Использование постоянных атомов 3 страница

Однако выражение, что Монады появляются, не совсем точно. Вернее будет сказать, что они начинают сиять, рассеивать свои лучи жизни. Ибо они вечно остаются "в груди Отца", в то время как их лучи потоком вливаются в океан материи и отбирают материалы, необходимые для проявления их энергий во вселенной. Материя должна быть отобрана, сделана пластичной и приведена в форму подходящих оболочек.

Е.П. Блаватская описала их сияние в виде графической аллегории, используя символизм более выразительный, чем буквальное значение слов: "Первичный треугольник, который — как только отразится в "Небесном Человеке", высшем из семи нижних — исчезает, возвращаясь в "Темноту и Безмолвие"; и Монада (Атма) астрального образцового человека также представлена треугольником, так как она должна стать тройственной в сознательных дэвических интерлюдиях"*. Первичный треугольник, или трехликая Монада Воли, Мудрости и Активности", отражает себя" в "Небесном Человеке" как Атма-Буддхи-Манас, а затем "возвращается в Темноту и Безмолвие". Атма — о которой часто говорят как о Монаде низшего или астрального человека — должна стать тройственной, трехмерной единицей, ассимилируя Буддхи и Манас. Слово "отражение" нуждается в пояснении. Говоря в общем, термин отражение употребляется, когда сила, проявившаяся на высшем плане, сказывается вновь ни низшем плане, и в этом проявлении обусловливается более грубым видом материи, поэтому часть эффективной энергии этой силы теряется, и она проявляется в более слабой форме. В данном случае это означает, что поток жизни Монад изливается вперед, беря в качестве вместилища для своего размещения по атому каждого из трех высших планов пятиразрядного поля — третьего, четвертого и пятого — и таким образом образует "Небесного Человека", "Живого Бессмертного Правителя", Пилигрима, который должен развиться, для эволюции которого была создана эта система.

__________
* "Тайная доктрина", III, 444.

"Как могучие колебания солнца ввергают материю в колебания, которые мы называем его лучами (выражающими его тепло, электричество и другие энергии), так и Монада заставляет атомическую материю атмического, буддхического и манасического планов — окружающих ее, как эфир пространства окружает Солнце — вибрировать и таким образом создает себе тройственный Луч, подобный ее собственной тройной сущности. В этом ей способствуют Дэвы из предшествующей вселенной, которые уже прошли через подобные обстоятельства; они направляют колебательную волну от аспекта Воли к атмическому атому, и атмический атом, колеблющийся соответственно аспекту Воли, называется Атма; они направляют колебательную волну от аспекта Мудрости к буддхическому атому, и буддхический атом, колеблющийся согласно аспекту Мудрости, называется Буддхи; они направляют колебательную волну от аспекта Активности к манасическому атому, и этот атом, колеблющийся согласно Аспекту Активности, называется Манас. Таким образом, образуется Атма-Буддхи-Манас, Монада в мире проявления, Луч Монады за пределами пятиразрядной вселенной. В этом заключается таинство Наблюдателя, Зрителя, бездействующего Атмана, который вечно обитает на своем плане в своей тройственной сущности и живет в мире людей своим Лучом, который вдыхает жизнь в его тени, скоротечные жизни на земле... Тени выполняют свою работу на низших планах и движутся Монадой посредством ее Отображения или Луча поначалу так слабо, что ее влияние почти неразличимо, но со все увеличивающейся силой впоследствии".*

__________
* "Происхождение человека", с. 25,27; будучи немного измененным, как и в книге, этот отрывок относится только к четвертой цепи.

