Глава 1. потребности и мотивы деятельности 3 страница

Обычно, силами, восстанавливающими бодрствование, являются физиологические и биохимические изменения в отдохнувшем организме. При этом наступает амнезия и человек не помнит сновидений, хотя, записи электроэнцефалограммы в специальных экспериментах, показывают, что люди видят сны 3-4 раза за ночь. Если же человека разбудить в то время, когда он видел сон, разбудивший его сенсорный сигнал (шум, свет, прикосновение) служит разрушительной силой для состояния сновидения. Изменение позы и сенсорный поток из внешнего мира формируют нормальное состояние сознания. Причем на это требуется некоторое время, когда человек находится в особом "просоночном" состоянии. В этом случае он может помнить элементы сновидений.

Другим примером измененного состояния сознания, во многом противоположного сну, является аффект. В качестве силы, разрушающей нормальное состояние сознания, в этом случае выступает сверхсильное эмоциональное возбуждение, связанное с сильным стрессом, а формирующей – сильная актуальная мотивация.. В этом состоянии поле внимания резко сужается – человек не воспринимает почти ничего, кроме причины аффекта. В том числе неосознаваемыми (и, следовательно, непроизвольными) остаются и собственные действия. При этом направленность и сила действий могут быть совершенно неожиданными и после их окончания наступает почти полная амнезия – человек может с большим удивление обнаружить,, что именно он натворил в состоянии аффекта. По психофизиологическим причинам, которые мы не обсуждаем в данном пособии, состояние аффекта, особенно в начале его развития, может быть разрушено раздражением поверхности губ или глаз. Поэтому возвращению в нормальное состояние сознания содействуют плач, закусывание губ или закуривание сигареты.

При приеме небольшой дозы алкоголя человек может не заметить возникновения измененного состояния сознания, которое выражается в ослаблении чувства "психологического самосохранения", которое в нормальном состоянии заставляет человека соблюдать даже неприятные ему правила поведения, делает его скованным и застенчивым. Скрываемая мотивация, эмоциональное напряжение становятся формирующей силой. В немного измененном под влиянием алкоголя состоянии сознания человек ведет себя более свободно, даже развязно, может позволить себе сказать или сделать то, на что не решился бы в нормальном состоянии.

Не очень глубокое измененное состояние сознания вызывает курение марихуаны. Химическое воздействие этого наркотика является только разрушительной силой. Силой, формирующей собственно наркотическое измененное состояние сознания, является психологическое воздействие других людей, то есть для того, чтобы человек почувствовал удовольствие, ему должны предварительно об этом рассказать. (Марихуану издавна использовали как сильное обезболивающее средство под названием "канабис", но его наркотическое действие было "открыто" относительно недавно).

Необходимо отметить, что во многих культурах Востока взгляд на состояния сознания противоположен привычному европейскому. То состояние, которое европейцы считают нормальным, в этих культурах считают иллюзорным. Для того, чтобы достичь истинного сознания надо, по их мнению, максимально освободиться от всех чувств и ощущений, которые связывают человека с материальным миром, в том числе – со своим собственным телом. Для этого служат разнообразные техники медитации. Разрушительной силой в них служат особые позы и дыхание, а также специальные изображения и звуки (янтры и мантры). Важнейшую роль в формировании измененного состояния сознания при медитации имеют наставления, инструкции учителя и возникающие под их воздействием установки.

ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ

4.2.1. Понятие о личности и индивидуальности

В отечественной науке принято различать понятия: "индивид", "индивидуальность", "субъект" и "личность".[]

Каждое живое существо является индивидом, то есть обладает неповторимыми биологическими особенностями, которые зависят, прежде всего, от его генетических признаков. Индивидуальность объединяет в себе все отличительные черты данного человека, как психологические, так и биологические и социальные. Субъект - это прежде всего носитель целенаправленной активности. Субъектом может быть как индивид, так и группа, способные к действиям по преобразованию объекта. Эти действия могут быть как материальными, так и идеальными – действия по познанию объекта, построению и преобразованию его образа Личность отличает человека от животного и одного человека от другого в психологическом, а не биологическом смысле. Поскольку личность – очень сложное и многогранное явление, имеется множество определений личности и подходов к ее изучению.

