Функции языка в отношении к миру внешних явлений
Содержание
Особенности речевой коммуникации................................................................. 3
Язык и речь как объекты изучения.................................................................. 11
Культура ораторской речи............................................................................... 19
Культура убеждения и спора........................................................................... 28
Личность говорящего. Техника знаковой деятельности................................. 45
Литература........................................................................................................ 60
ЛЕКЦИЯ № 1. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
1. Речевое событие и его составляющие.
2. Структура речевой ситуации:
2.1 Позиция Слушающего;
2.2 Модели речевого поведения Говорящего.
3. «Золотые» правила общения.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 1996.
2. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1998.
1. РЕЧЕВОЕ СОБЫТИЕ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ.
Речевое событие– это основная единица речевого общения (коммуникации), это некое законченное целое со своей формой, структурой, границами. (Лекция, конференция, заседание Гос. Думы, разговор подруг по телефону).
Участники речевого события характеризуются определенными моделями речевого поведения. Речевое поведение коммуникантов складывается из
1. собственно речевого потока в форме монолога или диалога - дискурса;
2. звучания речи (акустики): громкость, высота, тембровые особенности голоса, темп, интонация и т.д. – акустического поведения;
3. значимых движений лица и тела – жестово-мимического поведения.
Дискурс– первая и важнейшая составляющая речевого события. Происходит от латинского diskurro, diskurrum – рассказывать, излагать. Дискурс сопровождается акустическим и жестово-мимическим поведением.
Речевая ситуация – обстановка, в которой происходит общение и все те, кто в нем участвует. Это «сцена действия» и «действующие лица».
Таким образом, речевое событие – это дискурс плюс речевая ситуация.
Вступая в общение, человек желает получить некий результат. Это значит, что, говоря, мы совершаем некий поступок, действие, направленное на адресата.
Речевой поступок (акт, действие) – это основная единица речевого поведения человека, реализующая одно речевое намерение Говорящего и служащая для достижения определенного результата.
В основе любого речевого поступка лежат четыре составляющие.
ЦЕЛЬ – это мотивация, которой обусловлен поступок, это то, для чего мы говорим.
ЗАМЫСЕЛ – это информация, которую Г-й хочет донести до С-го, потому что сама по себе эта информация работает на реализацию цели. Замысел состоит из тезиса и аргументов в защиту этого тезиса.
ТЕКСТ – это конкретная речь, устная или письменная, поступающая на слуховой или зрительный анализатор.
РЕАКЦИЯ – это конкретное поведение С-го в процессе коммуникации.
При помощи каких средств реализуются эти составляющие речевого поступка в процессе коммуникации? Средствами реализации служат четыре знаковые системы:
1) вербальная знаковая система (язык);
2) надвербальная знаковая система (интонация);
3) индивидуальные природные данные голоса (сигнатура);
4) жестово-мимическая знаковая система (Body language).
В основе любого речевого события лежит стремление к достижению определенной цели. Для того чтобы общение было целесообразным и эффективным, все знаковые системы должны работать гармонично.
Следующая цитата из статьи известного литературоведа и философа М.М.Бахтина «Проблема текста в лингвистике» характеризует сложность структуры каждого речевого поступка и хрупкость гармонии: «Высказывание никогда не является только отражением или выражением чего-либо вне его уже существующего, данного и готового. Оно всегда создает нечто до него никогда не бывшее, абсолютно новое и неповторимое… Но нечто созданное всегда создается из чего-то данного (язык, наблюденное явление действительности, пережитое чувство, сам говорящий субъект, готовое в его мировоззрении и т.п.)».
ГАРМОНИЯ РЕЧЕВОГО СОБЫТИЯ – основополагающее понятие в коммуникологии. Для её достижения необходима постоянная работа, состоящая в анализе каждой речевой ситуации и речевого поведения в её контексте.
2.1 СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ. ПОЗИЦИЯ СЛУШАЮЩЕГО.
