Развитие философских воззрений на природу ощущений
ЛЕКЦИЯ 1.
ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА
Ощущение.Развитие философских воззрений на природу ощущений. Рефлекторная природа ощущений. Классификация ощущений (интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные ощущения). Общие свойства ощущений (качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация). Пороги ощущений. Чувствительность. Явление адаптации. Взаимодействие ощущений (сенсибилизация, синестезия). Совершенствование ощущений в процессе упражнений.
Восприятие.Процесс распознания образов. Свойства восприятия (предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция). Физиологические основы восприятия. Классификация восприятий. Роль моторных компонентов в восприятии. Сложные формы восприятия (восприятие пространства, времени, восприятие движения). Наблюдение.
Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Известно, что если человек лишен постоянного притока информации о явлениях внешнего мира, то он впадает в сонное состояние. Такие случаи имеют место, когда человек лишается зрения, слуха, обоняния и когда сознательные ощущения его ограничиваются каким-либо патологическим процессом. Близкий к этому результат достигается, когда человека на некоторое время помещают в свето- и звуконепроницаемую камеру, изолирующую его от внешних воздействий. Такое состояние сначала вызывает сон, а затем становится труднопереносимым для испытуемых.
Многочисленные наблюдения показали, что нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психического развития. Если детей, рожденных слепо-глухими или лишенными слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их психическое развитие станет невозможным и они не будут самостоятельно развиваться.
Развитие философских воззрений на природу ощущений
Представления о природе ощущений имеют длительную историю. С позиций философии субъективного идеализма, психические процессы являются первичным свойством человеческого духа, способность разумного мышления не зависит от притока информации. Философы-идеалисты отвергали положение о том, что ощущения связывают человека с внешним миром, и доказывали обратное положение, что ощущения являются непреодолимой стеной между ним и внешним миром.
Это положение было выдвинуто философами-идеалистами (Д. Беркли, Д. Юм, Э. Мах). На его основе психологи Мюллер и Г.Гельмгольц сформулировали теорию «специфической энергии органов чувств». Согласно этой теории, каждый из органов чувств (глаз, ухо, кожа, язык) не отражает воздействия внешнего мира, а лишь получает от внешних воздействий толчки, возбуждающие их собственные процессы. Так, достаточно нажать на глаз, воздействовать на него электрическим током, чтобы подучить ощущение света; достаточно механического или электрического раздражения уха, чтобы возникло ощущение звука. Из этих положений делался вывод, что органы чувств не отражают внешних воздействий, а лишь возбуждаются от них. Поэтому человек воспринимает не объективные воздействия внешнего мира, а лишь свои собственные субъективные состояния, отражающие деятельность его органов чувств. Легко видеть, что эта теория приводила к утверждению: человек не может воспринимать объективный мир и единственной реальностью являются субъективные процессы, отражающие субъективное восприятие мира.
Эти выводы были положены в основу теории солипсизма,сводившейся к тому, что человек может познать только самого себя и не имеет никаких доказательств о существовании кроме него самого чего-то иного.
Теория субъективного идеализма противоположна материалистическим представлениям о возможности объективного отражения внешнего мира. В процессе эволюции сформировались особые воспринимающие органы (органы чувств или рецепторы), объективно отражающие различные виды материи (или энергии). Тот факт, что при воздействии на глаз или ухо неадекватных этим органам раздражителей возникает «специфическое» (зрительное или слуховое) ощущение, говорит лишь о высокой специализированности этих воспринимающих приборов и неспособности отражать те воздействия, на приеме которых они не специализированы.