Монографические исследования и работы

III курс, 6 семестр

Уч. года

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

Итоговая контрольная работа

Литературный процесс в XX столетии и начале XXI века

I. Вопросы для самопроверки и подготовки к письменной работе.

1. XX век: духовно-интеллектуальная жизнь и литературное творчество. Истоки обновления словесного искусства XX столетия и его новаторские черты. Периодизация новейшей литературы.

2. Судьба реализма в словесном искусстве XX века. «Социалистический реализм» (литература социалистической и революционной идеологии). Особенности поэтики реалистического творчества.

3. Модернизм как феномен культуры XX века. Своеобразие модернистского миропонимания и эстетики. Значение модернизма для словесного искусства современной эпохи.

4. «Массовая литература»: социальные, психологические и художественные истоки. Мобильность «массовой» беллетристики и ее эволюция в XX столетии. Место «популярной» литературы в современной словесно-художественной культуре.

5. Основные направления творчества и многообразие жанров «массовой» беллетристики (С.Кинг, Р.Д. Уоллер, Г.Леру, У. Ле Гунн). Эстетические проблемы современной эпохи и художественная стилистика поп-литературной продукции (Й.Хазлингер, Ф.Саган, П.Демпф).

6. Художник XX века как новый тип творческой личности. Отражение новых свойств писательской индивидуальности в эстетических принципах, теории искусства и поэтике художественной словесности современной эпохи (П.Элюар, Дж.Стейнбек, Г.Миллер, В.Вулф , Г.Грасс, М.Брэдбери, В.Набоков, Э.Олби, М.Турнье).

7. Духовно-интеллектуальная природа человека XX века и литературное творчество. Разноприродность и многообразие индивидуальных форм современной «ментальности» в словесном творчестве новейшего времени (Л.Селин, Т.Вулф, Р.Олдингтон, П.Остер, Э.Елинек, М.Уэльбек).

8. Литература и философская мысль XX века. Особенности художественного воссоздания философских идей в прозе, драме, поэзии (Ж.-П. Сартр, Ю. О'Нил, Г. Тракль, Г. Пинчон). Проблемы и образы философско-интеллектуального романа (А. Мёрдок, М. Кундера, П. Хандке, Дж. Хеллер).

9. Творческая эволюция Г.Аполлинера от «Алкоголей» до «Каллиграмм»: основные лирические мотивы, поэтическая образность и своеобразие стихотворной формы. Аполлинер и поэтическое искусство XX века.

10.Сюрреализм во французской литературе: его философская основа, миропонимание, эстетические принципы. Поэтическое творчество А.Бретона, Р.Десноса, Б.Пере. Значение сюрреалистических открытий для искусства XX века.

11. Мотивы и образы лирики П.Элюара. Идейно-художественное новаторство поэзии Элюара и особенности его лирико-поэтического стиля.

12. «В поисках утраченного времени» М.Пруста как «субъективная эпопея». Философия «времени» и его структурообразующая роль в романе. Проблемы «любви» и «творчества» в произведении. Пруст - художник.

13.Роман М.Пруста «В поисках утраченного времени». Своеобразие художественного метода писателя и его стиля. Психологизм Пруста и приемы психологического анализа. «Искусство перевода» прозы Пруста (А. Франковский, Н. Любимов).

14. Своеобразие реализма во французском романе 20 — 30-х годов. Р.Роллан. Ф.Мориак. Р.Мартен дю Гар. А.Мальро. Обновление «традиционной» формы во французской литературе межвоенного периода.

15.«Социалистический реализм» (литература социалистической и революционной идеологии) и роман А.Барбюса «Огонь». Художественные традиции (реализм, натурализм) и особенности поэтики прозы писателя.

16. Проблема гуманизма в произведениях А. де Сент-Экзюпери («Ночной полет», «Планета людей», «Маленький принц»). «Реально-достоверные» и «условные» формы воплощения авторского «я» в прозе писателя.

17. Экспрессионизм в Германии и Австрии. Лирика Ф.Тракля, Г.Гейма, А.А.Штрамма. Проблемы и художественная манера драм Г.Кайзера, В.Верфеля, Г.Хазенклевера. Экспрессионизм и немецкоязычная литература последующих десятилетий.