Главными элементами, составляющими структуру речевой ситуации, следует считать ее участников и отношения между ними, т.е. КТО говорит, КОМУ адресована речь, КАКОВЫ ЦЕЛИ участников общения, КАКОВЫ ОТНОШЕНИЯ между ними.
Анализируя речевые ситуации, принято главных их участников условно называть ГОВОРЯЩИМ и СЛУШАЮЩИМ (АДРЕСАТОМ).
В паре «говорящий – слушающий» позиция слушающего приоритетна.Этот приоритет имеет два аспекта:
- психологический;
- физиологический.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ: замысел речи всегда должен быть связан с позицией С-го, с его личностной психологией.
П. приглашение в театр.
Понятно, что весь набор аргументов не может быть эффективен по отношению к одному человеку. Выбирать аргументацию следует исходя из индивидуальных характеристик личности С-го, а именно:
1) психологический тип личности (темперамент, характер);
2) возраст;
3) пол;
4) национальность, вероисповедание;
5) уровень интеллектуального развития;
6) психологическое состояние и состояние здоровья в данную минуту.
Рассмотренный пример прост, но принцип универсален для доказательства любых, даже самых сложных тезисов.
ВЫВОД: так как только личность Слушающего определяет выбор аргументов, очевидно, что его позиция приоритетна.
Это означает, что, перед тем как вступить в коммуникацию, следует провести немалую аналитическую работу. В случае спонтанной коммуникации ( с незнакомым человеком) требуется особенно тщательная аналитическая работа. Следует обратить внимание на те характеристики, которые поддаются анализу и наблюдению в течениепервых двух минут общения:
- возраст;
- пол;
- одежду;
- тональность голоса;
- наличие/отсутствие ошибок в речи;
- место, где произошла встреча и т.д.
Необходимо проанализировать все, что вы наблюдаете в человеке, а после этого начать «настраиваться на его волну», не произнося ничего категорического и внимательно следя за реакцией на каждое ваше слово, т.е. осуществлять «психологическое зондирование».
Такова модель коммуникативного приоритета С-го в ситуации «один Говорящий с одним оппонентом».
Более сложной является коммуникативная ситуация «ОДИН ГОВОРЯЩИЙ СО МНОГИМИ ОППОНЕНТАМИ».
Перед вами много людей с разной ценностной ориентацией, разной системой убеждений, находящихся в разном психологическом состоянии. Воздействовать на них можно, только поняв, что если в определенное время в некотором месте встретилось много людей, значит существует единообразная причина, которая их собрала.
ФАКТОР АУДИТОРИИ: речь, направленная на публику, должна быть ориентирована на зону пересечения интересов слушателей.
Необходимо эту зону предварительно вычислить, т.е. проанализировать и выяснить, что собрало людей в одном месте в одно время. В зависимости от этого аудитории делятся на более сложные и менее сложные. Традиционно самой сложной считается политическая аудитория, самой простой – студенческая. Вне зависимости от уровня сложности в риторике существует аксиома: убеждаема любая аудитория.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРИОРИТЕТА слушающего заключается в том, что слушать труднее, чем говорить.
Говорящий синтезирует речь. Синтез речи – это переход от смысла к тексту, где под текстом понимается набор фонетических или графических единиц.
Анализ текста (т.е. работа слушающегого) – движение в обратном направлении: от звуковой волны, поступающей на барабанные перепонки, к смыслу текста.С точки зрения оценки сложности структуры этих двух последовательностей, приоритет анализа над синтезом неочевиден: обе процедуры соотносимы по сложности реализации, это движение по одному маршруту в противоположные стороны.В чем же заключается приоритет слушающего?
Когда человек говорит, он работает в условиях отсутствия шума.
1. Ему почти не мешает физический шум, потому что гортань и артикуляционные органы человека расположены очень близко к его уху, настолько близко, что только очень сильный шум может помешать говорящему;
2. Говорящий работает и вне интеллектуального шума. Человеческий мозг так устроен, что невозможно думать об одном, а говорить о другом. У Г-го наблюдается единство мыслительной и речевой деятельности.