Атма-Буддхи-Манас является Небесным Человеком, Духовным человеком, он является выражением Монады, отраженным аспектом Воли которого является Атма, Мудрости — Буддхи, а Активности — Манас. Поэтому мы можем считать человеческую Атму как аспект Воли Монады, одухотворяющей атом акаши; человеческую Буддхи как аспект Мудрости Монады, одухотворяющей воздушный (божественного огня) атом; и человеческий Манас как аспект активности Монады, одухотворяющей огненный атом. Таким образом, в Атме-Буддхи-Манасе, духовной Триаде или Небесном человеке, имеется три аспекта или энергии Монады, воплощенные в атомическую материю, и это является в человеке "Душой", Дживатмой или Жизненным Я, обособленным Я.* Это зародышевая душа, и в своем третьем аспекте — "детское Эго". По своей природе оно тождественно Монаде, является Монадой, но в отношении силы и активности ослаблено окружающими оболочками материи. Это ослабление силы не должно вводить нас в заблуждение относительно тождественности природы. Мы должны постоянно помнить, что человеческое сознание является единым целым, и несмотря на то, что его проявления варьируют, эти вариации обусловлены лишь преобладанием того или иного из его аспектов и сравнительной плотностью материи, в которой этот аспект функционирует. Его проявления, обусловленные таким образом, варьируют, но оно постоянно является единым целым.

__________
* Термин Дживатма, конечно, в равной мере применим к Монаде, но более часто используется в отношении ее отражения.

Та часть сознания Монады, которая может выразить себя в пятиразрядной вселенной, поначалу входит в высшую материю этой вселенной, воплощаясь в атом каждого из трех высших планов; выделившись таким образом и отобрав эти атомы для собственного использования, Монада начала свою работу; в своей тонкой сущности она пока еще не может спуститься ниже плана анупадака, и поэтому говорится, что она находится неразличимой в "Темноте и Безмолвии"; но она живет в этих отобранных атомах и посредством их функционирует. Они образуют форму ее жизни на планах, ближайших к ее собственному. Мы можем представить это функционирование следующим образом:

Эта духовная Триада, как ее часто называют, Атма-Буддхи-Манас, Дживатма, описывается как семя, зародыш божественной жизни, содержащий потенциальные возможности своего небесного Отца, своей Монады, которые должны развернуться в ходе эволюции. Это "зрелость" божественного Сына Первого Логоса, одухотворенного "Божественностью", Монадой — поистине таинство, но таинство, которое повторяется во многих окружающих нас формах.

И теперь природа, которая была свободной в тонкой материи собственного плана, становится связанной более плотной материей и силы ее сознания пока еще не могут функционировать за этой ослепляющей пеленой. Здесь Монада является всего лишь зародышем, эмбрионом, бессильным, бесчувственным, беспомощным, в то время как на своем собственном плане она является сильной, сознательной во всем, что касается ее внутренней жизни; одна является Монадой в Вечности, другая — Монадой в пространстве и времени; Монада временная и пространственная должна стать продолжением Монады вечной. Эта жизнь, находящаяся в данное время в зародыше, разовьется в сложное существо, выражение Монады на каждом плане вселенной. Внутренне всемогущая на своем тонком плане, будучи окруженной более плотной материей, она поначалу оказывается бессильной, стесненной, беспомощной, неспособной принимать или передавать через нее колебания. Но постепенно она овладеет изначально порабощающей ее материей; медленно и уверено она сформирует ее для своего самовыражения; за ней постоянно присматривает и помогает всеподдерживающий и сохраняющий Второй Логос до тех пор, пока она не сможет жить здесь полной жизнью. подобной той, которой живет наверху, и не станет в свою очередь созидающим Логосом и не породит из себя вселенную. Согласно Мудрости, способность создания вселенной достигается лишь включением в себя всего того, что будет позже порождено. Логос не творит из ничего, а развивает все из Себя; и из приобретенного опыта мы накапливаем материалы, из которых в будущем сможем выстроить систему.