18. Социальные и гуманистические проблемы в романной прозе Германии 20 -30-х годов. (Г.Манн, Л.Фейхтвангер, А.Зегерс). Традиционность и новаторство художественной формы немецкого романа.

19. Творчество Ф.Кафки: мировидение и магистральные проблемы. «Реалистическое» и «модернистское» в художественном методе писателя. Кафка и литература XX века.

20. Модернизм и литература Великобритании первой половины XX века. Многообразие романных форм и новаторство прозы В.Вулф, Д.Г.Лоуренса, О.Хаксли.

21. Поэзия Т.С.Элиота как духовно-интеллектуальный и социальный «документ эпохи» («Бесплодная земля», «Полые люди»). Новаторский характер поэтического искусства Элиота и его влияние на современное стихотворное творчество.

22.Пути развития реалистического творчества в литературе Великобритании первой половины XX века. Д.Б.Пристли, Г.Уэллс, Ш.О'Кейси, И.Во. Многообразие жанровых форм в британской литературе межвоенного периода.

23. «Улисс» Дж.Джойса — «революционный» роман XX века. Концепция мира и концепция личности в романе. Мифологическая полифункциональность и преобразование романной формы в «Улиссе». Джойс в контексте литературно-художественных исканий XX столетия.

24. Проблема «потерянного поколения» в романной прозе 20 - 30-х годов. Социальный и нравственно-психологические аспекты трагического в романах Э.М.Ремарка, Э.Хемингуэя, Ф.С.Фицджералда, Р.Олдингтона, Л.Селина.

25. Отражение событий первой мировой войны в прозе 20 — 30-х годов: А.Барбюс, Л.Селин, Э.М.Ремарк, Э.Хемингуэй, Р.Олдингтон. Многоаспектность военной проблематики, своеобразие ее художественного воплощения.

26. Модернизм в литературе США. Творческие ориентиры Э.Паунда, Г.Стайн, Г.Миллера.

Значение модернизма для обновления словесно-художественного творчества Нового света.

27. Многообразие художественных форм в творчестве писателей США первой половины XX века. Т.Драйзер. Дж.Стейнбек. Дж. Дос Пассос. Т.Вулф. Идея «великого американского романа» и ее творческое воплощение в американской литературе.

28. Американская действительность в театре Ю.О'Нила. Отражение социально-философских и эстетических исканий драматурга. О'Нил и американская драма XX века.

29. У.Фолкнер - писатель «южной темы». Эволюция романиста: от «Шума и ярости» к трилогии о Сноупсах. Модернистский характер творчества писателя в 20 - 30-е годы. Фолкнер-художник.

30. Принципы «эпического театре» Б.Брехта и их творческое воплощение в его драматургии («Человек есть человек», «Мамаша Кураж и ее дети», «Добрый человек из Сычуани», «Кавказский меловой круг»). Брехт - «Шекспир XX века».

31. Жанр философско-интеллектуального романа в творчестве Т.Манна ("Волшебная

гора", "Иосиф и его братья", "Лотта в Веймаре", "Доктор Фаустус"). Своеобразие романной поэтики Манна.

32. Экзистенциализм во французской литературе. Творчество Ж.-П.Сартра и А.Камю как

образно-изобразительное воплощение философских идей. Влияние экзистенциализма на творчество писателей XX века.

33. Своеобразие модернизма во французском «новом романе» и «театре абсурда». Обновление художественной формы в прозе Н.Саррот, А.Робб-Грийе, М.Бютора, К.Симона.

34. «Театр абсурда». Проблема театральной условности в драматургии Э.Ионеско, С.Беккетта, Г.Пинтера, Э.Олби. Парадоксальный авангард и театр второй половины XX столетия.

35. Постмодернизм: философская основа, миропонимание, эстетика и многообразие направлений. Мирочувствование и поэтика постмодернизма в произведениях Дж.Барта, Дж.Барнса, М.Кундеры, К.Рансмайра, Ж.-Ф. Туссена. Место постмодернистского творчества в современной литературной жизни.

36. Проблема личности и образ человека в литературном творчестве второй половины XX

века (Г. Грасс, М.Юрсенар, П. Акройд, М.Брэдбери, Дж.Сэлинджер, С.Беллоу, Т.Бернхард). Приемы раскрытия человеческого характера и своеобразие психологического анализа.

