ПРИМЕНЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. Вы только что подписали контракт с крупным издательством, согласно которому вы должны напи­сать свою автобиографию

Вы только что подписали контракт с крупным издательством, согласно которому вы должны напи­сать свою автобиографию. Сознавая объем задачи, вы решаете начать с определения центральных тем и событий вашей жизни. Чтобы сделать это, вам необходимо ответить на следующие вопросы:

Глава 2. Теории развития человека введение

• Каковы основные события, сделавшие вас тем, кем вы являетесь? « Считаете ли вы, что ваша жизнь сложилась под воздействием устойчивых и непрерывных вли­яний (например, избранного вашими родителями способа воспитания детей), или на нее корен­ным образом повлияли непредвиденные обстоятельства и события, приведшие к резким переме­нам. (Кратко запишите влияния, которые сочтете основными, чтобы проследить дальнейшее раз­витие.)

Ваша следующая задача — попытаться установить один или несколько теоретических подходов к развитию, которые объясняли бы основные темы вашей жизни:

• Считаете ли вы, как сочли бы последователи теории научения, что вы сформировались под воздействием обучения и опыта ваших родителей? (Перечислите несколько примеров, показыва­ющих, почему вы соглашаетесь или не соглашаетесь с теорией научения.)

• Считаете ли вы, как сочли бы психологи гуманистического направления, что вы сформировали свое собственное будущее, самостоятельно делая выбор и принимая решения? (Приведите примеры.)

• Считаете ли вы, как считают сторонники когнитивных теорий, что ваши достижения объясня­ются вашей способностью анализировать и решать проблемы? (Приведите несколько примеров.)

• Какую роль в достижении вами успеха сыграли бессознательные влечения? Какова роль биологических факторов в развитии свойств вашей личности?

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Аккомодация (accommodation) Анальная стадия (anal stage) Ассимиляция (assimilation) Бихевиористы (behavlorists)

Генерализация раздражителей (stimulus generalization) Генитальная стадия (genital stage) Гуманистическая психология (humanistic psychology) Детерминистская модель (deterministic model) Дооперациональная стадия (preoperational period) Закон эффекта (law of effect)

Зона ближайшего развития (zone of proximal development) Идентификация (identification)

Информационный подход к развитию (information processing theory) Классическое обусловливание (classical conditioning) Контробусловливание (counterconditioning) Латентная стадия (latency period) Механистическая модель (mechanistic model) Модификация поведения (behavior modification) Обусловливание избеганием (avoidant conditioning) Оперантное обусловливание (operant conditioning) Оперантное поведение (operant behavior) Оральная стадия (oral stage) Позитивное отношение (positive regard) Понимание сохранения (conservation) Последствия реакции (response consequences) Прегенитальный период (pregenital period) Психоаналитическая традиция (psychoanalytic tradition) Самоактуализация (self-actualization) Сенсомоторный период (sensorimotor period) Систематическая десенсибилизация (systematic desensitization) Стадии психосексуального развития (psychosexual stages) Стадии психосоциального развития (psychosocial stages) Стадия конкретных операций (concrete operations) Стадия формальных операций (formal operations) Социобиология (sociobiology)

Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека

Структуралисты (structuralists) Схема (scheme)

Уравновешивание (equilibration) Фаллическая стадия (phallic stage) Формирование реакции (shaping) Экзистенциализм (existentialism) Эрогенные зоны (erogenous zones) Этология (ethology)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Baker, B.L, & Brightman A.J., Steps to independenct: A skills training guide for parents and teachers of children with special needs. 2-е изд. — Baltimore: Paul Brookes, 1989. Родителям и учителям предлагается изложение основных принципов поведенческого анализа, написанное популярным, увлекательным и легко читаемым языком.

Bruner, J., & Haste, H. Making Sense: The child's construction of the world. London: Methuen, 1987. В этой тоненькой книжечке решение детьми различных задач, их речь и взаимодействия с ок­ружающими рассматриваются с точки зрения когнитивной теории, которую интересует соци­альный контекст научения.

Eibl-Eibesfeldt, I. Human ethology. New York: Aldine De-Gruiter, 1989.

Этот обзор исследовательских работ и этологических интерпретаций человеческого поведе­ния несомненно заслуживает того, чтобы потратить на его изучение несколько часов.

Kegan, R. The evolving self: Problems and process in human development. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1982.

Кеган обобщает аспекты нескольких теорий — теорий Пиаже, Колберга, Маслоу, Эриксона и других, — чтобы получить более полное описание развития личности, которое продолжается и после достижения взрослости. Хотя эта книга несколько трудна для новичка, она, вероятно, является теоретическим трудом, имеющим большое значение для понимания психологии юно­сти и взрослости.

