Розвиток і виховання сприймання у дітей 4 страница

X. Р. Еникеев в ряде последовательных воспроизведений трудного текста получил кривую забывания, отличную от классической кривой после значительного падения, она поднималась вновь. Автор объясняет это тем, что первое воспроизведение стимулировало и активизировало мыслительную переработку материала при последующих воспроизведениях. Сокращенный вариант трудного текста, затруднявший его осмысливание, давал кривую забывания типа Эббингауза. В легком тексте кривые забывания характеризовались пологостью.

И. М. Соловьев изучал характер изменений представлений и условия этих изменений в процессе забывания. Автор пришел к выводу, что представления изменяются не сами по себе и не в результате механического взаимодействия с другими представлениями. Основой изменений представлений является та деятельность, которая осуществляется испытуемыми в акте узнавания при восприятии объектов или в акте сравнения их между собой. Сходные результаты на школьниках были получены в работах М. М. Нудельмана. На связь забывания с преобразованием представлений, на неправомерность рассматривать забывание как простое убывание материала из памяти указывает в своем исследовании и П. Г. Сапрыкин.

В ряде исследований изучались различные причины забывания, связанные с ретроактивным торможением с явлением реминисценции и пр. А. А. Смирнов в своих опытах показал, что величина ретроактивного торможения снижалась по мере уменьшения сходства между предшествовавшей и последующей деятельностями; при отсутствии сходства ретроактивное торможение могло быть усилено трудностью последующей деятельности. <...>

Таким образом, рассмотренные исследования показывают, что забывание не является простой функцией времени. Оно, подобно процессам запоминания и воспроизведения, определяется особенностями материала и деятельности с ним, связанной с его восприятием, запоминанием и воспроизведением. Содержанием деятельности вызывается определенная динамика нервных процессов, в которой создаются или менее благоприятные условия для сохранения заучиваемого материала. <...>

Линдсей П., Норманн Д.[СИСТЕМЫ ПАМЯТИ. ВИДЫ ПАМЯТИ]

Линдсей П., Норманн Д. Переработка информации у человека. - М.: Мир, 1974. - С.276-279; С. 313-335

"Непосредственный отпечаток" сенсорной информации. Эта система удер­живает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика, порядка 0,1-0,5 с.

Похлопайте четырьмя пальцами по своей руке. Проследите за непосредственными ощущениями, за тем, как они исчезают, так что сначала у вас еще сохраняется реальное ощущение похлопывания, а затем остается лишь вос­поминание о том, что оно имело место.

Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследи­те за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Прислушайтесь к каким-либо звукам, например, к постукиванию своих паль­цев или насвистыванию. Проследите за тем, как исчезает из сознания четкость звукового образа.

Поводите карандаш (или просто палец) взад и вперед перед глазами, глядя прямо перед собой. Обратите внимание на расплывчатый образ, следующий за движущимся предметом.

Эта последняя иллюстрация - самая важная, поскольку с ее помощью можно приблизительно определить, в течение какого времени сохраняется образ пред­мета... зрительный след сохраняется около 0,25 с (250 мс) . <...>

Кратковременная память. Кратковременная память удерживает материалы иного типа, нежели "непосредственный отпечаток" сенсорной информации. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное ото­бражение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредствен­ную интерпретацию этих событий. Так, если при вас произнесли какую-то фразу, вы запомните не столько составлявшие ее звуки, сколько слова. Между запоми­нанием образа событий и запоминанием интерпретации этих событий имеется различие, которое более подробно разбирается в дальнейшем.

Информация, подобная нескольким последним словам предложения, которое вы только что услышали или прочитали, номеру телефона или чьей-нибудь фамилии, может быть удержана в кратковременной памяти, но емкость этой па­мяти ограничена. Обычно запоминаются лишь пять или шесть последних еди­ниц из предъявленного материала. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, содержащийся в кратковременной памяти, его можно удер­жать на неопределенно долгое время.

Способность активно сохранять материал в кратковременной памяти путем такого повторения составляющих его элементов представляет собой одну из на­иболее важных характеристик системы памяти. "Непосредственные отпечатки" сенсорной информации невозможно повторять. Они сохраняются лишь несколь­ко десятых долей секунды, и продлить их нет возможности. В кратковременной же памяти можно путем повторения удерживать небольшое количество матери­ала в течение неопределенно долгого времени.

Долговременная память. Существует явное и убедительное различие между памятью на только что случившиеся события и на события далекого прошлого. О первых мы вспоминаем легко и непосредственно, а вспомнить вторые бывает трудно, и это происходит медленно. Только что происшедшие события еще остаются в сознании, они не покидали его. Однако введение в долговременную память нового материала требует времени и усилий. Извлечение воспоминаний о событиях прошлого также происходит с трудом. Итак, кратковременную память можно охарактеризовать как непосредственную и прямую, а долговременную - как трудоемкую и напряженную.

Из кратковременной памяти: "Какими были последние слова предыдущего предложения?"

Из долговременной памяти: "Что вы ели на обед в прошлое воскресенье?"

Долговременная память - наиболее важная и наиболее сложная из систем па­мяти. Емкость систем "непосредственных отпечатков" сенсорной информации и кратковременной памяти очень ограничена: первая составляет несколько десятых секунд, а вторая - несколько единиц хранения, емкость же долговременной памя­ти, по-видимому, практически неограниченна. Все что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, очевидно, должно находиться в системе долговременной памяти. Весь приобретенный опыт, в том числе правила грамматики, должен составлять часть долговременной памяти... Экспериментальная психология занимается в основном проблемами введения материала в долговременную память, хранения его в этой памяти, извлечения оттуда и надлежащей его интерпретации.

Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью, - это проблема поиска информации. Количество информации, содержащейся в памяти, очень велико, и поэтому извлечение из нее именно тех сведений, которые требуются в данный момент, сопряжено с серьезными трудностями. Тем не менее отыскать необходимое удается быстро. Даже в такой обычной деятельности, как чтение, для интерпретации значения символов печатного текста приходится непосредственно и немедленно обращаться к долговременной памяти. <...>

В процессе обработки и интерпретации информации, получаемой от сенсор­ных систем, участвуют несколько видов памяти. Каждая из них несет особую функцию, хранит особую форму информации, обладает своими пределами емкости, и все они действуют на основе нескольких различных принципов. Рассмотрим, как функционирует каждый из этих видов памяти.

Наши рекомендации