Распределение часов дисциплины
ГосударственнЫЙ медицинскИЙ УНИВЕРСИТЕТ Г. СЕМЕЙ
кафедраистории Казахстана и социально-гуманитарных дисциплин
Силлабус
(Syllabus)
Дисциплина: основы психологии
Код дисциплины: ОР 1219
Специальность: 5В 130100 «Общая медицина»
Объем учебных часов - 54
Курс и семестр изученияI курс,1 семестр
Семей 2013
Силлабус (рабочая программа студента) составлен кафедрой социально-гуманитарных дисциплин на основании типовой учебной программы «основы психологии», утвержденной Министерством здравоохранения РК. Астана 2007
Автор: старший преподаватель Куклина Н.М.
Обсуждена на заседании кафедры от _______. ________2013
Протокол №
Зав.кафедрой СГД, к.и.н.__________ Сергазина Г.М.
Сведения о преподавателях
№ | ФИО | Должность, ученая степень, ученое звание, | Научные интересы и достижения/категория |
1. | Куклина Надежда Михайловна | Старший преподаватель | Автор брошюры «Личность до школьника: становление и коррекция». Семей 2005г. Учебного пособия «Биомедицинская этика». Семей. 2010г. Второе дополненное издание. Алматы.2012г. |
Кусаинова Нурбану Мендыбаевна | Преподаватель | 1. Автор Методических указании для студентов заочного отделения по дисциплине «Общая и юридическая психология». 2008. 2. Соавтор Учебно-методического пособия «Проблемы формирования прфессиональной компетентности педагога». Университет «Кайнар» (Семей), 2009. | |
Жакупбекова Эльмира Айткалиевна | Преподаватель | Автор учебного пособия «Биоэтика» на казахском языке. Семей. 2012. |
Контактная информация: адрес ГМУ г.Семей, ул. Ленина, 3, общежитие №3 кабинет №316
Политика дисциплины:
Политика дисциплины – это общие требования кафедры, предъявляемые к обучающемуся в процессе изучения данной дисциплины, направленные на наиболее полное освоение обучающимися (студент, интерн, резидент, магистрант, докторант) учебного материала и плодотворное сотрудничество преподавателей и обучающихся.
Обучающийся обязан:
• В полном объеме овладевать знаниями, умениями, практическими навыками и компетенциями.
• С первого курса накапливать «Портфолио» в электронном варианте для достижения компетенций по выбранной образовательной траектории.
• Уважительно и корректно относиться к преподавателям, сотрудникам и обучающимся.
• Быть дисциплинированными и опрятными, вести себя достойно в Университете, больницах, соблюдать тишину и порядок на занятиях и в холлах и коридорах.
• Вход обучающихся в аудиторию и выход из аудитории после начала занятий (фактического начала занятий преподавателем) допускается только с разрешения преподавателя.
• Для полного освоения учебной программы по дисциплине посещение лекций, практических (лабораторных, семинарских) занятий является обязательным. На клинических кафедрах обязательно посещать обходы профессора или доцента, врачебные консилиумы.
• Соблюдать требования кафедры к посещению СРОП (самостоятельная работа обучающихся под руководством преподавателя).
• Присутствовать на лекциях, практических, лабораторных и семинарских занятиях, экзаменах в медицинской форме.
• Иметь санитарные книжки на клинических кафедрах с допуском от СЭС.
• Бережно относиться к имуществу кафедры, не сорить, не писать на столах, при порче имущества обязаны возместить причиненный ущерб.
• Запрещается носить обувь на шпильке.
• Соблюдать правила противопожарной безопасности.
• Соблюдать правила внутреннего распорядка университета.
• Активно участвовать в жизни кафедры (работа в кружке СНО, мероприятиях кафедры и т.д.).
• Принимать участие в работе научно-практических, патологоанатомических конференций и ассоциаций по специальности.
• Отключать мобильные телефоны во время лекций, занятий.
• Запрещается брать на экзамены сотовые телефоны, i–Phone, i-Pad. В случае пользования сотовым телефоном, i–Phone, i-Pad в качестве подсказки обучающийся удаляется с экзамена и ему выставляется оценка F. При использовании шпаргалок на экзамене или дифференцированном зачете обучающемуся автоматически выставляется итоговая оценка «неудовлетворительно».
• Отработки на кафедрах должны проводиться во внеурочное время, допускается в будничные дни (при этом на теоретической кафедре дежурный преподаватель должен находиться до 18.00), на клинической кафедре допускается проведение отработок во время ночного дежурства профессорско-преподавательского состава.
