Виды теорий, на основании того, каким образом они были построены
Классическая наука
Научная картина мира | Характеризуется детерминистическими представлениями о причинно-следственных связях. Источники детерминистической картины мира: · идея Бога (божественный источник жизни природы) · природа (естественный источник жизни природы) |
Идеалы и нормы научного познания | Заложены в философии Декарта, развитиы в позитивизме и сформулированы в неопозитивизме. Для классической психологии идеал научности - физиология |
Философские основания науки | дуализм Декарта |
Неклассическая наука
Научная картина мира | Лишается представлений о механическом характере детерминации. На смену детерминизму приходит представление о вероятностном характере причинно-следственных связей. Характерны холистические представления об объектах научного исследования, т. е. представления о том, что целое не равно простой арифметической сумме его частей |
Идеалы и нормы научного познания | Идеал научности задан принципом дополнительности Научным признается результат, не имеющий опоры на непосредственные данные органов чувств. |
Философские основания науки | Неклассическая наука отказывается от допущения Абсолютного наблюдателя. Методологическая рефлексия, в том числе и в психологии, направлена на анализ познавательных средств ученого и изучение того, как они задают видение им изучаемых объектов |
Постнеклассическая наука
Научная картина мира | Произошел полный отказ от традиционных детерминистических представлений о мироустройстве, что особенно заметно по общенаучно - методологическим концепциям последней четверти XX в. Изменились представления о соотношении между хаотичностью и законосообразностью (пример — концепция И.Пригожина) |
Идеалы и нормы научного познания | Принцип «допустимо все» реализуется в построении теоретического знания, когда современные представления физики сопоставляются с идеями миропорядка, сформулированными в древней философии, и подчеркивается преемственность идей. В постнеклассической науке преодолено негативистическое отношение к научным достижениям прошлого. |
Философские основания науки | Философские идеи, высказанные мыслителями прошлого |
Структура теоретического знания
Теория (в методологии) – высшая форма научного знания
Структурные компоненты теории (В. Н. Дружинин)
Основные компоненты теории | Происхождение |
исходная эмпирическая основа (факты, эмпирические закономерности) | Эмпирические основания полученыпри обработке результатов экспериментов и наблюдения, |
базис — множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые описывают идеализированный объект теории | являются результатом обобщений, не основаны на эмпирике |
логика теории — множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории | Правила логического вывода являются производными метатеории. Для психологии метатеорией становится философская или общенаучная методология. |
множество выведенных в теории утверждений, которые составляют основное теоретическое знание | Теоретическое знание производно от исходной эмпирической основы и логики теории |
ü Структура теоретического знания образована фундаментальной теоретической схемой, которая конкретизируется применительно к частным областям знания в виде частных теоретических схем (напр.: трехуровневая структура деятельности, по А. Н. Леонтьеву, является фундаментальной схемой в созданной им теории деятельности)
Виды психологических теорий
Виды теорий, на основании того, каким образом они были построены