Личность - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. Личность объединяет в себе познание и переживания. Субъективно личность выступает как "Я-образ", т.е. то, как индивид себя видит и хочет видеть.

Соотношение индивидуального и социального в личности – весьма сложная проблема. Одна из крупных современных специалистов по проблемам личности, Мухина [] отмечает, что в современных теориях личности видны две тенденции: первая - личность - уникальное, высокое в человеке; вторая - личность вращена в общество, она часть общества, вырастающая в нем и стоящая над ним. По ее мнению, понятие "личность" всегда включает в себя конкретную уникальность отдельного человека в присутствии общества. Однако личность - это то уникальное, развивающееся в человеке образование, которое выходит за рамки общества. Личность, конечно, вбирает в себя исторический момент своего бытия. Но личность может выходить за пределы общественной жизни, культуры в поисках истины и в творении мифов.

Исследователь Обухов А.С. [] считает, что личность развивается в культуре. Культура, в свою очередь, передается от поколения к поколению через личность. В этом отношении психология личности становится по своей сути социокультурной психологией, поскольку личность является, с одной стороны, следствием, а с другой стороны, основой социальной и культурной реальностей.

Известный психолог и психотерапевт Непомнящая [] пишет, что основное содержание, способы жизни человека, его психические свойства, особенности личности и т. д. складываются и развиваются в процессе присвоения социального опыта. Но, чтобы это оно было возможно, человек должен уже обладать такими свойствами, которые позволят присваивать внешнее содержание во всем его многообразии посредством общения с другими людьми. Вся психика человека личностно обусловлена и личностный подход необходим для правильного понимания всей психики человека. Личность же является исходной самоценностью, ни к чему не сводимой и не из чего не выводимой.

В структуре личности можно выделить 3 компонента, содержание которых свидетельствует о зрелости личности:

1) когнитивный компонент - включает представления человека о себе, о других и о мире; зрелая здоровая личность оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности, который совершает свободные выборы и несет за них ответственность, других - как уникальных и равноправных участниках процесса жизнедеятельности, мир - как постоянно изменяющееся, а потому всегда новое и интересное пространство для реализации своих возможностей.

2) эмоциональный компонент зрелой здоровой личности включает способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения, адекватное восприятие действительности, принятие себя и других, искренний интерес к другому человеку, свежее восприятие мира, прежде всего - его позитивных сторон.

3) поведенческий компонент - состоит из действий по отношению к себе, другим людям и миру; у зрелой здоровой личности эти действия направлены на самопознание, саморазвитие, самореализацию; по отношению к другим – это социально компетентное поведение, основанное на доброжелательности и уважении личности другого; по отношению к миру - преумножение, а иногда и восстановление его ресурсов за счет своей творческой деятельности в процессе самореализации и бережное обращение с уже имеющимися.

Внутренний стержень личности составляют ее ценностные ориентации. Самое простое определение ценностных ориентаций - идеальные представления о хорошем. В более общем смысле ценностные ориентации - это основания для субъективной оценки действительности, способ разделения объектов по субъективной значимости. Субъективно они переживаются как нечто, независимое от Я. Всякая вещь или явление приобретает личностный смысл постольку, поскольку соответствует или не соответствует потребностям и ценностям конкретной личности.

Ценностные ориентации оказывают влияние на устойчивую систему мотивов, интересов, убеждений, которые составляют направленность личности. Они определяют общий подход человека к миру и самому себе, придают смысл и направление общественной позиции личности. По степени сформированности системы субъективных ценностей можно судить об уровне сформированности личности, ее зрелости.

Развитые ценностные ориентации - это признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении целей. Противоречивость порождает непоследовательность в поведении, неразвитость ценностных ориентаций является признаком инфантилизма, господства внешних стимулов над внутренними в структуре личности. Очевидно, что ценностные ориентации независимой личности могут не совпадать со структурой ценностей, функционирующих в общественном сознании.

Имеется множество теорий, описывающих и объясняющих различные проявления личности. Их подробное рассмотрение выходит за рамки данного пособия. Здесь будут обозначены лишь основные подходы к пониманию личности.

4.2.2. Различные подходы к пониманию личности.