37. Многообразие жанровых форм романа в литературе последних десятилетий, (роман-

миф, притча, философско-интеллектуальный роман, исторический роман, романизированная биография, фэнтези). Обновление традиций реалистической прозы в современном романе (Ж.Перек, Э.Ажар, М.Турнье, К.Исигуро, У.Голдинг, Ф.Рот, Д.Гарднер, З.Ленц).

38. Жанровая полифония и полистилистика как отражение художественных исканий в литературе 50 – 90-х годов (А. Коллерич, А.С. Байетт, С. Дилени, Ж.Эшноз). Роль литературной эмиграции в словесной культуре XX столетия (В.Набоков, М.Кундера, С.Рушди).

39. «Идеи времени» и «формы времени» в поэтическом творчестве послевоенных десятилетий (С.-Ж.Перс, Р.Кено, Ч.Милош, Х.М. Энценсбергер, Д. Томас, Д.Моррисон, П. Целан). Роль модернизма в обновлении современного лирического искусства.

40. «Искусство драмы» в театральной культуре второй половины ХХ столетия: многообразие направлений и художественных форм (Т.Уильямс, А.Миллер, Ж.Ануй, М.Вальзер, Д.Осборн, Т.Стоппард, С.Мрожек, Т. Бернхард). Своеобразие решения проблемы «сценической интерпретации пьесы» в современном театре.

41. Литература «на пограничье»: творчество на рубеже XX-XXI веков. Национальное своеобразие и проблема мультикультурализма. Художественные ориентиры и модернистско-постмодернистские тенденции (П. Остер, Б.И. Эллис, К. Крахт, Дж. Хайнс, К. Бобен, Ф.Соллерс).

42. Роман рубежа ХХ и ХХI веков в контексте современных эстетических парадигм. Проблема содержательности художественной формы (Т. Маккарти. З. Смит. П. Киньяр. В. Генацино. П. Хандке. Ф. Рот).

43. Поэтологические аспекты современного литературного творчества. Жанровая полифония, интеллектуализм, внежанровые и внелитературные формы в произведениях П. Целана, Ш.Хини, О. Пи, Т. Стоппарда, П. Мерсье, О. Памука, Дж. Литтелла, Ч. Паланика.

II. Литература (используется по выбору студентов)

Основные учебные пособия

1. История зарубежной литературы / Под ред. Л.Г.Андреева, Р.М.Самарина. 4.1. М., 1969.

4.2. М., 1970.

2. История зарубежной литературы XX века. 1917-1945 / Под ред. В.Н.Богославского, З.Н.Гражданской. М., 1984.

3. Зарубежная литература XX века: Учебник. / Под ред. Л.Г.Андреева. М., 1996; 2-е изд.: М.,2000.

4. История зарубежной литературы XX века / Под ред. А.Г. Михайловой и Я.Н.

Засурского. М, 2003.

5. Зарубежная литература XX века / Под ред. В.М. Толмачева. М., 2003.

6. Зарубежная литература XX века / Под общ. ред. Н.П. Михальской. М., 2003.

Монографические исследования и работы

1. Анастасьев Н. Владелец Йокнапатофы. М., 1991.

2. Анастасьев Н. Обновление традиции. Реализм XX века в противоборстве с модернизмом. М., 1984.

3. Анастасьев Н. Разочарования и надежды. Заметки о западной литературе сегодня. М,

1979.

4. Анастасьев Н. Творчество Э.Хемингуэя. М, 1981.

5. Анастасьев Н. Феномен Владимира Набокова. М., 1992.

6. Анастасьев Н. Фолкнер. М., 1977.

7. Английская литература. 1945-1988. М., 1987.

8. Андреев Л. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. М., 1994.

9. Андреев Л. Марсель Пруст. М., 1968.

10. Андреев Л. Сюрреализм. М., 1972.

11. Андреев Л. Чистилище Ф.Мориака // Мориак Ф. Тереза Декейру. Фарисейка. Мартышка. Подросток белых времен. М., 1971. - С. 5-21.

12. Аникин Г. Английский роман 60-х годов. М., 1976.

13. Аствацатуров А.А. Феноменология текста. Игра и репрессия. М., 2006.

14. Балашова т. Французская поэзия XX века. М., 1982.

15. Бланшо М. От Кафки к Кафке. М., 1998.