Lorenz, К. King Solomon's Ring. New York: Crowell, 1952.

Популярный этолог Конрад Лоренц предлагает увлекательные описания повадок и привычек различных животных и птиц. Книга написана с юмором и любовью и дает много поводов для размышления (есть русский перевод: Лоренц К. Кольцо царя Соломона. — 2-е. изд. — М.: Зна­ние, 1978.)

Miller, P. Theories of developmental psychology. 2-е изд. — New York: W. H. Freeman, 1989.

Миллер проводит прекрасный обзор основных теорий развития, а также весьма полезное об­суждение роли теории в психологии развития.

Rogers, С. R. On becoming a person. Cambridge, MA: Riverside Press, 1961.

В очень легкой для чтения книге Роджерс предлагает понятную и внушающую оптимизм мо­дель личностного роста в течение всей жизни (есть русский перевод: Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Прогресс, 1994).

Rogoff, В. Apprenticeship in thinking: Cognitive development in social context. 2-е изд. — New York:

Oxford University Press, 1990.

Увлекательное, но при этом научное обобщение кросскультурных исследований о социальном

формировании мышления детей в процессеих участия в культурной деятельности.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Валлон А. Психическое развитие ребенка. (Пер. с фр.) — М.: Просвещение, 1967.

В книге известного французского психолога представлена оригинальная теория психического развития, знакомство с которой будет полезным дополнением к материалу главы 2 данного учебника.

Глава 2 Теории развития человека: введение

Выготский Л. С. История развития высших психических функций// Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983, с. 6-328. Основное теоретическое исследование Л. С. Выготского по проблемам развития высших — «подлинно человеческих» — психических функций.

Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка// Леонтьев А. Н. Избранные психологичес­кие произведения в 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1983, с. 281-302.

Краткое изложение оригинальной концепции стадиального развития как смены ведущего вида

деятельности. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. (Пер с нем.) — М.: Республика, 1998, с. 243-467.

В «Оборотной стороне зеркала» (так Лоренц называет познавательную способность человека)

наиболее полно и ярко показаны возможности этологического подхода в объяснении развития человека и человечества.

Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии. (Пер. с англ.) — СПб.: Ювента; М.: «КСП+», 1999.

Курс лекций, прочитанный Салливаном в Вашингтонской школе психиатрии зимой 1946-1947 гг., включает большой раздел о динамике развития личности с рождения до юношеского возраста. Идеи Салливана позволят читателям данного учебника посмотреть на некоторые со­держащиеся в нем оценки и положения с позиции, отличной от позиции автора.

Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. (Пер. с англ.) — Екатеринбург: Дело­вая книга, 1998.

Авторы предприняли интересную попытку свести воедино, с позиций эго-психологии, много­численные и подчас противоречащие друг другу психоаналитические теории развития лич­ности.

Фельдштейн Д. Н. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989.

В монографии предлагается теоретическая модель социально-нормативной периодизации раз­вития личности, фиксирующей особенности становления социально ответственной позиции растущего человека, его мотивационно-потребностной сферы на разных фазах, этапах, перио­дах и стадиях онтогенеза — от саморазличения, через самоутверждение к самоопределению и самореализации.

Флейвелл Джон X. Генетическая психология Жана Пиаже. (Пер. с англ ) — М.: Просвещение, 1967. Книга содержит глубокий анализ психологической системы Пиаже и наиболее полное (на рус­ском языке) изложение результатов исследований самого Пиаже и его сотрудников.

Чуприкова Н. И Психология умственного развития: Принцип дифференциации. — М.: АО «СТО­ЛЕТИЕ», 1997.

Научная монография, посвященная анализу умственного развития с точки зрения универсаль­ных принципов развития органических систем — принципа развития от общего к частному, от целого к частям и принципа системной дифференциации. Помимо оригинальных идей и обоб­щений автора, книга интересна еще и анализом подходов к развитию человека, которые в дан­ном учебнике практически не затрагиваются, хотя знакомство с ними психолога вряд ли мож­но счесть лишним (И. М. Сеченов, Т. Рибо, Э. Клапаред, Г. Фолькельт, К. Коффка, X. Вернер и ДР.). Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.

В книгу избранных трудов известного советского психолога вошли его основные работы по детской и педагогической психологии, в которых представлены оригинальная теория периоди­зации детства, психического развития ребенка, развития игровой и учебной деятельности; ряд работ посвящен развитию речи и обучению чтению, развитию личности дошкольника, возрас­тным и индивидуальным особенностям младших подростков и другим актуальным проблемам возрастной и педагогической психологии.

