Он придерживается прямоты
Истинный и искренний мусульманин отличается своей прямотой[201] и открытостью. Он не виляет из стороны в сторону, не говорит ничего невнятного и не обманывает, несмотря на все те трудности и неудобства, с которыми человек может столкнуться во взаимоотношениях с другими людьми из-за своей прямоты.
Объясняется это тем, что в жизни и поведении мусульманина прямота является не просто достойным нравственным качеством, которого он может придерживаться или не придерживаться по своему собственному усмотрению, а образом действий, обязательным для него в силу велений Аллаhа и Его посланника и стоящим на втором месте по важности после веры в Аллаhа во многих аятах Корана.
Так, например Аллаh Всевышний сказал:
«Поистине, к тем, кто говорил: "Господь наш — Аллаh" — а потом не отклонялся от этого, нисходят ангелы (возвещая): "Не бойтесь, и не печальтесь и радуйтесь раю, обещанному вам! (По воле Аллаhа) мы — ваши покровители в этой жизни и в мире вечном, в котором для вас то, чего пожелают ваши души, и в котором для вас то, чего вы потребуете, в качестве угощения от Прощающего, Милосердного".» (Разъяснены, 30-32)
Как велика награда, предназначенная для верующих, которые не отступают от прямоты! Какой достойный прием ожидает их в Судный день! И сколь радостную весть принесут им нисходящие к ним ангелы!
Все это ожидает их потому, что прямота является высокой и труднодостижимой вершиной, на которую восходят лишь богобоязненные верующие, искренне поклоняющиеся Аллаhу и избавившиеся от оков поклонения всему иному, будь то богатство, высокое положение, власть, наслаждения или любые другие вещи, вызывающие любовь людских сердец в этой жизни. И поэтому неудивительно, что награда Аллаhа таким людям будет велика, а сами они займут пред Ним весьма и весьма высокое место.
Лучшим доказательством высоты положения прямоты и трудности достижения этой вершины является то огромное впечатление, которое произвело ниспослание того аята, где говорится о прямоте, на пробужденного и обладающего обостренным восприятием посланника, представляющего себе масштабы прямоты, а также ее огромную значимость и важность в определении участи человека. Об этом говорит Ибн Аббас, да будет доволен им Аллаh, в своем толковании того аята, где приводятся слова Всевышнего: "И придерживайся прямоты, как тебе велено...". (Худ, 112). Ибн Аббас сказал: "Ни один изо всех ниспосланных посланнику Аллаhа аятов Корана не был столь тяжким и трудным для него, как этот". (Муслим)
Вот почему когда сподвижники сказали Пророку (мир ему и благословение Аллаhа): "У тебя рано появилась седина", он дал им такой ответ: "Седым сделала меня сура "Худ" и подобные ей суры!", имея в виду слова Всевышнего: "И придерживайся прямоты, как тебе велено...". (Худ, 112). (Муслим)
К числу кратких, но заключающих в себе много смысла указаний Пророка (мир ему и благословение Аллаhа) относилось указание, данное им Суфйану ибн Абдулла Ас-Сакафи, да будет доволен им Аллаh, и соответствовавшее словам Всеблагого и Всевышнего Аллаhа: "Поистине, к тем, которые говорили: "Господь наш — Аллаh", а потом придерживались прямоты...". (Разъяснены, 30). Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Скажи: "Уверовал я в Аллаhа!", а потом придерживайся прямоты...»
Эти слова были сказаны им после того, как Суфйан попросил его: "О посланник Аллаhа, скажи мне об исламе нечто такое, после чего я уже никого, кроме тебя, не буду спрашивать о нем". (Муслим) Это и побудило имама Муслима назвать главу о прямоте "Главой, в которой говорится обо всех особенностях ислама", ведь прямота, в основе своей восходящая к вере в Аллаhа, объединяет в себе все достоинства и все высокие нравственные качества, и в ней берут свое начало все благие свойства и праведные дела.
И прежде всего прямота требует от мусульманина того, чтобы он всегда придерживался одних и тех же принципов в отношениях с людьми, избегая двуличия, свойственного обманщикам, к которым благородный посланник (мир ему и благословение Аллаhа) обращается с угрозой, говоря:
«Поистине, худшим из людей является двуличный, который к одним подходит с одним лицом, а к другим — с другим!» (Аль-Бухари и Муслим)