Семинарское занятие № 4 (4 часа)

Тема: Общее представление об эмоциях и чувствах. Основные аспекты исследования эмоциональных состояний.

Цель:сформировать представление об эмоциональном процессе, его компонентах и значении эмоций и чувств в жизни человека; рассмотреть психологические теории эмоций; охарактеризовать условия возникновения эмоций; рассмотреть

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Различные подходы к пониманию эмоционального процесса. Компоненты эмоционального процесса.

2. Физиологические основы эмоций. Условия возникновения эмоционального процесса.

3. Свойства эмоционального процесса.

4. Основные направления в изучении и классификации эмоций:

· эмоциональные явления как факт сознания (трехмерная концепция чувств В. Вундта);

· эмоции как специфический вид физиологических процессов (периферическая теория Джемса-Ланге, таламическая теория эмоций Кеннона-Барда);

· эмоции как регулятор деятельности, поведения (гормическая теория Макдауголла, психоаналитическая концепция эмоций);

· эмоции как биологический продукт эволюции (биологическая концепция эмоций П.К. Анохина);

· эмоции как специфический вид когнитивных процессов (теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера, познавательная теория эмоций Р. Лазаруса, информационная теория П.В. Симонова);

· теория дифференциальных эмоций К. Изарда.

5. Функции эмоций.

Методические рекомендации:

По первому вопросу: студент должен охарактеризовать подходы к пониманию эмоционального процесса в интроспективной психологии, бихевиоризме, глубинной психологии, отечественной психологии; студент в ходе занятия должен иметь четкое представление о компонентах эмоционального процесса, выделенных Я. Рейковским (компонент эмоционального возбуждения, знак эмоций, качество (содержание) эмоционального процесса), о компонентах эмоционального процесса, выделенных Е.П. Ильиным (знак эмоциональных переживаний, интенсивность эмоционального реагирования, длительность протекания эмоциональных процессов, предметность как характеристика эмоционального реагирования); рассмотреть взгляды К. Изарда на эмоцию как сложный процесс, имеющий нейрофизиологический субстрат, нервно-мышечный аспект и субъективные переживания. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Вилюнас В. Психология эмоций: Учеб.пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2004; Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008; Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008; Психология эмоций: хрестоматия : учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008; Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979.

По второму вопросу: студент должен охарактеризовать факторы, вызывающие эмоциональный процесс (Я. Рейковский) – натуральные (безусловные) эмоциональные раздражители, эмоциогенные раздражители, раздражители, способные вызывать эмоцию вследствие соответствия/несоответствия приобретенным в опыте познавательным структурам (установкам). В ходе занятия студент должен иметь четкое представление о нейрофизиологическом субстрате эмоций, о роли коры и подкорки в регуляции эмоций, о взглядах И.П. Павлова на возникновение эмоций, проследить связь эмоций с различными структурными образованиями мозга. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Вилюнас В. Психология эмоций: Учеб.пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2004; Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008; Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008; Психология эмоций: хрестоматия : учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008; Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979.

По третьему вопросу: студент должен иметь представление о свойствах эмоционального процесса: полярность, амбивалентность, сила эмоционального процесса, динамика эмоционального процесса, доминантность, универсальность, адаптация. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Вилюнас В. Психология эмоций: Учеб.пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2004; Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008; Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008; Психология эмоций: хрестоматия : учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008; Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979.

По четвертому вопросу: в ходе занятия студент должен охарактеризовать основные направления в изучении и классификации эмоций – рассмотреть эмоциональные явления как факт сознания в трехмерной концепции чувств В. Вундта; эмоции как специфический вид физиологических процессов (периферическая теория Джемса-Ланге, таламическая теория эмоций Кеннона-Барда); эмоции как регулятор деятельности, поведения (гормическая теория Макдауголла, психоаналитическая концепция эмоций); эмоции как биологический продукт эволюции (биологическая концепция эмоций П.К. Анохина); эмоции как специфический вид когнитивных процессов (теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, когнитивно-физиологическая теория эмоций С.Шехтера, познавательная теория эмоций Р.Лазаруса, информационная теория П.В. Симонова); теория дифференциальных эмоций К.Изарда. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Вилюнас В. Психология эмоций: Учеб.пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2004; Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008; Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008; Психология эмоций: хрестоматия : учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008; Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979.

По пятому вопросу: в ходе занятия студент должен охарактеризовать основные функций эмоций – приспособительная, коммуникативная, сигнализирующая, предвосхищающая, оценочная (аксиологическая), мотивационная, дезорганизующая, регулирующая, защитная, синтезирующая, функция накопления индивидуального опыта, функция актуализации накопленного опыта и др., раскрыть значение понятия «эмпатия» и ее функции. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Вилюнас В. Психология эмоций: Учеб.пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2004; Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008; Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008; Психология эмоций: хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008; Психология мотивации и эмоций: хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: АСТ, 2009;Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979.

Основные понятия:эмоции, чувства, эмоциональные свойства, эмоциональная лабильность, эмоциональная монотонность, эмоциональная ригидность, эмоциональное огрубление, любознательность, переживание, когнитивный диссонанс.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Бреслав Г.М. Психология эмоций: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. Вилюнас В. Психология эмоций: Учеб.пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2004.

3. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008.

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008.

5. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.

6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.

7. Психология эмоций: хрестоматия : учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

9. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства - М.: Логос, 2002.

б) дополнительная литература:

1. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты / под ред. В. Вилюнаса, Ю. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

2. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. - СПб: Питер, 2001.

3. Долгова Т.П. Общая психология: Учеб.пособие: Ч.1. Психология потребностей, мотивов и эмоций. - Тверь, 1997

4. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев: Политиздат, 2007.

5. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.

6. Психология мотивации и эмоций: хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: АСТ, 2009.

7. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер М.: Изд-во Моск.ун-та, 1993.

8. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://psychology.net.ru/articles - Мир психологии

2. http://psyfactor.org/lybr.htm - библиотека сайта Пси-Фактор

3. http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm - Виртуальная библиотека по психологии

4. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога

5. http://www.psyworld.info – Мир психологии

6. www.bekhterev.org – лаборатория клинической психологии и психодиагностики.

7. www.flogiston.ru – психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»

8. www.humanities.edu.ru – система федеральных образовательных порталов «Социально-гуманитарное и политологическое образование»

9. www.psychology.ru – портал «Психологический навигатор»

10. www.psy-gorod.ru – Российский психологический портал

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

1. Выполните конспект: «Функции эмоций в жизни человека» // Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев: Политиздат, 2007. С. 7-18.

2. Заполните таблицу: «Сравнительный анализ различных теорий эмоций»

Автор теории Название теории Основные положения теории
     

Темы рефератов:

1. Эволюция эмоций: филогенетические и онтогенетические аспекты.

2. Развитие представлений об эмоциях в отечественной науке (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.К.Анохин, П.В.Симонов).

3. Интроспективный подход к исследованию эмоций.

4. Феноменологическая теория Ж.-П.Сартра. Теория дифференциальных эмоций.

5. Качественные различия эмоций животных и человека.

Наши рекомендации