РЕСУРСЫ Причина Симптом Результат Эффект
|-----------------------------------1---------------------------------►
Прошлое НастоящееБудущее
Весьма любопытно то, что данная модель не только, если можно так сказать «психологична», но еще и «кармична». После «Диагностики кармы» С. Лазарева все мы сразу и вдруг стали «кармистами», поклонниками теории кармы. Но понимаем ее исключительно с точки зрения некоего вселенского возмездия. Между тем в основе теории кармы лежит очень простой постулат: любая Причинапорождает Следствие. Ежечасно, ежеминутно и даже ежесекундно своими мыслями, чувствами и действиями вы сеете причины будущих следствий. И не улавливая связи между конкретной причиной и определенным ею следствием, после, намного позднее, частенько горько сетуете: «За что мне так?» Но если вы посадили чертополох, глупо надеяться, что вырастет пшеница... Так вот, модель SCORE — это очень хороший способ обнаружить причину того, что вы закономерно и заслуженно приобрели и получили. Тем более, если вам не очень нравится ваше приобретение и вы не хотите и дальше иметь подобные неприятности...
Теперь более конкретно. В модели SCORE, как и в предыдущей модели «НС-ЖС», также есть настоящее состояние, которое мы называем здесь «симптом». Есть желаемое состояние, которое, почти как и в предшествующей модели, обозначается как «результат». Есть уже знакомые нам «ресурсы», которые (в отличие от модели «НС-ЖС») в данном случае включают и техники по их использованию. Однако появилось и нечто новое. Во-первых, «эффект» — это те положительные изменения, которые произойдут в вашей жизни, если вы добьетесь жела-
ишеление с помощью НЛП
емого результата: как бы позитивные последствия новой причины-результата (представьте, например, как изменится ваша жизнь, если и когда вы станете здоровым). А во-вторых, «причина» — то, что и породило «симптом».
Предположим, например, что сейчас вы простужены, — это, как вы понимаете, симптом. Возникла эта простуда вследствие того, что вы очередной раз забыли дома зонтик и как следует промокли, — именно это «промокание» и является причиной возникновения симптома, то есть болезни. Конечно, лечить надо симптом — простуду. Но если сохранить причину — вашу забывчивость — то нет никаких оснований считать, что болезнь эта не возвратится вновь, когда вы очередной раз героически промокнете.
Необходимость ликвидации истиной причины болезни. Янамеренно привел очень простой пример. В реальной жизни и в большинстве болезней связь между причиной и симптомом бывает куда более сложной и запутанной. Но связь эта есть всегда. И не убрав причину, вы никогда не сможете уничтожить симптом. Сколько алкоголиков проходят кодировку от алкоголя? А сколько действительно излечивается от алкоголизма? И все потому, что во время весьма краткой процедуры кодирования все внимание уделяется только симптому — алкоголизму. Именно его и убирают. Но никак не рассматривают и совсем не убирают причины алкоголизма: тревожность, депрессию, страх, неполноценность, неосознанное желание наказать себя, бессознательную тягу к самоубийству и т.д. и т-п. — имя им легион. Так что 95%-й уровень излечения оттого же хронического алкоголизма, который имеют Мастера НЛП, объясняется не столько их выдающимися профессиональными качествами, сколько тем, что, используя модель SCORE, они изначально работают с причиной, а только потом — с симптомом. А еще — хорошо демонстрируют эффекты, которых человек может добиться, излечившись от своего пагубного пристрастия.
С. Ковалев
Однако если в части психологических проблем большинство согласно признать существование психологических причин, то в части соматических (телесных) расстройств мы привыкли кивать на вирусы и физиологию. Но вы уже знаете, что это не совсем так. А точнее — совсем не так. Сколько раз, отыскивая и уничтожая чисто психологические причины, я начисто уничтожал весьма серьезные физиологические следствия, а именно болезни: гипертонию, мигрень, астму и т.д. И зачастую горько сетовал на врачей, которые почему-то предпочитают лечить следствия, не доискиваясь до их причин. Временами это бывает столь же глупо, как в случае короткого замыкания ставить жучки на пробки вместо того, чтобы просто починить проводку...
Для того чтобы модели НЛП и «НС-ЖС», и SCORE стали вам действительно понятны, проделайте следующие упражнения.
Упражнение 19.
■ Возьмите в качестве «рабочего материала» свою жизнь в любом ее аспекте (можете, конечно же, взять и собственное здоровье). А далее
• опишите (в произвольной форме) Настоящее Состояние этого аспекта вашей жизни,
• создайте описание Желаемого его (аспекта жизни) Состояния,
• составьте список Ресурсов, необходимых вам для достижения Желаемого Состояния,
• и найдите или изобретите Техники (конкретные способы и методы действий), с помощью которых (и при посредстве Ресурсов) вы добьетесь Желаемого Состояния.
Urнеление с помощью НЛП_____________125
Упражнение 20.