4.2.2.1 Теория У. Джеймса

Одну из первых психологических теорий личности создал в конце XIX - начале XX веков У Джеймс. Он рассматривал психическую жизнь как единое целое без деления на "атомы"-ассоциации, как это было тогда принято в школе Вундта. Личность или эмпирическое "Я" имеет следующую структуру:

1. физическая личность – телесная организация и непосредственное материальное окружение;

2. социальная личность, формирование которой происходит по мере того, как человек добивается признания со стороны определенных социальных групп (семьи, соседей, политической партии, профессиональной среды и т.п.); поскольку у каждого человека таких групп несколько – человек сочетает в себе несколько социальных личностей;

3. духовная личность – духовные свойства и состояния личности, ядром которых является активность личности, в том числе мышление, эмоции, желания и т.п.

Основной психической функцией У Джеймс считал непрерывное мышление. Оно постоянно предоставляет человеку множество возможностей для принятия решений и поведения. Сознание состоит в сравнении их друг с другом, выборе одного и подавлении остальных. Сознание образует непрерывный поток субъективной жизни.

Представление о "потоке сознания" оказало большое влияние на культуру и искусство середины ХХ века. Кроме того, У.Джемс ввел понятия, которые широко использовались впоследствии, такие как самооценка, притязания, успех и неуспех и др.

4.2.2.2.. Типологии.

Типологии личности могут быть весьма разные. Они создаются в соответствии с определенными практическими задачами и в их основе лежат различные основания. Одна типология может быть более адекватна для клиники, другая для подбора супружеских пар, третья для решения проблем дифференцированного обучения. Все зависит от того, какие симптомокомплексы индивидуальности из возможных адекватны ситуации. Хотя это не исключает задачи поиска и обоснования более интегративной типологии индивидуальности. В любом случае считается, что тип является врожденным качеством человека, но поведение формируется под влиянием типа с одной стороны и социальных условий - с другой. В результате создается характер - "сплав" врожденных и приобретенных индивидуальных особенностей, проявляющихся прежде всего в отношении человека к себе, другим и порученному делу, а также в волевых качествах человека.

"Плюсы" типологического подхода: универсальность, относительная простота, отсутствие необходимости глубокого анализа и возможность прогноза. Хорошая типология должна уметь намечать наиболее вероятные версии индивидуального будущего, но не абсолютизировать свой прогноз.

Недостатки: ограниченность - мы знаем о человеке только то, что есть в типе, не ясно, может ли тип измениться и как, категоричность, невозможность или, по крайней мере, неясность промежуточных типов, искусственность выделения и усиления отдельных качеств, по которым формируются признаки типа, относительная произвольность в установление границ типов. И все-таки типологии личности весьма распространены.

Приведем для примера 4 варианта: темпераменты, конституциональные типы, акцентуации личности и психосоциотипы

Темпераменты.

По современным представлениям, темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека. Этот тип, в свою очередь, является следствием свойств нервной системы человека: силы или слабости процессов возбуждения и торможения, а также подвижности. Подробные исследования в этой области проводились под руководством выдающихся отечественных психологов Теплова и Небылицына [] Аналогичные темпераменты описывали еще в древности как особенности поведения, вызванные преобладанием в организме одной из четырех жизненно важных жидкостей: крови, слизи, черной или желтой желчи. Классически выделяются 4 темперамента:

1. Сангвиник- человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Обладает быстрыми, но обдуманными и взвешенными реакциями, высокой устойчивостью к стрессам и хорошей приспособляемостью к изменяющимся условиям. Имеет относительно низкую чувствительность и умеренную эмоциональность.

2. Флегматик- человек с сильной, уравновешенной, но малоподвижной нервной системой. На жизненные обстоятельства он реагирует относительно медленно, обладает высокой работоспособностью и устойчивостью к стрессам. Трудно приспосабливается к любым новым условиям. Имеет низкую чувствительность и эмоциональность.

3. Холерик - в нервной системе возбуждение преобладает над торможением, подвижность как правило высокая. В поведении таких людей преобладают быстрые порывистые реакции, несдержанность, увлеченность, цикличность настроений.

4. Меланхолик- человек со слабой нервной системой. Обладает повышенной чувствительностью и эмоциональностью, относительно низкой работоспособностью. Испытывает трудности в приспособлении к внешней среде, но может делать, реагируя на малейшие признаки приближающихся событий, еще не заметные людям с другими темпераментами.

