Профориентационных занятий и консультаций.
Примеры программ профориентационных занятий
С подростками
Каждый психолог-профконсультант в той или иной мере должен уметь планировать свою работу. Он должен:
1) понять цель данной работы — определить цель-максимум и
цель-минимум в работе с данным классом, с данной группой или
в данной школе (психологическом центре);
2) выделить перечень основных проблем и приоритетных на
правлений работы (с учетом специфики данной группы);
3) расписать все занятия по дням и часам;
4) разбросать все темы (проблемы) по этим дням (по принци
пу: от общеориентирующих проблем — к более конкретным);
5) составить перечень практических методик, иллюстрирующих
теоретические вопросы (желательно, чтобы по времени они зани
мали даже большую часть, чем «теория», — это важно для работы
со школьниками);
6) разбросать практические занятия по дням, соотнеся их с
теоретическими проблемами (важен принцип «чередования»: не
много теории — практика, немного теории — практика);
7) подобрать разные методики — тесты, опросники, анкеты,
игры, игровые упражнения, разбор ситуаций, дискуссионные фор
мы работы и т.п. (использовать принцип «разнообразия»: кому-то
больше нравится работать с тестами, кому-то — больше играть);
8) рассчитать все по времени;
9) на всякий случай подобрать несколько теоретических вопро
сов и практических методик «про запас» (на случай, когда вдруг
какие-то темы и методики в данном классе «не пойдут» или когда
какие-то методики и процедуры пройдут слишком быстро и оста
нется свободное время, которое нечем заполнить);
10) составить небольшие конспекты для всего курса.
Кроме того, следует постараться подобрать некоторые методики так, чтобы учащиеся могли обсудить результаты со своими родителями. Также мы рекомендуем чаще использовать со школьниками активизирующие формы работы (игры, дискуссии, обсуждение ситуаций), но при этом не превращать занятия в «сплошную игру», так как даже детям это надоедает или же они могут начать воспринимать вашу работу как сплошное «развлечение». По нашему опыту, игровые методы вполне могут занимать в работе со старшеклассниками около 25 — 30 % общего времени занятий. Не следует увлекаться сложным и обширным материалом — лучше пусть вопросов будет меньше, но они будут понятными и
значимыми для подростков, и именно эти вопросы обсуждать ( подробно.
Сложные ценностно-смысловые вопросы обсуждать след ненавязчиво, обязательно включая их в более обширный и чески «нейтральный» материал, чтобы не вызывать недоумф некоторых учащихся и администраторов.
При подготовке и проведении конкретных занятий и nj консультаций следует:
1) определить цель данного занятия (консультации): цель ,
учащихся (внешняя цель — в виде доступных для понимания :
струкций) и цель для себя (внутренняя цель);
2) подобрать методики и теоретический материал в сое
ствии с целью;
3) спланировать все занятие по времени (по минутам),
этом желательно:
- вначале как-то заинтриговать учащихся (подобрать соот
ствующие методики или вопросы для обсуждения);
г- далее предложить что-то серьезное;
- ближе к концу — опять больше интриги;
4) необязательно стремиться к полной определенности
пользовать «эффект незавершенного действия»);
5) сделать занятие целостным и логически завершенным \
соответствии с внешней целью, т. е. формальная инструкция
тодики или цель занятия должна быть выполнена);
6) подобрать «резервные» темы для обсуждения или резерв!:
методики (например, вдруг учащиеся не захотят играть...);
7) подбирать только те методики, которыми психолог xopojj
владеет, а также учитывать общий уровень готовности работа!
методиками самих учащихся;
8) помнить, что часто естественным продолжением группой
го занятия является индивидуальная профконсультация (для
лающих), т.е. все проблемы в классе не решаются.
Приемы поддержания дисциплины:
- высокая динамика проведения занятий (чтобы даже
каться не успевали);
- особое внимание лидерам класса (чаще давать «особые»
ния, просить в чем-то помочь, предлагать главные игровые
в сложных играх и т. п.);
- введение необычных правил (например, «можно громко с»
яться и даже ржать, но только стоя»);
- если дисциплина неудовлетворительная (особенно при п{
ведении игровых занятий), то данная форма работы (наприме|
игра) прекращается и учащимся просто «устно излагается ма
риал» или предлагается какая-то письменная работа;
- использование вербальных и, главное, невербальных среде
воздействия (естественно, если психолог ими владеет).
Советы по самостоятельному освоению сложных методик:
_ сначала опробовать методику на себе (разобраться со всеми процедурными тонкостями); затем на близком человеке (прошествовать всю процедуру); только после этого на подростках /сначала на тех, у кого простые проблемы, и лишь затем на тех, у кого сложные проблемы или недостаточно доверительные отношения);
- в начале использования сложной методики составить краткую <<um аргал очку» с основными этапами и конкретными действиями (дословные планы-выступления своих занятий не рекомендуется делать даже начинающим психологам, особенно в работе со школьниками).
В качестве примеров приведем некоторые программы проф-ориентационных занятий со школьниками в дополнение к программам, разработанным Е.А.Климовым, С.Н.Чистяковой, В. Б. Борейшей (см. 6.6).
Г. В. Резапкина предлагает программу профессионального самоопределения подростков (см.: Резапкина Г.В., 2000), где выделяются следующие темы: 1) что я знаю о своих возможностях;
2) свойства нервной системы; темперамент; 3) особенности мыш
ления; 4) память и внимание; 5) эмоциональное состояние и при
емы саморегуляции; 6) что такое характер (тренинг для выработ
ки навыков социально приемлемого поведения, проводимого в
форме игры «Необитаемый остров»); 7) склонности и интересы в
выборе профессии; 8) что я знаю о мире профессий; 9) ошибки в
выборе профессии; 10) способности и профессиональная при
годность; 11) личный профессиональный план; 12) навыки са
мопрезентации.