-> Опять-таки используйте в качестве материала для работы любой аспект своей жизни, которым вы не удовлетворены, например, нехватку денег. А затем
• опишите нехватку денег как Симптом —детально и пространно,
• создайте Результат, определив уровень доходов, который будет вам необходим и достаточен (но только не абстрактно — «Хочу 1.000.000$», а целиком и полностью конкретно—«Чтобы жить так, как я хочу (опишите, как) мне нужно________S в месяц»,
• определите Эффект от вашего Результата, т.е. опишите все — весьма приятные—последствия, которые придут в вашу жизнь с желаемой суммой денежного дохода,
• а теперь тщательно проанализируйте свое прошлое с точки зрения нахождения Причины, по которой вам нынче не хватает денег. Но упаси вас боже приводит в качестве Причины кризис, благоглупости правительства, коррупцию и все прочее. То, что вы должны отыскать, целиком и полностью коренится в ваших собственных сделанных или не сделанных действиях — привыкайте считать себя причиной, а не следствием неких роковых обстоятельств,
• завершите свою работу детальным описанием своих Ресурсов—всего того, чем вы располагаете, дабы до-
С. Ковалев
стигнуть Результата, включив в данный пункт еще и конкретные способы использования этих Ресурсов.
Упражнение 21.
■ Сделайте упражнение 20, взяв в качестве «учебного материала»
• нынешнее состояние вашего здоровья,
• вашу же, но болезнь.
3.2. Система хорошо сформулированного результата
Семь шагов фрейма результата. Впринципе, система хорошо сформулированного результата состоит из множества слагаемых. Первым из них торжественно выступает фрейм (буквально это переводится как «рамка» — определенная «карта» использования) этого самого результата. Именно с помощью фрейма наши неясные намерения превращаются во вполне определенные и четко очерченные результаты и цели, включающие в себя схему их (результатов и целей) достижения.
Фрейм результата исходит из одного очень простого Главного Положения:
Чтобы достичь успеха необходимо ясно представлять себе результат
и расшифровывающих его четырех пресуппозиций НЛП. Согласно этим пресуппозициям хорошо сформулированная цель должна быть
• определена в позитивных и вполне конкретных сенсорных категориях,
• практична и достижима,
ищеление с помощью НЛП
• необходима как таковая и в своих последствиях и
• предполагать процедуру проверки и разнообразие средств для ее (цели) достижения.
Сама по себе техника «фрейм результата» представляет пошаговую процедуру уточнения исходного замысла в ходе которой вы последовательно отвечаете на следующие вопросы (привожу их по материалам давнишнего тренинга по НЛП ИГИСП, так как более поздние редакции фрейма результата нравятся мне куда меньше; название тренинга, автор модели мне неизвестны): РЕЗУЛЬТАТ 1. Чего я хочу добиться?
ПРИЗНАКИ 2. Как я узнаю, что достиг цели?
Что я увижу, услышу, почувствую, смогу сделать? УСЛОВИЯ 3. Где, когда и с кем мне это не-
обходимо и желательно? Где, когда и с кем — нежелательно? СРЕДСТВА 4. Чего мне не достает, чтобы
достичь цели? Каких ресурсов? ОГРАНИЧЕНИЯ 5. Почему я не достиг цели
раньше? ПОСЛЕДСТВИЯ 6. Что произойдет, если я достигну/ не достигну цели? ЦЕННОСТЬ 7. Стоит ли цель моих усилий?
Пример использования фрейма.Вышеописанное кажется весьма простым и понятным. Но потенциал, заложенный в данном фрейме, столь велик и важен, что мы разберем его на простом примере.
То, что вы дочитали эту книгу до этих строк, говорит о том, что вы ее, как минимум, купили или одолжили — неважно, у соседа или в библиотеке. Скажите, а зачем вы это сделали? Заинтересовало название? Привлекла обложка? Или заинтриговала столь часто встречающаяся в тексте загадочная аббревиатура НЛП? Впро-Чем, можете не отвечать — подобный малопродуктивный
С. Ковалев
библиофилический психоанализ оставим стойким последователям 3. Фрейда. Скажите лучше, а чего вы хотите в связи с тем, что читаете эту книгу? Просто прочитать ее? Что ж, никто вас не неволит и вы вполне можете ориентироваться и на эту цель. Одно печально — то, что сориентированное вами именно на данный результат бессознательное «отключится» сразу после достижения искомого — т.е. когда вы закроете эту книгу. А дальше что? Да ничего. Другое, сиюминутное или, может быть, даже вечное, отвлечет ваше внимание, и печальная мудрость про книгу и фигу станет реальностью...
Между тем, если бы вы изначально использовали фрейм хорошо сформулированного результата, могло получиться следующее.
РЕЗУЛЬТАТ
(чего я хочу) Я хочу изучить систему ПСИ и научиться методам НЛП-исцеления.