16. Ваксмахер М. Французская литература наших дней. М., 1967.

17. Великий Октябрь и мировая литература. М., 1967.

18. Великовский СИ. «... К горизонту всех людей». Путь Элюара. М., 1968.

19. Великовский СИ. В поисках утраченного смысла: Очерки литературы

трагического гуманизма во Франции. М., 1979.

20. Великовский СИ. В скрещении лучей: групповой портрет с Полем Элюаром. М., 1987.

21. Великовский СИ. Умозрение и словесность. Очерки французской культуры. М.; СПб., 1998.

22. Бенедиктова А.Д. Обретение голоса: американская национальная поэтическая традиция. М., 1994.

23. Видаль А.А. Барбюс - солдат мира. М., 1963.

24...Владимирова Н.Г. Условность, созидающая мир. Поэтика условных форм в современном романе Великобритании. Великий Новгород, 2001.

25. Владимирова Н.Г. Формы художественной условности в литературе Великобритании XX века. Новгород, 1998.

26. Герой художественной прозы. Социалистические страны Европы. М., 1978.

27. Гиленсон Б. Октябрь в литературе США 1917-20-х г.г. М., 1968.

28. Гладков Т. Джон Рид. М., 1962. '

29. Гозенпуд А. Пути и перепутья. Л., 1967.

30. Гончаренко Э.П. Творчество Дж. Джойса и модернизм. 1900-1930 гг.

Днепропетровск, 2000.

31. Горбунов А. Романы Фицджеральда. М., 1971.

32. Гребенникова Н.С Зарубежная литература. XX века. М., 1999.

33. Грибанов Д. Фолкнер. М., 1977.

34. Грибанов Д. Эрнст Хемингуэй. М., 1971.

35. Денисова Т.Н. Экзистенциализм и современный американский роман. Киев, 1985.

36. Диалектика модернизма: Сборник статей. СПб, 2006.

37. Днепров В. Идеи времени и формы времени. М., 1980.

38. Днепров В. Литература и нравственный опыт человека. Л., 1970.

39. Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной

литературе. М., 1998.

40. Еремеев Л. Французский «новый роман». Киев, 1974.

41. Еремеев Л.А. Французский литературный модернизм: традиции и современность. Киев, 1991.

42. Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1990.

43. Жантиева Д. Английский роман XX века. М., 1965.

44. Затонский Д. Искусство романа XX века. М., 1973.

45. Затонский Д. Кафка и проблемы модернизма. М, 1972.

46. Затонский Д. Модернизм и постмодернизм: Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. Харьков; М., 2000.

47. Затонский Д. Художественные ориентиры XX века. М., 1988.

48. Зверев А. Американский роман 20-30-х г.г. М., 1982.

49. Зверев А. Дворец на острие иглы: Из художественного опыта XX века. М., 1989.

50. Зверев А. Модернизм в литературе США. М., 1979.

51. Зверев А. Набоков. М., 2001.

52. Зонина Л. Тропы времени. Заметки об исканиях французских романистов (60-70-ег.г.). М., 1984.

53. Ивашева В. Английская литература XX века. М., 1987.

54. Ивашева В. Что сохраняет время. Литература Великобритании. 1945-1977. М., 1979.

55. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М.,2001.

56. Ильин И.П. Постмодернизм: От истоков до конца столетия. М., 1988.

57. Ильин И.п. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

58. История литературы ФРГ. М., 1980.

59. Карельский А. От героя к человеку: Два века западноеропейской литературы. М., 1990.

60. Кашкин И. Для читателя-современника. М., 1966.

61. Кашкин И. Хемингуэй. М., 1966..

62. Кеттл А. Введение в историю английского романа. М., 1966.

63. Кинозе З.И. Французский роман XX века: Годы 20 - 30-е. Проблемы жанра. Горький, 1977.

64. Кинозе З.И. Мориак. М., 1970.

65. Киреева Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе. М., 2000.

66. Ковтун Е.Н. Поэтика необычайного: Художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа. М., 1999.

67. Копелев Л.З. Б.Брехт. М., 1965.

68. Коренева М. Творчество Ю.О'Нила и пути американской драмы. М., 1990.

69. Кургинян М. Человек в литературе XX века. М., 1989.

70. Кургинян М. Романы Томаса Манна (Формы и метод). М., 1979.