О. А. Махаева и Е. Е. Григорьева предлагают практический курс «Я выбираю профессию» (Махаева О. А., Григорьева Е.Е., 2002), включающий следующие занятия: 1. Давайте познакомимся! (беседа, знакомство с программой, упражнения). 2. «Кто я», или «Что я думаю о себе». 3. Мир профессий — дороги, которые мы выбираем. 4. На пути к профессиональной цели. 5. Гамма способностей. 6. Влияние темперамента на профессиональное самоопределение. 7. Мир профессий и твое место в нем. 8. Типичные ошибки при выборе профессии. 9. Стратегия выбора профессии. 10. Мои личные и профессиональные планы. 11. Перспективы твоего профессионального старта. 12. Итоговое занятие.
А. П.Чернявская предлагает программу формирования профессиональной зрелости (Чернявская А.П., 2001), где выделяются следующие темы: 1) психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения; 2) межличностное взаимодействие;
3) развитие умений по принятию решения; 4) эмоциональное
отношение к выбору профессии; 5) умение учитывать сильные и
слабые стороны своих способностей; 6) роль жизненных ценно-
стей при выборе профессии; 7) умение учитывать сильные и бые стороны своей личности при выборе профессии; 8) плани^ вание профессионального пути; 9) применение полученных ний в решении ситуации выбора профессии; 10) профессиощ ная зрелость.
Интересную программу профориентационной работы прел ет Л.М.Митина с сотрудниками (см.: Митина Л.М., 2002). В i лом делается верный акцент не столько на развитие «знаний-у ний-навыков», сколько на «личностные характеристики б> щего работника». Предлагается тренинг-семинар, включают. 1) краткий курс «В поисках своего призвания»; 2) практич кий курс «В поисках своего призвания»; 3) тренинг професс! нального самоопределения. Ниже представлены названия тем! всем этим блокам.
Краткий курс «В поисках своего призвания»: 1. Профессиона ное самоопределение — одна из главных возрастных задач пол стков. 2. Самоанализ профессиональных предпочтений учащ* 3. Способности и темперамент как наиболее значимые индив» альные характеристики в процессе профессионального самоог деления. 4. Стратегии успеха и препятствия, мешающие pea вать профессиональные замыслы человека. 5. Учебно-професс нальное пространство города (см. там же, с. 321 — 325).
Практический курс «В поисках своего призвания»: 1. Да* познакомимся! 2. Образ «Я», или «Что я думаю о себе». 3. Дор которые мы выбираем. 4. В мир профессий — по компасу. 5. Па ра ваших способностей. 6. Тест Р. Амтхауэра. 7. Беседа о спосс стях и обсуждение результатов теста. 8. В «круге Айзенка». 9. «( ла» темперамента. 10. Мир профессий и твое место в нем. Обзор психологическая классификация профессий по Е.А. Климе! 11. Стратегия профессионального выбора (включая ошибки, | путствующие выбору профессии). 12. Твои перспективы (са анализ готовности к профессиональному старту) (см. там с. 325-357).
Тренинг профессионального самоопределения: 1. Помечт^ о будущей карьере. 2. Тайны собственного «Я». 3. Мое виде! будущей профессии. 4. Профессия на «языке тела», или Ни i о профессиях. 5. Ваши мнения о профессиях. 6. У меня все по чится. 7. Нет проблем! 8. Поговорим о жизненных ценностях. 9.J пути к цели. 10. Пожелайте мне доброго пути! (см. там же, с. 35 373).
В этих и других подобных программах в последние годы at но используются не только тесты и опросники, но и тренинго| и игровые формы работы, что делает эти программы дое привлекательными для подростков. Как видно из приведе* выше примеров программ, большинство из них ориентиров на традиционные психологические курсы с рассмотрением «р
темперамента в выборе профессии», с рассмотрением особенностей памяти, внимания и т.п. Объясняется это тем, что реально ло многих российских школах отдельных психологических курсов почти не читается, поэтому профориентационные курсы частично компенсируют этот пробел, фактически являясь не только проф-ориентационными, но и общепсихологическими.
Мы также считаем, что «чистая» профориентация малоэффективна: проблемы профессионального самоопределения необходимо рассматривать в более широком контексте планирования своей жизни и нахождения своего места в обществе. Мы считаем также, что хорошая профориентационная программа в большей степени должна быть проблемной, когда в дискуссионной форме обсуждаются проблемы не только «трудоустройства» в этом мире, но и улучшения этого мира через основное дело своей жизни, т.е. через свою профессию.
Естественно, такие дискуссии в подростковых классах должны быть управляемыми и контролируемыми со стороны психологов-профконсультантов. А для этого важно разрабатывать принципиально новые методы и формы работы, а не просто тестировать школьников, выдавая им рекомендации. «Группочки» и «тренинги», конечно же, по-своему важны и полезны (например, для установления контакта с классом и снятия напряжения), но есть и более интересные формы работы, когда самоопределяющийся подросток постепенно начинает чувствовать свою сопричастность культурно-историческому процессу, видеть себя будущим соци-атьным субъектом, гражданином своей страны, а не просто предприимчивым малым, который сумел «неплохо устроиться», сумел «не упустить свое» и выгодно отличается от всяких там «лохов».