Процесс зарождения этнопсихологии. Роль В. Гумбольдта, М. Лацаруса, Х. Штейнталя, В. Вундта в становлении этнопсихологии.
1.Дать другое начало. Например что Гумбольдт был философом и лингвистом- это отразилось, на его этнопсихологических воззрениях, которые присутствуют в виде ярких, но абстрактных определений, философских метафор, которые не дают окончательной ясности.
2. Даты жизни( где их нет)
3 Если получится выстроить логику Процесса зарождения этнопсихологии.
Концепцию лингвиста, философа и этнопсихолога XIX в. Xемана Штейнталя (1823-1899) можно считать своего рода вехой в развитии психологического и релятивистского направления в философии языка на пути от романтической и идеалистической философии языка Вильгельма фон Гумбольдта к концепции лингвистической относительности в ее современном виде (гипотеза Сэпира-Уорфа?????). Гумбольдт, которого Штейнталь считал своим учителем, вообще полагается основателем одной из влиятельнейших философско-лингвистических концепций, задававшей тон развитию языкознания в Германии на протяжении как минимум первой половины XIX в. Ведь именно он поставил ряд проблем, давших импульс развитию немецкой философии языка на много лет вперед: взаимодействие языка и мышления, внутренняя форма языка, соотношение языка и психологии народа-носителя и т.д. Кроме самого Штейнталя и его коллеги М. Лацаруса среди последователей гумбольдтианской линии в философии языка можно назвать Л. Вайсгербера, В. Порцига, О. Функе и в определенной степени неокантианца Э. Кассирера, а на русской почве - Г. Шпета и А. Потебню.
Штейнталь известен не только как последователь и интерпретатор Гумбольдта, но прежде всего как яркий представитель психологического направления в языкознании, которого иногда называют основателем этнопсихологии. Его концепция, подробному исследованию которой в отечественной научной литературе на сегодняшний день посвящено не так много работ представляет собой самобытное и достаточно оригинальное продолжение гумбольдтианской линии в немецкой философии языка.
В творчестве самого Гумбольдта этнопсихологические воззрения присутствуют в виде ярких, но абстрактных определений, философских метафор, которые не дают окончательной ясности. В понятиях "дух", или "народный дух" можно заметить скорее отголоски немецкой идеалистической философии, чем предпосылки этнопсихологического исследования - ведь в конце XVIII - начале XIX в. психология как академическая дисциплина еще окончательно не оформилась. Множество пассажей из трудов Гумбольдта указывают на то, что он отождествлял такие понятия, как "дух", "мышление", "разум", находившиеся для него в прямой корреляции с языком.
Основополагающими понятиями концепции Гумбольдта являются "дух" и "народный дух", при этом дух понимается как своеобразный творческий импульс, как развивающаяся интеллектуальная сила, присущая человеческому роду вообще и каждому человеку в отдельности. Сообразно потребности духа в самовыражении, человек (а шире - народ) "превращает мир в мысли", т.е. постигая окружающий мир, образует понятия навстречу предметам. Именно язык у Гумбольдта отвечает за преобразование представлений в понятия. Язык, таким образом, - вечно развивающаяся сила, интеллектуальный инстинкт человека, служащий для выражения духовных устремлений индивида, народа и всего человечества.
Второй основополагающий пункт концепции Гумбольдта заключается в том, что каждый народ по-своему "превращает мир в мысли", создает свой неповторимый способ языкового, а значит, и семантического членения действительности, который Гумбольдт характеризует как "языковое мировидение". «Разные языки, - подчеркивал он в предисловии к своей монографии о баскском языке, - суть не столько различные обозначения одной и той же вещи, сколько различные "видения" ее». Стало быть, фи- лософско-антропологическое исследование народного духа должно, прежде всего, быть исследованием языка.
Можно сказать, что для Гумбольдта язык был основным средством народного духа. В рамках этнопсихологического исследования Штейнталя язык - первый объект исследования, занимающий свое место наряду с другими творениями духа: обычаями, религиозными традициями, словесностью, литературой и т.д.
Хеман Штейнталь и Морис Лацарус за основу брали «дух народа» как некую таинственную субстанцию, которая остается неизменной при всех переменах и обеспечивает единство национального характера при всех индивидуальных различиях. Народный дух понимался как психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, и одновременно как их самосознание. Именно народный дух, который проявляется, прежде всего, в языке, затем в нравах и обычаях, установлениях и поступках, в традициях и песнопениях, и призвана изучать психология народов (Штейнталь Х., 1960).
Основными задачами «Психологии народов» является: а) психологически познать сущность народного духа и его действия; б) открыть законы, по которым совершается внутренняя духовная или идеальная деятельность народа в жизни, в искусстве и в науке и в) открыть основания, причины и поводы возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа (Шпет Г.Г., 1989).
Хотя Вильгельм Вундт понимал сущность психологии народов в несколько ином свете, чем Штейнталь и Лацарус, он всегда, подчеркивал, что психология народов – это наука о душе народа, которая проявляется в языке, мифах, обычаях, нравах (Вундт В., 1998). Остальные элементы духовной культуры вторичны и сводятся к ранее названным. Так, искусство, науки и религия долгое время в истории человечества были связаны с мифологическим мышлением.
«Язык, мифы и обычаи представляют собою общие духовные явления, настолько тесно сросшиеся друг с другом, что одно из них немыслимо без другого. Обычаи выражают в поступках те же жизненные воззрения, которые таятся в мифах и делаются общим достоянием благодаря языку. И эти действия в свою очередь делают более прочными и развивают дальше те представления, из которых они проистекают»
Таким образом, основным методом психологии народов Вундт считает анализ конкретно-исторических продуктов духовной жизни, то есть языка, мифов и обычаев, которые, по его мнению, представляют собой не фрагменты творчества народного духа, а сам этот дух.