Общая характеристика мотивации
МОТИВАЦИЯ
Готовность человека и его желание выполнять свою работу – один из ключевых факторов успеха организации. Человека нельзя “включить”, он не машина, и “выключить”, когда необходимость в его труде отпадает. Механическое принуждение к труду не может дать высокого положительного результата. Если хорошо знать и понимать:
· что движет человеком;
· что побуждает его к действиям;
· к чему он стремится, выполняя определенную работу, можно так построить управление, что человек самбудет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом и наиболее результативно.
Вывод: путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИИ
Мотивация – совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.
Чтобы понять сущность мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:
· что в деятельности человека находится в зависимости от мотивационного воздействия;
· каково соотношение внутренних и внешних сил;
· связь мотивации и результатов деятельности человека.
Но прежде рассмотрим основные категории:
Потребности – то, что человек испытывает, когда ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо.
П о т р е б н о с т и | |
Первичные | Вторичные |
Физиологические (вода, пища, сон, дыхание, сексуальные потребности) | Психологические (в успехе, уважении, привязанности, власти, принадлежности кому-либо или чему-либо) |
Врожденные, заложены генетически | Осознаются с опытом: различаются в большей степени, чем первичные |
Пока потребность существует, она дает о себе знать и “требует” своего устранения. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. Устранение потребности не предполагает, что она устраняется навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя могут менять форму конкретного проявления, степень настойчивости, влияние на человека.
Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека. Он находится “внутри” человека, имеет персональный характер.
Поведение человека определяется не одним мотивом, а их совокупностью -мотивационной структурой, в которой мотивы могут находиться в определенном соотношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Мотивационная структура обладает определенной стабильностью, но может меняться под воздействием воспитания, образования.
Мотивирование – процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов.
Существует два типа мотивирования (по задачам, которые оно решает):
· «Торговая сделка».
Путем внешних воздействий на человека вызвать определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату.
Если нет у двух сторон точек взаимодействия, то процесс мотивирования не сможет состояться.
· Формирование определенной мотивационной структуры человека.
Развить, усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы. Это: воспитание, образование. Здесь нужны большие усилия, знания, способности.
В современной практике управления организации стремятся сочетать эти два типа.
Мотиваторы – отдельный пример или способ мотивирования: поощрение – непоощрение, наказание – ненаказание, принуждение – непринуждение.
Стимулы – рычаги воздействия или носители “раздражений», которые вызывают действие определенных мотивов.
Это: предметы, действия других людей, обещания - все то, что может быть предложено человеку в качестве компенсации за его действия.
Стимулирование – процесс использования различных стимулов для мотивирования людей. Это одно из средств мотивирования.
Потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, поэтому менеджеры должны создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям чувствовать, что они могут удовлетворять свои потребности посредством типа поведения, приводящего к достижению целейорганизации.
Вознаграждение – это все, что человек считает ценным для себя. Но понятие ценности у людей специфичны, а, следовательно, различна оценка вознаграждения и его относительной ценности.