Когда же человек слушает, он декодирует звуковую волну. Любой шум нарушает целостность кода, и слушающий вынужден декодировать смысл по неполному выражению.
Во время слушания существует также внутренний, интеллектуальный шум. Часто параллельно происходят два действия: человек размышляет о том, что его беспокоит и, кроме того, декодирует звуковую волну, поступающую на барабанные перепонки.
Уровень физического и интеллектуального шума в аудитории подконтролен говорящему!
ВЫВОД: деятельность мозга во время анализа речи гораздо сложнее, чем во время синтеза; как процессы они соотносимы по трудоемкости, но условия реализации этих процессов несоизмеримы. Говорящему легче, и потому приоритетная позиция в речевой коммуникации принадлежит слушающему.
Оба аспекта приоритета слушающего очень кратко и емко отражены в словах римского драматурга Плавта: «Всякий слышит лишь то, что понимает.»Обеспечить это понимание на всех уровнях –обязанность говорящего.Реализация этой цели зависит от выбора говорящим модели речевого поведения.
2.2 СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ. МОДЕЛИ РЕЧЕВОГО
ПОВЕДЕНИЯ ГОВОРЯЩЕГО.
Модель речевого поведения Говорящего строится на выборе двух составляющих:
- выбор типа речевой культуры;
- выбор и формирование индивидуального стиля речевого поведения.
Современная отечественная речевая среда неоднородна. Традиционно выделяют 7 типов речевой культуры:
1) элитарный;
2) среднелитературный;
3) разговорно-литературный;
4) фамильярный;
5) просторечный;
6) арготизирующий, жаргонизирующий;
7) народно-литературный.
Пространство речевого поведения Г-го четырехмерно. Существует четыре оси координат:
● диалогичность – монологичность;
● демократичность – авторитарность;
● вовлеченность – отстраненность;
● гармонизация – агональность.
Естественно, идеальная модель речевого поведенияГоворящего заключается в выборе первых трех типов речевой культуры и «левых» (в нашей схеме) лучей системы поведенческих координат.
3. «ЗОЛОТЫЕ» ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ.
1. Целесообразное и эффективное общение предполагает доброжелательное
отношение к собеседнику.
2. Обращаясь с речью к человеку, следует задаться вопросом: «А хотел бы я
это услышать?»
3. Для создания и поддержания конструктивной атмосферы общения не
следует начинать реплики со слов «Нет!», «Вы не правы!» и любого
другого отрицания.
ИТОГИ: Началась наша лекция с того, что мы обозначили две основные созидательные функции Слова, а закончилась предостережением о том,
что Слово может нести боль и разрушение.
Только вам, владеющим Словом, решать, как вы будете использовать этот уникальный дар.
ИТАК, мы сегодня рассмотрели следующие моменты:
1. познакомились с терминологическим аппаратом коммуникологии,
2. рассмотрели структуру речевой ситуации, роли ее участников, отношения между ними,
3. выяснили, в чем заключается приоритет позиции слушающего,
4. запомнили и, я надеюсь, взяли на вооружение три «золотых» правила общения.
ЛЕКЦИЯ № 2. ЯЗЫК И РЕЧЬ КАК ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
1. Природа, сущность и функции языка.
2. Язык и речь.
3. Литературный язык и литературная норма.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях.
Ч.1. – М., 1964; Ч.2 – М., 1965.
1. ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЯЗЫКА.
Прежде чем обратиться к языку как явлению, необходимо внести ясность в значения слова, обозначающего это явление, т.е. в значения термина.
Термин «язык» обычно употребляется в одном из трех значений:
1. «Язык вообще», как достояние человечества, как антропогенный фактор, как исключительно человеческая способность к овладению речью;
2. Конкретный язык определенной этнической общности, являющийся средством общения между членами этой общности (например, национальные языки);
3. Индивидуальный язык каждого носителя, т.е. та часть языковых единиц, которой пользуется определенный человек. Языковая система предлагает огромный арсенал средств. Выбор, осуществляемый носителем, характеризует его личностные качества.Сократу приписывают слова: «Заговори, чтоб я тебя увидел».