Эта духовная Триада, эта Дживатма, которая является Монадой в пятиразрядной вселенной, сама по себе не может сразу же начать какую-либо самостоятельную, направляемую ею деятельность. Она пока еще не может собрать вокруг себя никаких агрегаций материи, а только пребывает в своем атомическом одеянии. Жизнь Второго Логоса является для нее тем же, чем и материнское лоно для зародыша, и именно здесь начинается построение. Мы поистине можем считать эту стадию эволюции, на протяжении которой Логос формирует, питает и развивает зарождающуюся жизнь, периодом для Небесного Человека (или в действительности Небесного Эмбриона), соответствующим периоду пренатальной жизни человеческого существа, в течение которого оно постепенно обретает свое тело, вскармливаемое жизненными потоками матери и формирующееся из ее субстанции. Также и в отношении Дживатмы, окружающей жизнь Монады, она должна ждать построения своего тела на низших планах, она не может выйти из этой пренатальной жизни и "родиться" до тех пор, пока на низших планах не будет построено тело. "Рождение" происходит с формированием каузального тела, когда Небесный Человек проявляется как младенческое Эго, истинная Индивидуальность, пребывающая в теле на физическом плане. При внимательном рассмотрении можно увидеть, насколько близка аналогия между эволюцией Пилигрима и эволюцией каждого последующего возрождения. В последнем случае Дживатма ожидает формирования физического тела, служащего ее обителью. В первом — духовные Триады, как Общность, ожидают построения системного Кватернера. Пока на самом нижнем плане не будет готова оболочка, все происходящее является скорее не эволюцией, а подготовкой к ней, часто называемой обратным развитием. Эволюция сознания должна начинаться с контактов, полученных его самой внешней оболочкой, то есть на физическом плане. Оно может осознавать внешний мир лишь по его воздействию на собственную внешнюю сторону. До этих пор оно грезит внутри самого себя, в то время как слабые внутренние трепетания, постоянно исходящие от Монады, вызывают в Дживатме легкие, направленные наружу давления, подобно ключевой воде, ищущей выход из-под земли.

Плетение

Тем временем жизненная сила Второго Логоса осуществляет подготовку к пробуждению, передаче свойств материи, что можно сравнить с формированием тканей будущего тела. Вторая Волна Жизни проходит план за планом, передавая собственные свойства семиразрядной протоматерии. Как было сказано выше, волна жизни несет с собой Дживатмы до атомичкского подплана пятого плана (Огня, индивидуализировавшейся созидательной силы, разума). Здесь каждая из них уже имеет атом, манасическую или ментальную оболочку Монады, которую, как и все остальные атомы плана, Логос заполняет своей жизнью. Все эти атомы, образующие целый атомический подплан, независимо от того, прикреплены они к Дживатмам или нет, можно по праву назвать Монадической Субстанцией. Но как и в ходе эволюции, которую мы скоро рассмотрим, между прикрепленными и неприкрепленными атомами возникают различия. Термин Монадическая Субстанция обычно используется в отношении неприкрепленных атомов, в то время как прикрепленные, по причине, которая будет понята позже, называются "постоянными атомами". Мы можем определить Монадическую Субстанцию как атомическую материю, одушевленную жизнью Второго Логоса. Это его одеяние для оживления и поддержания целостности формы. Он одет в атомическую материю. Его собственная жизнь как Логоса, обособленная от жизни Атма-Буддхи-Манаса в человеке, обособленная от всех жизней на уровне — хотя Он поддерживает, наполняет и включает их всех — одета лишь атомической материей, и именно это определяется термином Монадическая Субстанция. Материя этого плана уже по природе своих атомов* способна отвечать колебаниями на активные мыслеперемены. Она сложена Второй Волной Жизни в комбинации, пригодные для выражения мыслей — абстрактных в более тонкой материи, и конкретных — в более грубой. Комбинации второго и третьего высших подпланов составляют Первое Элементальное Царство, а комбинации четырех низших подпланов — Второе. Материя, входящая в такие комбинации, называется Элементальной Субстанцией и может быть организована в мыслеформы. Ее не следует путать с Монадической Субстанцией: одна по своему составу атомная, а другая — молекулярная.

__________
* По Танматрам, Божественным Меркам.

Затем Вторая Волна Жизни достигает шестого плана, Воды, индивидуализированного ощущения, желания. Вышеупомянутые Дэвы соединяют связанные с Дживатмой, или постоянные, атомы (единицы пятого плана) в соответствующим числом атомов шестого плана, и Второй Логос заполняет их и оставшиеся атомы своей собственной жизнью. И таким образом, как объяснялось выше, эти атомы становятся Монадической Субстанцией. Волна жизни продвигается дальше, образуя на каждом подуровне комбинации, пригодные для выражения ощущений. Эти комбинации составляют Третье Элементальное Царство Материя, которая находится в такой комбинации, называется, как и раньше, Элементальной Субстанцией, и на этом уровне она может быть организована в мыслежелания.