ПРИЗНАКИ
(как я узнаю, что добился того, чего хочу) Я буду считать, что научился (ась), когда прочитаю эту книгу и проделаю все рекомендованные в ней упражнения.
УСЛОВИЯ
(где, когда, с кем это необходимо/ нежелательно) Это нужно мне, в моей повседневной жизни и не позднее чем через месяц. Нежелательно растягивать изучение системы ПСИ надолго — тем более, что этого незамедлительно требует собственное здоровье.
СРЕДСТВА
(что мне нужно, чтобы достичь цели) Терпение, воля и наличие свободного времени — не меньше часа ежедневно. Отвлечение от суеты. И понимание того, что здоровье — это все.
ОГРАНИЧЕНИЯ
(почему я не достиг(ла) цели раньше?) Не попадалась эта книга. Но ведь были другие!
Ишеление с помощью НЛП
Наверное, я просто не задумывался о своем здоровье, все надеялся, что пронесет, а вот теперь — грянуло. Так что ограничение во мне — в моей дурацкой занятости всем, кроме действительно важного. И в неумении это важное выделять.
ПОСЛЕДСТВИЯ
(что произойдет, если я достигну/не достигну дели?) Если я ее достигну, все будет просто класс! Здорово! Я смогу управлять своим здоровьем! А вот если не достигну... Что ж, жизнь не кончится, но тогда мне придется серьезно разобраться в самом себе — почему я не понял или не принял и эту самую систему ПСИ, и лежащее в ее основе НЛП.
ЦЕННОСТЬ
(стоит ли цель моих усилий?) Безусловно, стоит. И с учетом ее ценности я, пожалуй, пересмотрю СРЕДСТВА — вместо одного часа пусть будут два ежедневно. А еще — поставлю новую цель: научиться отделять «зерна от плевел» — нужное от желательного и важное от второстепенного...
Учтите, что вышеприведенное — это только очень-очень краткая запись итогов использования фрейма результата. А сам по себе этот фрейм обладает потрясающей способностью прокладывать верные пути в тумане наших сиюминутных желаний и в болоте повседневности и обыденности...
Создание образа желаемого будущего.Теперь я приступлю к рассказу о том, как продолжить программирование своего бессознательного на достижение желаемой Цели. Именно продолжить, так как программирование это начинается с того самого момента, когда вы приступаете к созданию фрейма результата. Специалисты по НЛП, моделируя эффективных людей (то есть выясняя, как они делают себя эффективными, дабы передать это Другим), обнаружили, что все без исключения успешные
5—1194
С. Ковалев
субъекты (и во всех возможных областях жизнедеятельности) используют очень своеобразную стратегию успеха. Они вначале четко и зримо (до деталей) представляют себе то, что хотят получить в будущем (и далеком, и ближайшем). Затем как бы входят в него и «примеряют» на себя это будущее, одновременно наслаждаясь им. Далее из будущего (!), обернувшись в настоящее, они мысленно отвечают себе на интересный вопрос: «А как я сюда пришел? Как дошел до жизни такой?», — определяя или намечая шаги к своей цели. А потом, вернувшись в настоящее, глядя в будущее, проверяют эти шаги с точки зрения их реальности и выполнимости.
Однако главным в этой стратегии является все-таки образ желаемого будущего, а не шаги к нему. Потому что наше бессознательное обладает уникальной способностью: самостоятельно приводить нас к желаемым целям. Как автопилот, которому нужно только одно—конечный пункт маршрута...
Запрограммируйте же себя на обретение здоровья с помощью базовой для НЛП техники создания образа желаемого будущего, которую я опять-таки почерпнул из очень давних материалов к семинару по НЛП ИГИ СП (автор этой техники мне, к сожалению, неизвестен).
1. Представьте самый хороший исход вашей будущей деятельности по исцелению — например, полное выздоровление. Или результат, которого вы хотите, но пока не имеете (например, здоровье в определенной области).
2. Мысленно просмотрите не менее трех «кинофильмов» о своем успехе, в которых вы будете видеть самого себя здорового, исполняющего будущие роли с блеском и вдохновением.
3. «Войдите» в эти фильмы и мысленно проиграйте все эти будущие роли (т. е. если в п. 2 вы на себя смотрели как бы со стороны — были «режиссером», то теперь на происходящее смотрите как бы из своих глаз — станьте «актером»).
Игоеление с помощью НЛП
4. Пребывая в своем будущем, в котором вы уже добились успеха, посмотрите па свое настоящее, из которого вы пришли, и определите, что еще нужно сделать, чтобы достичь этого будущего.
5. Вернитесь в настоящее, еще раз посмотрите в будущее (представьте его), проверьте последовательность шагов, которые необходимы вам для достижения этого будущего, и еще раз прокрутите фильм о будущем успехе.
6. Вернитесь в настоящее и ощутите приобретенную уверенность — в себе и в достижимость собственного здоровья.
