот стиль особенно явно проявляется в условиях неопределенности, когда позволяет принять и оценить как правильные впечатления, не соответствующие или даже противоречащие прошлому опыту. Толерантные люди менее тревожны.
Фокусирующее – сканирующее внимание – способ охвата вниманием признаков ситуации. При фокусирующем стиле внимание фрагментарно, оно схватывает прежде всего наиболее яркие характеристики ситуации. Они зависимы от внешних условий, в том числе – чувствительны к стрессирующим факторам.
При сканирующем стиле человек склонен искать в ситуации признаки по заранее заданному критерию, импульсивная активность при этом сдерживается. Такие люди менее подвержены стрессам, т.к. концентрируются на признаках ситуации, а не на своих переживаниях.
Сглаживание – заострение – стилевая особенность памяти. У "сглаживателей" при сохранении материала в памяти (или извлечении его) происходит его упрощение, выпадают детали или целые фрагменты ситуаций. В общении для этих людей характерны консерватизм и отсутствие стремления к соперничеству. В памяти "заострителей" происходит подчеркивание специфических деталей, усложнение ситуации. В общении они более конфликтны.
Импульсивность – рефлексивность – склонность принимать решения быстро или медленно, особенно тогда, когда требуется выбор из множества альтернатив. Импульсивные люди склонны принимать решения быстро на недостаточной информационной основе, без анализа всех альтернатив. Рефлексивные, напротив, требуют максимально полной информации о ситуации, решение принимается только после тщательного анализа. Обычно у таких людей более развито словесно логическое мышление, они обладают богатым запасом понятий.
Конкретность – абстрактность понятий – особенности дифференциации и интеграции понятий. Для людей с преимущественно конкретными понятиями типичны: склонность к однозначному "черно-белому" мышлению, стереотипность решений, зависимость от статуса и авторитетов, нетерпимость к неопределенности, зависимость поведения от конкретной ситуации. Они быстрее и точнее действуют в "однозначной" знакомой ситуации.
Для людей с абстрактным стилем понятийной сферы характерны ориентация на внутренний опыт, относительная независимость поведения от текущей ситуации, склонность к риску, гибкость ума, креативность. Они лучше приспосабливаются к неоднозначным ситуациям, требующим нахождения альтернативных решений.
Когнитивная простота – сложность – особенности системы субъективных оценок окружающего мира и себя. Для понимания этого стиля необходимо ввести еще одно понятие.
Личностные конструкты- система критериев и признаков, которые использует человек при описании, классификации и оценке вещей, событий и людей (в т.ч. себя). Конструкты можно формулировать в форме 2-х полюсных шкал: старый-молодой, умный-глупый, легкий-трудный и т.д. Личностные конструкты всегда содержат оценки с точки зрения потребностей, ценностей, смыслов. У них всегда один полюс хороший, другой - плохой. Например, характеристика "Деловой" для одних - комплимент, для других - ругательство. Данный когнитивный стиль отражает строение личностных конструктов, степени их выделенности и определенности, связности и взаимоподчинения.
Экспериментальные данные о проявления этого когниивного стиля довольно противоречивы. Так, было показано, что полюс когнитивной сложности связан с большой точностью оценки себя и других, успешностью в решении интеллектуальных задач и эффективностью в общении. Но слишком большая когнитивная сложность приводит к тревожности, догматизму, ригидности, затруднению социальной адаптации. Когнитивно простые люди лучше способны к интеграции новой информации и адекватному изменению поведения.
У каждого человека имеется свой "набор" когнитивных стилей и в течение жизни вырабатывается определенная стратегия поведения. Стратегия - индивидуализированная система способов оперирования информацией, направленная на решение конкретной задачи (основной принцип решения). Присущий индивиду когнитивный стиль в разных задачах проявляется в составе познавательных стратегий.