Таким образом, видно, что на каждом из шести не-атомических подпланах ментального плана и плана желания Элементальная Субстанция состоит из агрегаций материи, агрегаций, которые служат не формами для пребывания в них каких-либо сущностей, а материалами, из которого эти формы могут быть построены.

Затем волна жизни достигает седьмого плана, Земли, индивидуализированных активностей, действий. Как и прежде, скрепленные с Дживатмой, или постоянные, атомы шестого плана связываются с соответствующим числом атомов седьмого, и Второй Логос заполняет их и оставшиеся атомы своей собственной жизнью. Таким образом, все эти атомы становятся Монадической Субстанцией. И вновь Волна Жизни продвигается дальше, образуя на каждом подплане комбинации, пригодные для образования физических тел, будущие химические элементы, как они называются на трех нижних подпланах.

Глядя на эту работу Второй Волны Жизни в целом, мы видим, что ее направленное вниз продвижение связано с образованием первичных тканей, из которых впоследствии должны будут сформироваться разреженные и более плотные тела. В некоторых древних рукописях этот процесс был назван "плетением", каковым он буквально и является. Материалы, подготовленные Третьим Логосом, сплетаются Вторым Логосом в нити и ткани, из которых будут созданы будущие одеяния — разреженные и плотные тела. Как человек может взять отдельные нити льна, хлопка или шелка — которые сами состоят из более простых комбинаций — и соткать из них льняную, хлопчато-бумажную или шелковую ткань, а эти ткани, раскроив и сшив, превратить в свою очередь в одежду, так и Второй Логос сплетает волокна материи, далее — ткани, и затем придает им форму. Он вечный Прядильщик, в то время как Третий Логос мы можем рассматривать в качестве Вечного Химика. Последний действует в природе как в лаборатории, первый — как на фабрике одежды. Этими сравнениями, какими бы материалистическими они ни были, пренебрегать не стоит, так как они являются поддержкой, помогающей в наших немощных попытках понимания.

Это "сплетение" придает материи ее характерные свойства. Как свойства нити отличаются от свойств сырого материала, так и свойства ткани отличаются от свойств нитей. Из материи манаса, субстанции разума, Логос сплетает два вида тканей, из которых позднее будут образованы каузальные и ментальные тела. Он сплетает ткань астральной материи, субстанции желания, и из нее позднее будет образовано тело желания. То есть комбинации материи, образованные и удерживаемые вместе Второй Волной Жизни, имеют характеристики, которые будут воздействовать на монаду, когда она войдет в контакт с другими, и позволят ей самой воздействовать на других. Таким образом, она будет способна принимать все виды колебаний: ментальных, сенсорных и т.д. Характеристики зависят от природы агрегаций. Существует семь основных типов, обусловленных природой атома, а в них входит бесчисленное количество подтипов. Все это относится к созданию материалов механизма сознания, которые будут обусловлены этими структурами, окрасками и плотностями тканей.

Это направленное вниз продвижение Волны Жизни через пятый, шестой и седьмой планы, пока не будет достигнута самая плотная материя, и волна в этой точке не повернет, чтобы начать свой подъем, мы должны рассматривать как работу по образованию комбинаций, проявляющих свойства, из-за чего мы иногда говорим о ней как о придании свойств. В процессе направленного вверх продвижения мы увидим, что тела образованы из материи, изготовленной именно таким образом. Но прежде чем перейти к изучению процесса придания им формы, мы должны рассмотреть семикратное разделение волны жизни в ее спуске, и возникновение "Сияющих", "Дэвов", "Ангелов", "Элементалов", которые также относятся к продвижению вниз. Они являются "Младшими Богами", о которых говорит Платон, и от них человек получает свои тленные тела.