Общиймодуль развития.Ну а что делать, если, несмотря на все усилия, вы так и не смогли наметить шаги к желанной цели и расписать все эти условия, средства и ограничения? Во-первых, не расстраиваться и не огорчаться. А во-вторых, приступить к прояснению процесса исцеления. Лучше всего — с помощью так называемого общего модуля развития.
Данный модуль описан уже упоминавшимся Ф. Фанчем в книге «Пути преобразования. Общие модули процессинга» и в принципе, как справедливо утверждает данный автор, является универсальным способом укрепления любых положительных способностей человека — в том числе, разумеется, и способности к здоровью. С одной стороны, он представляет собой способ подразделения этой самой глобальной способности или результата на конкретные элементы. С другой же, является неким путеводителем по разнообразным техникам терапевтических интервенций, одновременно самостоятельно выступая в качестве некоей универсальной техники. Работать с ним не очень-то и сложно —достаточно четко и честно отвечать на вопросы, которые далее в тексте выделены жирным курсивом. Но отвечать обязательно, каким бы странным вам не показался вопрос. Ведь данный модуль развития — это еще и прекрасный
132____________________________С. Ковалев
способ расширения и видоизменения «карты» желаемой вами новой способности (для вас — здоровья). Той самой «карты», которая по определению никогда не равна «территории»...
Одно предупреждение: модуль этот ориентирован на людей, уже знакомых с некоторыми базовыми техниками НЛП. Все эти базовые техники описаны далее в этой книге. Но так как вы с ними пока еще не знакомы, вопросы, касающиеся этих техник, я помечаю знаком *, а в скобках указываю разделы, в которых они описаны.
Итак, немного сокращенная и несколько отредактированная мною техника общего модуля развития для темы здоровья выглядит следующим образом.
Способы осуществления рассматриваемой деятельности/способности. «Как можно стать и быть здоровым?»
Места, в которых это молено сделать. «Где вы можете быть здоровым?», «Где вы не можете быть здоровым?»
Люди, с которыми можно это делать. «С кем вы хотели бы (могли бы) быть здоровым?», «С кем вы не хотели бы (не могли бы) быть здоровым?»
Времена, в которые можно делать это. «Когда вы чувствуете себя здоровым?», «Когда вы чувствуете себя нездоровым?»
Реакции на тему здоровья *. «Нет ли у вас нежелательных реакций или ощущений при мысли о том, чтобы стать или быть здоровым?» Если да, проясните их с помощью техник изменения личной истории или реимп-ритинга (глава I части II).
Фиксированные идеи * по данной теме. «По каким правилам вы живете относительно здоровья?»Найдите эти правила и расфиксируйте их, если они окажутся неэкологичными (глава 3 части II).
Ключи разблокирования*. «Может быть, вас что-то/кто-то сдерживает в отношении обретения здоро-
Исцеление с помощью HL
вья?» Пройдите все ключи разблокирования (глава 2 части II )■
Полярности *. «Не бывает ли так, что вы то здоровы, то больны, причем смена состояний происходит довольно быстро?» Если ваше здоровье (болезнь) как бы то включается, то выключается, осуществите объединение частей (глава 5 части II).
Возможные ресурсы. «Что вам нужно, чтобы быть здоровым?» Опишите все, что придет наум.
Четырехсторонний пакет. «Что может случиться, если стать здоровым? Что может случиться, если не стать здоровым? Что не случится, если стать здоровым? Что не случится, если не стать здоровым?» Именно эти вопросы могут помочь вам определить вторичные выгоды вашего заболевания.
Нежелательные будущие последствия обретения здоровья. «Почему может хотеться быть здоровым? Почему может не хотеться быть здоровым?»
Поговорите на тему здоровья. Обсудите ее с кем-угодно благожелательным (в крайнем случае — с самим собой).
Вообразите будущее здоровья. Используйте полный VAKD.
Переберите действия, требующиеся для него — то, чем вы хотите заниматься здоровья ради. Обучайтесь им, тренируйте их, инсценируйте их. Выясните, будут ли они эффективными или нужны еще какие-то ресурсы. Привыкните к ним.
Сделайте эти действия в действительности.
Сенсорные признаки результата.Что, заполнениевышеприведенного общегомодуля здорово «прочистило вам мозги» вделе обретения здоровья и вы наконец-тосмогли «расписать» фреймрезультата? Нутак прекрасно. Но как нистранно, до полного иподлинного формулирования здоровья какрезультата вы еще НЕ ДОШЛИ.
134____________________________С. Ковалев
Потому что вы плохо (или недостаточно) проработали вопрос о признаках здоровья. Что вы, интересно, там написали? Давление 120 на 70? Но ведь правополушарное бессознательное не понимает вашего левололушарного языка. Объяснить ему что-то можно только в терминах образов и ощущений. Каковые вы и будете сейчас создавать, пользуясь рекомендациями одного из моих учителей — М. Аткинсон, директора Канадского института НЛП (кстати, именно от этого института я и получил свой первый сертификат Мастера искусства нейролингвистического программирования). Источник этих рекомендаций — материалы семинара «Нейролингвистическое программирование в работе с семьями» ЦПП «Катарсис».
