Области или сферы псих. развития
Предмет и проблемы возрастной психологии.
Предметом является изучение фактов и закономерностей психического развития чел. в онтогенезе. Предмет представлен тремя компонентами:
1) Основные особенности процесса псих. Развития
2) Психологическая хар-ка единицы развития – возраст
3) Движущие силы предпосылки, факторы. условия, механизмы и закономерности псих. развития
Проблема!
1) Современная психодидактика:
-изучение проблем времени
-воспитание толерантности
-выявление путей дифференцированного образования
2) Определение детства.
Методы изучения психического развития человека. Связь возрастной психологии с другими науками.
Методы отвечают на вопрос «как?»
Классификация методов (П. Г Ананьев)
а) организационный метод: сравнительный метод, комплексный метод, лонгетюрный метод
ф-ии: организовать добывание данных
б) эмпирический метод: наблюдение: эксперимент, психодиагностика, анализ продуктов деятельности, биографический метод:
ф-ии: добывание данных
г) методы обработки: количественный и качественный
ф-ии: математическая и логическая обработка данных
д) интерпретационный: генетический, структурный
ф-ии: объяснить, пояснить, полученный результаты личности
Факторы, условия, движущие силы и механизмы психического развития.
Факторы – это причина, порождающая что-либо.
Факторы:
1.Биологический он включает в себя наследственность и врожденность
Наследственность – это то, что передается из поколения в поколение, с помощью генов
Врожденность – это то, что приобретает человек в периоде внутриутробного и в периоде рождения
2.Социальный фактор (среда) – это:
а) общество на уровне макро
б) микро общество
в) экология и природная сила.
3. Активность самого индивида.
Активность- деятельностное состояние организма .
Активность: 1.Двигательная 2. Познавательная.
Условия психического развития.
Условие - это некое обстоятельство, которое задает направление движению психики.
Условия:
1 группа: связанна с образованием и воспитанием .
2 группа: активность самого индивида.
3 группа: любовь и признание индивида.
Движущие силы психического развития:
Движ.силы находятся внутри самого индивида.
Движ.силы - это некое противоречие между потребностями и возможностями.
Механизмы:
1. Идентификация. Представлена как процесс эмоционального и иного само отождествления человека с другим человеком, группой, образом.
2. Обособление.
Закономерности психического развития.
1. Неравномерность - психического развития. Колебательный характер носит линия псих. развития; есть периоды подъемов, спада, плато.
Выготский выразил периоды так: литический- плато, спокойные ровные – происходит накапливание.
Критический- периоды подъема, скачка, перехода на новый уровень(кризис)
Кризисы по Выготскому: 1) Новорожденности, рождается, появляется на свет
2) Кризис одного года связан с прямохождением.
3) Кризис 3 лет. Проявляется «Я сам».
4) Кризис 7 лет. Смена позиций: дошкольник – школьник.
5) Кризис 13 лет. Кризис полового созревания.
6) Кризис 17 лет. Переход из детства во взрослость.
Особенности процесса психического развития, формы и области развития.
Созревание– это изменение внешнего вида организма под влиянием импульсов роста.
Рост – это количественные.
Развитие - это процесс необратимых направленных и закономерных изменений, приводящих к появлению
количественных, качественных и структурных преобразований психики.
Формы психического развития:
-психика может существовать в формате филогенеза (историческое развитие)
-онтогенез – это развитие психики в течение жизни индивида
-функционалгенез – это развитие каждой отдельной психической ф-ии
Области или сферы псих. развития
-психофизическая область – это хар-ка внешних и внутренних изменений тела человека
-когнитивная область (познавательная сфера) – это все изменения познавательного развития человека
-психосоциальная область – это особенности и изменения эмоционально-личностных и межличностных сферах
человека.