Семь потоков

Очень часто задается вопрос: "Почему теософы постоянно обыгрывают число семь?" Мы говорим о нем, как о "числе — корне нашей системы", и существует очевидная причина, по которой это число должно играть активную роль в группировании вещей — это ранее упомянутые и описанные тройственности, с которыми мы имеем дело. Триада своими внутренними отношениями образует семерку, так как три фактора могут сгруппироваться не более, чем семью путями. Мы говорили о том, что материя, находящаяся за пределами вселенной, имеет три существующие в состоянии равновесия свойства — инерцию, подвижность и ритм. Когда жизнь Логоса вызывает движение, мы сразу же получаем возможность возникновения семи групп, так как в любом отдельном атоме или группе атомов, то или иное из этих свойств может быть активировано в большей степени, чем другие, и следовательно, это свойство будет доминировать. Таким образом, мы можем получить три группы. В одной будет преобладать инерция, в другой — подвижность, а в третей — ритм. Каждая из них опять подразделяется в соответствии с преобладанием в ней одного или другого из оставшихся двух свойств. Мы получаем две группы с господством в них инерции и преобладанием в одной из них подвижности над ритмом, а в другой — преобладание ритма над подвижностью. Аналогично и в отношении групп с господством подвижности и ритма. Отсюда возникают хорошо известные типы, классифицируемые согласно преобладающим свойствам, обычно обозначаемые санскритскими названиями — саттва, раджас, тамас — ритмичность, подвижность и инерция; и мы имеем соответствующую пищу, животных, людей и т.д. Всего получаем семь групп: шесть комбинаций из тройки и седьмая, в которой три свойства активны в равной мере. (Этот ряд типов предназначен только для того, чтобы отметить в каждой триаде относительные энергии свойств.)

Жизнь Логоса, которая вольется в эту материю, проявляется в семи потоках, или лучах.

Они также возникают из трех Аспектов Сознания, присутствующих в Нем, как и во всем сознании, так как все они являются проявлениями Вселенского Я. Это Блаженство, или Иччха, Воля; Познание, или Джнянам, Мудрость; Бытие, или Крия, Деятельность. Таким образом, мы имеем семь потоков или лучей жизни Логоса:

Все вещи можно рассматривать как относящиеся к эти семи группам, семи потокам жизни Логоса, составляющим Вторую Волну Жизни, которую мы можем рассматривать как проходящую сквозь планы, нисходящую через них: так, если мы нарисуем планы горизонтально, то волна жизни будет проходить через них вертикально вниз. Более того, в каждом потоке будет семь первичных подразделений соответственно типу задействованной материи, а в них — вторичные подразделения, соответственно пропорциям свойств в каждом типе и так далее в бесчисленных вариациях. У нас нет необходимости вникать в это. Достаточно отметить семь типов материи и семь видов сознания. Семь потоков жизни Логоса проявляются как семь видов сознания, и в каждом из этих семи видов находятся комбинации материи. В каждом из трех Элементальных Царств и на физическом плане различимы семь различных типов. Е. П. Блаватская в "Тайной доктрине", говоря о человеке, цитирует строки из Книги Дзиан "Семеро из Них [Создателей] каждый на Своем Месте", образующих семь типов людей, которые подразделялись дальше "Родилось семь раз по семь теней будущих людей".* В этом заключается основа различных темпераментов людей.