• Занятия, пропущенные по неуважительной причине, не отрабатываются.
• В случае пропуска занятий по уважительной причине обучающийся обязан получить допуск из деканата в течение недели со дня выхода на занятия.
• Обучающийся обязан отработать пропущенные занятия по уважительной причине в течение 2 месяцев.
• В случае пропуска лекций независимо от причины обучающийся должен иметь конспект лекционного материала и показать его лектору.
• В случае пропуска занятий обучающимися по уважительной причине (нахождение на стационарном лечении, возникновение событий чрезвычайного характера: стихийные бедствия, аварии и другие), интерн, староста группы или его родственники обязаны в течение суток информировать кафедру и деканат о происшедшем любым способом (по телефону и прочее) с предоставлением в трехдневный срок документов, подтверждающих это обстоятельство. Оправдательными документами являются: справка со студенческой поликлиники (номер которой совпадает с номером в журнале выдачи справок поликлиники), свидетельство о смерти близких, донорская справка, свидетельство о бракосочетании, свидетельство о рождении ребенка. Интерны, резиденты, магистранты, докторанты обязаны предоставить больничный лист. При отсутствии подтверждающих документов причина считается неуважительной. В случае предоставления фальшивых справок допуск не выдается и по отношению к обучающемуся будут приняты административные меры в соответствии с Правилами внутреннего распорядка.
• Кафедре вместе с допуском предоставляется ксерокопия подтверждающего документа. Обучающийся может одномоментно отработать 2 занятия, пропущенных по уважительной причине.
• При отработке пропущенного занятия по уважительной причине «нб» в бумажном журнале округляется и полученная оценка вносится в бумажный и электронный журнал.
• В случае пропуска двух и более занятий в течение месяца обучающийся считается неаттестованным.
• На последнем занятии подсчитывается оценка рейтинга допуска (ОРД) по дисциплине, в ведомости ОРД обучающийся ставит свою подпись об ознакомлении, а также ОРД проставляется в зачетной книжке ведущим преподавателем.
• Обучающийся, пропустивший по неуважительной причине 25% от общего объема часов аудиторных занятий дисциплины (лекций, практических) не допускается к промежуточной аттестации (экзамену/диф.зачету) по дисциплине и обязан пройти летний (платный) семестр.
• Обучающемуся, пропустившему по уважительной причине 25% от общего объема часов аудиторных занятий дисциплины (лекций, практических), необходимо отработать все пропуски по индивидуальному графику.
• Допуски из деканата хранятся вместе в журналах учебных групп.
• Если обучающийся пропустил рубежный контроль по уважительной причине и не отработал в течение месяца, вместо «нб» в бумажном журнале выставляется «0».
• В случае, если по одному предмету интеграции или смежных дисциплин 4,5,6,7 курсов специальности «Общая медицина» обучающийся получит «F», то во время летнего (платного) семестра обучающийся проходит только ту дисциплину, по которой имеется «F».
• В случае, если экзамен состоит из двух и более этапов и обучающийся получает «0» по одному из этапов, то итоговая оценка будет неудовлетворительной.
• Итоговая оценка подсчитывается только в случае, если обучающийся имеет положительные оценки, как по рейтингу допуска, так и по итоговому контролю (экзамену/дифф. зачету). При этом положительная оценка включает оценки от 50% до 100%, неудовлетворительная оценка - от 0 до 49%.
• Доля тестового экзамена удельном весе итоговой оценки дисциплины составляет 10%.
• Неудовлетворительные оценки, полученные на текущих занятиях и рубежном контроле, не отрабатываются. При наличии неудовлетворительных оценок обучающийся получает низкую ОРД, которая в свою очередь влияет на допуск к экзаменам.
• Пересдача положительной оценки по промежуточной аттестации с целью ее повышения не разрешается.
• В зачетной книжке ОРД проставляется на правой стороне. Оценка дифференцированного зачета влияет на назначение стипендии.
• При условии выполнения учебной программы по всем дисциплинам семестра сдачи всех зачетов/получения ОРД, предусмотренных учебным планом данного семестра, обучающиеся допускаются к промежуточной и итоговой аттестации. Допуск к экзаменационной сессии оформляется распоряжением деканата, при этом в зачетной книжке обучающегося ставится штамп «допущен к сессии».
• Перевод обучающегося с курса на курс осуществляется на основании среднего балла успеваемости студента (GPA).