Для начала используем еще один фрейм НЛП: «как если бы...», который позволит вам перейти из надоевшей «карты» болезни в желанную «карту» здоровья. Чтобы использовать эту технику фрейма «как если бы», вам нужно просто отвечать на вопросы, мечтая и фантазируя, т.е. сняв цензуру вашего сознания. Так, как если бы вы уже обладали всем тем, чего желаете — абсолютным здоровьем.
Давайте предположим, что вы уже здоровы. Опишите себя!
Если бы вы могли мгновенно стать здоровым, то каким бы вы были?
Сделайте вид, что вы у о/се здоровы, и расскажите о своих ощущениях.
Предположим только на минуту, что вы действительно могли бы вылечиться. Опишите, в какой последовательности это происходило бы.
Если бы вы могли изменить любую часть своего состояния, то что бы вы изменили в первую очередь?
Каким бы вы были, если бы были абсолютно здоровым?
Если бы вы были здоровым, то что было бы и что бы вы делали?
Исцеление с помощью НЛП
Если бы вы знали основную причину, поддерживающую вашу болезнь, чем бы это могло быть?
Если бы вы могли владеть нужной информацией по излечению, то какой бы она была?
Предположим на минуту, что вы знаете, что надо делать в первую очередь. Что бы вы стали делать для своего исцеления?
Предложенные вопросы нужны не столько для того, чтобы «раскрутить» тему вашей болезни, сколько для того, чтобы перевести ее в план конкретных признаков здоровья, понятных вашему бессознательному.
Теперь попробуйте воспользоваться техникой описания модели НС —> ЖС. Начните с настоящего состояния, то есть с вашей болезни, для чего ответьте на следующие вопросы (по М. Аткинсон).
1. Как вы себя ощущаете внутри, когда вы находитесь в этом состоянии?
2. Присутствует ли у вас какое-либо внешнее осознание своего тела?
3. Где вы ощущаете свое дыхание, и насколько оно у вас частое?
4. Присутствует ли какой-либо внутренний диалог?
5. Насколько хорошо вы слышите то, что происходит вокруг вас?
6. Как для вас звучит ваш собственный голос?
7. Можете ли вы ясно видеть, что происходит вокруг вас?
8. Видите ли вы что-нибудь внутри (какие-либо картинки) ?
Далее проделайте то же самое для желаемого состояния.
1. Как вы будете ощущать себя внутри, когда будете находиться в состоянии здоровья?
2. Будет ли присутствовать у вас какое-либо внешнее осознание своего тела?
С. Ковалев
3. Где вы будете ощущать свое дыхание, и насколько оно у вас будет частое?
4. Будет ли присутствовать какой-либо внутренний диалог?
5. Насколько хорошо вы будете слышать то, что будет происходить вокруг вас?
6. Как для вас будет звучать ваш собственный голос?
7. Будете ли вы ясно видеть, что будет происходить вокруг вас?
8. Будете ли вы видеть что-нибудь внутри (какие-либо картинки) ?
Далее давайте вспомним о VAKD — о том, что любую информацию наш мозг кодирует в виде образов-картинок (V), звуков и слов (А), ощущений и чувств (К), а также умственных схем (D). Которые, в свою очередь (простите, что я об этом не говорил раньше), могут быть внешними (т.е. находится вне пределов вашего тела) и внутренними (т.е. пребывать в его пределах). И сделаем специальную технику сравнения настоящего и э/селаемого состояния, дабы точно сообщить своему бессознательному, чего мы хотим и к чему стремимся.
В идеале у вас должны получиться две «описи» вашего состояния, выглядящие, например, таким образом (см. таблицу)
Теперь вы поняли, что от вас требуется? Да-да, именно это. Четкое и недвусмысленное описание: и того, что вы имеете, и того, чего вы хотите. На языке, который вполне понятен вашему мозгу. И если вы действительно создадите такую вот опись, останется сделать не столь уж и многое. Найти ресурсы, соответствующие всему тому, что нужно для перевода НС в ЖС (только не говорите мне, что их у вас нет, — на самом деле в вашей бессознательной памяти их куда больше, чем нужно: ведь с помощью НЛП вы можете ввести в ваше больное настоящее любое состояние из вашего
Игиеление с помощью НЛП
Настоящее состояние | Желаемое состояние | |
Визуальные составляющие | Внутренние: образ себя на больничной койке | Внутренние: образ себя, легко и непринужденно ифающего в волейбол |
Внешние: чернота и рябь в глазах, когда смотрю на окружающие предметы | Внешние: ясность восприятия, четко и ярко вижу окружающее | |
Аудиальные составляющие | Внутренние: визгливый голос: «Ты все равно умрешь!» | Внутренние: энергичный голос: «Ты выздоровеешь и поймешь, что жизнь прекрасна!» |
Внешние: частичная глухота и звон в ушах | Внешние: острота слуха — как в детстве | |
Кинестетические составляющие | Внутренние: ощущение тяжести в груди и «буханье» сердца | Внутренние: легкость в фуди и ровная и ритмичная работа сердца |
Внешние: что вокруг как будто поднялась температура и стало очень жарко | Внешние: ощущение прохлады |
здорового прошлого). И применить соответствующую технику нейролингвистического программирования — например, якорения, взмаха или субмодальностного редактирования, о которых вы прочитаете в следующих главах.