__________
* Т.Д., II. 18, 81, 95.

Сияющие

Теперь рассмотрим другой результат продвижения волны жизни вниз. Мы видели, что она придает свойства агрегациям материи на пятом и шестом планах, что в Первом Элементальном Царстве готовы материалы для облачения абстрактных мыслей, что во Втором — для облачения конкретных мыслей, в Третьем — для облачения желаний. Но в дополнение к приданию свойств агрегациям материи Второй Логос во время своего нисхождения порождает уже развившиеся создания на разных стадиях совершенствования, которые являются нормальными и типичными обитателями этих трех Царств. Эти создания привносятся Логосом из предшествующей эволюции и выпускаются из сокровищницы его жизни для заселения плана, соответствующего их развитию, для сотрудничества с ним, а позднее с человеком, в выполнении его схемы эволюции. В различных религиях они имеют различные имена, но все религии признают факт их существования и работы. На санскрите они называются Дэвы — Сияющие. Это название является наиболее общим и описывает самую заметную черту их внешнего вида — яркое сияние*. Иудейская, христианская и магометанская религии называют их Архангелами и Ангелами. Теософы — чтобы избежать сектанских дополнительных оттенков значения — называют их по месту обитания — "Элементалами". Это название имеет еще одно преимущество, заключающееся в том, что оно напоминает об их связи с пятью "Элементами" древнего мира: Эфиром, Воздухом, Огнем, Водой и Землей Подобные создания высшего типа существуют на атмическом и буддхическом планах. Существуют также Элементалы Огня и Воды на ментальном плане и плане желаний, и эфирные — на физическом. Тела этих созданий образованы из элементальных субстанций того царства, к которому они относятся, тела сверкающие множеством оттенков, изменяющие форму по воле обитающего в них создания. Их целый сонм, постоянно и активно работающий над элементальной субстанцией, над улучшением ее качества, они отбирают ее для формирования своих собственных тел, отбрасывают ее прочь и выбирают другие ее части для увеличения своей чувствительности. Они постоянно заняты созданием форм: помогают человеческим Эго в построении их новых тел при перевоплощении, подбирая материалы нужного типа и оказывая помощь в их организации. Чем меньше развито Эго, тем больше направляющая работа Дэва. С животными они проделывают почти всю работу, и практически всю с растениями и минералами. Они являются активными посредниками Логоса в его работе, доводя до завершения все детали его плана мира и помогая бесчисленным развивающимся жизням в поисках материалов, необходимых для их облачения. Все античные культуры знали об этой работе, в том числе Китай, Египет, Индия, Персия, Греция, Рим. Верования в высших из них можно найти во всех религиях, а память о тех, что относятся к плану желания и эфирному физическому плану сохранилась в фольклоре — в рассказах о "духах природы", "феях", "гномах", "троллях" и множестве других, в преданиях о тех временах, когда люди были менее озабочены материальными вопросами и были более чувствительны к воздействию, которому они подвергались со стороны более утонченных миров. Такое сосредоточение на материальных интересах, необходимое для эволюции, скрыло деяние элементалов от бодрствующего человеческого сознания; но это, конечно, не прервало их работу, хотя часто делает ее менее эффективной на физическом плане.

__________
* Перевод этого описательного названия как "Бог" привел к серьезному неправильному пониманию восточного мировоззрения "Тридцать три крора [crore = десяти миллионам] Богов" являются не Богами в западном смысле слова, что эквивалентно Вселенскому Я и Логосам, а Дэвами, Сияющими.

Однако на рассматриваемой нами стадии вся эта работа, за исключением направленной на улучшение элементальной субстанции, лежит далеко в будущем, но Сияющие старательно потрудились над ней.

Таким образом, появлению физических форм в таком виде, как мы их понимаем, предшествовала огромная подготовительная работа, огромная работа в отношении Формы вещей перед воплощением в них сознания, которую никто, кроме Логоса и его Сияющих, проделать не может. То, что должно стать человеческим сознанием, в этот момент является лишь семенем, посеянным на высших планах, неосознающим ничего окружающего. Побуждаемое теплом жизни Логоса оно выпускает вниз крошечный корешок, который пробивает себе дорогу на низшие планы слепо, бессознательно, и который составляет следующую часть нашего исследования.