• Если обучающийся не набирает необходимого количества проходного балла GPA, проходит курс повторно с лишением образовательного гранта или отчисляется по собственному желанию.
• Обучающемуся, выполнившему программу курса в полном объеме, но не набравшему переводной балл (GPA), с целью повышения своего среднего балла успеваемости предоставляется возможность в летнем (платном) семестре повторно изучить дисциплину на платной основе (за исключением дисциплины «История Казахстана», по которой сдается государственный экзамен) и повторно сдать экзамен. Повторно полученная положительная оценка не влияет на назначение стипендии.
• При восстановлении (после академического отпуска) или переводе со специальности на специальность обучающийся, обязан пройти весь курс полностью и сдать экзамены.
Программа:
Введение
В основе развития психологии лежит усиливающийся интерес к человеческому существованию, условиям развития человека в обществе, взаимодействию с другими людьми. Психология призвана сыграть важную роль в обеспечении гуманистического направления развития общества. Многие виды деятельности, в том числе в медицине, педагогике, на производстве, невозможны без знания психологии.
Психология изучает закономерности развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности, основные психические процессы, свойства и состояния личности, индивидуальность. Знания, полученные по психологии в овладении умениями и навыками для анализа психологических явлений, характеристики деятельности личности, самоанализа, самопознания и самосовершенствования личности, необходимы для становления будущего специалиста. Психология как наука изучает поведение и умственную деятельность человека с практическим применением приобретенных знаний.
Цель дисциплины: формировать психологическую компетентность личности на основе знаний основных закономерностей процесса развития психики в онтогенезе и механизмов психической деятельности, развивать навыки эффективного общения и психогигиенического отношения к личности.
Задачи обучения:
· формировать понятие о психологической науке и её месте в системе общественных и гуманитарных дисциплин
· формировать знания о механизмах основных психических процессов, психических состояний и свойств личности
· формировать умение анализировать психические явления в различных сферах жизнедеятельности человека;
· выработать навыки психологического самоанализа, самопознания и самооценки
· развить навыки эффективного общения и психогигиенического отношения к личности
Конечные результаты обучения:
Студент должен:
Знать:
· основные этапы развития психологии и её важнейших отраслей
· основные закономерности психических явлений, процессов и состояний
· основные методы исследования психических функций
· функции сознания, структуры самосознания
· основы психологии эмоциональных и волевых процессов
· психологическую структуру личности
· типы темперамента, типы характера, виды акцентуаций личности
· особенности межличностных отношений, уровни, средства и виды общения.
Уметь:
· оценивать психологическое состояние и поведение, свойства личности при коммуникациях в социуме и медицинской среде;
· анализировать психологические явления в различных сферах; жизнедеятельности человека;
· проводить самоанализ и самооценку
Владеть навыками
· эффективного общения в группе, коллективе;
· построения бесконфликтных взаимоотношений врач-пациент
Пререквизиты: школьный курс биологии
Постреквизиты: коммуникативные навыки, психиатрия, общая врачебная практика.
Краткое содержание дисциплины.
Предмет и задачи психологии. Этапы развития психики. Основные психические процессы, свойства и состояния личности. Познавательные психические процессы (ощущения, восприятие, представления, воображение, память, внимание, мышление). Эмоционально-волевая сфера личности. Сознание и самосознание. Личность, темперамент, характер. Общение и межличностные отношения.
Тематический план занятий
Распределение часов дисциплины
Общее кол-во часов | Аудиторные часы | СРО | |
Лекции | Практич. Занятия | ||
Тематический план лекций
№ | Темы лекций | Кол-во Часов |
Специфические особенности психологии как естественной и социальной науки | ||
Познавательные психические процессы | ||
Психология эмоции и воли. Стресс и фрустрация. | ||
Психология общения | ||
Всего |
Тематический план практических занятий
№ | Тема практического занятия | Кол-во часов |
Этапы развития психологии и психики. Основные психические процессы, свойства и состояния личности. | ||
Познавательные психические процессы:ощущения; | ||
Восприятие; | ||
Представление, воображение; | ||
Память, внимание; | ||
Мышление, интеллект. | ||
Рубежный контроль (TBL) | ||
Сознание и самосознание. | ||
Эмоции и воля. | ||
Психологическая структура личности. Типология личности. | ||
Темперамент и характер | ||
Общение и межличностные отношения в группах. | ||
Рубежный контроль (тестирование) | ||
Всего часов: |