С. Ковалев
Кстати, если хотите, то дополните образ желаемого состояния. Например, опишите позу,
характер дыхания, направление взгляда, жесты и
характерные слова, в которых будет выражаться это самое ЖС. А теперь войдите в это состояние, т.е. примите соответствующие позу, характер дыхания и направление взгляда. Сделайте несколько раз новые, выбранные вами жесты, сопровождая их характерными словами. Сделали? Тогда знайте, что вы еще больше усилили позитивное воздействие хорошо сформулированного результата.
Здесь можно также порекомендовать вам (как это описывалось в материалах одного из раннихсеминаров по НЛП ИГИСП, автор мне неизвестен) определить и представить вашу оптимальную будущую «сущность», где основными «линиями» будут:
баланс между физическим, эмоциональным, ментальным и духовным (НС и ЖС),
самоценность — качество, которое вы придаете себе (НС и ЖС),
самоуважение — любовь и уважение, которые вы испытываете к себе (НС и ЖС),
конгруэнтность — ясное представление о намерении: о том, чего вы хотите (НС и ЖС).
Делая это определение и представление, старайтесь помнить, что, согласно нейролингвистическому программированию, вы абсолютно свободны:
• видеть и слышать то, что есть, вместо того, что должно быть, было или будет;
• говорить, что вы чувствуете и думаете, вместо того, чтобы говорить о том, что вам следовало бы чувствовать и думать;
Исцеление с помощью НЛП _________139
• чувствовать то, что вы чувствуете, вместо того, чтобы чувствовать то, что вы должны чувствовать;
• просить того, чего вы хотите, вместо того, чтобы ждать разрешения;
• рисковать на свою ответственность вместо того, чтобы бояться «раскачать лодку».
А напоследок, генерируйте множественные описания оптимальной «сущности» вашего «Я» — так, как советует это делать специалисты по НЛП.
Кинестетически — физиология — скульптура — поза/дыхание — эмоциональное качество (внутренние признаки телесных ощущений), т.е. то, как вы себя будете чувствовать и ощущать.
Аудиально — тональное представление — звук или ритм/темп/мелодия — вербально-ключевые прилагательные (как вы будете «звучать» и что говорить).
Визуально — «рисунок» оптимальной «сущности» (как вы будете выглядеть).
Упражнение 21.
■ Создайте фрейм результат для нескольких целей вашей жизни. Не беритесь сразу за крупные цели — для освоения данного фрейма необходимы именно небольшие цели (крупные вам все равно придется разбивать на подцели). Разобравшись с семью шагами фрейма результата, создайте его для собственного здоровья.
Упражнение 22.
■ Тщательно сконструируйте и проработайте образ желаемого будущего —вашего здоровья,—одновременно определив не менее трех способов, с
помощью которых можно прийти в это самое желаемое будущее.
Упражнение 23.
■ Письменно ответьте на все доступные вам для ответа вопросы общего модуля развития. Перейдя к его последнему пункту («сделайте это в действительности»), немедленно совершите первые три шага в направлении к собственному здоровью — три «всплывших» действия, какими бы незначительными они вам не казались (например, совершите прогулку, съешьте витаминку, сделайте зарядкуит.д.).
Упражнение 24.
->Не пожалев ни сил, ни времени, заполните схему сравнения настоящего и желаемого состояния. Создайте полное описание VAKD этих состояний как внутренних, так и внешних. • И сделайте все необходимые дополнения к образу желаемого состояния — вашей новой оптимальной сущности.
3.3. Формирование готовности к достижению цели
Модель Р. Дилтса.Однако помимо вышеизложенных моделей и фреймов, в нейролингвистическом программировании есть и еще одна модель — Р. Дилтса, представленная в уже упоминавшейся книге Р. Дилтса, Т. Халлбо-ма и С. Смита «Убеждения. Пути к здоровью и благополу-
исцеление с помощью НЛП
чию»- Согласно этой модели (в несколько вольном ее изложении), для того чтобы, например, осуществилось исцеление, от пациента (именно так — от пациента, а не терапевта) необходимо выполнение всего двух условий:
• он обязан знать, чего хочет, и
• он должен обладать готовностью к достижению того, чего хочет.
С первым условием, которое полностью «вписывается» в систему «хорошо сформулированного результата», мы с вами разобрались. Настала пора разобраться и с условием вторым — с формированием бессознательной готовности к достижению цели.