Глава IV
ПОСТОЯННЫЙ АТОМ

Присоединение атомов

Давайте рассмотрим духовную Триаду, трехатомную Атма-Буддхи-Манас, Дживатму, семя Сознания, внутри которого тепло потока жизни Логоса, омывающего его, вызывает слабый трепет ответной жизни. Это внутренние трепетания, предшествующие внешней активности. После длительной подготовки появляется золотая нить жизни, подобно крошечную корешку отходя от трехатомной молекулы, облачающей сознание в буддхическую материю. Такие бесчисленные нити появляются от бесчисленных Дживатм. Поначалу слабо колеблясь в семи великих потоках жизни, они впоследствии закрепляются — если это можно так назвать — присоединением к одной молекуле или единице на четвертом ментальном подплане. Это присоединение — как и предыдущее к трем высшим атомам и как последующие к астральным и физическим атомам — обусловлено действием Сияющих. Вокруг этой соединившейся единицы собираются временные агрегации элементальной субстанции Второго Царства, непрерывно рассеиваясь и вновь собираясь, всегда с соединившейся единицей в центре. Этот стабильный центр, служащий для бесконечной последовательности изменяющихся сложных форм, постепенно пробуждается их колебаниями к слабым ответам, которые, в свою очередь, посылают слабые колебания вверх, к семени Сознания и вызывают в нем неуверенные внутренние движения. Нельзя сказать, что каждый центр всегда имеет вокруг себя собственную форму; ибо одна агрегация элементальной субстанции может иметь внутри несколько или множество таких центров, или только один, или ни одного. Так, с немыслимой медлительностью эти соединившиеся единицы становятся обладателями определенных свойств, то есть приобретают способность колебаться определенным образом, связанным с мышлением и волей, после чего появляется возможность рождения мысли. Сияющие Второго Элементального Царства также работают над ними, направляя колебания, на которые те постепенно начинают отвечать, и окружая их элементальной субстанцией, отделяемой от собственных тел.* Более того, каждая из семи типичных групп отделяется одна от другой тонкой стенкой Монадической Субстанции (атомической материей, одухотворенной жизнью Второго Логоса), началом стенки будущей групповой Души.

__________
* См. "Эволюцию Жизни и Формы" Анни Безант, с. 132-133.

Этот процесс повторяется, когда образуется Третье Элементальное Царство. Теперь крошечная нить, окруженная буддхической субстанцией, с прикрепленной к ней ментальной единицей, пробивается наружу на план желания и прикрепляется к одному астральному атому, прибавляя его к себе в качестве своего стабильного центра на этом плане. Теперь вокруг собираются временные агрегации элементальной субстанции Третьего Царства, как и прежде собираясь и рассеиваясь. Сходные результаты следуют за бесчисленной последовательностью форм, окружающих этот стабильный центр и пробуждающих его к подобным же слабым ответам, которые, в свою очередь, посылают слабые колебания вверх, к семени Сознания, снова вызывая в нем неясные внутренние движения. Таким образом, эти прикрепленные атомы медленно приобретают конкретные свойства, то есть овладевают способностью колебаться определенным образом, связанным с ощущением и волей, что далее делает возможным ощущение. Здесь вновь помогают Сияющие Третьего Элементального Царства, используя свои более высокоразвитые способности к колебанию, чтобы стимулировать возникновение в этих неразвитых атомах способности отвечать, и, как и прежде, отдавая им свою собственную субстанцию. Разделяющая каждую из семи групп стенка приобретает второй слой, образованный Монадической Субстанцией плана желания, таким образом приближаясь к стенке будущей групповой Души.

Процесс повторяется, когда великая волна продвигается дальше, на физический план. Крошечная нить, окруженная буддхической субстанцией, с прикрепленными ментальной единицей и единицей желания, снова пробивается наружу и присоединяется к физическому атому, прибавляя его к себе в качестве стабильного центра на физическом плане. Вокруг него собираются эфирные молекулы, но более тяжелая физическая материя является более сильно сцепленной, чем разряженная материя высших планов, и поэтому наблюдается более длительный период жизни. Затем — когда образуются эфирные типы протометаллов, а позднее протометаллы, металлы, неметаллические элементы и минералы — Сияющие Эфирного Физического Царства погружают эти атомы в их оболочки из эфира одного из семи эфирных типов, к которому они соответственно относятся, и они начинают свою длительную физическую эволюцию. Прежде, чем мы сможем проследить дальнейшее, нам нужно рассмотреть групповые Души, которые на атомическом подплане получают свой третий, окружающий их слой. Неплохо было бы немного остановиться на природе и функции этих постоянных атомов, тройных единицах или триадах, которые на нижних планах являются как бы отражением духовных Триад высших планов, и каждая из которых прикреплена к духовной Триаде, своей Дживатме. Каждая триада состоит из физического атома, астрального атома и ментальной единицы, постоянно прикрепленных нитью буддхической материи к духовной Триаде Эту нить иногда называют Сутратма. Нить Я, потому что постоянные частички нанизаны на нее "как бусинки на нити"*, и так далее Она обозначает скорее функцию, чем особое создание или класс созданий.

Наши рекомендации