Психология познавательной деятельности: ощущения и восприятие

Тепло и холод, цвета и звуки, запахи и вкус, гладкость и шероховатость и многие другие качества, признаки окружающих предметов и явлений мы познаем благодаря особому психическому процессу – ощущению. Характерная особенность ощущений – их непосредственность, сиюминутность.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.

Ощущения – это простейший псих.процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

Благодаря ощущениям мы познаем отдельные качества и свойства предметов и явлений. В реальной жизни трудно выделить ощущения, так сказать, в чистом виде. Они всегда переживаются как свойства того или иного целостного предмета или явления: красное знамя, прохладный ветерок, душистая роза, сладкий мед и т. д. и т. п.

Физиологическим аппаратом ощущений служат анализаторы, которые состоят из рецептора (глаз, ухо, вкусовые луковицы, расположенные на поверхности языка, и т. д.), нервных путей и соответствующего участка мозга. Для возникновения ощущений необходимо, во-первых, чтобы было, что ощущать: какой–то, предмет, вкусом или запахом. Воздействие может быть контактным (вы прикасаетесь пальцем к предмету или кладете его на язык) или дистантным (вы видите далекие звезды, слышите голос товарища, ощущаете запах моря). Однако оно обязательно раздражает специальные чувствительные клетки рецептора. Раздражение –физический процесс, но под его воздействием в нервных клетках возникает возбуждение – физиологический процесс, который, как вы понимаете, по афферентным нервным волокнам передается в соответствующий участий мозга. Только здесь этот физиологический процесс превращается в психический, и человек ощущает то или иное свойство предмета или явления.

По происхождению и содержанию ощущения объективны, но сами ощущения субъективны.

Ощущения зависят от:

особенностей мозга и анализаторов человека, от опыта, профессиональных знаний, интересов и др. черт личности, от состояния (утомление, настроения). Так, при некоторых заболеваниях ощущения становятся иллюзорными.

Чувствительность и пороги.

Для возникновения ощущений необходимо, что бы раздражение достигло определенной силы.

Например, если в стакан с водой насыпать немного сахара и попробовать. Если не сладко – сахара мало, сила раздражителя недостаточная. Досыпать еще сахара, пока не почувствуется вода сладковатой. Это – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности.

Если опыт проводили несколько человек, может случиться, что один испытуемый сказал: «Сладко», а для других потребность добавить еще несколько крупинок. Это означает, что у первого более высокая чувствительность анализатора. Между абсолютной чувствительностью и ее порогом – обратная пропорциональная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность.

Верхний порог чувствительности: это наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение. За этим порогом свет уже ослепляет.

Минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие ощущений – это дифференциальный (различительный) порог чувствительности (порог различения).

Величина порогов чувствительности зависит от многих причин: от характера деятельности человека, его интересов, желаний, профессии, тренированности… Например, текстильщики различают до сорока оттенков черного цвета, а мы только 2-3.

Виды ощущений.

1.Древние греки выделяли 5 органов чувств и соответствующие им ощущения:

зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

2. Классификация по наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют:

- дистантную - контактную рецепции

Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку во внешней среде.

Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные.

  1. По расположению рецепторов на поверхности тела, в сухожилиях и в организме различают:

- экстероцепцию (зрительные, слуховые, тактильные)

- проприоцепцию (ощущения с мышц, сухожилий)

- интероцепцию (ощущения голода, жажды)

5. По времени возникновения в ходе эволюции выделяют: древнюю и новую чувствительность. Дистантная считается новой по сравнению с контактной.

Зрительные ощущения. Орган чувств – глаза, колбочки – рецепторы, приспособленные к отражению цвета, а палочки – света. Выделяют 2 группы ощущений: ахроматические, отражающие переход от белого к черному, хроматические – отражают цветовую гамму с оттенками.

В цветовых ощущениях выражен эмоциональный тон: теплые и холодные цвета. Цвет имеет биологический и психол. Смысл: черный – опасность, зеленый – жизнь, успокаивает, голубой – цвет открытого пространства, красный – возбуждение, тревога…

Слуховые ощущения. Внешнее ухо собирает звуки, среднее передает их улитке.

Различают 3 вида ощущений: речевые, музыкальные и шумы. А также 4 качества звука: силу (громкость-слабость), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие голоса), длительность (время звучания).

Слух к различению звука называется фонематическим. Он формируется прижизненно в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Способность к обучению ин. Языков определяется развившимся фонематическим слухом, который влияет на письменную речь.

Музыкальный слух тоже социален, можно формировать.

Шумы – мало социальны для человека. Они могут вызывать определенный эмоц. Настрой (шум дождя, ветра), служить сигналом опасности (шаги, шипение змеи). В школе шум влияет отрицательно, т.к. утомляет.

Вибрационные ощущения примыкают к слуховым. Они отражают колебания упругой среды. Вибрационная чувствительность – самая древняя. Вибрации отражают все ткани организма. В профессиональном плане играет большую роль (например, являются сигналом неисправности машины), в жизни глухих вибрационная чувствительность компенсирует потерю слуха.

Непродолжительные вибрации оказывают положительное влияние, длительные и интенсивные – утомляют и могут вызывать боль.

Обонятельные. Частицы веществ, попадая в нос с воздухом, воздействуют на рецепторы. Они связаны с ориентировкой в пространстве у животных больше, чем у человека.