71. Кутейщикова В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман. М., 1976.

72. Лало А.Е. Томас Пинчон и его Америка. Загадки, параллели, культурные

контексты. Минск, 2001.

73. Лики массовой литературы США. М., 1991.

74. Литературная история США. - В«3-х т. М., 1979.

75. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. СПБ, 2000.

76. Маянц 3. Человек один не может. М., 1966.

77. Мендельсон М. «Американская трагедия» Т.Драйзера. М., 1971.

78. Мендельсон М. Роман США сегодня. М., 1977.

79. Мендельсон М. Современный американский роман. М., 1964.

80. МижоМ. Сент-Экзюпери. М., 1963.

81. Михальская Н. Пути развития английского романа 1920-30-х г.г. М., 1966.

82. Многообразие романных форм в прозе Запада второй половины XX века: Учебное пособие. Волгоград, 2002. 2-ое изд.: Волгоград, 2005.

83. Млечина И. Литература и «общество потребления». Западногерманский роман 60 -начала 70-х г.г. М., 1975.

84. Морозова Т.Л. Спор о человеке в американской литературе. М. 1990.

85. Мулярчик А.С. Соединенные Штаты. XX век. Грани литературного процесса. М., 1994.

86. «На границах»: Зарубежная литература от средневековья до современности: сборник статей / Отв. ред. Л.Г. Андреев. М., 2000.

87. Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М., 1986.

88. Наркирьер Ф. Андре Моруа. М. 1974.

89. Наркирьер Ф. Роже Мартен дю Гар. М., 1963.

90. Наркирьер Ф. Французская революционная литература (1914-1924). М., 1965.

91. Николюкин А. Человек выстоит. Реализм Фолкнера. М., 1988.

92. Павлова Н.С. Природа реальности в австрийской литературе. М., 2005.

93. Пестерев В.А. Модификации романной формы в прозе Запада второй половины XX столетия. Волгоград, 1999.

94. Пестерев В.А. Постмодернизм и поэтика романа: Историко-литературные и теоретические аспекты. Волгоград, 2001.

95. Пестерев В.А. Поэма Т.С.Элиота «Полые люди»: Методические рекомендации по

курсу истории зарубежной литературы XX века. Волгоград, 2001.

96. Пестерев В.А. Роль автора в современном зарубежном романе как художественная проблема: Учебное пособие. Волгоград, 1996.

97 Пестерев В.А. Романная проза Запада рубежа ХХ и XXI веков (Статья первая)// Вестник Пермского университета. 2011. Вып. 3. Пермь. С. 155 – 166.

98 Пестерев В.А. Романная проза Запада рубежа ХХ и XXI веков (Статья вторая) // Вестник Пермского университета. 2011. Вып. 4. Пермь. С. 232 – 241.

99. Приключения. Фантастика. Детектив: Феномен беллетристики. Воронеж, 1996.

100. Рачинская Н. Л.Фейхтвангер. М., 1965.

101. Рурк К. Американский юмор. Очерки исследования национального характера. Краснодар, 1994.

102. Современная литературная теория. М., 2005.

103. Стежинский В., Черная Л. Литературная борьба в ФРГ. М., 1987.

104. Струков В.В. Художественное, своеобразие романов Питера Акройда (к проблеме британского постмодернизма). Воронеж, 2000.

105. Сучков Б. Лики времени. М., 1976.

106. Тлостанова М.В. Проблема мультикультурализма и литературе США конца XX века. М.,2000.

107. Трущенко Е. Социалистический реализм во французской литературе. М., 1972.

108. Уваров Ю. Современный французский роман (60-80-е г.г.). М., 1985.

109. Филюшкина С.Н. Зарубежная литература XX века: раздумье о человеке.

Воронеж, 2002.

110. Филюшкина С.Н. Современный английский роман. Воронеж, 1988.

111. Французская литература. 1945-1990. М., 1995.

112. Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. М., 2002.

113. Чугунов Д.А. Немецкая литература 1990-х годов: Ситуация «поворота». Воронеж, 2006.

114. Шевякова Э.Н. Поэтика современной французской прозы. М., 2002.

115. Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. М., 2002.

116. Эпштейн М. Парадоксы новизны: О литературном развитии в XIX - XX веках. М.

1988.

Наши рекомендации