Второе условие является исключительно важным. Ибо именно в нем и возникает та самая вера, без каковой любое лечение оказывается малопродуктивным. И наоборот — то есть если эта самая вера есть, лечение оказывается вроде бы и не особенно нужным. Психосоматическое исцеление происходит как бы само собой.
По сути, речь идет о создании так называемой сано-генной мотивации (но в отличие от «обычной» — бессознательной) — той самой, отсутствие которой у больного не дает ему вылечиться даже в случае объективных благо-показаний к излечению. А таковых, не дающих себе шанс излечиться, больных встречается, поданным В. Тополянс-кого и М. Струковского (привожу эти данные по книге В. Покрасса «Терапия поведением»), от 30 до 50% среди пациентов врачей всех специальностей в поликлинике.
Из-за исключительной важности создания бессознательной готовности к достижению цели я позволю себе привести описание одного из случаев применения «ответственной» за нее техники — формирования бессознательнойготовности к достижению цели (результата) —дабы приведенная в конце раздела ее конспективная «расшифровка» не оказалась для вас «скелетом» без мышц, кожи, сухожилий и всего прочего, когда вроде бы все на месте, по человека — не видно...
142С. Ковалев
Описание случая формирования готовности к достижению цели.Татьяна пришла ко мне с «горячущим», как она сама выразилась, желанием избавиться от избыточного веса (85 кг при росте 160 см). Весьма тривиальная проблема, с которой ко мне обращается примерно каждый пятый пациент. После неизбежной возни с созданием фрейма результата, в ходе которой я последовательно раскритиковывал предложенные ею варианты («Л хочу избавиться от лишнего веса» — по причине движения от негатива; «Я хочу похудеть» — вследствие употребления плохо принимаемого бессознательным слова (корня) «худо» и т.д.), мы, наконец, остановились на не слишком удачной, но принятой Татьяной и отвечающей необходимым требованиям формулировке: «Я хочу стать стройной женщиной, весящей примерно 60 килограммов». А еще через десять минут, когда мы завершили обсуждение прочих необходимых параметров хорошо сформулированного результата (всех этих теперь уже знакомых вам «признаков», «условий», «средств» (ресурсов), «ограничений», «последствий» и «ценностей»), началось следующее действо.
Для начала Татьяна собственноручно и одним (вышеприведенным) предложением записала свою цель (желаемый результат) в верхней части обычного листа формата А4. Затем уже я начертил под этим предложением такую вот шкалу:
12 3 4 5
И объяснил ей, что это — шкала ее собственного согласия с некоторыми суждениями относительно цели, которую мы с таким трудом сформулировали. При этом 5 означает безоговорочное согласие с этим суждением, 1 — полное несогласие, а 2, 3 и 4 являются промежуточными значениями.
Далее я попросил ее взять ручку и поместить ее (ручку) над цифрой 3 (среднее значение — наполовину согла-
Исцеление с помощью НЛП
сен, наполовину не согласен). А после сказал, что сейчас она будет оценивать степень своего согласия с некоторыми имеющими отношение к ее цели суждениями, но оценку эту как бы передоверит своей руке. То есть расслабит ее и позволит, лишь чуть-чуть помогая, найти руке то место на шкале, которое соответствует степени или уровню этого согласия. А поскольку оценка 3, над которой сейчас будет находиться ее рука, — это среднее значение степени согласия, рука может двигаться либо влево к единице, либо вправо к пятерке, либо остаться на том же месте, если оценка 3 будет соответствовать действительности.
Заинтригованная Татьяна приняла правила «игры», и я медленно сказал:
«Эта цель желанна и стоит того»,после чего мы оба уставились на руку с ручкой. Медленно и немного неуверенно она двинулась в сторону «пятерки», но немного зайдя за оценку 4, остановилась.
По моей просьбе сразу под шкалой Татьяна написала: «Желаппость цели = 4,1»
После этого подобным же образом я произнес еще четыре фразы: •
«Эта цель достижима»(рука ушла влево и остановилась примерно у 2,8);
«То, что мне необходимо делать, чтобы достичь этой цели, нормально и естественно»(рука замерла на оценка 3,0);
«У меня есть все необходимые способности для того, чтобы достичь этой цели»(рука выбрала 2,1);
«Я заслуживаю достижения этой цели»(рука уверенно прыгнула на 5).
Итоговая запись результатов выглядела следующим образом:
желанностъ цели = 4,1;
вера в ее достижимость = 2,8;
«естественность» действий по достижению Цели = 3,0;
С. Ковалев
убежденность в своих способностях достичь этой цели = 2,1;
«заслуженностъ» цели = 5,0.
