III. Орфографическая разминка. Есть (в) ос.ни первоначальной
Есть (в) ос.ни первоначальной
Короткая, но дивная п..ра —
Весь день ст..ит как бы хрустальный,
И лучезарны веч..ра...
Где бо..рый серп гулял и падал кол..с,
Теперь уж пусто все — пр.стор везде,
Лишь п..утины тонкий вол..с
Бл.стит (на) праз..ной б..розде.
Ф. Тютчев
— Объясните правописание пропущенных орфограмм, раскройте скобки.
— Назовите олицетворения.
— В каком слове есть два корня?
— Определите части речи.
— Определите время глаголов.
— Какие приметы осени встречаются в стихотворении?
— Назовите осенние приметы.
IV. Создание проблемной ситуации
Упр. 39, с. 28.
— Сделайте синтаксический разбор предложений.
V. Сообщение темы и целей урока
— Сегодня на уроке мы будем учиться определять второстепенные члены предложения, наблюдать за их ролью в предложении, дополнять предложения второстепенными членами предложения.
VI. Чистописание
.сенний в..сенний цв..тной
- Какое слово лишнее? Объясните.
Какими словами можно дополнить ряд? (Летний, зимний.)
В..сна кр..сна цв..тами, ос.нь — пл..дами, а з..ма сн..гами.
Разберите слова по составу.
Назовите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков.
VII. Работа с учебником
1. Упр. 40, с. 29
Физкультминутка (под песню «Передай другому» (муз. И Дубравина, ел. В. Суслова))
2. Работа с текстом:
I) Воздух, ранней, прозрачен, и, ос.нью, чист. 2) Цв..ты, поз..ние, еще, цв.тут, ..сенние. 3) Дроз.., в, вдруг, л..су, затр..щит. 4) Дер..ве, на, труженик, застучит, сухом, дят..л. 5) Еще, ст..ит, рощи, з..леный, на, старый, кр..ю, ду.. . 6) Но, в..рш..ны, уже, б..рез, ог.лились. 7) Обл..тели, и, легкие, плавают, ив. по, пожелтевшие, в..де, уже, листья. 8) Птицы, к, г.товятся, отлету, певчие.
— Составьте из слов предложения.
-— Вставьте пропущенные буквы.
— Подчеркните грамматическую основу предложений.
— Сделайте схему 2-го и 4-го предложений.
— Выпишите из 5-го предложения все словосочетания вместе с вопросами.
3. Письмо по памяти:
Ос.нь наступила, Бл..стит (на) праз..ной б..розде
Выс.хли цв..ты, Тра.ка (на) лугах.
И гл..дят уныло Только з..ленеет
I олые кусты. Озимь на п..лях.
А. Плещеев
Подчеркните главные члены предложения.
Какими частями речи они выражены?
Сделайте звуко-буквенный разбор слова желтеет.
4.Упр. 41, с. 29
Физкультминутка
5. Работа с текстом:
Все лето лист.я подст.вляли со..нцу свои л..дошки они пропитались со.цем к ос.ни л.сточки стали з..л.,тыми капля в..ды стукнула по л..стку лист упал с.ница села на дер..во во все стор..ны брызнули лист..я ветер з..круж..л л..ству зашумел з..л..той дож.ь как кр.сиво ос.нью в л.су ты видел з. л..той дож..ь. По Н. Сладкову
— Спишите текст, в конце каждого предложения поставьте нужный знак.
— Объясните написание пропущенных орфограмм.
— Подчеркните главные члены предложения.
— Озаглавьте текст, определите его тему.
6. Работа с текстом:
1) Потом з.. л. тым дождем спрыгнут они на землю и ветер станет г. .нять по д..рогам их пестрые лист..я. 2) Первый мес.ц ос.ни похож на хитрого рыж..го лиса. 3) Потом вдруг все порыж..ет, словно на каждом кустике рассядутся огненные звери. 4) Несльппно кр..дется она по з.мле. 5) Ло..ко прячется среди веток д..рев..ев,
Т. Горова
— Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился связный текст.
— Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
— Подчеркните главные члены предложения.
— Обозначьте части речи.
VIII. Самостоятельная работа
— В предложениях подчеркните грамматическую основу и второстепенные члены.
I вариант
Заяц жил на острове среди широкой реки. По ночам он ел кору с осин. Днем зайка прятался в кустах. В тот день зайчишка спокойно спал. Вода в реке стала прибывать. По В. Бианки
II вариант
Пришла теплая весна. Потекла вода. Дети взяли дощечку и сделали лодочку. Лодка плыла по воде. Дети бежали за ней и весело кричали. По Л. Толстому
IX. Рефлексия
—Что такое грамматическая основа предложения?
— Для чего нужны второстепенные члены предложения?
— Назовите приметы осени.
— Какие изменения происходят в живой и неживой природе осенью?
Домашнее задание -
Упр. 44, с 31
Урок 9. Тема: Предложения с однородными членами.
Цели: познакомить с однородными членами предложения, нормами их употребления и ролью в предложении, постановкой запятой между ними; показать красоту осенней природы; развивать речь учащихся.
Ход урока
Организационный момент
II. Создание проблемной ситуации
Работa с текстом.
-Представьте, что вы смотрите мультфильм.
Сначала на экран выбежали поодиночке слова: с, ты, учиться, если, работать., жизнь, полезный, охотник, для, правильно, умело, и, сделать, увлечение, же, она, интересный, строить.
Видят слова, что никто не понимает, зачем они выбежали на экран, Попробовали распределиться по частям речи (каким?), потом объединились в две большие группы (какие?), но зачем они появились на экране, так и осталось непонятным.
Но вот кто-то невидимый начал их передвигать, соединять друг с другом, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определенном порядке.
И вот что получилось на экране: «Если ты учишься с увлечением работать охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же ее интересной и полезной».
-Что-то затрудняет чтение текста... Чего же в нем недостает? Да-да, вы правы, нужны знаки препинания. Поставьте их, чтобы мы смогли прочитать текст быстро, осмысленно и выразительно.
(Ответ: если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело, — жизнь строишь правильно. Сделай же ее интересной и полезной!)