Философия лингвистического психологизма

Основные положения психологизма. Г.Штейнталь, М.Лацарус: концепция народной психологии. Ассоциация и апперцепция. Развитие концепции внутренней формы языка В. фон Гумбольдта. Предметное и языковое мышление.

В.Вундт: философско-психологическая концепция языка. Объект социальной психологии (язык, миф, обычаи). Взаимосвязь типов языков со ступенями психологического развития. Происхождение языка: психофизиологическая интерпретация. Теория выразительных движений (жестовая). Концепция предложения.

А.А.Потебня: философия языка. Развитие идей Гумбольдта. Теория происхождения слова (ассимиляция, апперцепция и ассоциация). Внутренняя форма слова. Эволюция языка и мышления. Эволюция предложения.

Вопросы:

1. Раскройте основные положения психологического направления.

2. Приведите основные положения концепции народной психологии Г.Штейнталя и М.Лацаруса.

3. Что являлось психологической базой их теории?

4. Что понимается под «апперцепцией» и «ассимиляцией»?

5. Чья концепция «народного духа» получает развитие у Г.Штейнталя?

6. Что служит источником исследования «народного духа»?

7. Какое развитие получает понятие «внутренней формы языка»?

8. Раскройте основные положения философско-психологической концепции В.Вундта.

9. Почему объектом социальной психологии В.Вундт считает язык, мифы и обычаи?

10. Как связаны, по В.Вундту типы языков с «народным духом»?

11. Раскройте теорию происхождения языка В.Вундта.

12. Какова эволюция предложения, согласно В.Вундту?

13. Приведите основные положения психологической концепции языка у А.А.Потебни.

14. Объясните концепцию происхождения слова А.А.Потебни.

15. Что понимает А.А.Потебня под «апперцепцией», «ассимиляцией» и «ассоциацией»?

16. Дайте определения А.А.Потебни «внутренней форме слова».

17. Как выглядит эволюция мышления и языка в концепции А.А.Потебни?

18. Как представлял А.А.Потебня эволюцию предложения?

Список терминов:

Ассоциация (Штейнталь) – пассивное сочетание психических элементов (ощущений).

Ассоциация(Потебня) – объединений разнородных восприятий в одно целое.

Апперцепция (Штейнталь) – сознательное объединение восприятий.

Апперцепция (Потебня) - сознание содержания мысли в звуке (понимание этого звука другими).

Ассимиляция - законы образования целых последовательностей представлений, рядов представлений.

Народный дух – объединяющее народ общественное сознание, обусловленное совместной жизнью, историей и культурой.

Темы рефератов (презентаций):

1. Г.Штейнталь: концепция психологии народа.

2. В.Вундт: психологические основания теории происхождения языка.

3. А.А.Потебня: о взаимоотношении языка и психологии.

4. Развитие идей психологизма в современной психолингвистике.

Тема 10.

Младограмматизм: проблема внутренних факторов изменения языка

Лейпцигский кружок. Принципы младограмматизма в работах Г. Остгофа и К. Бругмана. Г. Пауль. Б. Дельбрюк. Поиски причин языковых изменений. Отрицание концепций романтизма и натурализма. Параллель с естественноисторическими объектами. Значение звуковых соответствий и звуковых законов. Различие понятий «звуковые соответствия» и «звуковые законы». Разработка точных методов исследования. Лингвистический психологизм и историзм. В.Д. Уитни – аналогия как важнейший фактор в развитии языка.

Московская школа. Ф.Ф.Фортунатов – глава и основатель МШ. Обоюдная связь языка и мышления. Язык как выражение мыслей и чувств. Понимание природы представления. Проблема «язык- речь». Словосочетание как основной объект синтаксиса. Учение о грамматических классах слова и форме слов. Понятие грамматической формы. Распределение слов по грамматическим классам. Сравнительно- исторические исследования. Закон Фортунатова-Соссюра. Связь эволюции языков с конкретной историей народов. Классификация языков.

А.М.Пешковский. Слово-тип и слово-член. Форма слова и словосочетания. Понятие формальной категории. Принцип сочетаемости.

А.А.Шахматов. Эволюция языка. Коммуникация как особый акт мышления. Семасиологический подход. Морфология. Словообразование.

М.М. Покровский. Семасиология. Тенденции развития языков. Два фактора развития языков. Лексическое поле в методе этимологизирования.

Казанская школа. И. А. Бодуэн де Куртенэ. Материалистический монизм как основа лингвистической концепции. Социальная сущность языка. Статический и динамический планы языка. Проблема языка и речи. Язык как система. Теория фонемы. Теория чередований. Типологические исследования.

Н.В. Крушевский. Основные законы языковой эволюции. Язык как система. Проблема языкового знака. Непосредственные и опосредованные отношения в языковой системе.

В.А. Богородицкий. Синхронно-диахронический метод. Изучение территориальных диалектов. Экспериментальная фонетика. Учение о морфологических процессах. Аналогия, дифференциация, опрощение, переразложение как факторы морфологического развития языка. Проблема частей речи. Эволюция частей речи.

Вопросы:

Лейпцигский кружок.

1. Назовите представителей ЛК и обсуждаемые ими проблемы языка?

2. В чем отличие взглядов ЛК от «романтизма» и «натурализма»?

3. Что, согласно представителям ЛК, является причиной языковых изменений?

4. Что такое «фонетические законы» и «звуковые соответствия»?

5. Как понимается «принцип аналогии» в ЛК?

Наши рекомендации