Вкусовые. Возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Орган вкуса – язык. Выделяют 4 основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое. И комбинации этих ощущений, к которым присоединяются мускульные движения языка – возникает гамма ощущений. Вкусовые ощущения меняются в зависимости от потребности человека в пище. При голодании чувствительность повышается, при насыщении – понижается.

Кожные. В коже имеется несколько анализаторных систем:

-тактильная (прикосновения): ладонь, кончики пальцев, губы

- температурная (ощущения холода, тепла)

- болевая (расположена глубоко под кожей)

Тактильная чувствительность + ощущения руки и мышц образуют осязание. Благодаря ему рука может отражать форму, расположение в пространстве.

В болевых ощущениях отражается интенсивность раздражителя, его качество (колющая, режущая, жгучая боль), место воздейтсвия. Болевая чувствительность дает сигнал о вреде, наносимом организму.

Распределение температурных рецепторов на коже неравномерно: наиболее чувствительна к холоду спина, менее – грудь.

Статические ощущения (гравитационные) – отражают положение нашего тела в пространстве. Рецепторы расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха.

Кинестезические ощущения движения и положения отдельных частей тела. Рецепторы расположены в мышцах и сухожилиях. Много двигательных рецепторов расположено в пальцах рук, языке, губах, т.к. необходимо осуществлять точные рабочие и речевые движения.

Органические ощущения расположены во внутренних органах. Ощущения, возникающие от них, образуют органическое чувство – самочувствие человека, а также чувство голода, жажды, боли.

Адаптация – это изменение чувствительности анализатора под влияние действия раздражителя.

Выделяют 3 вида адаптации

1. Адаптация как полное исчезновение ощущений в процессе продолжительного действия раздражителя. В случае действия постоянного раздражителя ощущение имеет тенденцию к угасанию. Например, легкий груз на коже вскоре не ощущается, или исчезают обонятельные ощущения после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом.

2. Адаптация как притупление ощущений под влиянием действия сильного раздражителя. Например, при попадании из темной комнаты в освещенную, бываем сначала ослеплены и не различаем детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора падает, и мы видим нормально.

Эти 2 вида называются негативной адаптацией, т.к. в результате их понижается чувствительность анализатора.

3. Адаптация как повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Например, темновая адаптация, когда увеличивается чувствительность глаза в темноте. Этот вид называется позитивной адаптацией.

Синестезия– возникновение под влиянием раздражения одного анализаторного ощущения, характерного для другого анализатора. Часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, слуховые-вкусовые синестезии (при произнесении слова «лимон» во рту ощущаем кислоту); когда при воздействии звуковых раздражителей у человека возникают зрительные образы.

Восприятие (перцепция)

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним мы получаем не только через ощущения, но и через восприятие. Но в отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

Восприятие (В) – психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, явлений и ситуаций при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Без ощущений В. невозможно.

Процесс В. протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем, что перед нами находится), речью (называем воспринимаемый предмет), чувствами (как-то относимся к воспринимаемому), волей (в определенной степени произвольно организуем процесс восприятия).

Особенности восприятия:

1) Предметность – играет большую роль в регуляции поведения. Кирпич и блок взрывчатки, например, могут выглядеть и восприниматься как сходные, но они будут «вести» себя различно. Т.е. мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике.

2) Целостность – в отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителей, восприятие отражает предмет в целом в совокупности его свойств.

3) Структурность – мы воспринимаем структуру (строение) вещи в целом.

4) Константность – мы воспринимаем предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д.

5) Избирательность – мы воспринимаем то, что отвечает нашим интересам, взглядам, желаниям, потребностям, привычкам, накопленному опыту или профессиональным качествам. Например, слово «кисть» люди разных профессий могут воспринимать по-разному.

6) Осмысленность – перцептивные образы всегда имеют смысловое значение. Восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять – значит мысленно назвать предмет, отнести его к определенной группе предметов.

7) Активность – восприятие активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для формирования адекватного образа предмета (движение руки при осязании, движение глаз при просматривании, мускульные движения языка при восприятии вкуса).

8) Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.

При восприятии какого-либо предмета активизируются следы прошлых восприятий. Естественно, что один предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. В. зависит от прошлого опыта человека, чем богаче опыт, чем больше знаний, тем богаче восприятие человека, тем больше он видит в предмете.

Содержание В. определяет поставленной задачей и мотивами деятельности человека. Например, слушая оркестр, мы воспринимаем всю музыкальную ткань в целом, но если поставим цель выделить звучание какого-либо инструмента, то звук этого инструмента станет на первый план и составит фигуру В., а все остальное станет фоном восприятия.

Важным фактором, влияющим на процесс В., является установка субъекта. Установка – это состояние готовности. Существует много случаев, когда восприятие объекта искажалось под влиянием установки, как комедии Гоголя «ревизор» при появлении Хлестакова в городе, где ожидали приезда высокопоставленного лица. Эмоции также могут изменять содержание восприятия.

Таким образом, В. – активный процесс, которым можно управлять.

Классифицируется В., как ощущения, в зависимости от анализаторов, участвующих в восприятии: зрительное В., слуховое, осязательное В., обонятельное, вкусовое, кинестетическое (восприятие движения).

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно возникают сложные виды В. Например, В. учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое В.

Виды В.:

В. пространства

В. времени

В. движения

Наши рекомендации