Паттерны с тенденцией к субъективности
Эта группа способов борьбы пациентов с жизненными проблемами, как правило, характеризуется тем, что пациенты осознают (по крайней мере, подспудно) что эти проблемы, в значительной мере, в них самих. Экстернализация и объективация, присущие двум предыдущим группам паттернов заметно уменьшаются, так как пациент в своем собственном опыте ищет то, что поможет ему существенно изменить его чувства, взгляды или действия.
Эпизод 9.5
(Теперь, когда Энди Кэмпбелл и Бланш Натан вместе прошли через маленькие победы и обескураживающие поражения обычного курса психотерапии, они стали эффективной командой. Сегодня Энди подавлен.)
К-17. Бланш, мне кажется, что в последнее время я никуда не двигаюсь. Иногда кажется, что мы чего-то достигли... ну, ты знаешь, может быть, это не какой-то окончательный ответ, но... В любом случае, похоже, что сегодня я не могу ни о чем думать. Насколько я "могу судить, я сижу здесь и несу какой-то вздор, и... (вздыхает).
П-17. Энди, прервись на минутку и подыши. Тебе не хватает воздуха.
К-18. Ладно. ( Он откидывается назад и начинает дышать медленнее и глубже, в соответствии с инструкциями, которые он получал раньше.)
П-18 (после того как Энди сделал три или четыре глубоких вдоха). Теперь просто осознавай, что происходит в твоем теле. Позволь своим мыслям делать то, что они захотят, но свое внимание сосредоточь только на том, как ты физически себя чувствуешь в данный момент. (Она снова ждет.) Теперь найди, где в твоем теле напряжение, и посмотри, можно ли расслабиться, избавиться от него.
К-19 (он поудобнее усаживается, ослабляет пояс и слегка вытягивает ноги). Ммм-хмм, так лучше.
П-19 (снова пережидает короткое время). Теперь прислушайся к своим внутренностям, к животу, к сердцу, к легким. Определи, что происходит, о чем тебе нужно поговорить. Не говори ничего, пока ты реально не почувствуешь, что нужно сказать, телом, а не разумом.
К-20 (глаза закрыты, дышит спокойно, но глубоко, молчит по крайней мере минуту или две). Мне грустно. Я не знал этого! Это в груди и в глазах. Как будто я хочу плакать или что-то вроде. Это кажется очень печальным. Я не знаю точно, что это, но есть что-то, что заставляет меня чувствовать себя плохо.
П-20. Угу.
К-21„Я не знаю, что это, но... (глаза двигаются). Я чувствую такую усталость... усталость от того, что я всегда такой... (по щекам тихо катятся слезы) такой неуклюжий. Я не хочу быть таким, какой я есть. (Голос крепнет.) Я на самом деле не хочу!
Осознавание тела и ассоциирование
Энди научился обращаться к средоточию субъективности, находящемуся в теле. Большая часть этой кладовой становится нам доступна, когда мы открываем ей себя,
Глава 9. Соотношение объективации и субъективного 157
и - как в нашем примере — это может дать свежий взгляд на противостояние проблемам нашей жизни.
Для того чтобы преодолеть привычное разделение между телом и разумом, которое является частью большинства обычных объективных способов обращения с собой и другими, необходима некоторая искушенность. Использовать этот прием с пациентами, которым недостает такой искушенности, глупо и бесполезно. Лучше всего подождать, пока они начнут ценить разницу между внутренним осознанием и внешними мыслями О себе. Преждевременные инструкции использовать этот прием часто приводят к повышению сопротивления пациента и затрудняют дальнейшее использование этих ресурсов.
Описание снов и фантазий
В отношении снов и фантазий психотерапевты ведут себя очень по-разному. Некоторые считают этот материал зашифрованным посланием из подсознания, которое должно быть расшифровано психотерапевтом или пациентом. Другие считают, что полезнее побуждать пациентов использовать их в качестве стимулов для ассоциирования1. Помещая сны и фантазии в группу паттернов с тенденцией к субъективности, я занимаю компромиссную позицию между этими двумя полюсами.
Пациенты тоже сильно различаются по своей готовности рассказывать о своих снах и фантазиях и работать с ними. Они часто требуют обучить их использовать сны и фантазии наилучшим образом. Побуждая пациентов, которые достигли определенного принятия своей субъективности, рассказывать о снах или позволять спонтанным фантазиям достигать уровня осознания, мы часто способствуем тому, чтобы внутреннее видение раскрывалось все больше.
Я сам прошу пациентов очень подробно рассказывать сон или фантазию и сообщать обо всех связанных с ними спонтанных ассоциациях, которые может обнаружить пациент. Обычно в такие моменты я отмечаю некоторые слова или образы, которые кажутся особенно мучительными для пациента или которые произносятся так, что заставляют предположить их аффективную заряженность. Я говорю об этом пациенту и прошу его просто позволить появиться любой реакции. В это время я очень тщательно пресекаю любые тенденции к объективированию или логическому анализу этого материала. Такая последовательность обычно способствует появлению дополнительного материала, который затем можно пропустить по тому же циклу еще раз или еще несколько раз. Я вылавливаю невольные двусмысленности, каламбуры и оговорки и поступаю с ними точно так же.
Помочь пациенту сделать важную работу — научиться действовать так, как я только что описал, — обычно значит сэкономить время и одновременно помочь ему принять свою заботу и осознать свою собственную способность что-то сделать с ней. Когда пациент спонтанно и полноценно работает со своими фантазиями и снами, то
1 Следует признать, что мое умение работать с этим материалом достаточно ограничено, поэтому я отсылаю читателей к классическим работам психоанализа, юнгианской аналитической психотерапии и более современным текстам (напр., Delaney, 1979; Rossi, 1972/1985). — Примеч. αβτη.