Г. Айзенк разработал теорию, согласно которой в основе личности лежат генетически обусловленные свойства темперамента: экстраверсии – интроверсии (понятия введены К. Юнгом) и эмоциональной устойчивости – нейротизма.

Экстраверты – люди, "обращенные вовне", они общительны, активны, подвижны, чувствуют себя комфортно среди людей, могут стремиться к лидерству (чаще всего - сангвиники или холерики).

Интроверты - "обращенные внутрь", малообщительны, сдержаны, ориентируются на собственные представления, контролируют свои эмоции (чаще всего - флегматики или меланхолики).

Второе "измерение" темперамента по Айзенку, определяется уровнем уравновешенности процессов возбуждения и торможения в ЦНС, прежде всего – в лимбической системе. Эмоциональная стабильность наблюдается при хорошей уравновешенности. Она свойственна людям, устойчивым по отношению к внешним воздействиям, не склонным к беспокойству и вообще бурным эмоциональным реакциям.

Нейротизм (эмоциональная нестабильность) является результатом неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Это свойство проявляется в высокой чувствительности к любым воздействиям, эмоциональности, тревожности, склонности расстраиваться по любому поводу.

Темпераменты описываются Айзенком как устойчивые комплексы свойств, которые определяются выраженностью каждого из четырех основных составляющих. Предполагается, что имеется устойчивая связь между экстраверсией и силой нервной системы по возбуждению, а также между эмоциональной устойчивостью и уравновешенностью нервных процессов. Стабильные экстраверты – это сангвиники, нестабильные экстраверты – холерики, стабильные интраверты – флегматики, нестабильные интраверты – меланхолики. (Необходимо отметить, что экспериментально было показано, что эти показатели действительно коррелируют между собой, но не совпадают, встречаются люди, у которых преобладает тот или иной темперамент, но имеются и черты из совершенно другого темперамента.)

Моросанова В.И. и Коноз Е.М. развивают теории об индивидуальном стиле саморегуляции, который формируется у конкретной индивидуальности в зависимости от многих причин, важнейшими из которых, являются особенности темперамента и собственно активность личности. Авторы выделили 6 показателей, описывающих индивидуальные особенности саморегуляции человека в процессе любой активной деятельности. Планирование характеризует индивидуальные особенности целеполагания и удержания целей, уровень сформированности у человека осознанного планирования деятельности. Моделирование характеризует индивидуальную развитость представлений о системе внешних и внутренних условий, значимых для достижения целей, степень их осознанности, детализированности и адекватности. Программирование характеризует индивидуальную развитость осознанного программирования человеком своих действий. Оценивание результатов характеризует индивидуальную развитость и адекватность оценки человеком себя и результатов своей деятельности и поведения. Самостоятельность характеризует развитость регуляторной автономности.

Стилевые особенности саморегуляции у экстравертов по сравнению с интровертами характеризуются более высокой сформированностью процессов моделирования, гибкостью и самостоятельностью. Интроверты значимо превосходят экстравертов в развитости планирования и программирования, что имеет компенсаторное значение. У нейротиков по сравнению со стабильными отмечается более высокий уровень планирования, но более низкий общий уровень осознанной саморегуляции. Стабильные значимо превосходят нейротиков в сформированности регуляторных процессов моделирования и оценки результатов, а также гибкости. Тип темперамента влияет на стиль саморегляции тем сильнее, чем ниже уровень осознанной саморегуляции.

Конституциональная типология.

Конституциональная типология исходит из предположения о непосредственной связи строения тела человека и особенностей его психики

Самая простая и обобщенная принадлежит У. Шелдону []. Он считал, что имеется 3 соматотипа. Они ведут свое происхождение еще из раннего эмбрионального развития человека. Дело в том, что на ранней стадии развития эмбрион состоит из 3 зародышевых листков. Позднее из одного развиваются внутренние органы, из другого – мышцы, из третьего – нервная системы. У. Шелдон считал, что это развитие происходит неравномерно, и у каждого человека одна из систем развита лучше других, а на этой основе формируются соматотип. Каждому соматотипу соответствует психотип:

