III. Распределение часов по темам дисциплины

Комитет общего и профессионального образования

Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

“Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина”

Кафедра управление персоналом

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Территориальная организация населения»

Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования:Территориальная организация населения.Территория и границы РФ как фактор развития российского государства. Природные предпосылки социально-экономического развития России. Экономическая оценка природных условий и природных ресурсов России. Территориальные особенности демографического и этнонационального развития России. Территориальные факторы и особенности развития расселения. Закономерности территориальной организации производства. Основные особенности размещения и территориальной организации промышленности и ее отраслей в России; межзональное разделение труда. Особенности территориальной организации транспортной системы РФ. Основные факторы и особенности развития и размещения сельского хозяйства РФ. Основные тенденции и особенности формирования единого экономического пространства на постсоветской территории; проблемы экономической интеграции. Россия в системе международного (мирового) разделения труда. Тенденции и особенности социально-экономического развития севера России. Основные направления развития приграничных районов России. Особенности территориальной организации экономических районов.

I. Цели и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины “Территориальная организация населения” - изучение и практическое освоение научных методов территориальной организации населения, принципов и факторов размещения производительных сил.

В результате освоения дисциплины студенты получат представление о наиболее актуальных проблемах регионального развития России, формирования и функционирования регионов - субъектов РФ.

Данная программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 061000 Государственное и муниципальное управление. Формой контроля является экзамен.

II. Организационно-методические указания

Курс “Территориальная организация населения” изучается по специальности “Государственное и муниципальное управление” на втором году обучения.

Основными видами занятий по данной дисциплине являются лекции, практические занятия и самостоятельная работа. Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов курса, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне.

Практические занятия являются аудиторными, проводятся либо в виде семинаров, либо по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.

Самостоятельные занятия студентов предполагают помимо подготовки к практическим занятиям, реализацию стремления к индивидуальному и профессиональному развитию.

III. Распределение часов по темам дисциплины

“Территориальная организация населения”

Название темы Распределение часов
    Всего Аудиторная работа Самост. работа
        Всего ауд. Лекции Практика работа  
Тема 1. Теоретическое введение в курс “Территориальная организация населения”
Тема 2. Территория и границы как фактор формирования Российского государства.
Тема 3. Природные предпосылки социально-экономического развития России.
Тема 4. Территориальные особенности демографического развития.  
Тема 5Территориальные особенности состава населения.
Тема 6. Особенности размещения и расселения населения России.
Тема 7. Теоретические основы экономического районирования.
Тема 8. Типологии районов и регионов России.
ИТОГО:

IV. Содержание дисциплины

Тема 1. Теоретическое введение в курс “Территориальная организация населения”

Определение и место дисциплины в системе наук. Объект и аспект территориальной организации населения, цель исследований. Предмет территориальной организации населения. Связь с другими научными дисциплинами, такими как демография, региональная экономика, социально-экономическая география, социология, экономика, экология, этнография, статистика, и т. д. Краткая история развития региональной науки за рубежом, появление ее в России. Первые экономико-географические работы. Основоположники социально-экономической географии в России. Научные школы зарубежной региональной науки в XIX веке. Вклад зарубежных ученых в развитие региональной науки в XX веке. Основные теории отечественной “районной” школы социально-экономической географии.

Наши рекомендации