Экспериментальное изучение внимания. Непроизвольное и произвольное внимание.
Методы изучения внимания. Теории внимания в разных психологических школах (моторные теории внимания, когнитивистские теории внимания). Дж. Джеймс о внимании (понятие апперцепции). Внимание как состояние сознания и апперцепция (В. Вундт). Теория внимания Т. Рибо. Дискуссия о внимании в гештальтпсихологии (внимание и восприятие). Найссер: процессы предвнимания. Внимание в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Теория пассивной переработки (Д. Норман). Внимание как действие контроля (П.Я. Гальперин). Установка на стимул и установка на ответ (Д. Бродбент). Виды внимания по Н.Н. Ланге. Определение видов внимания по Н.Ф. Добрынину. Определение видов внимания по Э. Титченеру.
Произвольное и непроизвольное внимание; факторы их обусловливающие. Внимание и эраузал. Внимание и контроль. Произвольное внимание. Особенности, условия возникновения и поддержка произвольного внимания. Усилия при произвольном внимании. Опосредованный характер произвольного внимания. Методика двойной стимуляции. Психологические механизмы произвольного внимания. Развитие внимания в онтогенезе. Пути формирования внимания. Послепроизвольное внимание.
Тема 7.Память.
Основные характеристики памяти.
Понятие памяти. Память в ряду других познавательных процессов. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Классификация видов памяти в зависимости от запоминаемого содержания и формы воспроизведения (эмоциональная, двигательная, образная, словесно-логическая). Эйдетизм. Образы представления. Реконструкция образа. Влияние модальности заучивания и воспроизведения.
Память и деятельность.
Мнемическая задача. Влияние материала на запоминание (объем, однородность, привычность, осмысленность и т.д.). Произвольное и непроизвольное запоминание (А.А. Смирнов, П.В. Зинченко). Непосредственное запоминание (опыты Эббингауза). Зависимость от эмоционального фона (3. Фрейд). Генетическая теория памяти П.П. Блонского. Научение. Виды научения (привыкание, импринтинг, имитация, облигаторное, факультативное, викарное, реактивное, оперантное, когнитивное). Роль повторения и подкрепления. Кривые научения (в зависимости от видов памяти). Критерии научения. Перенос навыков. Автоматизация и дезавтоматизация навыков. Интерференция навыков. Формирование сложного психофизиологического навыка. Природа навыка и тренировка (Н.А. Бернштейн). Закон «силы» навыка. Роль упражнений и периодичности. Способы заучивания, распределение упражнений во времени. Влияние на память перерывов в деятельности, эффект Б.В. Зейгарник. Зависимость от динамики и структуры деятельности.
Использование мнемических средств.
Мнемические действия. Мнемотехника. Забывание, теории забывания. Ретро- и проактивная интерференция. Изменение памяти во времени. Кривые забывания для разных видов памяти. Ассоциативные теории памяти. Ассоциации, их виды и роль в организации памяти. Законы ассоциаций.
Память как процесс приема, хранения и переработки информации.
Иконическая, эхоическая и сенсорная память. Эксперименты Дж. Сперлинга. Кратковременная память, оперативная память. Долговременная память. Организация долговременной памяти. Метапамять. Понятие реминисценции (П. Жане). Припоминания, воспоминания. Влияние модальности заучивание и опроса на продуктивность припоминания.
Память и представление.
Концепция Ф. Бартлетта. Особенности представлений. Классификация представлений. Прототипические представления. Общие и конкретные представления. Параметры образа (четкость, яркость, управляемость и т.д.). Понятие воображения. Контаминации схем действия и образов. Ментальная репрезентация. Схемы, скрипты, фреймы. Процедурное и декларативное знание. Образное и вербальное кодирование. Модальный и амодальный код. Модели двойного и унитарного кодирования (А. Пайвио, 3. Пилишин). Последовательная и параллельная переработка информации.
Тема 8.Мышление