Эриксон Э. Г. Детство и общество. (Пер с англ.) — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996 (главы 1, 2, б, 7).

Первая, программная книга Э. Эриксона, в которой он сформулировал и проиллюстрировал на клиническом и биографическом материале основные положения своей теории психосоциаль­ного развития.

Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека

НАША ПЛАНЕТА — МОМЕНТАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ

УРОВЕНЬ СМЕРТНОСТИ ДЕТЕЙ ДО 5 ЛЕТ

Рис. 1. Ожидаемая на момент рождения средняя продолжительность жизни, 1993

Япония п

Германия п

США |тГ|

МексикатвП

Турция67

Бразилияев 1

Индияв1 |

Гаити 57

^^^ 47 Л

Замбия Г ^l

Источник UNICEF (1995) The State о/ the World's Children Oxford and Neva York Oxford University press for UNICEP, 66-67

Во многих странах мира детям не приходится рассчитывать на то, что они доживут до старости. Например, в африканских странах к югу от Сахары ожидаемая на момент рож­дения средняя продолжительность жизни составляет менее 50 лет. Но значительное ко­личество детей не доживает даже и до 5 лет. В Нигерии и Анголе трое из 10 детей умира­ют не дожив до 5 лет. В Индонезии, Новой Гвинее, Индии и Турции умирает 1 из 10 детей (тем не менее и это можно считать большим достижением по сравнению с тем положени­ем, которое существовало в этих странах 30 лет назад, когда из 10 человек до 5 лет умира­ли больше 2). Повышение уровня здравоохранения, улучшение санитарно-гигиеничес-ких условий и обучение родителей правильному уходу за детьми увеличивает среднюю продолжительность и качество жизни в этих и многих других странах, однако многое еще предстоит сделать. Для сравнения можно привести страны Западной Европы, Японию и США, где из 100 человек менее одного умирает не дожив до 5 лет (причем в большинстве подобных случаев смерть наступает из-за какой-либо серьезной патологии развития или недоношенности).

ООН использует оценку «Уровня смертности детей до 5 лет» (U5MR) в качестве грубого индикатора многих факторов, влияющих на качество жизни в данной стране. В 1990 году Всемирный Конгресс по проблемам детства под эгидой ООН провозгласил своими целями борьбу с детской смертностью, недоеданием, болезнями и дефектами детей в развиваю­щемся мире. U5MR — один из показателей прогресса в этой области.

Рис. 2. Уровень смертности детей до 5 лет (на 1000), 1993 (U5HR)

ПРИМЕНЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. Вы только что подписали контракт с крупным издательством, согласно которому вы должны напи­сать свою автобиографию - student2.ru

Источник UNICEF (.1995) The State of the World's Children. Oxford and Heal York: Oxford University press for UNICEF, 66-67.74-75

Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека

На карте отражены уровни U5MR в различных странах мира. Сам вид карты может быть для вас непривычен. Это пример картограммы — карты, на которой площадь каждой страны соответствует не ее физическим размерам, а численности населения. Изображе­ние каждой страны заштриховано в соответствии со значением показателя U5MR. Обра­тите внимание, что многие из густонаселенных стран имеют достаточно высокий уровень смертности детей, не достигших 5-летнего возраста.

Рассмотрим влияние на течение человеческой жизни этих двух факторов: уровня смертности детей до 5 лет и средней продолжительности жизни. Чем отличается харак­тер жизни в Нигерии, где из 1000 детей 32 умирают не дожив до 5 лет, а средняя продол­жительность жизни составляет 47 лет, от характера жизни в Японии, где из 1000 детей только б умирают до 5 лет, а средняя продолжительность жизни равна 79 годам? Браки в Нигерии совершаются рано и в семьях обычно рождается много детей, поскольку родите­ли ожидают потерять 1-2 еще до того, как им самим исполнится 35 лет. Многие нигерий­ские дети до наступления 16 лет сталкиваются со смертью родителей. Напротив, в Япо­нии люди могут позволит себе отложить вступление в брак и рождение детей ради того, чтобы сделают карьеру. Потеря ребенка здесь крайне редкое событие, и лишь очень не­многие дети переживают смерть родителей до достижения зрелости. Скорее японцы го­товят себя к тому, что, став взрослыми, они будут нести ответственность за одного или обоих состарившихся родителей.

НАЧАЛО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Наши рекомендации