1. У человека с эндоморфным соматотипом наибольшее развитие имеют внутренние органы. Внешне его тело рыхлое, с относительно слабой мускулатурой и избытком жировой ткани, в осанке и движениях, как правило, заметна расслабленность. Его психотип характеризует: замедленная реакция; любовь к комфорту, способность испытывать безмятежную удовлетворенность жизнью вообще и хорошей едой – в частности; любовь к компаниям, общению, приветливость со всеми, жажда любви и одобрения окружающих, ориентация на других людей, эмоциональная ровность,

2. Мезоморфный соматотип формируется тогда, когда ведущую роль в развитии играет мышечная система. Такой человек обладает стройной, мускулистой фигурой. Его психотип отличает:уверенность в осанке и движениях, склонность к физической деятельности, энергичность, потребность в движениях и удовольствие от них; потребность в доминировании, склонность к риску и игре случая, решительные манеры, храбрость, сильная агрессивность; психологическая нечувствительность, отсутствие сострадания; громкий голос, шумное поведение; объективное и широкое мышление (направленное вовне);

3. Человек эктоморфного соматотипа формируется при ведущем развитии нервной системы и мозга. Его тело тонкое, хрупкое, с длинными конечностями плоской грудной клеткой. Соответствующий психотип отличают: заторможенность в движениях, скованность в осанке, чрезмерная физиологическая реактивность (побледнение, покраснение, дрожание голоса, нарушения координации движений при стрессе и т.п.), повышенная скорость реакций; склонность к уединению, склонность к рассуждениям, внимательность к деталям жизни; скрытность чувств, эмоциональная заторможенность, самоконтроль мимики; избегание широкого общения, нелюбовь к большим компаниям, заторможенность в общении; тихий голос, боязнь вызвать шум;

Другие типологии более сложны, выделяют больше типов. Одну из самых известных предложил врач Кречмер. Его типология является по происхождению клинической. Такие типологии исходят из предположения, что между больным человеком и здоровым нет резкой грани: особенности характера могут перерастать в аномалии, а затем - в заболевания. Источником таких типологий служат клинические наблюдения и поиски особенностей характера, похожих на клинические симптомы. Конституциональная типология Кречмера основана на выделении 4-х типов телосложения:

1. Астеник - человек хрупкого телосложения с плоской грудной клеткой, относительно узкими плечами и удлиненными конечностями, вытянутым лицом. Люди с астеническим телосложением имеют часто шизотимическийтип личности. Они замкнуты, склонны к размышлениям и абстракции, с трудом приспосабливаются к окружению, чувствительны и ранимы. У них происходят колебания между чувствительностью и холодностью. По преобладанию одной из этих особенностей выделяются 2 разновидности шизотимиков:

а) идеалисты и моралисты, чувствительные к чужим проблемам,

б) деспоты и фанатики, а также люди холодного расчета, доктринеры, равнодушные и отчужденные, лишенные понимания конкретных ситуаций и проблем других людей.

2. Пикник - человек малого или среднего роста с выраженной жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, большим животом и круглой головой на короткой шее. Их тип личности обычно - циклотимик. У такого человека настроения часто колеблются между радостью и печалью. Эти люди очень активны, имеют здравый смысл, лишены скрупулезности, фанатизма и доктринерства. Они могут быть просто веселыми болтунами или действительно активными практиками.

3. Атлетик - человек с крепким скелетом, пропорционального телосложения, развитой мускулатурой, широким плечевым поясом. Этот тип телосложения имеют искотимики - люди мало впечатлительные с невысокой гибкостью мышления. Но если они все-таки реагируют, то могут быть уверенными в себе, энергичными, резкими, даже агрессивными.

4. Дипластик - человек с неправильным телосложением, о психическом типе которого ничего определенного сказать нельзя.

Акцентуации характеров.

Акцентуация характера также относится к клинически типологиям.

Акцентуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим. Выраженность акцентуации может быть разной - от легкой до близкой к заболеванию. С годами акцентуация может как уменьшаться, так и увеличиваться. Типы акцентуаций, предложенные Леонгард:

1. Гипертимический (гиперактивный) - всегда приподнятое настроение, разговорчив, энергичен, стремится к лидерству, склонен к авантюрам, не самокритичен.

2. Дистимичный - пониженное настроение, замкнут, не многословен, не сближается с людьми, склонен подчиняться.

3. Циклоидный - настроение и общительность циклически меняются.

4. Эмотивный - чрезвычайно чувствителен ко всем воздействиям, особенно к замечаниям, поэтому обычно имеет пониженное настроение; предпочитает узкий круг друзей.