Только не надо думать, что в момент оценивания Татьяна находилась в сомнамбулическом трансе и практиковала автоматическое письмо. Нет, она была, как говорится, в здравом уме и трезвой памяти и, конечно же, сама двигала рукой, оценивая свое согласие с суждениями. Просто моя инструкция (больше всего в части концентрации на расслабленной руке, которая «сама будет производить оценку»), позволила осуществить эту оценку не «де юре» — на сознательном уровне, где мы, скорее всего, получили бы одни «четверки» и «пятерки», а «де фак-тум» — на уровне бессознательного, где картина ее готовности к достижению цели оказалась далеко не такой благостно-положительной.
Компоненты «целевой» готовности. Надо сказать, что получившиеся результаты попросту ошарашили Татьяну — она ведь считала похудание едва ли не главным делом своей жизни и была твердо уверена в достаточности своего «горячущего» желаниия достичь устраивающего ее веса. Наверное, именно поэтому она очень спокойно восприняла мое объяснение о том, что с точки зрения НЛП готовность к достижению любой цели (или выполнению любой деятельности—например, того же сидения на диете) состоит из пяти компонентов.
Во-первых, это желанность цели, которая при том еще и должна «стоить того», ибо даже самый последний дурак не будет стремиться к достижению нежеланной цели.
Во-вторых, это убежденность в достижимости цели, поскольку цели, оцененные как не достижимые, мягко говоря, «не греют» и уж тем более — не мотивируют.
В-третьих, это уверенность в том, что действия, которые придется предпринимать для достижения этой цели, будут носить нормальный и естественный характер — то есть вам не придется ломать себя, пере-
Исиеление с помощью НЛП
страивать свою жизнь или отказываться от чего-то очень-очень ценного.
В-четвертых, это убежденность в своих способностях достичь цели, так как любая мысль о неспособности способна парализовать и достижение цели, и деятельность (об этом, к их собственному сожалению, хорошо знают мужчины, испытывающие затруднения в сфере сексуальных отношений).
Ну а в-пятых, это уверенность в том, что вы заслуживаете достижения цели, журавля в небе, а не синицы в руках, что особенно актуально в нашей несчастной стране, население которой твердо убеждено (убедили!), что оно не заслуживает ровным счетом ничего...
И все так же спокойно, но уже куда более заинтересованно Татьяна отнеслась к следующему положению НЛП, о котором я ей рассказал—о так называемой неконгруэнтности, несовпадении сознательных и бессознательных компонентов нашего целеполагания. О том, что сплошь и рядом, сознательно стремясь к достижению чего-то действительно ценного, мы бессознательно бываем не готовы к тому, чтобы его добиться и достигнуть.
Процесс формирования готовности к достижению цели.Из оценок Татьяны следовало, что самым «слабым звеном» в ее готовности к достижению цели была убежденность в собственных способностях достичь того, чего она желает — 2,1 (к слову, на мой взгляд, минимальная оценка, которую можно считать достаточной — 4,0). С нее мы и начали работу.
Я дал ей чистый лист и попросил написать на нем следующую фразу: «У меня есть все необходимые способности, чтобы достичь своей цели — стать стройной женщиной, весящей 60 килограммов».
После чего предложил новую игру (а НЛП в Мастерском исполнении — это всегда веселая игра): представить саму себя («воображаемую» Татьяну), сидящую напротив
С. Ковалев
и пол!гую скептицизма по поводу способностей «реальной» Татьяны обрести желаемый результат. И после того как она, немного нервно похихикав, сделала это, предложил «реальной» Татьяне выступить в качестве лектора-пропагандиста, убеждающего «воображаемую» Татьяну в наличии у него (у нее — «реальной» Татьяны) необходимых способностей для достижения желанной цели. А для чего вначале просто вслух, громко, с чувством («по системе Станиславского») произнести, обращаясь к «нереальной» Татьяне, вышеприведенную фразу, которую я назвал базовой.
Немного смущаясь, Татьяна довольно бойко произнесла:
- У меня есть все необходимые способности, чтобы достичь своей цели — стать стройной женщиной, весящей 60 килограммов.
Сразу после этого я как бы продолжил сказанное ею, вставил одну-единственную фразу-«связку»:
- Потому что...
- Что значит «потому что?», — недоуменно спросила Татьяна.
- Вопрос из зала, — невозмутимо ответил я, показывая рукой на то место, где находилась «воображаемая» Татьяна. — Народ просит объяснить, почему это у тебя есть все необходимые способности?
- Почему... — задумчиво протянула Татьяна. — Да потому, — внезапно оживилась она, — что я всегда добивалась того, чего я действительно хотела. А сейчас я поняла, что я, кажется, действительно хочу стать стройной!
- Очень хорошо, — ответствовал я. — Тогда будь любезна повторить то, что ты только что сказала: базовую фразу, «потому что» и свое обоснование-объяснение.
Татьяна так и сделала, причем по ее лицу я понял, что игра ей начинает нравиться.
- А теперь еще раз скажи базовую фразу, — попросил я, и после того как Татьяна ее произнесла, добавил следующую «связку»:
Мгнеление с помощью НЛП____________ 147