Раздел IV. Достижение большей глубины
действительно работает на истинно субъективном уровне (на уровне последней группы паттернов), где возникает то, что называется «спонтанное фантазирование».
Реплика в сторону о значении снов. Безусловно, сновидение — это таинственный процесс, который представляется существенно важным для жизни и благополучия. Как и следовало ожидать от того, кто основное внимание уделяет субъективному, я считаю сон кратким изложением природы субъективного. Ни один сон невозможно целиком вспомнить, полностью записать или понять до конца с помощью нашего бодрствующего, разумного сознания. Понятно, что сон — это выражение нашего сознания в гораздо большей степени, чем наш обычный способ переживания своего бытия. Многочисленные изменчивые образы, ощущения множества смысловых слоев, калейдоскоп чувств и интуитивное ощущение значимости для нашей жизни в бодрствовании — наводят на мысль о реальности, которая принадлежит нам, но о которой мы слишком мало знаем. Слишком мало знаем о ее масштабах, силе и о том, как до нее добраться. Я часто использую сны пациентов как пример того, какие огромные потенциальные силы скрываются в них, и того, как сильно сами пациенты нуждаются в том, чтобы открыться этому непроизвольному внутреннему осознаванию.
Эмоциональное ассоциирование
В эпизоде 9.5, когда Энди осознает свою боль и печаль от того, что в своих собственных глазах он «такой неуклюжий», он использует эмоциональное ассоциирование по поводу своих жизненных проблем. Как и в этом примере, пациентам часто нужно помочь обнаружить их эмоциональные ассоциации через лучшее осознавание собственного тела. Среди других возможных путей часто бывает полезно, оставаясь открытым для исследования, подробно рассказывать об актуальных жизненных переживаниях.
Эпизод 9.6
К-22. Прошлым вечером мы с Дженет ходили в кино. Не припомню название. В любом случае, это не важно. Дело в том, что там была одна сцена, которая застряла у меня в голове. Я не могу ее сейчас увидеть, но я думаю о ней прямо сейчас. Рассказать тебе о ней?
П-22. Только сцену, в том виде, в котором она пришла тебе в голову прямо сейчас.
К-23. Ну, тот парень стоит перед домом ранним утром и смотрит, как постепенно светлеет небо, и больше ничего не делает. Он по каким-то причинам встал рано и гуляет там, а его жена и детишки спят в доме, а он просто смотрит на небо. (Делает паузу, сглатывает, задерживает дыхание.) Вот сейчас, когда я рассказываю тебе, я чувствую удушье. В этом нет никакого смысла, но...
П-23. Ты не даешь сам себе шанса понять, что это значит для тебя, потому что все время критикуешь то, что чувствуешь, и говоришь, что в этом нет никакого смысла.
К-24. Да, похоже так, но я не могу отыскать ни одной причины, чтобы так себя чувствовать. Я вырос в городе и никогда не жил на такой ферме, я не женат, и...
П-24. Похоже, ты определенно стремишься доказать, насколько неправильны твои чувства — и ты действительно не даешь себе возможности понять что-нибудь о них.
К-25. Нет, я не хочу этого делать. Погоди минутку. Посмотрим, смогу ли я снова вернуть эту сцену. (Он откидывается назад, закрывает глаза, вздыхает.)
Глава 9. Соотношение объективации и субъективного 159
П-25. Энди, теперь помедленнее. Там стоит мужчина, и наступает рассвет. (Она говорит мягким голосом, немного навевающим сон.) Его семья, его жена, его дети спят в доме у него за спиной. Он просто стоит.
К-26 (глубоким горловым голосом). Просто стоит там, а его семья спит. Его семья... его семья. У меня нет семьи. (Задерживает дыхание.) У меня нет семьи, но... но я хочу, чтобы была.
П-26. У тебя нет семьи, но ты хочешь, чтобы она была.
К-27 (открывает глаза и твердо смотрит прямо на психотерапевта). Да, я хочу иметь семью, и я устал от одиночества и от того, что я в стороне от жизни.
Осознание в процессе
Еще один способ, несколько произвольно помещенный в эту группу, относится к моментам, когда пациент — самостоятельно или с помощью своевременных интерпретаций психотерапевта — осознает, как некоторые из его проблем разворачиваются прямо во время сессии. Я говорю, что поместил этот способ сюда произвольно, так как слишком многое зависит от того, было ли это осознание в основном отстраненным, похожим, в основном, на еще одно описание или наблюдение, было ли это осознанием какого-то допущения, относящегося к причинному ассоциированию, обладало ли оно качествами эмоционального ассоциирования, или было глубинным инсайтом, достигнутым в результате истинно субъективного исследования. Следующий пример представляет собой третью из этих возможностей — эмоциональное ассоциирование.
Эпизод 9.7
К-30. После того как я был тут прошлый раз, я думал, что мне следует сказать Дженет, что мы должны пожениться и перестать ждать... чего бы мы ни ждали. Но потом...
П-30. Но потом...
К-31. Ну, когда я ее увидел, у нее было столько планов на нашу поездку в следующем месяце, а кроме того, я не чувствовал себя настолько уверенным или...
П-31. Ты не был уверен насчет женитьбы?
К-32. Ну, да (пауза). То есть я думаю, что это то, что я хочу сделать, но как-то... Похоже, что мне уже время остепениться, и я знаю, что она этого хочет, но... но, когда я с ней... (Пауза.) Вот, черт! Опять то же самое.
П-32. Что ты имеешь в виду?
К-33. Ну, вот как сейчас. Я настолько нерешителен, что не могу даже здесь говорить об этом прямо. Просто все время... в смысле, я продолжаю видеть у всего другую сторону...