5. Демонстративный - стремиться быть всегда в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: хвастовством, ложью, скандалами, слезами и др. Легко приспосабливается к нужным ему людям.

6. Возбудимый - повышенная раздражимость, несдержанность, агрессивность или льстивость, склонность к конфликтам.

7. Застревающий - "застревает" на своих чувствах, мыслях, обидах; склонен к длительным нравоучениям и конфликтам.

8. Педантичный - очень педантичен, точен, аккуратен, "зануден", внимателен к деталям.

9. Тревожный - пониженный фон настроения, постоянные опасения за себя, близких, дела; неуверенность в себе, сомнения в своих действиях, нерешительность.

10. Экзальтированный (лабильный) - очень изменчивое настроение, повышенная эмоциональность и откликаемость на внешние события.

11. Интровертированный (шизоидный, аутистический) - малая общительность, замкнутость, погруженность в себя, ранимость при укрывании чувств, холодность в отношениях с людьми.

12. Экстравертированный (конформный) - общительность, словоохотливость без стремления к лидерству, старается подчиняться; несамостоятельность в мнениях и действиях, неорганизован.

Психосоциотипы.

Психосоциотипы являются развитием типологии, предложенной К.Юнгом. Людей можно разделить на типы по следующим характеристикам: экстраверсия - интроверсия, мыслительный тип (логик) - эмоциональный тип (этик), ощущающий тип (сенсорик) - интуитивный тип (интуит). Каждый человек относится к тому или иному типу по всем трем характеристикам.

Экстраверсия – интроверсия касается позиции человека среди других людей, о чем мы уже сказали выше. Кроме того, человек обладает двумя стратегиями получения информации из внешнего мира:

-сенсорный тип– для человека характерно стремление принимать реальность как есть, опираться на чувственный опыт;

-интуитивный тип- имеет развитое воображение, способность прогнозировать.

Эту информацию он может обрабатывать с помощью двух стратегий:

мыслительный тип -стремится все понять и объяснить;

эмоциональный тип - стремится прежде всего выразить свое отношение и свою оценку событий.

По мнению Юнга и его последователей, каждый человек от рождения является экстравертом или интравертом и, кроме того, имеет склонность к одному из типов получения информации и одному из типов ее обработки. Всего из сочетаний трех характеристик получается 16 психосоциотипов, каждый их которых отличается определенными особенностями мышления и общения. Например: экстраверт-сенсорный-мыслительный, или интраверт-сенсорный-эмоциональный, или экстраверт-интуитивный-эмоциональный и т.д. Исследование, диагностика и практическое применение представления о психосоциотипах выделилось сейчас в особое прикладное направление под названием соционика.

Черты личности (диспозиционный подход к пониманию личности).

При данном подходе личность рассматривается как диспозиция множества отдельных черт. Черты личности - обобщенные устойчивые характеристики вроде "добрый", "честный" и т.п. Обычно являются двухполюсными, например: "сильный – слабый", "умный – глупый", "доброжелательный – враждебный" и т.п. Имеется очень много описаний черт личности как в естественных языках, так и в психологических теориях. Хорошо известен, например 16-ти факторное описание личности Кэттела и одноименный тест-опросник. Корреляционные исследования показали, что это разнообразие черт личности можно свести к 5 группам, "большой пятерке" черт личности:

1. Энергетический фактор - активность, экстраверсия, пылкость и т.п.

2. Моральный фактор - альтруизм, дружественность, согласие.

3. Прагматический фактор - самоконтроль, совестливость, сознательность и т.п.

4. Интеллектуальный фактор - интеллект, культура.

5. Эмоциональная стабильность.

Описание личности через черты привлекательно, но трудно полностью реализовать, т.к. субъективно само определение черт и границы их устойчивости не четко определяется и зависит от обстоятельств.

4.2.2.4. Теории личности, основанные на глубинно-психологическом (психоаналитаческом) подходе.

Глубинно-психологические подходы предполагают, что человек от природы плох, перед ним надо ставить цели и следить, чтобы он не сбился с пути - отсюда сложные системы диагностики и контроля. Этот подход гораздо старше и шире психоанализа и свойственен многим религиям и тоталитарным системам.

Наши рекомендации