Изменение воззрений человека на природу

В первобытном обществе доминировало мифологическое мировоззрение, в котором природа олицетворялась и обожествлялась.

В Античности природа понималась как совершенный космос, идеал гармонии, а человек как микрокосм, подобный макрокосму.

В Средневековье природа трактуется как творение Бога, который управляет всем, что происходит в материальном мире и в жизни человека и общества.

В Новое время природа понимается как бездушный механизм; возникает идея господства человека над природой, которая понимается как поле приложения физических и интеллектуальных сил человека, как "кладовая" для удовлетворения его потребностей. Так, согласно марксизму, решающую роль в возникновении и развитии человечества играет труд – целесообразная деятельность человека по созданию благ, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

В Новейшее время в науку проникает идея эволюции природы (высказанная в учениях Ж. Ламарка и Ч. Дарвина); природа рассматривается как живая система, способная к самоорганизации, саморазвитию, творчеству (синергетика).

Эксплуататорское отношение к природе привело к возникновению экологического кризиса. Термином"экологический кризис" обозначают тяжелое переходное и, в принципе, не всегда обратимое состояния экологических систем и биосферы в целом. В XX-XXI вв. экологический кризис приобретает глобальный характер, связанный с производственной деятельностью человека (загрязнение окружающей среды, уничтожение растительного покрова, животного мира, вовлечение больших территорий в хозяйственный оборот). Чтобы преодолеть глобальный экологический кризис необходимо в первую очередь изменить потребительское отношение человечества к природе.

В сознании человечества происходит переосмысление отношения к природе под влиянием антропного принципа, идей ноосферы и коэволюции.

Согласно антропному принципу, устанавливается связь между свойствами Вселенной и существованием человека. Два варианта: 1) слабый антропный принцип: "мы видим Вселенную такой, потому что только в такой вселенной мог возникнуть наблюдатель, человек"; 2) сильный антропный принцип: "Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей". Иными словами, наш мир оказался "устроенным" так удачно, что в нем возникли условия, при которых человек мог появиться, т.е. человек – это не случайная мутация, а закономерный этап творческой эволюции природы ("человек – дитя природы").

Осознание необходимости разумного управления природными процессами на основе осмысления законов природы отражается в идее ноосферы.

Ноосфера (греч. nous – разум и sphaira – шар; буквально: "сфера разума") – это сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами "антропосфера", "социосфера", "биотехносфера"). Согласно Э. Леруа (автор термина), ноосфера – это "мыслящая" оболочка Земли, формирующаяся человеческим сознанием. По В.И. Вернадскому, ноосфера – это новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием человеческого общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. При этом разумная чело­веческая деятельность становится определяющим фактором развития общества и природы. Концепция ноосферы служит методологической ориентацией коэволюции человека и природы, открывает возможность согласования человеческой деятельности и природных ритмов.

Коэволюция (лат. со – вместе) – принцип совместного, гармоничного, взаимосогласованного развития природы (биосферы) и общества (человека), являющийся необходимым условием и предпосылкой будущего существования и прогресса человечества в условиях современного экологического кризиса. Согласно принципу коэволюции, человечество, для того чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. Для обеспечения этого процесса человечество должно следовать, прежде всего, двум требованиям: экологическому (запрет на виды человеческой деятельности (особенно – производственной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества) и нравственному (ориентация на общечеловеческие ценности, отказ от потребительского отношения к природе). Коэволюционный переход системы "человек – биосфера" к состоянию динамически устойчивой целостности будет означать превращение биосферы в ноосферу.

Тема 19. Человек и общество

"Проблема человека есть основная проблема философии" (Н.А. Бердяев).

Человек– это субъект культурно-социально-исторической деятельности. С позиций марксизма, человек есть существо биосоциальное. Общественное поведение человека отличается от коллективного поведения животных тем, что люди способны организовывать социальные объединения. Сущностью деятельности человека является творчество.

В процесс антропогенеза (происхождения и развития человека) первоначально важную роль играли биологические факторы, сегодня определяющее значение имеют социальные факторы. Современная наука полагает, что прародиной человека является Африка.

Трактовки человека в философии:"Человек есть свобода" (экзистенциализм); "Человек есть уникальная личность, высшая ценность" (персонализм); "Человек есть воля к власти" (Ф.Ницше); "Человек есть существо символическое" (Э.Кассирер); "Человек есть существо играющее" (Й. Хейзинга); "Сущность человека есть совокупность общественных отношений" (марксизм).

Концепции сущности человека

Согласно натурализаторской концепции, человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчиненный единым с ними законам.

Согласно биологизаторскойконцепции, человек трактуется по аналогии с другими сложными организмами.

Согласно социологизаторскойконцепции, человек рассматривается в контексте общественных связей, продуктом которых он выступает.

Согласно рационалистической концепции, сущностной особенностью человека является наличие у него разума, сознания.

Согласно антропоцентрической концепции, человек является творцом самого себя, поэтому он должен быть объяснен из самого себя и рассматриваться не как объект, а как субъект действия.

Согласно экзистенциально-персоналистскойконцепции, существование человека в мире – это всегда уникальный опыт свободы, творчества.

Наши рекомендации