Вспомните также героиню Ильфа и Петрова: «Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет триста слов. Эллочка Щукина легко обходилась тридцатью».
Попытаемся теперь определить язык как явление. Что такое Язык?
Давая определение какому-либо явлению, следует помнить правила дефиниции: сначала указывается родовая принадлежность явления, а затем его видовые отличия от других явлений данного рода.
В истории языкознания насчитывается около 200 определений языка. Мы ограничимся меньшим количеством, которое поможет (или затруднит) поиск вашей собственной дефиниции.
Потебня А.А.: «Язык есть средство понимать самого себя».
Гегель: «Язык есть деятельность теоретического разума в собственном смысле. Он является её внешним выражением».
Шлейхер: «Язык есть звуковое выражение мысли, проявляющийся в звуках процесс мышления».
Мейе: «Язык есть бесспорно общественное явление».
Гумбольдт: «Язык – это мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека… Вечный посредник между духом и природой».
Ф. де Соссюр: «Язык есть система знаков, выражающих идеи, а следовательно, его можно сравнивать с письмом, с азбукой для глухонемых, с символическими обрядами, с формами учтивости, с военными сигналами и т.д. Он только наиважнейшая из этих систем».
Реформатский А.А.: «Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Без языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем самым и человека. Без языка не может быть и мышления, то есть понимания человеком действительности и себя в ней».
Г. Гийом: «Язык человека обладает антропогенным аспектом… Если в языке видеть только некоторый оптимальный способ взаимоотношений между людьми, не значит ли это принижение и недооценку его сущности?».
Лебедев С.А.: «Язык – любая знаковая система (напр., естественный язык, язык науки, язык жестов, язык кино и т.д.), служащая материальным носителем информации… Язык является важнейшим средством хранения, передачи и усвоения информации, а также главным средством общения и регулирования индивидуального и коллективного поведения».
Приведенные определения достаточно противоречивы. Что же такое язык: система, средство или деятельность? Возможно, последнее определение поможет разобраться.
Звегинцев В.А.: «Следует думать, что язык можно определять как деятельность, использующую определенные средства, которые, в свою очередь, возникают в деятельности и делают её возможной. В этом случае средства и деятельность взаимообусловливаются, и в известном смысле сама деятельность превращается в средство. Так появляется уже знакомая формула: язык – это то, что он делает. И следовательно, изучать язык – это значит изучать то, что он делает.
Но что же делает язык? Ответить на это – значит дать адекватное определение языка… Язык создает условия, делающие возможными любые формы духовной деятельности человека. Более того, он является непременным компонентом всех этих форм человеческой деятельности, что и придает ему качество всепроникаемости и в известном смысле неуловимости».
ФУНКЦИИ ЯЗЫКА определяются его сущностью. От того, как понимается язык и его сущность, зависит и то, какие функции ему приписываются. Поскольку язык, согласно основополагающему определению Гумбольдта, служит посредником между миром внешних явлений и внутренним миром человека (в первую очередь его мышлением), постольку и функции языка должны определяться из его отношения к миру и человеку.
Традиционно первой и наиважнейшей называют коммуникативную функцию. Согласиться с этим мнением или оспорить его поможет нам следующая схема.
(Схема: мир – язык – человек).
Попробуем выстроить иерархию функций языка по следующим направлениям:
1) функции языка в отношении к миру внешних явлений;
2) функции языка в отношении к внутреннему миру человека, к
мышлению;
3) функции языка в отношении к человеку;
4) функции языка в отношении к обществу.
Функции языка в отношении к миру внешних явлений.
● форма отражения мира,
●средство его познания,
● форма знания о мире,
● форма поведения человека в мире.